6. Развитие связной речи, как устной, так и письменной. 4 страница
Основная задача санатория состоит в том, чтобы устранить имеющиеся у ребенка речевые дефекты, укрепить его нервную систему и оздоровить организм в целом. Одновременно проводятся общеобразовательное обучение и воспитание. В санатории организуются отделения для детей, имеющих однородные формы речевых нарушений (например, для заикающихся детей, для алаликов, для дислаликов). Лечение в санатории предусматривает осуществление целого комплекса оздоровительных мероприятий, куда входят: вначале особый охранительный, а затем активно тренировочный режим, система рационального питания, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, климатолечение и закаливание, лечебная физкультура, ритмика и психотерапия. Все это проводится на фоне доброжелательного и спокойного отношения к детям. Одновременно организуются логопедические занятия и занятия, которые проводит воспитатель. Их осуществляют по подгруппам в утренние и вечерние часы. Работа воспитателя включает в себя обучение родному языку, развитие элементарных математических представлений, музыкальное, трудовое, эстетическое воспитание, формирование игровой деятельности в соответствии с • программными требованиями для разных возрастных групп детского сада. Логопед ежедневно проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по коррекции речи. Большое внимание уделяется всестороннему обследованию каждого ребенка, фиксированию результатов в виде наблюдений и дневниковых записей. Полученные результаты обследования помогают определить оптимальный план работы логопеда и воспитателя, единые требования всего персонала к детям с учетом их индивидуальных особенностей. Логопед и воспитатель предусматривают наряду с исправлением речи и решением общеобразовательных задач формирование общительности, речевой активности, а также положительных черт личности.
Для более прочного закрепления полученных навыков в домашних условиях с родителями проводятся подробные индивидуальные консультации, итоговые родительские собрания. Кроме того, им дается памятка о работе с ребенком, предлагаются рекомендации по оформлению наглядного материала. После пребывания в санатории ребенок в зависимости от возраста переводится для продолжения обучения в специальный детский сад, дошкольное учреждение общего типа или в школу (специальную, общеобразовательную). Сурдологические кабинеты В системе здравоохранения СССР получили широкое распространение сурдологические кабинеты, в которых обслуживаются дети с нарушениями слуха и речи. Такие специальные кабинеты могут существовать как самостоятельно, так и при поликлиниках и стационарах. В сурдологических кабинетах работают разные специалисты: врачи (отоларингологи, психоневрологи), сурдопедагоги и логопеды. Они проводят большую профилактическую консультационно-диагностическую работу, оказывают практическую помощь логопедам в детских поликлиниках, больницах в масштабе города, района, области, направленную на своевременное выявление детей раннего возраста со снижением слуха и определение их в специальные учреждения соответствующего типа. Кроме того, указанные специалисты помогают родителям этих детей при проведении лечебных мероприятий. Логопедические кабинеты при детских поликлиниках Логопедические кабинеты при детских поликлиниках открываются на основании приказа № 999 Министерства здравоохранения СССР от 11. Х. 1982 г. «О штатных нормативах медицинского педагогического персонала городских поликлиник» (1. 4. 1). Логопедический кабинет является самым распространенным подразделением в системе логопедической помощи по линии Министерства здравоохранения СССР. Логопед обязан оказывать помощь детям в возрасте от 2 до 14 лет со всеми видами речевой патологии независимо от уровня интеллектуального развития и сохранности физического слуха. Логопед ведет первичный прием, помогает в выявлении и направлении детей с дефектами речи на медико-педагогическую комиссию для их устройства в дошкольные и школьные учреждения для детей с нарушениями речи или речевой стационар. Им проводится большая профилактическая работа: беседы с врачами-педиатрами, педагогами детских садов и школ, родителями о распространенности речевых нарушений, о необходимости раннего выявления речевой патологии и своевременной коррекционной работы. В обязанности логопеда входит проведение диспансеризации детей начиная с 3-летнего возраста (как организованных, так и неорганизованных). Он регулярно выпускает логопедические бюллетени, где в популярной форме освещает актуальные вопросы логопедии, основные направления профилактической работы.
