Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2. Кооперативное движение во второй половине 20-х годов




 

Со второй половины 20-х годов в политике Советского государства стали все четче прослеживаться командно-административные тенденции, что незамедлительно сказалось на развитии потребительской кооперации. Окончание восстановительного периода, укрепление и развитие государственной и кооперативной торговли превратили вытеснение частного капитала из торгового оборота в политическую функцию потребительской кооперации. Гибкость государственной политики к частному торговцу в начале 20-х годов обуславливалась сложным и нестабильным экономическим положением, неорганизованностью и слабым развитием государственного и кооперативного аппарата, нежеланием и объективной невозможностью для частного капитала приспособиться к проведению общехозяйственных задач. По мере укрепления и развития потребительской кооперации со второй половины 20-х годов перед ней стали две основные задачи - вытеснение частника с рынка и смычка промышленного производства с крестьянским хозяйством. Поскольку в городах государственная торговля была сильнее, и частник сосредоточил свою деятельность в сельской местности, то реализация поставленных задач осуществлялась в основном через сельпо.

Успешная работа потребительской кооперации способствовала увеличению числа потребительских обществ с 463 на июль 1924 года до 469 на 1 января 1925 и пайщиков до 2726 тысяч. Процесс укрупнения кооперативов позволил создать более крепкие и дееспособные организации, увеличить число многолавок, ограничивающих район своей деятельности обслуживанием одного населенного пункта. В среднем на один кооператив по Крайсоюзу приходилось 1597 крестьянских хозяйств, на одну лавку - 944. Радиус действия одного кооператива составил 10.5 верст, лавки - чуть более восьми.

Наиболее интенсивно процесс вовлечения населения в кооперацию происходил в Кубанском и Черноморском округах, где было кооперировано около половины хозяйств. Благодаря хорошим условиям развития сельское хозяйство Черноморского побережья имело товарный характер, что ставило население в зависимость от рынка и побуждало крестьян с большим интересом относиться к работе потребительской кооперации. Благодаря этому в потребительских кооперативах Черноморского округа был самый высокий пай -2 рубля 44 копейки. Потребительская кооперация в экономически менее развитых Ставропольском и Терском округах, не входящая в систему Крайсоюза и работающая самостоятельно, медленнее осуществляла процесс кооперирования населения.

К середине 20-х годов стало очевидно, что интегральная кооперация не смогла выполнить задачу объединения крестьян как производителей, так как в ней большое внимание уделялось потребительской деятельности. После организации в начале 1925 года самостоятельной сельскохозяйственной кооперации в лице Сельскосоюза, потребительская кооперация вновь сосредоточила свое внимание на торговле и заготовке. Отказ от интеграла позволил ей больше внимания уделять торговой деятельности и увеличить за счет этого собственные средства, способствовал более четкому определению функций и ее дальнейшему развитию. Самостоятельные союзы потребительских обществ были созданы на Кубани, Ставрополье, Тереке, в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и других областях. Однако из-за слабой связи с Крайсоюзом и трудного финансового положения полное освобождение от интеграла во многих потребительских обществах не произошло и в конце года, и они продолжали выполнять работу сельскохозяйственной кооперации - раздавали семенные ссуды, вели агрикультурные мероприятия и т.д.

Национальные союзы северокавказской потребительской кооперации стали нормально работать только с осени 1925 года, когда была установлена связь с Крайсоюзом, и появилась возможность более широкого снабжения кооперативной сети необходимыми товарами. Налаживанию работы способствовал также проходивший повсеместно процесс «разъинтегрирования».

Чечсоюз, преобразованный из Чеченского кооперативного бюро 3 марта 1925 года, был еще совсем молодой организацией и только начинал налаживать работу. Другой национальный союз потребительской кооперации - Карчерсоюз, в связи с трудным финансовым положением ликвидировался решением кооперативной комиссии при Северо-Кавказском Крайкоме РКП (б) летом этого года. Для обслуживания населения был создан Карачаево-Черкесский пайторг, которому перешел актив и пассив Союза. Государственная торговля (Чечпайторг, Карачаево-Черкесский пайторг), действующая параллельно с кооперативной торговой системой, составила ей серьезную конкуренцию, не давая проявить свои возможности и стать единственной товаропроводящей организацией.

