Экономическая основа социального государства
Теоретико-практические предпосылки; концепции социального рыночного хозяйства; сущность социальной рыночной экономики; формы и методы воздействия на экономику в социальном государстве. Со второй половины 19-ого века ведущие страны мира идут по пути расширения социальной политики, что означало, что государство принимало на себя особые права и функции по обеспечению социальной стабильности. Государство расширяет свои социальные функции, что, в свою очередь, ставит вопрос о стабильном и эффективном функционировании экономик, что позволяет получать значительный объем общественных благ и перераспределять их, в том числе, и с помощью государства. Говоря о предпосылках социальной рыночной экономики, считается, что она базируется на теории экономического либерализма (вторая половина 18-ого века – Адам Смит, Дэвид Рикардо). Основной принцип теории экономического либерализма – обеспечение наибольшей свободы хозяйствующих субъектов, строгое ограничение степени государственного вмешательства в экономику. Формулируются основные положения теории экономического либерализма: 1. Наиболее эффективной системой хозяйствования является рыночная система, именно она создает наилучшие условия для экономического развития и роста 2. Рыночная система обладает способностью саморегулирования 3. Естественный порядок поддерживает оптимальное сочетание личных и общественных интересов 4. Свободному действия рынка препятствует образование монополий и вмешательство государства 5. Государство должно обеспечивать условия для свободной конкуренции (препятствовать возникновению монополий) На основе либерализма в конце 19-ого века возникла неолиберальная теория. Неолиберальная теория использует отдельные принципы экономического либерализма: утверждает эффективность рыночной системы как модели экономики, но отрицает полное саморегулирование рынка и достижения в результате этого саморегулирования оптимального сочетания интересов. Государство должно более активно воздействовать на экономику, и эти действия должны быть направлены на удовлетворение интересов личных и общественных. Таким образом, неолибералы в отличие от классических либералов допускали присутствие элементов государственного регулирования в экономике, а также утверждали необходимость поддержки государством социально незащищенных слоев населения. Неолибералы считали, что одной из форм государственного вмешательства в экономику должна быть защита конкуренции. Конкуренция – способ рождения новых знаний, основа развития. Вторая форма государственного регулирования – забота об оптимальном размещении ресурсов. Речь идет как о природных ресурсах, так и о трудовых и интеллектуальных. Забота об оптимальном размещении ресурсов – заботы о повышении образовательного уровня и квалификации, инноватика, рациональная политика занятости. По мнению неолибералов, оптимальное использование и размещение ресурсов способно привести к увеличению общественных благ, полезности. Еще одной формой воздействия на экономику, по мнению либералов, должно стать перераспределение общественного блага ради сокращения дифференциации между общественными субъектами (Пигу доказал, что сокращение разрыва между доходами населения ведет к увеличению общественной полезности, эффективности деятельности людей). На основе неолиберальной теории сформировалась концепция социального рыночного хозяйства.
Термин социальное рыночное хозяйство был предложен в 1946 году Альфредом Мюллером-Армаком. Под социальным рыночным хозяйством он понимал особый социально-экономический порядок, при котором целенаправленно организованная экономика свободного рынка дает надежную гарантию социального прогресса. В словах гарантии социального прогресса фактически звучит главная цель социального государства. Мюллер-Армак и его сторонники предполагают, что социально – рыночная экономика обеспечивает социальную справедливость и непротиворечивую экономическую свободу. Социальная справедливость - не равное распределение, а справедливое вознаграждение индивидуума, сообразное результатам его деятельности.
Принципы социальной рыночной экономики: 1. Свобода 2. Конкуренция 3. Экономическая дееспособность 4. Социальная справедливость Экономическая дееспособность – возможность индивидуума осуществлять определенные действия и нести за них ответственность. Цель социально-рыночной экономики, социального рыночного хозяйства: «Обеспечение каждому индивидууму необходимый минимум и создать условия, чтобы любой из них был в состоянии обеспечить себя желанным максимумом». Социально-рыночная экономика с конца 40-ых годов была реализована в Германии и просуществовала до начала 60-ых. Фактически социально-рыночная экономика позволила вывести Германию из кризиса после Второй Мировой войны, стала основным фактором германского чуда. Реализация на практике социально-рыночной экономики связана с именем Людвига Эрхарда. Эрхард полагал, что любые экономические реформы должны отвечать ряду требований: 1. Проводимая политика должна быть понятна гражданам 2. Политики должны убедить граждан в ее правильности 3. Политика должна быть последовательной 4. Политика должна быть честной и открытой 5. Тактически политика должна быть выстроена так, чтобы ориентироваться не только на долгосрочный (конечный) результат, но и демонстрировать свою эффективность и убедительность в разумные, с точки зрения ожиданий, сроки Соответствие экономической политики данным требованиям – залог доверия граждан власти и проводимой ею политики, а также выражение солидарности, социальной ответственности субъектов. Цели экономической политики правительства Эрхарда:
1. Борьба с бедностью 2. Содействие экономическому росту через повышение производительности и эффективности труда, а также содействие росту потребностей людей, расширению спроса 3. Самое главное: достижение всеобщего благосостояния. Благосостояние – совокупность условий, определяющих качество (условия, образ) жизни индивида, эффективность и степень удовлетворения его потребностей. Формы и методы воздействия на экономику, по мнению Эрхарда: 1. Защита конкуренции как универсального средства не только для обеспечения социальной справедливости и благосостояния, но и для развития демократии, потому что именно конкуренция, по мнению Эрхарда, уничтожает все привилегии, кроме тех, которые заработаны собственным трудом 2. Налоговые инструменты, государство должно ориентироваться на снижение налогового бремени самодеятельных субъектов. Налоговая политика – стимуляция личной инициативы 3. Финансовые инструменты: государство должно гарантировать валютную стабильность, которая достигается не только поддержанием курса национальной валюты, но и сбалансированным государственным бюджетом 4. Проведение жесткой антимонопольной политики Экономическую основу социального государства составляет рыночная экономика, но рыночная экономика может быть эффективной только при условии максимальных вложений человеческого труда и предприимчивости. Вложение труда обеспечивает экономический рост, но экономический рост не гарантирует благополучие граждан. Результаты экономического развития правомерно оценивать, исходя из степени прогрессивности экономического развития и социальной стабильности, обеспечиваемых государством. 20.03
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|