Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История Рош ха-Шана, еврейского Нового года

Традиции, Рош Ха-Шана,

Рош ха-Шана - еврейский Новый год, день, с которого начинается еврейский календарь. Но это не всегда было так. На самом деле, древние евреи, вероятно, понятия не имели о том, когда начинается год. Они также не давали названий месяцам: Тора просто перечисляет их – «первый месяц», «седьмой месяц».

В настоящее время мы отмечаем Рош ха-Шана в первый день осеннего месяца тишрей. Но в библейские времена этот период назывался «седьмой месяц». В период Первого Храма (от 8 до середины 6 века до н.э.)​​, год начинался весной, в первый день нисана. Кроме того, при перечислении этих праздников в Библии, первым всегда идет весенний праздник Песах, в седьмой месяц - нисан.

Просто потому, что древний древнееврейский год начался с первого нисана, не означает, что день отмечали как-то по-особому. Поводом для празднования, как говорит нам Библия, было новолуние каждого месяца - то есть, первый день месяца. Под «празднованием» мы имеем в виду, что в храме умерщвляли больше животных, чем обычно. Новолуние нисана никак не отличалось. Из того, что мы знаем о ханаанских соседях израильтянин, они тоже не обращали никакого внимания на «новый год».

Книга Исхода (40:17) говорит нам, что «и постави Моисей скинию в первый месяц второго года, в первый день месяца», то есть в нисан, но в ней не упоминается, что это был праздник. Если бы это было так, то подобный случай заслужил бы упоминания. Фактически, нигде в Библии первый день нисана не упоминается как праздник (хотя могут быть исключения в Септуагинте, как мы увидим чуть позже).

Кровь тельца

С другой стороны, первый день месяца тишрей, отмечаемый в настоящее время как Рош ха-Шана, упоминается как праздник - хотя и очень незначительный. Это ни в коей мере не празднование «нового года». Совсем наоборот. Левит (23:24) говорит о том, что первый день месяца тишрей: «В седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой [то есть «день отдыха»], праздник труб, священное собрание» (23:24).

Библия не перечисляет никаких особых обычаев празднования, за исключением труб и жертвоприношений, хотя заклания проходили реже по сравнению с двумя главными праздниками - Песахом и Суккот. Конкретные причины необходимости дуть в трубы не приведены, и при этом нам не говорится, какое событие мы должны чтить.

Вполне возможно, что более глубокое значение первого дня тишрей было потеряно во времени. Кроме того, может статься, что этот день отмечали ревом труб и гласом посланников, просто чтобы напомнить израильтянам, что через две недели грядет Суккот, и у них осталось не так много времени, чтобы прийти в Иерусалим с десятинами и жертвоприношениями.

Если это так, то это значит, что первый день месяца тишрей, почитаемый сегодня, как еврейский Новый год, всего лишь сопутствует главному событию – празднику Суккот, как и Йом Кипур и Шмини Ацерет в древние времена.

Первый день месяца тишрей имеет еще одно значение, о чем мы можем судить по книге пророка Иезекииля. Этот пророк в самом конце периода Первого Храма, предписывает, что храм должен быть очищен (естественно, кровью тельца, чем еще?) на первый день месяца тишрей. Иезекииль не упоминает Йом Кипур. Но он описывает сопоставимый обряд очищения на первый день нисана, за две недели до Песаха, в версии своей книги, сохранившейся в греческом переводе под названием «Септуагинта».

Иезекииль также первым использовал выражение «Рош ха-Шана» (1:40), хотя оно не относилось к празднику, а только к началу года.

Еврейские месяцы? Не совсем…

Когда и как месяцы получили свои названия? Мы не знаем, какой была религиозная жизнь евреев во время вавилонского изгнания. Но мы знаем, что к тому времени, когда евреи вернулись в Израиль, и в начале периода Второго Храма (516 до н.э.), еврейские религиозные обычаи сильно изменилась по сравнению с эпохой, предшествовавшей изгнанию.

С одной стороны, названия месяцев, которые мы используем и по сей день, вавилонские. Тишрей, например, вавилонский месяц, чье название происходит от аккадского слова тишриту – «начало».

Кроме того, вавилоняне очень серьезно относились к новогодним празднованиям. Они называли этот праздник Акиту (от шумерского слова, обозначающего ячмень) и Реш Шаттим - аккадский эквивалент еврейского Рош ха-Шана. Его отмечали два раза в год, в начале месяца тишрей и начале нисана, и длился праздник 12 дней.

