Законность в государственном управлении
1. Смысл законности в государственном управлении. 2. Механизмы и средства обеспечения законности в государственном управлении. В качестве доклада может быть заслушано сообщение по теме: «Правовая культура современного государственного служащего».
Нормативные акты: 1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993. 2. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 31 декабря 1997 г. № 3-ФКЗ. 3. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ. 4. Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ. 5. Федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ. 6. Кодекс Российской Федерации об административно-правовых нарушениях. От 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. 7. Федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-ФЗ. 8. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 года, № 86-ФЗ. 9. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ. 10. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в редакции от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ. 11. Федеральный закон «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31 июня 1998 г. № 145-ФЗ. 12. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ. 13. Указ Президента РФ «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» от 1 февраля 2005 г. № 111.
14. Указ Президента РФ «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» от 1 февраля 2005 г. № 113. 15. Указ Президента РФ «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» от 12 августа 2002 г. № 885. 16. Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о Федеральном казначействе России, утвержденное Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864» от 28 января 1997 г. № 109. 17. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах» от 25 октября 2005 г. № 1789-р 18. Доклад Общественной палаты по коррупции от 20 февраля 2007 г.
Литература: 1. Алексеев С.С. Теория права: Монография. - М., 1994. - С. 187-194. 2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. - М., 2004. - С. 306-327. 3. Васильев А.В. Теория права и государства: Учебник. - М., 2005. - С. 235-246. 4. Государственное управление: основы теории и организации: Учебник. В двух томах / Под ред. В.А.Козбаненко. - М., 2002. Т. 2. — С. 153-161. 5. Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права: Учебное пособие. - М., 2003. - С. 238-241. 6. Кадровый контроль в системе государственной службы / Под ред. А.И. Турчинова. - М., 2002. - С.7-57. 7. Керимов Д.А. Проблемы общей теории права и государства. - Том 1. Социология права. - М., 2001. - С. 225-240. 8. Контролинг: опыт системного подхода: Реферативный бюллетень РАГС. - М., 1999. - № 4. - 153 с. 9. Лукьяненко В.И. Государственный аппарат России: проблемы организации, управления, контроля: Монография. - М., 2004. - С. 252-307. 10. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. -М., 2005.-С. 422-433. 11. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - М., 2005. - С. 310-323. 12. Путин В.В. Какую Россию мы строим? Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 8 июля 2000 года.
13. Путин В.В. Послания Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 г. 14. Путин В.В. Послания Федеральному Собранию Российской Федерации 26 апреля 2005 г. 15. Путин В.В. Послания Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 г. 16. Рузвельт Ф. Избранные речи и выступления. - М.: Институт общественного проектирования. 2007. - 40 с. 17. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М., 2006. - С. 564-586. 18. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.В. Корельского. - М., 1997. - С. 435-462. Тема 11 КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Указанная тема довольно большая и сложная. Ее рассмотрение предлагается организовать в форме двух лекций и одного семинара, в рамках которых целесообразно обсудить следующие четыре вопроса: 1. Персонал государственного управления: содержание, структура, качественные характеристики. 2. Административно-политическая элита в кадровой структуре государственного управления. 3. Основные кадровые характеристики государственной гражданской службы. 4. Кадровое обеспечение дипломатической службы.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ КАДРЫ - основной (штатный) квалифицированный состав работников, обладающих определенным социально-правовым статусом, находящихся в постоянных трудовых (служебных) отношениях с предприятием, учреждением или организацией КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ - имеющиеся, том числе скрытые, но не востребованные профессионально-личностные способности и нереализованные возможности отдельных работников и трудового коллектива в целом ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО - лицо постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее деятельность по исполнению государственной функции или предоставлению государственной услуги, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ государственного управления - сознательно-организованный процесс комплектования системы государственного управления профессионально подготовленными и высоконравственными работниками, способными на уровне современных требований исполнять должностные обязанности и вносить достойный вклад в эффективное осуществление функций государства