Ясли для детей с нарушениями речи В специализированные ясли направляются начиная с 2—3-летнего возраста дети, имеющие заикание или грубое речевое недоразвитие. На медико-педагогическую комиссию представляются следующие документы: выписка из истории болезни ребенка, заключение психоневролога, характеристика, составленная логопедом и воспитателем (если ребенок посещал детское учреждение), справка с места жительства, справка с места работы родителей. В яслях проводятся подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия по исправлению речи, а также занятия по всем видам учебной деятельности. На протяжении всего года дети находятся под наблюдением медицинского персонала. Противопоказания к зачислению: а) выраженная умственная отсталость; б) судорожные припадки; в) грубые нарушения двигательной сферы; г) активные формы туберкулеза; д) заразные кожные и инфекционные заболевания. В яслях дети находятся до 4 лет. Затем их переводят в дошкольное учреждение соответствующего профиля. Логопедическая помощь детям дошкольного возраста Примечание. Специальные детские сады, ясли-сады и группы могут быть с дневным и недельным пребыванием ребенка.
Контрольные вопросы 1. Какой характер носила логопедическая помощь в дореволюционное время? 2. Какие изменения в организации специальной помощи аномальным детям произошли в первые годы Советской власти? 3. Как организована логопедическая помощь детям в системе просвещения и здравоохранения в настоящее время? 4. Как осуществляется отбор в дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи? Контрольные задания 1. Перечислите противопоказания к зачислению в детские сады для детей с нарушениями речи. 2. Раскройте задачи стационара и полустационара при детских больницах. 3. Расскажите о функциях детского санатория и сурдологического кабинета при детской поликлинике. 4. Составьте схему логопедической помощи дошкольникам в СССР. Литература Воспитание и обучение детей с расстройствами речи/Под ред. С. С. Ляпидевского и В. И. Селиверстова. — М.. 1968. Методические рекомендации к инструкции по прием детей и комплектованию групп в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. — М., 1987. Нарушения речи у дошкольников/Сост. Р. А. Белова-Давид, Б. М. Гринцшун. — М., 1969. Правдина О. В. Логопедия. — М., 1973. Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. — М., 1970. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. — М.. 1987.
Глава XV. Основные направления коррекционного обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии
Разработка общих проблем воспитания и обучения детей с различными отклонениями в умственном и физическом развитии составляет основное содержание советской дефектологической науки. Наиболее актуальными задачами дефектологии как отрасли педагогической науки на современном этапе ее развития являются следующие: — раннее выявление детей с различными видами аномалий; — всестороннее изучение структуры дефекта при каждой форме нарушения; — разработка принципов дифференцированного обучения и воспитания детей с учетом их компенсаторных возможностей на основе современных представлений о закономерностях развития высших психических функций;
— определение наиболее эффективных педагогических средств предупреждения нарушений психического развития детей, имеющих дефекты зрения, слуха, речи, двигательной сферы. Советская дефектология рассматривает дефект ребенка в динамическом аспекте, исходя из того, что правильно организованное семейное и общественное воспитание позволяет развить познавательные возможности аномальных детей и обеспечить значительному их числу полноценную адаптацию в современном обществе. Аномальное развитие детей дошкольного возраста определяется различной структурой дефекта. Л. С. Выготским и его последователями (Т. А. Власова, А. И. Дьячков, Ж. И. Шиф, Р. М. Боскис, М. С. Певзнер, Н. Г. Морозова и др. ) было установлено, что у ребенка с дефектом какого-либо анализатора или интеллектуальным дефектом в процессе развития проявляется целый ряд отклонений, создающих картину атипичного развития, отличного от нормы. В ней выделяется первичный дефект, обусловленный раличными заболеваниями: нарушениями зрительного и слухового восприятия, элементарных интеллектуальных операций; выраженными нарушениями двигательных функций. Наряду с этим выявляются вторичные отклонения, возникающие под воздействием первичного дефекта. Например, ребенок, переболевший менингитом в раннем возрасте, может потерять слух. Это в свою очередь приводит к нарушению его нормального развития: самостоятельно не формируется речь (вторичный дефект), отстает в развитии словесно-логическое мышление, появляются специфические трудности в усвоении элементарных математических представлений и т. д. Сложная структура аномального развития наблюдается и у детей с поражением зрительного анализатора. Дети с нарушениями зрения Остановимся более подробно на характеристике детей с нарушениями зрения. В эту группу входят дошкольники с разной степенью утраты зрения: слабовидящие — дети со сниженной остротой зрения (0, 05 — 0, 2); слепые — дети, у которых или полностью отсутствует зрение, или имеется лишь светоощущение; дети с остаточным зрением (0, 04 на лучшем видящем глазу с применением очков); ослепшие дети (потерявшие зрение после рождения). Нарушения зрения возникают в результате различных заболеваний или пороков развития: первичной и вторичной глаукомы, незаконченной атрофии зрительных нервов, злокачественных форм высокой близорукости, отслойки сетчатки и др., астигматизма высоких степеней, катаракты и др. Причинами тяжелых нарушений зрения могут быть также заболевания центральной нервной системы (опухоли мозга, менингит, менингоэнцефалит), осложнения после инфекционных заболеваний (корь, скарлатина и др. ), а также травматические повреждения мозга и глаза.