Выделение Черкесии в самостоятельную административную единицу привело к реорганизации местных потребительских обществ, которые впредь до организации самостоятельного Союза входили в систему Крайсоюза и обслуживались его тремя отделениями в соответствии с экономическим тяготением: Кубанским, Майкопским и Лабинским. Снабжение потребительских кооперативов через систему Крайсоюза способствовало увеличению и расширению ассортимента товаров, улучшению торговой деятельности и привлечению в кооперацию населения, что в результате привело к созданию в Карачаево-Черкесской области в декабре 1925 года Горско - Казачьего Союза потребительской кооперации.

Анализ показал, что многие недостатки в работе национальных союзов потребительской кооперации, недостаточное хозяйственное и организационное укрепление кооперативной системы были вызваны отсутствием отношений с Центросоюзом и неудовлетворительной работой его инструкторов, обусловленной незнанием местного языка и особенностей, плохим транспортным сообщением, отдаленностью многих населенных пунктов. За год Северо-Осетинский Союз они посетили два раза, Дагсоюз, Каббалксоюз и Ингушсоюз - по одному. Привлечение местного населения к кооперативной работе из-за отсутствия квалифицированных кадров производилось слабо. Так, в Дагсоюзе из 10 инструкторов только четыре были представителями местных национальностей, в Каббалксоюзе - все пять были русскими, в Ингушсоюзе - один русский инструктор и один ингуш. (5) Это во многом предопределило слабую активность местного населения и не способствовало усилению его заинтересованности в развитии потребительской кооперации.

Во второй половине 20-х годов государство по-прежнему активно привлекало потребительскую кооперацию к снабженческо-сбытовым и заготовительным операциям, в которых она выступала не только как посредник между городом и селом, между производителем и потребителем, но и играла роль исполнителя государственных заданий. Так, потребительскими кооперативами Ставрополья за три месяца было заготовлено зернопродуктов на 1 млн. 137 тыс. рублей, скота на 41 тыс., шерсти на 170 тыс. рублей, прочего сырья на 126 тыс. Крайсоюз в июле - августе заготовил 3 млн. 700 тыс. пудов зерна, в сентябре - 2 млн. 830 тыс., в ноябре - 1 млн. 193 тыс. пудов. Хороший урожай вызвал увеличение спроса со стороны населения на фабрично-заводские изделия. Товаров, в первую очередь мануфактуры, оказалось недостаточно, и потребительским обществам пришлось закупать их у Крайсоюза, что вызвало дополнительные расходы. Из-за нехватки товаров все кооперативы перешли к продаже их в первую очередь пайщикам, но и эта мера позволила удовлетворить потребности населения только на 52 % от спроса. Были случаи, когда крестьяне уходили из кооперации, забирая свои паи. Плохое снабжение рынков товарами крестьянского потребления, несоответствие цен на пшеницу и муку между вольным рынком и ценами государственных и кооперативных заготовителей, наплыв мешочников мешали успешному проведению хлебозаготовительных работ. Несогласованность при распределении районов между государственными и кооперативными заготовительными организациями вызывала конкуренцию между ними и повышение цен до такого уровня, что они не соответствовали ценам экспорта. В этих условиях большой вес приобрел частник, у которого цены на товары были ниже кооперативных. Так, в Терском округе георгиевское частное торговое предприятие «Якорь» снизило цены на масло до 16 копеек против 18 в кооперативах.

Обеспокоенная усилением позиций частного капитала, кооперативная комиссия при Северо-Кавказском Крайкоме ВКП провела ряд мероприятий по оказанию реальной поддержки кооперативам со стороны государства. Для определения реального положения потребительской кооперации края при парткомах были созданы комиссии, выявляющие по специальной программе потребности кооперативов в отдельных товарах и размер необходимых денежных средств. Однако качественному проведению обследования мешало отсутствие в большинстве кооперативов необходимых данных.

