Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образ неба в мировой культуре

Небо в большинстве языков является одновременно обозначением мира облаков и созвездий, также местом свободного проживания избранных умерших людей. Это понятие вбирает в себя метеорологические, астрономические и теологические наблюдения. Мифы о сотворении мира в большинстве древних культур рассказывают о доисторическом единстве неба и земли. Небо часто являлось символическим выражением самого божества.

В древнекитайском образе мира небо — это символ силы судьбы, которая управляет всеми земными свершениями. Храм неба в центре Пекина (теперь Бейджин) — это архитектоническое выражение желания установить гармоническое согласие между обеими этими космическими категориями, где земной царь представляет небесную власть.

Император Чао, живший около 100 г. до н.э., читал такую молитву: «Истинно возвышенное небо, господь всевышний, окутывающий землю, приносит жизнь и направляет водный поток! Истинно возвышенное небо, ты вечно. Я, первый среди людей, император Чао, благодарю тебя за все твои хорошие дела. Истинно плодородная земля, правящая небом, солнце и дождь дают расти твоим дарам...»

В Древнем Перу, где о мироустройстве инка Гариласо де ла Вега (1539—1616) рассказывает следующее: «Небеса перуанцами назывались Ханан Паха, что означает «верхний мир», куда, по их мысли, входят добрые дела, как, например, награда за их добродетель. Турин Паха — это мир рождения и гибели, что означает «нижний мир». Уру Паха — это срединная точка Земли, что означает «мир над другими», куда, по их словам, входят злые дела. Чтобы это отчетливее выразить, они давали и другие названия — Цупайя Гуакин, что означает «Дом дьявола». Они думали, что свобода верхнего мира означала жизнь в покое и свободу от труда, а эта жизнь была бременем... все наслаждения, свободу, всю радость приписывали они тому, что было хорошо.

Понятие «Небеса» в Западной Европе, небо рассматривалось как спиритуальная сфера и представлялось для живущих на земле потусторонней радостью, даруемой в исключительных случаях.

 

 

Символ неба в христианстве.

Бытие 1:1 В начале сотворил Бог небо и землю.

Слово «небо» (мн. ч. «небеса») в переводах Библии, как правило, является переводом еврейского слова шамайим и греческого уранос. Значение обоих слов — «высокое или превознесенное». Лишь в Новом Завете слово «небеса» упомянуто 276 раз.

Слово «небо» (небеса) в Писании обозначает одну из трех сфер:

1) атмосферу земли, расположенную непосредственно над нашими головами;

2) астрономическое или звездное небо

3) место обитания Бога.

Атмосферное небо указывает на пространство, непосредственно окружающее землю и известное как тропосфера или нижний слой атмосферы, где летают птицы (Быт. 1:20; Иер. 4:25). В этой сфере выпадают осадки, дождь или снег (Быт. 7:11; Втор. 11:11; Ис. 55:10), и здесь же движутся ветра и облака (Пс. 77:26; 146:8). Астрономическое или звездное небо — это место, где солнце, луна и звезды вращаются по своим орбитам (Быт. 1:14,16,17; 22:17; Ис. 13:10; Мф. 24:29).

Соломон молился Богу при посвящении храма: «Господи, Боже Израилев! нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу… Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил» (3 Цар. 8:23–27; ср. с 2 Пар. 2:6; 6:18). Писания ясно и неоднократно утверждают, что Бог обитает на небе. Он смотрит вниз на землю из Своих святых обителей и благословляет Свой народ (Втор. 26:15; Пс. 52:3; Ис. 63:15). Когда Его народ молится в направлении храма, Он слышит на небе, месте Своего обитания, и прощает его (3 Цар. 8:30, 39, 43, 49). Во времена Езекии «встали священники и левиты, и благословили народ; и услышан был голос их, и взошла молитва их в святое жилище Его на небеса» (2 Пар. 30:27). Псалмопевец говорит: «Господь во святом храме Своем, Господь, — престол Его на небесах» (Пс. 10:4); «Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает» (Пс. 102:19). Иисус все время говорил о Своем Небесном Отце (см. Мф. 5:16,45; Мк. 11:25). Все эти ссылки говорят о том, что «небо» — это обитель или жилище Бога, которое апостол Павел называет «третьим небом» или «раем» (2 Кор. 12:2, 3).

Словом «небо» не только обозначается место обитания Бога и нахождения Его престола; небо и есть Сам Его престол (Ис. 66:1), символ Его власти. Таким образом, «небо» — это также метонимия Самого Бога. Особенно в иудаизме после возвращения еврейского народа из вавилонского плена этот термин стал использоваться в качестве околичности во избежание упоминаний Божьего имени «Яхве» или в качестве синонима слова «Бог». В Новом Завете это явление также встречается достаточно часто. В притче о блудном сыне вернувшийся домой сын говорит отцу: «Я согрешил против неба» (Лк. 15:18, 21), подразумевая при этом, что грех его был направлен и против Бога. Иисус использовал слово «небо» как синоним понятия Бог, когда сказал: «Клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем» (Мф. 23:22). Здесь Бог представлен в символе места Своего обитания.

В современном языке слово «небо» употребляется так же, как и в Библии. Кроме того, под «небом» часто понимают то место, где искупленные получат свою награду сразу после смерти. Хотя такое употребление слова «небо» в значении блаженной обители умерших нельзя признать библейским.

 

III)Декоративно-пространсвенная композиция «Небесный шатер»

Обоснование выбора темы.

Композиционный строй.

В основе композиционного строя заложен ритм семи полотен различной ширины, расположенных вертикально и перехваченных перекладинами в трех местах по длине каждого полотна, что передает образ шатра. При создании полотен было использовано два материала - это хлопковые нити и фатин (лёгкая сетчатая ткань из полиэстерной нити). Благодаря плавной градации цвета из плотно синего и серого в белый, и использованию различных фактур подчеркивается воздушность и образность пространственного объекта.

Техника выполнения

Небо воплощение чистоты, света и вечности. По этому для создания этого образа была выбрана техника прошедшая через века. Значимость и величие не всегда выражено сложными и замысловатыми формами. В данном случае, использовано самое простое полотняное переплетение нитей основы и утка. Предварительно перед заправкой в ткацкий станок нити основы и утка были окрашены в технике «икат», что позволило выполнить плавную градацию цвета по длине каждого полотна. Два из семи полотен построены на фактурах переплетения хлопковых нитей с воздушным фатином.

Цветовая гамма.

Вид земного неба зависит от времени суток, времени года и основной погоды. На нём часто видны облака и спутник Земли — Луна. Вид земного неба из самолёта, летящего над облаками, может существенно отличаться от вида неба с земной поверхности.

Во время восхода и заката Солнца на небе появляются оттенки жёлтого, оранжевого и красного цветов.

Ночью синий цвет неба сменяется практически чёрным. Могут быть отчётливо видны Луна, звёзды, и прочие астрономические объекты.

Безоблачные дневные небеса окрашены в голубой цвет, что и послужило основой выбора гаммы для моей работы.

Белый цвет символизирует социальную сплоченность, традиционность, праведность, невинность, высшую Божественную власть.

Синий является тем цветом, который часто рассматривается как символ всего духовного. В отличие от красного, этот цвет «холодный» и настраивает большинство людей на размышления. Специалисты в области глубинной психологии связывают его с «духовной растворенностью, мягким, легким и продуманным образом жизни»

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...