Нарушения зрения могут сочетаться с другими формами аномального развития (нарушения речи, слуха, интеллекта и др. ). Первичное нарушение остроты зрения может влиять на формирование цветовосприятия, периферического зрения, затруднять фиксацию взора. Для детей характерны фрагментарность и замедленность зри тельного восприятия, трудности пространственной ориентировки. Вторичные отклонения возникают прежде всего в двигательной сфере и могут быть своевременно предупреждены коррекционными мероприятиями (на занятиях по ритмике, физическому воспитанию, лечебной гимнастикой). Значительные затруднения в восприятии предметов, процессов и явлений действительности, в оценке направления, расстояния, величины предметов и т. п., которые испытывают дети, снижают возможности их полноценного сенсорного и интеллектуального развития (Л. И. Солнцева, В. П. Ермаков, Л. С. Волкова, Л. И. Плаксина и др. ). В ряде случаев у детей возникают нежелательные изменения в эмоционально-волевой сфере, формируются негативные характерологические черты. Большим своеобразием в развитии отличаются умственно отсталые дети, у которых наблюдается стойкое необратимое нарушение интеллектуального и психического развития (Н. Г. Морозова, Н. Д. Соколова, О. П. Гаврилушкина). В основе этого нарушения лежат органические поражения центральной нервной системы, вызванные внутриутробными, родовыми, послеродовыми травмами. У таких детей отмечаются низкий уровень мыслительных операций, нарушенный темп и подвижность психических процессов, ограниченность развития памяти и внимания. Большой процент умственно отсталых дошкольников имеет выраженные нарушения речевого развития. Умственно отсталые дети начинают с первых месяцев своего развития резко отличаться от нормально развивающихся сверстников. Многие умственно отсталые дети испытывают трудности в общении. Часто причины этих трудностей кроются в патологических чертах характера. Эмоционально-волевая сфера характеризуется или повышенной возбудимостью, или, наоборот, вялостью, инертностью, пассивностью. Снижение активности познавательных процессов приводит к сужению социальных мотивов деятельности. Как уже отмечалось выше, у умственно отсталых детей часто наблюдаются дефекты речевого развития. Ребенок в возрасте 3 — 4 лет общается с окружающими с помощью звуковых комплексов и жестов. Активный и пассивный словарь таких детей весьма беден, а понимание чужой речи нередко ограничивается знакомой ситуацией. К 5 — 6 годам при спонтанном речевом развитии и несколько раньше при систематических логопедических занятиях умственно отсталые дети достигают второго уровня речевого развития. У ребенка возрастает запас слов, развивается фразовая речь, улучшается восприятие обращенной к нему речи, но остается малодоступным понимание логико-грамматических отношений, страдает смысловая сторона его собственной речи. Наряду с этим характерна определенная диссоциация между речевым и интеллектуальным развитием с преимуществом в сторону первого. Недостаточность абстрактного мышления выявляется все более отчетливо в старшем дошкольном возрасте. Дети с детским церебральным параличом Значительные трудности в воспитании и обучении представляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП) (М. В. Ипполитова, Е. М. Масткжова и др. ). Детский церебральный паралич — поражение двигательных систем головного мозга. Двигательный дефект нередко сочетается с незрелостью психического развития ребенка и поражением речедвигательного анализатора. Причины, вызывающие детский церебральный паралич, могут быть внутриутробными, природовыми, послеродовыми (интоксикация, инфекции, травмы матери в период беременности, механические травмы мозга и нарушения мозгового кровообращения в период родов, тяжелые заболевания центральной нервной системы в первые годы жизни). При детском церебральном параличе прежде всего задерживается развитие двигательных функций и психомоторное развитие в целом: дети поздно начинают держать головку, переворачиваться с бока на бок, живот, спину, сидеть, стоять; иногда не могут научиться самостоятельно ходить. У отдельных детей наблюдается косоглазие, снижение слуха и другие нарушения. Наиболее часто у них возникает расстройство членораздельной речи (см. гл. «Дизартрия»). Развитие предпосылок познавательной деятельности задерживается уже на первом году жизни. Это связано с ограниченным восприятием информации о фактуре, форме, величине, весе и других качествах различных предметов окружающей действительности. Позднее освоение навыков ходьбы затрудняет формирование восприятия пространства и времени. В течение длительного времени прикованный болезнью к кровати ребенок не приобретает необходимых практических знаний об окружающем мире и опыта общения. Это в свою очередь значительно обедняет не только его активный, но и пассивный