Рост торговых оборотов частного капитала заставил местные власти и партийные организации обратить особое внимание на руководителей потребительских обществ, их умение вести работу и завоевывать доверие населения. Потребительская кооперация должна была охватить имущие и зажиточные слои деревни, не отказываясь от привлечения их представителей в выборные органы, чтобы конкурирующие организации не воспользовались ими в своих интересах. Для закрепления доверия населения к потребительской кооперации активно велась агитация, отменялось ограничение ассортимента товаров по долгосрочному кредиту, разрешалась продажа хлеба в кооперативных лавках. Бюро Северо-Кавказского Крайкома ВКП (б) потребовало от окркомов избегать вмешательства без крайней необходимости в управление и хозяйственные дела кооперативов, не допускать нарушения уставов и внутреннего распорядка работы, отказаться от назначенства и частой смены руководителей кооперативных организаций. Каждый партиец, направленный для работы в кооперацию, особенно в сельской местности, предварительно должен был пройти инструктаж, при этом наличие партбилетов не предполагало никаких преимуществ. На практике члены партии часто пользовались денежными авансами и товарными кредитами в потребительской кооперации, при этом нередко суммы оставались непокрытыми и списывались в убыток, что подрывало доверие населения не только к кооперации, но и к партии.

Серьезной проблемой в потребительских кооперативах были хищения и растраты, нехватка кредитов, плохая работа ревизионных комиссий, часто превращавшейся в подсобный орган правления. Во многих потребительских обществах из-за отсутствия собственного капитала работа велась преимущественно на заемные и привлеченные от Госбанка средства. В некоторых округах была слаборазвита первичная кооперативная сеть. Так, в Терском округе не было вообще кооперации в таких крупных станицах как Суворовской и Кисловодской, что отрицательно влияло на продвижение товаров в деревню.

Исходя из тяжелого финансового положения северокавказской потребительской кооперации, учитывая особенности ее развития и значимость в деле построения социалистического общества, Советское государство оказало ей своевременную помощь долгосрочными кредитами, выделив в 1925 году более 700 тысяч рублей. Особое внимание было обращено на национальную потребительскую кооперацию. На заседании Пленума Правления Северокавказского Крайсоюза в октябре 1925 года было решено расширить товаропроводящую кооперативную сеть и усилить инструкторскую работу в сельской местности и национальных областях. В этом же году оргбюро Центросоюза на Юго-Востоке выделило Дагпотребсоюзу ссуду в 198 тыс. рублей золотом сроком на два года, что позволило привлечь в кооперацию большее количество пайщиков, в основном крестьян, и к концу 1925 года объединить 19,6 % населения. (9)

Принятые меры способствовали оживлению работы потребительской кооперации в национальных районах. Здесь, несмотря на то, что оптовая и розничная торговля по-прежнему находилась у частника, торговые обороты оптовых предприятий потребительской кооперации были выше. (10) Если в 1924 году кооперативы национальных областей насчитывали 19,1 тысячу человек, то в 1925 - 38,3 тысячи. Кооперированность населения Северного Кавказа составила 22,7 % дворов по национальным союзам и 31,3 % дворов по системе Крайсоюза.

Помощь государства кредитами, агитационная и пропагандистская работа инструкторов кооперации и членов ВКП (б), успешные заготовительные и торговые операции позволили северокавказской потребительской кооперации сделать новые шаги в области удовлетворения спроса населения и составить конкуренцию частному торговцу. На пленуме Терского окружкома ВКП (б) о деятельности Терсоюза отмечался рост удельного веса потребительской кооперации на Тереке, пробуждение активности пайщиков, особенно в форме внесения паев, возрастание роли Союза в завозе промтоваров на Терек. Отмечался также успешный опыт организации при Терсоюзе товарной базы Севкавторга как единственный в крае. На такую форму смычки государственной торговли с кооперацией предлагалось обратить особое внимание.

Помимо государственной поддержки важную роль в развитии северокавказской потребительской кооперации сыграл Крайсоюз потребительских обществ, который в 1925 году кроме обществ, расположенных на территории Северного Кавказа, втянул в сферу своего влияния Махачкалинский рабкооп из Дагестанской республики и четыре общества, расположенных на территории Калмыцкой автономной области.