РЕЗЕРВ КАДРОВ - специально сформированная группа перспективных работников, обладающих необходимыми для должностного выдвижения профессионально-деловыми, личностными и морально-этическими качествами. 1. Персонал государственного управления: содержание, структура, качественные характеристики Государственно-управленческая деятельность - особый вид общественно-полезного труда тех, кто на профессиональной постоянной основе занят в государственном аппарате. Управленческий труд требует от всех, занятых в этой сфере, особой квалификации и особых человеческих качеств. Их знания, умения, навыки управлять и достойно себя вести во власти - залог могущества и высокого авторитета государства. Торжество государства возможно только тогда, когда его представляют люди, отличающиеся природной одаренностью, цепкостью памяти, светлым умом, глубиной мысли и горячим воображением. Потребность в таких людях объясняется особенностями управленческого труда во властных структурах: а) это труд, основное содержание которого - обоснование целей и выработка основных направлений общественного развития, организация и регулирование общественных отношений, регламентация и оценка поведения и деятельности людей, причем не в рамках отдельных социальных сообществ и трудовых коллективов, а в масштабах миллионов; б) это особая форма интеллектуального труда, связанного с осмыслением и продуцированием сложной управленческой информации государственной значимости, способной к активному организационно-волевому, интеллектуально-преобразующему и воспитательно-психологическому воздействию на людей; в) это форма практической реализации государственной власти и ее управленческих полномочий; г) это не только форма реализации профессиональных знаний и практического профессионального опыта управленцев. Это сложный творческий процесс, своего рода искусство профессионального регулирования управленческих отношения в сфере, где производится интеллектуальный «продукт», обеспечивающий должный общественный порядок, задается нужный вектор развития общественных процессов.
Кадры государственного управления - особая социальная группа, насчитывающая многие десятки тысяч специалистов разного должностного статуса, образовательного профиля и квалификации. Речь идет об основном (штатном) квалифицированном составе работников - политиков, государственных деятелей и государственных служащих, обладающих соответствующим правовым статусом и состоящих в постоянных служебных отношениях с органами, учреждениями и организациями системы государственного управления. Одни из них заняты в государственных органах, другие - муниципальных. Одни избираемые (президенты, губернаторы, депутаты), другие назначаются в соответствии с установленными процедурами. В их руках сосредоточена огромная власть. Поэтому к их профессионально-личностным качествам предъявляются повышенные требования. Да и процедуры кадровой работы должны быть хорошо продуманными и отлаженными, обеспечивающими «приход во власть» наиболее достойных профессионалов и порядочных людей. К сожалению, правы те, кто считает, что современное российское общество пока не выработало глубоко продуманной и научно обоснованной кадровой политики, не освоило высокоэффективные кадровые технологии. Многое ограничивается различного рода научными концепциями, кратковременными кампаниями и реформами. Тогда как в кадровой сфере как нигде нужны планомерность, взвешенность и последовательность. В свое время считалось, что с построением развитого социалистического общества кадровая проблема будет решена, что отбор на службу по политическим, деловым и нравственным качествам в рамках номенклатурности, демократического централизма и марксистской идеологии позволит управлять кадровыми процессами на подлинно научных основаниях. На практике же многое оказалось по-другому: решить грандиозную кадровую задачу исторической значимости так и не удалось. Основанная на принуждении и жестоком подавлении инициативы, партийно-советская кадровая система оказалась социально малоэффективной и в принципе не могла рассчитывать на стратегический успех. Сегодня мы понимаем, что любые преобразования обречены на провал, если своевременно не реформировать кадры государственного аппарата. Россия, как и прежде, нуждается в высококлассных управленческих кадрах. Нас буквально губит безответственность и непрофессионализм, неумение глубоко анализировать состояние дел, упреждать негативные тенденции, а еще больше - организовывать дело, контролировать реализацию принимаемых мер и программ. А за всем этим - деградация экономического и интеллектуального потенциала страны, насыщение властных структур дилетантами, имеющими, как правило, поверхностные знания в области политики и управления, сомнительный опыт в бизнесе и, что самое неприятное, - неустойчивую гражданскую позицию.
