Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выбор формата изображения и понятие композиционного центра.




Важно, еще до начала изображения, попытаться представить себе, какой будет картина.

Как правило, сначала художник выполняет несколько небольших эскизов, в которых ведет поиск наиболее выразительной композиции. На этом этапе определяется, каким будет формат картины (вытянутым по вертикали, прямоугольным, квадратным, вытянутым по горизонтали и др.) и ее размер.
Формат картины, вытянутый по горизонтали даёт возможность длительному рассказу

Большой формат картины производит грандиозное впечатление

Широкий формат картины вызывает устойчивость восприятия, спокойствие (например, картина Клода Моне «Пруд в Живерни» занимает несколько десятков метров).

Вытянутый вверх формат придает изображению ощущение стройности и возвышенности, вызывает ощущение напряжённости.

Формат в виде прямоугольника, расположенного по горизонтали удобен для изображения эпического действия. Чрезмерное увеличение формата по вертикали превращает изображение в свиток, а чрезмерное увеличение формата по горизонтали диктует применение панорамной или фризовой композиций.

При выборе формата следует учитывать, как расположены основные объекты композиции - по горизонтали или вертикали, как развивается действие сюжета - слева направо, в глубину картины или как-то иначе.

Формат в виде квадрата лучше использовать для создания уравновешенных, статичных композиций потому, что они мысленно соотносятся с равными центральными осями и равными сторонами границ изображения.

Композиция произведения в овале и круге строится относительно воображаемых взаимно перпендикулярных центральных осей. Здесь четко должны быть выражены верх и низ изображения. Овал часто применяется как формат для изображения портрета человека, так как его конфигурация легко соотносится с овалом человеческого лица или контуром погрудного изображения. Круглая рама создаёт ощущение уравновешенности, замкнутости. Круг – это гармония. Овал – символ зарождения жизни.

Мы строим композицию на плоскости. Будь то фотография, лист бумаги или монитор компьютера. Если через эту плоскость провести две диагональные линии, точка их пересечения укажет на геометрический центр нашей будущей композиции.

Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции. В фотографии, живописи и рисунке, как правило, выделяются сюжетно-композиционные центры. То есть, в композиционном центре находится основной сюжет произведения. В рекламе выделение композиционного центра может пригодиться для привлечения внимания потенциального покупателя к интересной ему информации. Это может быть текст или изображение.

Композиционный центр и геометрический центр композиции могут не совпадать.

Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то время, как геометрический центр один.

Композиционный центр может быть выделен:

- контрастом света и тени

- контрастом цвета

- размером

- формой

В классической живописи, как правило, сюжетно-композиционный центр изображают на втором плане. Передний план служит как бы вступлением, приглашением взглянуть на основное событие. На втором плане находится весь сюжет произведения, а третий служит продолжеием картины, фоном, на котором разворачивается действие.

Классическим примером совмещения композиционного центра с геометрическим служат «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Аленушка» и «Богатыри» В. М. Васнецова и многие однофигурные композиции. Организация пространства в пределах картинной плоскости зависит прежде всего от идейного замысла автора. Реализуя конструктивную идею композиции, он находит направление движения фигур (или пластических масс) по отношению к сюжетно-композиционному центру и их положение в пространственных планах. Например, в картине «Тройка» В. Г. Перова сюжетно-композиционный центр составляют дети, изображенные на переднем пространственном плане. Они олицетворяют судьбу, условия жизни бедноты в дореволюционной России, через них художник выражает свой протест против бесчеловечной эксплуатации детского труда. Именно идейный замысел подсказал необходимость выдвинуть на первый план детей, везущих сани с тяжелой, обледенелой бочкой воды. В картине В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» группа, входящая в сюжетный центр, расположенный на втором плане, одновременно находится в центре происходящего события. Такая организация композиции увеличивает пространство, органично соединяет все находящиеся вокруг центра, усиливает впечатление драматизма предстоящего действия — казни стрельцов.

Движение и ритм в композиции.

Движение
Движение, как одно из свойств композиции картины, было введено еще Альберти. Здесь авторы под движением понимали изображение фазы физического движения персонажа картины.Для живописи будет уместнее всего применять понятие «движение» в более широком смысле, а именно: движение есть развитие. И если в основе композиции картины лежит живописное пятно, то изображение на полотне дискретного ряда стадий развития такого пятна и является сутью композиционного движения. И тогда под закономерным движением мы будем понимать закономерное развитие (изменение) формы и положения живописного пятна на картинной плоскости.Композиционным движением называется закономерно обусловленная связь между живописными пятнами, связь по их форме и взаимному положению на картинной плоскости. Из определения вытекает, что ни цвет, ни тон живописных пятен, но лишь их форма и место на картине являются основой композиционного движения. Форму живописного пятна фиксирует плоская фигура, ограничивающая это пятно.

Лаконичной иллюстрацией композиционного движения может служить «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Пары фигур связаны единым движением, так как по форме и положению они закономерно связаны – зеркально повторяются, симметричны.

Ритм
Ритм сопутствует любому закономерному процессу, в том числе и закономерному движению. И можно сказать, что ритм есть форма реализации закономерного движения. Композиционное движение, как уже известно, определяется через форму и взаимное положение живописных пятен. Композиционное движение является закономерным. Поэтому и связь между живописными пятнами композиционной структуры должна быть также закономерной. А конкретный тип связи и определяет ритм композиции.

Композиционный ритм – это тип связи между фигурами живописных пятен на картинной плоскости.

Например, симметрия – тип связи живописных пятен «Тайной вечери» Леонардо да Винчию Следовательно, симметрия служит ритмом данной композиции.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...