Необходимость перестройки работы потребительских обществ заставила Крайсоюз уделять больше внимания вовлечению беспартийных крестьян, бедных слоев, устранению так называемого назначенства и частой смены руководства, выборности в органы управления, распространению знаний о кооперации и подготовке кадров. Учитывая громоздкость кооперативного аппарата, Крайсоюз приступил к его усовершенствованию с расчетом на минимальный расход и максимальный товарооборот, на дальнейшее выдвижение в него партийцев, преимущественно квалифицированных хозяйственников и внедрение общественных начал. Перестроенная кооперативная сеть, охватившая и обособленные населенные пункты, позволила количественно увеличить низовую кооперацию и укрепить ее.

Предоставленная постановлением СТО СССР долгосрочная ссуда Крайсоюзу значительно облегчила его положение и дала возможность участвовать в регулировании рыночных цен, способствовать снабжению первичной сети товарами, практикуя систему их прямого движения с рынков на склады и базы, с которых производился оптовый отпуск первичным кооперативам и сосредоточить основное внимание на удовлетворении нужд крестьян и рабочих на началах строгой экономии и тщательного подбора товарного ассортимента. В 1926 году торговая деятельность потребительской кооперации развернулась в условиях борьбы за нагрузку своего аппарата необходимой товарной массой.

Улучшение финансового положения кооперативов шло за счет активной торговли. Всего низовой сетью края с июля 1925 года по июль 1926 населению было продано товаров на 108 млн. рублей. Ставропольские потребительские кооперативы за отчетный год получили доход от торговли 8 млн. 834 тыс. 412 рублей, от заготовок - 219.6 тыс., от прочей деятельности - 130.4 тыс. рублей. Это позволило привлечь в кооперацию половину домохозяев округа (55 939 человек) и увеличить паевой капитал.

Начатая государством кампания по заключению гендоговоров с потребительской кооперацией привела к усилению плановости торговой, снабженческой и заготовительной деятельности, внутрикооперативных связей, утверждению ее как основного товаропроводящего аппарата. Потребительская кооперация Северного Кавказа увеличила свои заготовки почти в два с половиной раза, что составило 21 % от других заготовительных организаций.

Заключение гендоговоров привело к установлению партнерских отношений потребительской кооперации с государственной промышленностью, что позволило удовлетворить потребности населения в промышленных товарах. Это способствовало росту активности пайщиков, особенно среди крестьянского населения, процент кооперирования которого был выше городского. Количество сельских потребительских кооперативов по Северо-Кавказскому краю увеличилось по сравнению с 1924 годом на 24.4 % и на 30.6 % по району Крайсоюза. Большую роль в привлечении крестьянского населения сыграла также помощь, оказываемая ему потребительской кооперацией - ввоз зернопродуктов из-за пределов округов, продажа их по отпускным ценам и т.д. Наряду с районами, слабо обслуживаемыми потребительской кооперацией в Чечне, Ингушетии, Северной Осетии, встречался ряд потребительских обществ на Кубани, в Армавирском и других районах, захвативших почти всю сельскую торговлю. Хуже дело обстояло с охватом городской розницы: в 1924-1925 годах она составила 25.2 %, в 1925-1926 - 34.8 %. Здесь частник постепенно вытеснялся из отрасли торговли промышленными товарами и прочно держался в торговле продовольственными товарами в форме мелколавочной и базарной торговли.

После бурного и стихийного роста в 1923 и 1924 годах кооперативное движение стало входить в более организованное русло. Северокавказский Крайсоюз потребительской кооперации большое внимание уделял строительству низовой сети. На практике шло не столько создание самостоятельных единиц, сколько отпочковывание от существующих обществ отдельных предприятий и образование многолавок. Это вело к уменьшению расходов на содержание кооперативного аппарата и одновременно привлекало новых пайщиков, которых на 1 октября 1926 года по Крайсоюзу насчитывалось 50.5 тысяч человек, что на 46 % больше показателя прошлого года. Северо-Кавказский Крайпотребсоюз представлял собой смешанную организацию, объединяющую и союзы и потребительские общества. К концу 1926 года была достигнута довольно прочная хозяйственная и организационная спайка между ним и райсоюзами, работающими теперь по единому плану и имеющими одни методы работы.

Союзная сеть на данном этапе представляла собой следующее: Крайсоюз включал три степных союза (Ставропольский, Терский и Таганрогский), объединяющих 224 потребительских общества с 343 лавками и 99.7 тысячами пайщиков, пять горских, большинство из которых возникли в 1924-1925 годах (Горско-Казачий, Кабардино-Балкарский, Северо-Осетинский, Ингушский и Чеченский), насчитывающих 212 потребительских обществ с 295 лавками и 51.8 тысячами пайщиков.