словарный запас. Для больных детей характерна повышенная утомляемость. Они часто бывают раздражительны, плаксивы, а порою пугливы и нерешительны, быстро утрачивают интерес к занятиям. У таких детей наблюдается быстрая смена настроения, повышенная впечатлительность. Воспитателю следует быть крайне тактичным и осторожным в оценке поступков, реакций и результатов деятельности детей с церебральной недостаточностью. В то же время очень полезно для предупреждения формирования нежелательных черт характера, определив круг доступных ребенку домашних обязанностей, давать ему посильные поручения, прививать элементарные бытовые навыки. В семье необходимо создать атмосферу терпения, доброжелательности, организованности и единства требований по отношению к малышу. Задержка формирования познавательной деятельности и речи у больного ребенка с возрастом не исчезает, а, наоборот, усугубляется, и без специального обучения и лечения к самостоятельной жизни он подготовлен не будет. Дети с задержкой психического развития В последнее десятилетие наиболее активно изучается еще одна группа аномальных дошкольников — дети с задержкой психического развития (В. И. Лубовский, Н. А. Цыпина). Для них характерен замедленный темп психического развития, обусловленный различными причинами: ослабленностью нервной системы вследствие интоксикации, инфекции, травм; нарушениями эндокринной системы; хроническими соматическими заболеваниями, а также педагогической запущенностью при неблагоприятных условиях воспитания. Дети с задержкой психического развития в отличие от умственно отсталых детей имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, но испытывают при обучении значительные трудности и этим отличаются от нормально развивающихся сверстников. Трудности в обучении вызваны нарушением познавательной деятельности, являющимся следствием незрелости эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособности, функциональной недостаточности высших психических функций (внимания, памяти, речи и др. ). Дети с задержкой психического развития отличаются импульсивностью, аффективной возбудимостью или, напротив, вялостью и апатичностью. Может наблюдаться и плохая координация мелких движений, недостаточная их переключаемость и точность. Дети с задержкой психического развития без специального коррекционного обучения не могут быть готовы к школе. Они постоянно нуждаются в помощи взрослого, затрудняются в решении доступных возрасту мыслительных задач, в объяснении причинно-следственных связей, недостаточно контролируют свое поведение. С целью полноценной подготовки детей данной категории к обучению в нашей стране организованы экспериментальные группы при детских садах. В этих группах помимо решения задач общего развития осуществляется коррекция специфических отклонений в сфере познавательной деятельности, мышления, речи, расширение и углубление представлений ребенка об окружающем мире. Занятия проводятся педагогом-дефектологом. Результаты раннего коррекционного обучения являются весьма эффективными. Часть детей получает возможность продолжать обучение в общеобразовательной школе, а остальные (в более сложных случаях) — в специальных классах выравнивания. Дети с ранним аутизмом Изучение детей с различными дефектами позволило исследователям выявить еще одну группу аномальных дошкольников — детей с ранним аутизмом (К. С. Лебединская и др. ). Аутизм (от греч. autos — сам) характеризуется болезненным состоянием психики, при котором ребенок полностью уходит в свои переживания, отстраняясь от внешнего мира. Распространенность данного заболевания — примерно 3 — 6 случаев на 10000 детей. При раннем детском аутизме отмечается значительное повышение эмоциональной и сенсорной чувствительности, стойкое чувство страха перед окружающими, снижение психической активности. Этиология возникновения данного заболевания изучена еще недостаточно. Одни ученые считают детский аутизм явлением, характерным для шизофрении, другие видят причины этой болезни в недостаточно ласковом отношении к ребенку матери, ее холодности. У таких детей не формируется уверенность в себе, чувство безопасности, а в случаях жизненных неудач они перестают эмоционально взаимодействовать с окружающими. Данное заболевание чаще возникает у детей в возрасте 1, 5 — 2 лет, преимущественно у мальчиков. Характерным для детей с ранним аутизмом является нарушение временной ориентации, фантастическое восприятие отдельных явлений действительности. Такие дети легко могут быть смешиваемы с умственно отсталыми детьми, так как отсутствие должного контакта с окружающими, пониженная физическая и игровая активность, ограниченная потребность в информации приводят к резкому отставанию психического развития ребенка. Отсутствие полноценного речевого контакта нередко вызывает мутизм (молчание). Появляются