Мы можем предположить, что евреи переняли свое почитание Нового года у вавилонян. Но это стало очевидным не сразу после их возвращения - еврейские ритуалы развивались веками.

Неясно, когда Рош ха-Шана стали праздновать как праздник в своем собственном праве, хотя очевидно, что это случилось во времена Второго Храма. Все, что мы можем с уверенностью сказать, это – в книгах, написанных в этот период, таких, как «Книга Юбилеев» и «Книга Маккавеев» или в свитках Мертвого моря, ничего не говорится о «Рош ха-Шана».

Мы впервые слышим о нем в ранней раввинской литературе, Мишне и Тосефте. Редакция обеих вариантов относится к 200 н.э, и они содержат трактат под названием «Рош ха-Шана», рассказывающий о празднике и вопросах, связанных с календарем. Именно в этих текстах подробно говорится о важности праздника и его традициях.

Например, в Мишне мы узнаем, что мир был создан на первый день месяца тишрей, хотя есть мнение меньшинства, что это произошло в первый день нисана.

В Мишне впервые упоминается основная тема праздника - суд: «На Рош ха-Шана в этот день все без исключения люди проходят пред Творцом, словно овцы перед пастухом». Эта тема получила свое развитие в Талмуде, где раби Круспедай из Палестины третьего века цитирует своего учителя, раби Йоханана, говоря: «Три книги открываются на Рош ха-Шана: одна – книга законченных злодеев, вторая – книга совершенных праведников, и третья – книга обычных людей. Совершенным праведникам немедленно даруется жизнь, законченные злодеи немедленно приговариваются к смерти, а обычным людям дается время от Рош ха-Шана до Йом Кипура: заслужат – будет им дарована жизнь, не заслужат – будут приговорены к смерти».

Дни, когда решается судьба «неопределенных», с середины 14-го века называются «Днями трепета».

Шофар

Литургия праздника, то есть молитвы, добавленные к регулярной ежедневной молитве, относится к трем основным темам: царство Бога, который заимствован из вавилонского Акиду, где царская власть была главной темой; перечисление великих дел Божьих; и музыкальный инструмент. По крайней мере, последние два были взяты из Библии.

Что касается музыкального инструмента, технически, Библия не говорит, какой инструмент должен звучать. Мишна впервые говорит нам, что дуть необходимо в шофар, рог, обычно бараний, хотя он может быть также антилопьим или другого рогатого зверя.

 

Двухдневный праздник

Первоначально Рош ха-Шана отмечался два дня. Еврейский календарь основан на лунном цикле. Новый месяц начался, когда взошла новая луна. Каждое новолуние определялось раввинским советом в Иерусалиме, а затем в Явне, на основе слов свидетелей. Но праздник Рош ха-Шана должен начинаться немедленно. К тому времени, когда новости достигнут далеких уголков Палестины, не говоря уже о других землях, день уже закончится. Поэтому Рош ха-Шана растянулся на два дня.

В первый вечер Рош ха-Шана принято приветствовать друг друга традиционными пожеланиями: - «Шана това», что означает «Хорошего года», и для более религиозного адресата – «Гмар хатима това» - пожелание, чтобы Бог счел вас добродетельным и вписал ваше имя в «Книгу Жизни».

Счастливого (еврейского) года!

https://7days.us/istoriya-rosh-xa-shana-evrejskogo-novogo-goda

Как бы то ни было, праздник – это праздник. На Руси начали отмечать Новый год 1 января, совсем недавно.

До XVIII века новый год в России начинался не с января, как в настоящее время, а с марта (до 1492 года) или с сентября (с 1492 года)[1] по юлианскому календарю. При Петре I Новый Год начали праздновать с 1 января (с 1700 года).

Сведения о праздновании Нового года появляются с конца XV века. «Парижский словарь московитов» (XVI век) сохранил русское название новогоднего праздника: Первый день во году.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D0%B4_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

Это очень интересный момент. До Петра I, первый день года был днем Богослужения и считался от сотворения мира. Петр переносит дату, на «все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, января с 1 числа, а не от создания мира» по юлианскому календарю (в наше время – старый Новый Год). В 1918 году большевики, переходят на григорианский календарь, и праздник переносится вместе с числом. После, Новый год, перестает быть «праздником» вообще, обычный рабочий день и возрождается в 1935 году, как праздник для детей. Не обошлось без курьёзов. Возродить – возродили, но при этом, не указали, как праздновать. Проблема заключалась в елке и пропаганде атеизма. Елку, как правило, «ставили» в высшем обществе, а простой народ шел в Церковь. А тут «на тебе»; и елка, и праздник, и пропаганда атеизма, и приказ «из центра» - праздновать! Положение спасла другая русская «традиция», «пошли ходоки» по крупным городам и весям, узнавать «что и как». («Весь», в древнерусском - деревня.) Так и начала складываться традиция праздника «Новый год», в том виде, который мы знаем сейчас. Хотя формирование традиции еще не окончено (времени прошло совсем немного). Большевики уже не стоят во главе страны, что естественным образом, приводит к некоторым изменениям данной традиции.