Низовая сеть Северо-Кавказского Крайсоюза объединяла преимущественно крупные потребительские общества. Преобладание многолавок, район деятельности которых был ограничен обслуживанием одного населенного пункта, объяснялось значительным размером кавказских станиц, насчитывающих по несколько десятков тысяч жителей.

Крайсоюз обслуживал низовую сеть через отделения, причем на три самых крупных (Донское, Кубанское, Армавирское) падало 50 % оборота всех отделений.

Финансовое состояние Крайсоюза смогло окрепнуть за счет расширения товарооборота, увеличения числа пайщиков и накопления прибыли, что позволило потребительской кооперации потеснить частного торговца, оптовый оборот которого был меньше. Развитию и финансовому укреплению низовой сети в большой мере способствовал также заметный рост благосостояния края и связанное с этим расширение потребительского спроса.

Особое место в системе северокавказской потребительской кооперации по-прежнему занимали 212 кооперативов национальных областей, объединивших в 1926 году 29.2 % домохозяев. В Кабардино-Балкарии, где местные власти оказывали потребительской кооперации всяческое содействие, проводя экономические, административные и культурные мероприятия, где не было конкуренции со стороны государственной торговли, было кооперировано 71.4 % населения. В остальных национальных областях процент кооперирования был значительно ниже, поскольку этому мешало отсутствие в аулах и селениях политических и просветительских учреждений, нехватка квалифицированных кадров и грамотных руководителей. Так, в потребительских кооперативах Чечни только 10 % членов правлений писали и читали по-русски. Вся культурно-просветительская работа сводилась к проведению курсов по подготовке кооперативных работников, организованных Крайсоюзом и Центросоюзом, и краткосрочных курсов-съездов по 10-14 дней для коллективного инструктирования работников потребительских обществ. Из-за нехватки средств национальные союзы не могли содержать инструкторов, что приводило к нарушениям организационной работы, отсутствию контроля их деятельности, неправильному ведению учета, растратам и хищениям.

Анализ показал, что особенностью национальных кооперативов был их многонациональный состав. Показателен в этом отношении пример Дагсоюза, в котором в 1926 году по сельской сети насчитывалось более семи национальностей. Разные бытовые условия, обычаи, традиции и язык осложняли работу северокавказской потребительской кооперации. Для улучшения состояния национальной потребительской кооперации Советское государство сосредоточило внимание на оказании ей финансовой поддержки, что позволило ей повысить средний пай с 3 рублей 31 копейки до 3 рублей 49 копеек, а по краю он составил 3 рубля 85 копеек. Только в потребительских кооперативах Ингушетии, еще не освободившихся от дефицитного наследства Горсоюза и имеющих собственных средств в пять раз меньше, чем заемных, средний пай был 2 рубля 40 копеек.

Для дальнейшего развития потребительской кооперации национальных областей решением Бюро Северо-Кавказского Крайкома ВКП (б) облкомам и оргбюро было предписано уделять ей больше внимания, укрепляя лучшими работниками, проводя регулярные ревизии, а для устранения конкуренции объединить ее средства и силы с государственной торговлей. Учитывая чрезмерные трудности при проведении заготовительных работ в национальных областях из-за распыленности рынков, потребительским кооперативам были созданы условия, дающие им преимущество перед государственными заготовителями и обеспечивающие их максимальную нагрузку. В результате заготовки национальными потребительскими кооперативами за 1925 - 1926 хозяйственный год составили 7 миллионов 573 тысячи пудов. Из этого числа Кабарда заготовила 40.4 %, Сунжа - 3.1, Осетия - 3.3, Ингушетия - 20.6, Карачай - 0.6, Чечня - 32.0 %.

Экономическая и культурная отсталость национальных районов сдерживала развитие потребительской кооперации. Некоторые успехи в области кооперирования населения и укрепления финансово-хозяйственной стороны не устранили неудовлетворительного организационного состояния кооперативов, в результате чего кооперативное развитие отставало от общего экономического и культурного роста национальных областей, что дало возможность дальнейшего распространения и усиления частного капитала. Так, к началу 1927 года в горных районах на одну государственную и кооперативную лавку приходилось 50 населенных пунктов и 22 частные точки.