Вывод из сказанного может быть только один: вопросы повышения правовой, управленческой и нравственной культуры аппарата управления, овладение эффективными методами подбора, оценки и воспитания кадров должны быть в центре внимания государственного строительства. Только на такой основе можно направить созидательную энергию общества на устойчивое социально-экономическое развитие. Рассмотрим структуру кадров современной системы государственного и муниципального управления более подробно. Причем по нескольким критериям: □ по категориям должностей персонал органов государственной власти и местного самоуправления можно разделить на пять групп: а) политические лидеры, государственные руководители высшего звена, лица, замещающие государственные должности, т.е. те, которых принято относить к правящей политико-административной элите; б) лица, замещающие должности государственной службы - государственные служащие гражданской, военной и правоохранительной государственной службы; в) лица, замещающие должности в органах местного самоуправления - главы муниципальных образований, главы администраций, депутаты выборных органов местного самоуправления; г) муниципальные служащие - лица, замещающие должности муниципальной службы; д) организационно-технический персонал - лица, к должностным обязанностям которых относится организационно-техническое, социально-бытовое обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления; □ по социально-правовому статусу кадров: должностные лица и обслуживающие работники. Первые (основной и определяющий состав) - это политики и специалисты, занимающие должности в государственных органах и органах местного самоуправления и, исполняя их, реализуют основной объем управленческих полномочий по осуществлению компетенции соответствующих политических структур и органов власти. Вторые - это лица, занимающие государственные и технические должности обеспечивающих категорий. Они выполняют важные организационно-технические, материально-обеспечивающие, социально-бытовые и иные функции вспомогательно-обеспечивающего характера; □ по функциональному критерию: а) лидеры политических партий и общественных объединений; б) руководители государственных органов и органов местного самоуправления, руководящий состав аппаратов органов государственной власти и местного самоуправления - начальники управлений, департаментов и их заместители; помощники (советники) руководителей; в) специалисты; г) обеспечивающие специалисты; д) технический персонал. Работа последних ближе к инженерно-технической, социально-обслуживающей деятельности. Базовые (исходные) качества специалиста (каким, в принципе, он должен быть) государственного и муниципального управления могут быть представлены следующим образом: - в общекультурном аспекте - широкая общегуманитарная и социально-экономическая подготовка минимум в тех объемах, которые предусмотрены государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования: глубокое научно-философское понимание природы, общества, государства и человека; знание отечественной истории и зарубежных стран, основных теоретико-прикладных аспектов государственного строительства и права, основных концепций современного естествознания; иностранных языков. А также здоровые жизненные установки и прогрессивные социально-ценностные ориентации; воспитанность и нравственная устойчивость; высокая корпоративная культура, соответствующий уровень владения ораторским искусством; - в профессиональном аспекте - компетентность, способность применять имеющиеся знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в сфере государственного управления. Касается это вопросов макро- и микроэкономики, государственных и муниципальных финансов, геополитики, государственного и муниципального управления, антикризисного социального управления, управления социальными рисками, демографии, компьютерных технологий в управлении, экологии, конституционного, административного, трудового, гражданского и международного права. Кроме того, следует иметь в виду, что в условиях современного инновационного общества особую значимость приобретают знания в области информационных технологий, умение квалифицированно диагностировать и соответствующим образом воздействовать на происходящие в обществе инновационные изменения, поддерживать социально позитивные тенденции, пресекая все косное и застойное; - в части деловых характеристик - активная гражданская позиция; организованность, дисциплинированность, чувство ответственности, настойчивость в реализации поставленных задач; стремление к постоянному повышению профессиональной квалификации; умение организовывать и контролировать деятельность других; умение объективно оценивать достигнутое; - в личностном аспекте - честность, самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие, инициативность, коммуникабельность, надежность. И еще - принципиальность, способность противостоять соблазнам власти. Мы представили научную (идеальную) модель специалиста государственного управления. Ее основные характеристики - те требования, которые предъявляет общество к управленческим кадрам. Обладая таким набором качеств, работник действительно способен действовать последовательно, конструктивно и, главное, инновационно, в