Впервые вопрос о календарной реформе был поставлен уже на одном из первых заседаний Совнаркома 16 (29) ноября 1917 года. На заседании 23 января (5 февраля) 1918 года были предложены два проекта и образована комиссия для их рассмотрения. Один из проектов предусматривал постепенный переход к григорианскому календарю, то есть предполагалось каждый год отбрасывать по 24 часа. Поскольку к тому моменту разница между календарями составляла уже 13 дней, то полный переход на новый стиль занял бы 13 лет. Преимуществом этого варианта было то, что им могла воспользоваться и православная церковь. Второй вариант был жёстче и предусматривал одномоментный переход на новый стиль. Интересы церкви при этом не учитывались. Сторонником этого варианта был Ленин.

Принятие

Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря принят на заседании СНК 24 января (6 февраля) 1918 года и 26 января (8 февраля) 1918 года подписан председателем Совнаркома В. И. Лениным.

Даты, соответствующие старому календарю, стали называть «старым стилем», а новому — «новым стилем».

Русская православная церковь не стала переходить на новый стиль и поныне пользуется юлианским календарём, но некоторые православные церкви, в частности обновленцы[1], календарь сменили.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%82_%D0%BE_%D0%B2%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B5_%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%8F

Так Рождественская елка и стала символом Нового года страны. Изначально (от указа Петра I) отмечалось православное Рождество (с установкой елки), а потом праздновали Новый год (старый Новый год). Елка оставалась на все праздники, но после переноса Нового года, на более раннее число, елка «переехала» вместе с праздником (точнее, с 1935 года).

Что удивительно (а может, как раз и не удивительно), формирование современной традиции, под названием «Новый год», имеет сходные черты с «дорогой», которой «прошел» Еврейский Новый год. Может быть, очень не скоро, эта традиция вернет себе изначальную, духовную составляющую и снова будет посвящена Богу, не только в Церкви.

Рождество Христово.

История появления праздника.

В христианской церкви с конца II века вплоть до IV века события Рождества вспоминались в день Богоявления — 6 января. Около 200 года о такой практике упоминает Климент Александрийский. Первые сообщения о появлении отдельного праздника Рождества и праздновании его 25 декабря относятся к середине IV века. По одной из версий, это было обусловлено стремлением христианской церкви вытеснить широко распространённый в Римской империи культ Непобедимого Солнца, чьё рождение отмечали 25 декабря — тогда на этот день приходилось зимнее солнцестояние.

Даты празднования в различных церквях.

Римско-католическая церковь и большинство протестантских церквей празднуют 25 декабря по современному григорианскому календарю.

Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви и Афон, а также восточнокатолические церкви празднуют 25 декабря по юлианскому календарю (т. н. «старому стилю»), что соответствует 7 января современного григорианского календаря.

Константинопольская (кроме Афона), Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская, Румынская, Элладская и некоторые другие православные церкви празднуют 25 декабря по новоюлианскому календарю, который до 1 марта 2800 года будет совпадать с григорианским календарём, то есть одновременно с другими христианскими конфессиями, отмечающими Рождество по «новому стилю».

Древневосточные церкви празднуют Рождество 6 января в один день с Крещением Господним под общим именем Богоявления.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE

Не будем забывать, что дата Рождества условна.

Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати и был, как думали, сын Иосифа, Илии,

……………………………………………………………………………………………………………..