Процент кооперирования населения в национальных областях был различным: в Кабардино-Балкарии - 80.1 %, в Ингушетии - 21.1 %, в Северной Осетии - 29.1 %, в Чечне - 10.9 %. Одной из основных причин этого автор считает политику местных органов в отношении кооперации и государственной торговли. Так, в Кабардино-Балкарской области государственная торговля никогда не получала широкого развития и именно здесь процент кооперированности достиг 80.1 %. В Чечне Чечпайторг до последнего времени занимал доминирующее положение не только в оптовой, но и розничной сельской торговле, что отодвигало потребительскую кооперацию на второй план.

В январе 1927 года национальная комиссия Северо-Кавказского Крайкома ВКП (б), учитывая трудное положение потребительской кооперации, национальных областей Северного Кавказа, потребовала от партийных и советских организаций сосредоточить все усилия на увеличении товарности хозяйств, организации сбыта продуктов населению, борьбе с частным торговцем, оживлении товарооборота и расширении кооперативного торгового аппарата.

Для скорейшего вытеснения частника в марте 1927 года Центросоюз дал указание местным союзам провести активную пропагандистскую и агитационную работу по снижению цен на все товары. Но желание кооперативов увеличить прибыли, большие штаты служащих, продолжительные безрезультатные командировки и растраты препятствовали этому. Низовая сеть провела снижение цен механически, в основном на неходовые товары или за счет накоплений, что повлекло задержку кооперативного строительства в деревне. Средняя наценка на товары составила 11.5 % от покупной цены, что едва обеспечивало безубыточную работу потребительских обществ.

Северокавказская потребительская кооперация по-прежнему развивалась в основном за счет сельских кооперативов, в которых крестьянское население приобретало продукцию легкой промышленности, которую городские жители могли самостоятельно приобрести через государственную торговлю. В городах потребительские общества продолжали вытеснять частных предпринимателей. За полгода только в Ставропольской губернии на 26 частных торговых организаций стало меньше. Продукты широкого потребления в кооперативах были дешевле, чем у частника на 17 %, продукты производства -на 8. После приказа Советского правительства об отмене принудительного ассортимента и расширения деятельности городских потребительских обществ на окраинах города, частных торговцев стало еще меньше. В результате к июню 1927 года половина сельского розничного товарооборота была у потребительской кооперации, ее торговый оборот был в два раза больше, чем у частника и составил 9 миллиардов рублей. Более половины крестьянского населения стало членами потребительских кооперативов.

Укрепление потребительской кооперации во второй половине 20-х годов, рост активности населения позволили многим потребительским обществам проводить активную просветительскую работу. У многих обществ были свои киноаппараты, книжные полки, велись кружки, кооперативные очные и заочные курсы, которые охватывали около 60 тыс. кооперативных работников. Если деятельность кооперативных курсов и техникумов проходила удовлетворительно, то совершенно недостаточно проводилась агитационная работа, что во многом зависело от плохой связи потребительской кооперации с политпросветами и культотделами профсоюзов. Поэтому в культурно-просветительской деятельности перед северокавказской потребительской кооперацией стояли задачи расширения книготорговой сети, повышения уровня и качества обучения в кооперативных техникумах, на специальных курсах, усиление ведения кооперативной агитации и пропаганды.

Кадровый вопрос, остро стоящий в национальной потребительской кооперации, был частично решен после расширения Владикавказского горского кооперативного техникума. На учет брались все националы-учащиеся кооперативных учебных заведений Союза для использования их на работе в национальных областях. Нацоблкомы ВКП (б) бронировали определенное количество выпускников Совпартшкол для привлечения их к работе в кооперативных организациях. Большую роль в кооперативном просвещении сыграли курсы, готовящие различных специалистов: продавцов, счетоводов, приемщиков хлеба.