том числе в части диагностики социальных проблем; прогнозирования и целеполагания; стратегического планирования; управления по целям, ресурсам и результатам. Сегодня главной стратегической задачей государственной кадровой политики является формирование высокопрофессионального, стабильного и оптимально сбалансированного персонала государственного управления. Ее приоритетные направления - освоение эффективных технологий прогнозирования и кадрового планирования; внедрение мониторингового режима определения потребностей в персонале (маркетинг персонала); внедрение апробированных систем поиска, отбора и определения профессиональной пригодности специалиста к работе в системе государственного и муниципального управления; создание благоприятных условий для устойчивого профессионально-карьерного развития персонала на основе непрерывного профессионального обучения; создание более рациональной системы стимулирования эффективного труда (конкурсы, аттестации, квалификационные экзамены и т.д.); формирование действенного резерва кадров для своевременного и качественного обновления аппарата. Базисные принципы такой кадровой политики: □ конкретно-исторический подход, учитывающий потребности общества в кадрах в текущий момент и реальные возможности их удовлетворения в стратегическом плане; □ законность, правовая обоснованность кадровых решений; □ системность кадровой работы, обеспечивающая, с одной стороны, органическое единство целей, принципов, форм и методов работы с кадрами, а с другой, - дифференцированный подход к осуществлению кадровых программ с учетом особенностей различных уровней и сфер управленческой деятельности; □ преемственность, перспективность, опережающе-упреждающий характер принимаемых кадровых решений; □ демократичность в сочетании с научностью используемых форм и методов кадровой работы, гибкость и новаторство в решении кадровых проблем; □ социальное равенство граждан в вопросах доступа к государственному и муниципальному управлению, запрещение любых форм дискриминации и ограничений по признакам пола, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, политических ориентации, места жительства, социального происхождения или материального положения; □ нравственность и гуманизм, направленность на защиту прав, свобод и достоинства человека, гармонизация потребностей человека, государства и общества, индивидуальных, групповых и общенациональных интересов. Изложенные принципы придают кадровым процессам целостность, сущностную определенность, необходимый прагматизм. Разнообразны и методы кадровой политики, т.е. способы, приемы и технологии целенаправленного воздействия (прямого и косвенного) на кадровые процессы. Их отличительная черта состоит в том, что они основаны на авторитете государственной власти, соответствующим образом юридически оформлены и подразделяются: 1. На административные, т.е. методы прогнозирования, планирования и прямого организационно-распорядительного воздействия на кадровые процессы. Это методы статистического анализа и планирования кадровых изменений, контроля, оценки, мотивации и поощрения кадров, привлечения недобросовестных работников к юридической и материальной ответственности, применения к ним различного рода санкций. Особое место занимают методы оценки персонала - изучение биографических сведений и служебных характеристик; тестирование, собеседования, аттестация, проведение квалификационных экзаменов, опросов руководителей и составление экспертных заключений и др.; 2. Правовые - методы, связанные с принятием нормативно-правовых актов по поводу отбора, расстановки, распределения кадров, их должностной регламентации, аттестации, поощрения: указы, распоряжения, приказы, административные и должностные регламенты, инструкции. Они могут быть императивно-предписывающими, рекомендательными и указывающими; поощряющими, одобряющими или наказывающими, содержащими нормы дисциплинарной, административной, гражданской и уголовной ответственности; 3. Экономические - методы, побуждающие персонал к более инициативной, эффективной и качественной работе с помощью различных форм материального стимулирования. Важнейшие среди них - установление достойного уровня оплаты труда, выплата премий и компенсаций, предоставление льгот; 4. Социологические - методы экспертных оценок кадровой ситуации, анкетного репрезентативного опроса населения и различных групп специалистов, включенного наблюдения, контент-анализа документов и публикаций средств массовой информации; 5. Математические - методы, которые строятся на математическом моделировании и выявлении связей и зависимостей между различными кадровыми показателями. Эти методы позволяют находить оптимальные варианты решения кадровых проблем с учетом различных воздействующих факторов объективного и субъективного характера; 6. Социально-психологические - методы психологоволевого воздействия на сознание, психику и эмоции людей. Речь идет о методах убеждения, морального поощрения, личного примера и воспитания. Нередко используются и методы принуждения, причем не всегда правового. Недопустимы лишь методы унижения человеческого достоинства, угроз, шантажа, использования «черных» технологий с помощью СМИ и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|