Дело в том, что точных свидетельств о дате рождения Христа нет: иудеи не отмечали дней рождений, да и Пасха имела большее духовное значение для первых христиан. Позже христиане различных конфессий начинают отмечать праздник Рождества Христова и сами выбирают дату.
Так, например, дата 6 января (точнее, ночь с 6-го на 7-ое) появилась потому, что для верующих Иисус Христос был вторым Адамом, созданным Богом на шестой день творения мира. Эта дата была повсеместно распространена в христианском мире уже во II-III веке н.э.
А вот дата 25 декабря возникла скорее, искусственно. Ее просто назначили в IV веке н.э. после победы императора Константина, который поощрял развитие христианской религии. Выбор даты был не случаен: в этот день (точнее, ночь с 24-го на 25-ое декабря) в Риме проходило празднование солнцеворота, которому предшествовали торжества в честь языческого бога Сатурна, так называемые сатурналии. Мудрый император понимал, что нельзя отобрать праздник, ничего не дав людям взамен, и решил приурочить светлый праздник Рождества ко дню солнцеворота. Так, постепенно, сатурналии позабылись, а Рождество укрепило свои позиции, т.к. наполнено тем же внутренним светом надежды на лучшую участь, что и праздник солнца.
МирСоветов (название сайта) должен сказать, что точную дату рождения Христа установить пока не удалось. Даже в древности разные источники называли то май месяц, то сентябрь, то декабрь-январь. Современные ученые наиболее вероятным месяцем рождения Христа называют сентябрь. Объясняют они это следующим образом: звезда, указывавшая путь волхвам, должна была двигаться по небосклону, чтобы вести людей. Значит, резонно предположить, что это была комета, менявшее свое положение на небосклоне. Далее, в Евангелии есть данные о дате рождения Иоанна Крестителя и говорится, что младенец Иисус родился на полгода позже. Получаем сентябрь месяц.
Есть у ученых свои предположения и относительно года рождения Спасителя. Комета Галлея в сентябре месяце была в Солнечной системе в 12 году до н.э. Царь Ирод умер в 4 году до н.э., а в 12 году он жестоко подавлял восстание трахонитов, что и могло быть зафиксировано как избиение младенцев. Кроме того, в Евангелии говорится, что Ирод разгневался на волхвов по возвращению из Рима, а в Рим царь ездил в том же 12 году. Взвесив эти факты, многие ученые придерживаются версии, что дата рождения Христа – это сентябрь 12 года до н.э.

 

Источник: http://mirsovetov.ru/a/miscellaneous/holidays/christmas.html

Мнение о том, Кто Такой Иисус Христос, для христиан, оставим на совести автора статьи, но факт есть факт, примерно в 500 году н.э., просто отняли от определенной даты предполагаемый возраст Иисуса и назвали 1 год от Р.Х., что не соответствует тексту Библии.

От Рождества Христова (Anno Domini или A. D.), сокращённая запись от Р. Х. — запись текущей эры, основанная на вычисленном римским игуменом Дионисием Малым года рождения Иисуса из Назарета. Антонимом (по времени) является До Рождества Христова, до Р. Х.

В позднеримский период в астрономических и астрологических текстах получила широкое распространение эра от начала царствования императора Диоклетиана — 284 год, в ней составлялись пасхальные таблицы (эта эра до сих пор сохраняется коптско-эфиопской церковью под названием «эры мучеников»).

В 525 году папа Иоанн I поручил монаху Дионисию Малому составить новую пасхальную таблицу. Дионисий использовал таблицы александрийской церкви, в которых использовалась эра Диоклетиана, однако, не желая вести отсчет по годам правления «нечестивого гонителя», решил «обозначить годы» от «воплощения Христа». В его таблице 532 год ab inscriptione («от воплощения») следовал за 247 годом эры Диоклетиана. Эта пасхальная таблица, будучи одобрена папским престолом и войдя во всеобщее употребление, ввела в употребление и эру «от Рождества Христова». В официальных актах эра от Рождества Христова встречается уже в капитулярии Карломана от 21 апреля 742 года. В папских актах она в ходу с Иоанна XIII (X век).

По мнению большинства учёных, при вычислении в VI веке римским аббатом Дионисием Малым года Рождества Христова, была сделана ошибка в несколько лет[1][2].

Эта система летоисчисления стала стандартной в западном мире после введения её английским историком Бедой Достопочтенным в VIII веке.

В XVIII веке эра, введённая Дионисием, была расширена и для счёта лет до «рождества Христова». При этом было принято, что 1-й год до новой эры непосредственно примыкает к 1-му году новой эры. Было также принято, что число лет до новой эры возрастает по мере удаления в прошлое[3].

Нулевой год и «нулевой год до н. э.» не существуют согласно григорианскому и юлианскому летоисчислениям — так было заведено Бедой Достопочтенным в начале VIII века (ноль тогда вообще не был распространён в культуре)[4][5].

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%82_%D0%A0%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0

Вот так, один монах, «волевым решением» установил, для всего христианского мира, дни и даты. Лучше бы Библию внимательней читал …

Так что, не спешите улыбаться, началу года в сентябре (так называемому «Еврейскому Новому году»), вполне возможно, этот Праздник ближе к Истине, чем 1 января (а возможно и 25 декабря).

Гмар хатима това, верующие!

17.09.17

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...