Придавая большое значение вовлечению в потребительскую кооперацию женщин, Крайсоюз в ноябре 1927 года организовал первый краевой съезд женского кооперативного актива, в котором участвовали 177 делегаток. На нем подчеркивалось слабое участие женщин в кооперативных делах. Так, в Грозненском центральном рабочем кооперативе из 17 тыс. 147 членов было только 1700 женщин. В Осетии, Ставропольском округе и других регионах привлечение женщин в потребительскую кооперацию шло в основном на словах. Часто даже подготовленных для кооперативной работы женщин не принимали как «неквалифицированных». Съезд дал мощный толчок кооперированию женского населения края. В результате в сельской потребительской кооперации число пайщиц составило в 1927 году 17.4 % от общего числа членов. Быстрее пошла подготовка горянок на краткосрочных, двух- и трехмесячных курсах. Кредит в 100 тыс. рублей, выделенный Крайсоюзом способствовал увеличению числа пайщиц-горянок с 7900 в 1927 году до 18600 в 1928. В результате к весне 1928 года в национальных районах Северного Кавказа потребительская кооперация объединяла 10 тыс. женщин-горянок. В Чечне, например, одним из наиболее активных членов кооперативного движения была женщина - Серижи Сельгиреева, которая в течение нескольких лет работала в правлении Гойтинского потребительского общества.

Укреплению финансового состояния низовой сети в значительной степени содействовала оказанная ей материальная поддержка со стороны Крайсоюза путем предоставления кредитов в виде пролонгации векселей сроком от 6 до 13 месяцев на сумму 925 тыс. рублей. (29)

Во второй половине 20-х годов благодаря своевременной государственной помощи и кредитам Крайсоюза потребительская кооперация Северного Кавказа смогла реализовать на практике свой потенциал, заняв одно из первых мест в Союзной кооперативной системе по охвату населения.

Кооперированность крестьянского населения по данным гнездовой переписи 1927 года (удельный вес хозяйств с членами кооперации, %).

  Все виды кооперации Потребительская кооперация
СССР 49,7 32,9
Северо-Кавказский край 48,1 37,6

 

Из таблицы видно, что из всех видов кооперации потребительская охватывала большую часть населения как по стране в целом, так и на Северном Кавказе. Но процент кооперированности у северокавказской потребительской кооперации по сравнению с союзной был выше. К концу 1927 года она объединяла в 1104 потребительских обществах 798700 человек; из этого числа 34 потребительских общества с числом пайщиков 370300 принадлежали транспортной, рабочей и городской кооперации. (31)

На XY съезде ВКП (б) в 1927 году подчеркивалось, что потребительская кооперация стала основным товаропроводящим аппаратом и наиболее крупной торговой организацией обобществленного сектора торговли.

Перед ней были поставлены задачи дальнейшего обобществления торгово-посреднического оборота, вытеснения частника, замещения государственной торговли и большего охвата кустарного рынка. В то же время съезд отметил, что установившаяся в последнее время практика жесткого государственного регулирования потребительской кооперации задерживала ее развитие, вела к ослаблению инициативы, усилению формализма в работе и ослаблению ответственности пайщиков. Поэтому был признан необходимым переход от детальных, все регламентирующих норм к более общим и наиболее важным.

Социально-экономическое и политическое развитие страны, начинавшееся наступление на частника требовали уделять больше внимания кооперированию бедняцких хозяйств. Центросоюз на основании указаний XY съезда ВКП (б) принял решение в течение пяти лет кооперировать всех бедняков. Для этого Северо-Кавказский Крайсоюз выделил средства на оплату каждого пая бедняка в размере 50 копеек и призвал низовую сеть отчислять часть прибыли в фонд бедноты.

По мнению Чернопицкого П.Г. в 1927 году более 90 % хозяйств, входивших в северокавказские потребительские кооперативы, были бедные или среднего достатка, соответственно социальный состав он определил как середняцко-бедняцкий.