негативные характерологические особенности (замкнутость, мрачность, агрессивность). Тяжелые формы раннего детского аутизма не дают оптимистического прогноза. Во многом это объясняется недостаточно разработанной и низкоэффективной медикаментозной терапией. В настоящее время направленную медицинскую и педагогическую помощь такие дети получают в экспериментальных группах, где в содружестве педагогов, врачей и психологов разрабатываются комплексные методы, направленные на устранение у ребенка страхов, воспитание самостоятельности и активности, потребности в общении с окружающими. При нерезко выраженных симптомах детского аутизма большое значение имеют разумно составленный режим дня, игротерапия, упражнения с психотерапевтическим воздействием, работа с детьми по воспитанию трудовых навыков, а также навыков самообслуживания. Все это осуществляется в русле формирования организованного взаимодействия ребенка с коллективом сверстников. Система комплексной медико-педагогической работы позволяет подготавливать определенный процент таких детей к обучению в специальной, а иногда и в общеобразовательной школе. Слепоглухонемые дети Наиболее тяжелой категорией аномальных дошкольников являются слепоглухонемые дети. Это дети, не имеющие слуха, зрения и речи, полностью оторванные от окружающего мира. Без специальной помощи они умственно не развиваются. Возможность социальной адаптации таких детей, включение их в организованное обучение во многом определяются тем, в каком возрасте наступила потеря зрения и слуха. В нашей стране для слепоглухонемых детей открыт специализированный детский дом в г. Загорске. Разработана система коррекционной работы, предусматривающая на первом этапе воспитание у детей навыков адекватного поведения, самообслуживания, простейших трудовых операций, а также формирование образов предметов окружающего мира (В. Н. Чулков и др. ). При этом широко используются жесты, дактильная речь, (ручная азбука). Постепенно дети усваивают лексические значения слов, грамматические формы языка, приобретают знания и навыки, необходимые для овладения школьной программой. В нашей стране и за рубежом широко известна О. И. Скороходова, слепоглухонемая ученица профессора И. А. Соколянского, написавшая книги «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир», «Как я представляю окружающий мир», защитившая кандидатскую диссертацию по психологии. Некоторые выпускники Загорской школы окончили МГУ и занимаются сегодня научной работой. В настоящее время в нашей стране широко развивается сеть дошкольных учреждений для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии. Дети могут находиться в них начиная с младшей группы до поступления в школу. В этих дошкольных учреждениях учебно-воспитательная работа, режим дня, сетка занятий, оздоровительные мероприятия определяются психофизиологическими особенностями детей. Сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы позволяет проводить коррекцию в процессе всей учебной работы и на специальных занятиях (логопедические, лечебная гимнастика, ритмика и др. ). Правильно организованное специальное воспитание аномальных дошкольников строится и базируется на учете общих закономерностей развития детей и специфики дефекта. Воспитатели специальных учреждений помимо общеобразовательных задач решают и ряд специфических: — на занятиях по физическому воспитанию устраняют некоординированные, скованные движения, нарушения общей моторики, отрабатывают плавность и регуляцию дыхания; — в связи со зрительными нарушениями особое внимание уделяют регулированию зрительных нагрузок, корригирующей гимнастике, коррекционным упражнениям для зрения. Воспитатель организует динамические паузы (физкультминутки) для снятия напряжения, утомления мышц глаз. Одновременно проводят упражнения по развитию мелкой моторики кистей рук и пальцев. Это помогает готовить детей к письму. Для компенсации зрительного дефекта используют кожный и двигательный анализаторы; — формируют полноценную речь, устойчивое внимание, память, необходимые для развития познавательной деятельности и успешной подготовки детей к обучению в школе; — с помощью специальных приемов и на основе учета характерологических трудностей аномальных дошкольников, особенностей их поведения и реакций у детей воспитывают критичность к себе, терпимость к товарищам, чувство доброжелательности, ответственности, навыки взаимопомощи. Воспитание и обучение детей в специальных учреждениях осуществляется в единстве с семейным воспитанием. Важно, чтобы родители понимали и правильно оценивали характер дефектного развития своего ребенка. Нередко они допускают крайности по отношению к больному ребенку: не уделяют малышу никакого внимания и тем самым усугубляют отклонения в его развитии или же чрезмерно жалеют и полностью отстраняют от выполнения каких-либо