Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность федерального бюджета




 

Возникновение бюджета связано с зарождением и формированием государства, использующего его в качестве основного инструмента обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономической политики.

В специальной и учебной литературе бюджет традиционно рассматривается как сложная социально-экономическая и правовая категория.

В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [1]. Бюджет имеет форму правового акта, принимаемого представительным органом власти, в связи с чем он имеет силу закона. Кроме того, помимо распределения денежных средств государства на бюджет возложена задача по закреплению решений органов государственного сектора в области финансов и по установлению юридических прав и обязанностей участников бюджетных отношений. Также бюджет является средством контроля законодательной власти над исполнительной.

«В любом государстве бюджет утверждается представительным органом власти, в результате чего он приобретает определенную правовую форму» [27. С 406].

«Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и обязательных государственных расходах; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики» [14. С 30].

«С экономической точки зрения, бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления» [21. С 19].

Сегодня как экономическая категория государственный бюджет выполняет тройственную миссию.

Во-первых, бюджет регулирует экономическую жизнь страны. Бюджетные приоритеты могут влиять на экономическую активность. С помощью бюджетной политики государство имеет возможность способствовать экономическому подъему или бороться с инфляцией путем изменения конъюнктуры. Для достижения своих целей государство может:

уменьшить налоговое бремя (признав дефицит) и распределить часть доходов между частными лицами (социальные пособия) или предприятиями (кредиты, инвестиции) для увеличения потребления продукции;

ограничить вмешательство государства, чтобы действовали законы рынка для регулирования возникшего дисбаланса (инфляция, депрессия);

уменьшить долю государственных расходов в экономике для уменьшения потребления и производства с целью ограничения инфляции и импорта.

Во-вторых, бюджет предоставляет средства. Государство должно обеспечивать нормальное функционирование своих органов. Для этой цели государство использует денежные средства, собранные с населения (налоговые поступления). Кроме того, государство принимает участие в финансировании промышленности и торговли, а также некоторых частных проектов.

Государство осуществляет финансовую поддержку в двух формах:

на безвозмездной основе (дотации на покрытие дефицита, на закупку оборудования, и др.);

на возвратной основе (казначейские ссуды, частичная оплата процентов по займам, обеспечение займов).

В-третьих, бюджет перераспределяет государственные средства. При получении доходов и распределении расходов государство применяет к своим субъектам дифференцированный подход для соблюдения принципа социальной справедливости.

Бюджет кроме того - конкретный, подробный план сбора и использования финансовых ресурсов государства, основное средство проведения им финансовой политики. Такой план имеет или должен иметь каждый получатель и владелец доходов: предприятие, организация, семья, отдельные граждане. Но, разумеется, бюджет государства принципиально отличается от бюджетов всех других самостоятельных экономических субъектов, ибо он отражает интересы общества в целом. Помимо плана сбора доходов и осуществления расходов под бюджетом обычно понимают и самую сумму этих доходов и расходов.

Бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. В современных условиях государство, помимо содержания всех ветвей власти, органов управления, правопорядка и внешней обороны, влияет также и на важные экономические и социальные процессы. Поэтому при помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования как на макроуровне в масштабах всей страны, всего хозяйства, так и в отдельных регионах и на уровне местного самоуправления. Ввиду особой важности бюджета для всех сфер общественной жизни, его составление, утверждение и выполнение происходят на основе законов, устанавливаемых представительной властью, и сам принятый бюджет также является законом. Экономическое значение бюджета заключается в том, что он формирует значительную часть спроса на конечный продукт, за счет его средств формируется заметная доля доходов населения, приобретаются крупные объемы продукции (прежде всего военного назначения), увеличиваются государственные материальные резервы и в некоторых случаях осуществляются капитальные вложения. В рамках бюджета предоставляются субсидии, гарантии, дотации, кредиты с целью поддержки определенных предприятий, научных исследований, оказывается помощь другим странам или получается от них и т.д. В рамках бюджета формируется и обслуживается государственный долг.

Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важнейших экономических и финансовых показателей: объем производства, инвестиции, реальных, доходов, уровень безработицы, величина денежной массы, уровень процента, валютный курс. Доходы бюджета - это завершающая стадия финансовых потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы бюджета - это исходный пункт движения финансовых ресурсов с целью их использования в соответствии с решениями государства (его представительных учреждений). Бюджет как финансовый баланс отражает только перераспределение, и в этом его специфика, У государства, как правило, нет других источников доходов, кроме безвозмездного перераспределения в свою пользу доходов экономических субъектов.

Но для полноты картины следует сказать, что государство может получать доходы от функционирования принадлежащих ему предприятий, от государственного имущества (сдача в аренду и т.д.), от продажи государственной собственности, оно может получать кредиты, займы, репарации, добровольные дары и т.п. Часть этих доходов может вести к росту государственных расходов (займы, например). Разумеется, все подобные доходы, вместе взятые, играют второстепенную роль по сравнению с суммами налогов и других обязательных платежей.

Сущность бюджета как и любой другой экономической категории проявляется в двух функциях: распределительной и контрольной.

Благодаря первой происходит концентрация средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Это происходит путем перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства (отраслями, территориями), уровнями государственного управления, слоями общества с учетом требований наиболее рационального размещения производственных сил, подъема экономики на все территории РФ. «В условиях перехода к рыночным отношениям средства государственного бюджета должны направляться прежде всего на финансирование структурной перестройки экономики, выполнение комплексно-целевых программ, наращивание научно-технического потенциала, социальное развитие и социальную защиту населения. В современных условиях наибольшим приоритетом пользуются агропромышленый, топливно-энергетический, военно-промышленный комплекс и транспорт» [21. С 21].

Границы действия распределительной функции очень широки, так как в бюджетные отношения вступают почти все воспроизводственного процесса.

Вторая функция - контрольная - позволяет узнать как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. на сигнализирует об отклонениях в движении бюджетных средств, отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики и благодаря ей можно прогнозировать социально-экономические последствия бюджетной политики.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...