В то время как автор, располагая другими данными, пришел к выводу о середняцком составе северокавказской потребительской кооперации. По данным так называемой «комиссии Рыкова» в 1927 году в СССР 62.7 % составили середняцкие хозяйства, 3.9 % - кулацкие, 33.4 % - бедняцкие и пролетарские. В северокавказской потребительской кооперации также преобладал середняк, составивший около 60 % от общего количества членов. Бедняков в потребительских обществах был 30.1 %, зажиточных - чуть более восьми процентов. Социальный состав пайщиков показывал недостаточно высокую степень кооперированности бедняков, удельный вес зажиточной группы кооперированных хозяйств по потребительской кооперации был больше удельного веса этой группы в общей массе крестьянских хозяйств. Социальный состав органов управления потребительской кооперации в основном обеспечивал претворение в жизнь директив партии, но при условии систематического воздействия на него со стороны низовых парторганизаций, окружных и краевых кооперативных союзов. В национальных областях, несмотря на принимаемые меры, вовлечение в потребительскую кооперацию бедноты шло слабо. В Кабардино-Балкарии в начале 1927 года на 28 тысяч пайщиков бедняков было 1937, по Карачаевской области - на 16 тысяч пайщиков - 255 человек, по сельской сети Чеченского и Северо-Осетинского Союзов не было даже фондов кооперирования бедноты. Рост числа бедняцких хозяйств в потребительских кооперативах произошел к концу 20-х годов за счет проведения перевыборов, уменьшения вступительного взноса, активной агитационной и пропагандистской работы, создания фондов бедноты и т.д. В отчетно-перевыборной кампании 1927 года Ставропольской потребительской кооперации избранные по классовому принципу распределились следующим образом: бедняки и батраки в правлении составили 61 %, в ревизионной комиссии - 64. Усиление партийного вмешательства в дела потребительской кооперации привело к тому, что в 1928 году число членов партии в правлениях обществ составило 34.5 %, в том числе в национальных областях - 36.2 %.

В конце 20-х годов пристальное внимание уделялось вовлечению в кооперацию молодежи, как представителю нового советского поколения. Так, в 1928 году было кооперировано на Кубани около 12 тыс. человек, Ставрополье около 4 тыс., Тереке - 5 тыс., в Осетии - 4 тыс., Чечне - 1.200, Ингушетии -200, Кабарде - 100, Черкесии - 100, Адыгее - 500 молодых людей.

Привлекая в потребительскую кооперацию молодежь, Советская власть и партия отрегулировали социальный состав, пополнив его надежными, верными Советской власти людьми и значительно укрепили кооперативный аппарат энергичными и инициативными кадрами.

Успешная агитация среди бедняков, женщин и молодежи позволила к концу 1928 года кооперировать по Северо-Кавказскому краю около 76 % крестьянских хозяйств, из этого числа в Кабардино-Балкарии - 52.9 %, в Ингушетии- 48.1, в Северной Осетии - 44.7, в Карачае - 46.4, Адыгее - 49.5, Черкесии - 45.5, Чеченской области - 25.9 %.

Со второй половины 20-х годов на потребительскую кооперацию Северного Кавказа, входящую в единый хозяйственный комплекс страны, распространилась практика контрактационных договоров, заключаемых между государством и сельскими производителями при посредничестве кооперации. В обмен на государственную помощь в форме семенных ссуд, авансов организации брали на себя обязательства по поставке определенного количества сельхозпродукции в определенные сроки. Контрактационные договора в крае реализовывались через систему сельскохозяйственной кооперации, но из-за смешения функций потребительская также принимала активное участие в заготовке сельскохозяйственных продуктов методом контрактации, выдаче крестьянскому населению денежных авансов, приобретении сельскохозяйственного инвентаря, семян, удобрений и т.д.

Привлечение потребительской кооперации к выполнению контрактационных договоров имело как положительные, так и отрицательные моменты. С одной стороны разрушался крестьянский рынок, и вместе с этим кооперация теряла свои функции, превращаясь из органа, снабжающего крестьянские хозяйства, в орган по изъятию продуктов у крестьян. Но одновременно предоставленные в обмен за выполненную контрактацию кредиты, денежные авансы и товары способствовали финансовому укреплению потребительских кооперативов.

Северокавказская потребительская кооперация также вела контрактацию скота в качестве комиссионера Союзмясо на основе генерального соглашения между ним и Центросоюзом, по которому сельские потребительские общества были обязаны заготовить и откормить определенное количество свиней, овец, телят преимущественно в индивидуальном секторе. Но потребительские кооперативы не везде допускались к работе по контракту. Так, Дагсоюз с большим трудом получил эту возможность. К тому же условия финансирования контрактантов и нормы выдачи кормов в индивидуальном секторе, где преимущественно и шла работа потребительс<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...