требований, балуют, выполняя за него всю работу. Из-за неправильного воспитания в семье у детей не формируются в должной мере навыки самообслуживания; ребенок становится беспомощным и слабым, обидчивым и капризным, не всегда адекватно реагирует на замечания. Правильное формирование личности ребенка во многом зависит от поведения окружающих, их отношения к нему. Не следует излишне фиксировать внимание аномального ребенка на его дефекте. Это будет вызывать у малыша излишнюю жалость к себе, осознание собственной неполноценности. Родители и воспитатели должны проявлять разумную ласковую твердость, сосредоточивать свое внимание, на позитивных качествах ребенка, всячески поощрять его успехи, даже самые незначительные. Детей нужно психологически готовить к тому, что не все им может удаваться без ошибок и неудач, но что, правильно и тщательно выполняя советы воспитателя, можно многому научиться и наладить нормальные взаимоотношения со сверстниками. У детей с различными видами аномалий отклонения в развитии характеризуются не только негативными проявлениями. В процессе развития у ребенка возникают различные замещения пострадавшей функции, в основе которых лежит мобилизация резервных возможностей центральной нервной системы. Последние полно раскрываются в условиях целенаправленного специального педагогического воздействия. При этом формируются функциональные системы, находящиеся в стадии созревания и становления (в зоне ближайшего развития по Л. С. Выготскому). Одновременно корригируются обусловленные дефектом особенности ребенка и формируются положительные стороны его личности. Положение о ведущей роли обучения в развитии аномального ребенка является одним из основных положений советской дефектологии. Своеобразие вышеописанных групп аномальных дошкольников определяет особенности специального обучения. В целях успешного устранения дефектов развития оно должно быть не только воспитывающим и развивающим, но и коррекционным. Характер этого сочетания зависит от первичного дефекта и вытекающих из него последствий. В процессе коррекционного обучения родители и воспитатели особенно тщательно должны учитывать своеобразие поведения аномальных дошкольников, характерные проявления внутри каждой категории аномальных детей. Важно знать и правильно оценивать мотивацию поступков детей, предотвращать возможные конфликты между ребенком и его сверстниками, взрослыми в семье и детском саду, формировать у малыша навыки правильного поведения, положительные черты личности. Необходимо научить его управлять собственными поступками, критично относиться к себе и товарищам, быть доброжелательным по отношению к окружающим. Педагогам и родителям следует помнить, что первые трудности в характере и поведении аномального ребенка определяются не столько тяжестью дефекта, сколько неблагоприятным воздействием на нервную систему перенесенного заболевания, а также лечения. Педагог должен знать особенности своих воспитанников. Например, всегда можно выделить подгруппу относительно благополучных детей, которые легко контактируют с окружающими, доброжелательны, могут быстро переключаться с одних занятий на другие. Такие дети любят выполнять поручения воспитателя. Они достаточно активны, хотя внимание ребенка может быть неустойчивым и ему будет нужна частая смена деятельности. Ограниченность речевых средств диктует необходимость широкого использования практической деятельности в воспитании этой категории детей. Очень трудны в общении дети неуравновешенные, беспокойные, иногда агрессивные по отношению к сверстникам и окружающим. Часто они упрямы, драчливы, раздражительны, неусидчивы. Во время занятий, режимных процессов дети бегают по комнате, мешают товарищам, на замечания взрослых реагируют не всегда адекватно. Многие не имеют стойкого интереса к игрушкам: быстро меняют их, ломают, отнимают у других детей, чувствуя свою безнаказанность. Сюжетной игры организовать не могут. Отдельные дети неряшливы в быту. Ровное обращение педагога, систематический контроль за поведением ребенка, терпеливое обучение его нормам поведения, опора на положительные эмоции помогают воспитать у малыша ответственность за свои поступки, подготовить его к усвоению учебного материала. Дети третьей категории качественно отличаются от детей двух предыдущих категорий своей пассивностью, вялостью, общей инертностью. Они могут внезапно расплакаться в ответ на даже незначительное замечание, от слез легко переходят к смеху. Будучи двигательно неловкими, неустойчивыми в своем поведении, дети не проявляют должного внимания к игровой и учебной деятельности. Поэтому от воспитателя и родителей требуется особенно спокойный и доброжелательный тон в общении с детьми. Необходим постоянный поиск интересных и разнообразных форм работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|