Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы психодиагностики мышления младшего школьника




Мышление младшего школьника отличается от мышления дошкольника, во-первых, более высокими темпами его развития в эти годы; во-вторых, существенными структурными и качест­венными преобразованиями, происходящими в самих интеллек­туальных процессах. В младшем школьном возрасте под влия­нием учения как ведущей деятельности активно развиваются все три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Особенно значительные изменения про­исходят в развитии последнего вида мышления, которое в нача­ле данного периода жизни ребенка еще относительно слабо раз­вито, а к его концу, т.е. к началу подросткового возраста, стано­вится главным и по своим качествам уже мало чем отличается от аналогичного вида мышления взрослых людей. В этой связи практическая психодиагностика мышления детей младшего школьного возраста должна быть направлена, с одной стороны, на оценку всех видов мышления у ребенка, а с другой стороны, на особую оценку словесно-логического мышления.

В соответствии с этой идеей были подобраны и выстроены в определенной последовательности рассматриваемые далее ме­тодики диагностики мышления. Большая часть этих методик ка­сается изучения словесно-логического мышления ребенка, од­нако среди них есть и такие, которые относятся к диагностике наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Методика 16. Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах

Определение понятий, объяснение причин, выявление сход­ства и различий в объектах — это операции мышления, оцени-


Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников

вая которые мы можем судить о степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов. Данные особенности мышления устанавливаются по правильности ответов ребенка на следую­щую серию вопросов:

1. Какое из животных больше: лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днем и вечером?

(Правильный ответ — обедают и ужинают).

3. Днем на улице светло, а ночью? (Правильный ответ — темно).

4. Небо голубое, а трава? (Правильный ответ — зеленая).

5. Черешня, груша, слива и яблоко — это... (Правильное продолжение — ягоды и фрукты).

6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?

7. Что такое Москва, Киев, Хабаровск? (Правильный ответ — города).

8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят
назвать время).

(Правильный ответ — такой, в котором указаны часы и ми­нуты).

9. Молодую корову называют телка. А как называют моло­
дую собаку и молодую овцу?

(Правильный ответ — щенок и ягненок).

10. На кого больше похожа собака: на кошку или на курицу?
Ответь и объясни, почему ты так считаешь.

11. Для чего нужны автомобилю тормоза?
(Правильным считается любой разумный ответ, указываю­
щий на необходимость гасить скорость автомобиля).

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
(Правильный ответ указывает на то, что это — инструменты,

выполняющие в чем-то похожие функции).

13. Что есть общего между белкой и кошкой?

(В правильном ответе должны быть указаны как минимум два объясняющих их признака, например то, что это — животное, умеющее лазать по деревьям, имеющее мягкий шерстяной по­кров, хвост, четыре ноги.)


Часть 1. Психологическая диагностика

14. Чем отличаются гвоздь, винт и шуруп друг от друга?

(Правильный ответ: гвоздь, как правило, гладкий по поверх­ности, а винт и шуруп — нарезные; гвоздь забивают молотком, а винт и шуруп вкручивают; шуруп — конический, а винт и гвоздь — круглые).

15. Что такое футбол, прыжки в длину и в высоту, теннис, пла­
вание?

(Правильный ответ — это виды спорта, виды физических уп­ражнений).

16. Какие ты знаешь виды транспорта?

(В правильном по существу ответе должно быть перечисле­но, как минимум, два разных вида транспорта).

17. Чем отличается старый человек от молодого?
(Правильный ответ должен содержать в себе хотя бы два су­
щественных признака, отличающих старых людей от молодых).

18. Для чего люди занимаются физкультурой и спортом?
(Правильные возможные ответы — для поддержания своего

здоровья; для того, чтобы быть сильными, стройными и краси­выми; для того, чтобы добиваться спортивных успехов, выигры­вать соревнования).

19. Почему считается плохо, если кто-нибудь не хочет работать?

(Возможные правильные ответы — потому, что все люди долж­ны работать, иначе нельзя будет жить нормально; потому, что за данного человека вынуждены будут работать другие люди; по­тому, что в противном случае нельзя будет иметь нужные вещи, продукты питания, жилище и т.п.)

20. Для чего на письмо необходимо наклеивать марку?
(Правильный ответ: марка — это знак уплаты отправителем

стоимости пересылки почтового отправления).

Обработка результатов

За каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребе­нок получает по 0,5 балла, так что максимальное количество бал­лов, которое он может получить в этой методике, равно 10. Замечание. Правильными могут считаться не только те ответы, которые соответствуют приведенным примерам, но


_______ Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников ____

и другие, достаточно разумные и отвечающие смыс­лу поставленного перед ребенком вопроса.

Описанная методика годится в основном для психодиагнос­тики словесно-логического мышления детей, поступающих в школу. Вместе с оценкой способности делать умозаключения она дает более или менее полную картину, отражающую основные умственные операции, названные вначале.

Если у проводящего исследование нет полной уверенности в том, что ответ ребенка абсолютно правильный, и в то же самое время нельзя определенно сказать, что он неверный, то допуска­ется ставить ребенку промежуточную оценку — 0,25 балла.

Прежде чем оценивать правильность того или иного ответа, надо убедиться в том, что ребенок правильно понял сам вопрос. Например, не все дети могут знать, что такое шлагбаум, не сразу понять смысл 19-го вопроса. Иногда дополнительного разъясне­ния требует даже слово «работать», потому что не все дошколь­ники по-настоящему знают, что это такое.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...