Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа с природным материалом

Курс «Умелые ручки»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией В. А. Горского, А. А. Тимофеева, Д. В. Смирнова и др. для занятий с обучающимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования 2009 года.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития обучающихся, воспитания у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Актуальность программы: эстетические отношения человека к миру охватывают все, с чем ему приходится соприкасаться: явления природы, предметы быта, произведения искусства, человеческие поступки и т.д. У детей и молодежи эстетические отношения, вкусы проходят сложный процесс развития.

Поэтому необходимо такое поступательное эстетическое развитие, когда интуитивное чувствование и понимание прекрасного переходит со временем в осознанное отношение к прекрасному в искусстве и в жизни.

Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития ребенка, она выступает стимулом для развития его собственных творческих способностей.

Программа «Умелые ручки» по своему функциональному назначению является прикладной, то есть создает условия для овладения обучающимися определенной совокупности умений и способностей действия, а по содержательной направленности - художественно-эстетической.

Новизна рабочей программы внеурочной деятельности «Умелые ручки» состоит в том, чтобы не дублировать программный материал по технологии, а с помощью внеклассных занятий расширять и углублять сведения по работе с бумагой и картоном, тканью, пластилином, а также по работе с другими материалами, совершенствовать навыки и умения, получаемые детьми на уроках.

Цель программы: формирование у обучающихся основ целостного эстетического мировоззрения, развитие творческих способностей детей посредством различных видов прикладного творчества и создание условий для творческих самореализации личности ребенка.

 

Задачи программы:

Образовательные:

● формирование у обучающихся навыков ручного труда;

● развитие способности понимать и применять профессиональные термины, ориентироваться в разновидностях декоративно-прикладного искусства;

● научение умению наблюдать и передавать в сюжетных работах пропорции, композиции, содержание и форму предметов живой и неживой природы;

● помощь в определении выбора дальнейшего направления своей деятельности.

Развивающие:

● развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

● обучение приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;

● создание базы для творческого мышления;

● привитие и поощрение любознательности, фантазии и воображения в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа;

● развитие интереса и любви к прикладному творчеству, основанному на народных традициях;

Воспитательные:

● воспитание трудолюбия, аккуратности;

● развитие активности и самостоятельности;

● воспитание культуры общения, умения работать в коллективе.

● воспитание любви к природе родного края и умения бережно к ней относиться.

 

Содержание программы

Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью – это самые распространенные виды декоративно – прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно- прикладным творчеством обучающимся начального общего образования. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала.

Работа с бумагой и картоном присутствует во всех возрастных группах. Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. Аппликация выполняется из вырезанных деталей, мозаика – из элементов, полученных путем обрывания. Постепенно усложняется обрывная аппликация. Обрывание производится по криволинейному контуру, выполненному от руки или перенесенному с выкройки. Из вырезанных деталей дети выполняют уже не плоские, а объемные аппликации.

Продолжается знакомство с искусством мозаики. При выполнении сплошной мозаики из обрывных кусочков усиливается живописный эффект поделки. Дети учатся получать полуобъемную мозаику, изменяя форму бумажных элементов.

Из бумажных полосок обучающиеся склеивают объемные елочные игрушки и скручивают полоски в виде фигурок животных.

При работе в технике оригами изучаются основные приемы складывания из бумаги и базовые формы. С каждым годом выполняются более сложные объекты в технике оригами. Готовые изделия дополняются деталями, объединяются в композиции.

При работе с пластилином дети учатся намазывать на основу тонкий слой пластилина, на который потом наносят отпечатки стекой или другими предметами, рисунки пластилиновыми жгутиками, элементы мозаики. Пластилин так же предстает в качестве изобразительного средства для создания аппликаций на картоне и стекле. По мере знакомства с этим видом работы изменяется техника нанесения пластилинового фона: однотонный фон становится разноцветным. Знакомый конструктивный способ лепки усложняется нанесением на изделие налепных украшений. Лепка животных, людей, посуды выполняется из целого куска, а не из отдельных частей. На заключительных занятиях обучающиеся должны объединить все изученные способы в работе по собственному замыслу.

При работе с тканью осваиваются шов “вперед иголку” и простейшие виды вышивки. Затем обучающиеся используют полученные навыки для изготовления и оформления кукольной одежды.

Знакомство и шитье мягкой игрушки усложняется с каждым годом обучения. В первом году обучения изготавливаются простейшие мягкие игрушки с готовых выкроенных деталей, к четвертому году обучения дети должны уметь самостоятельно изготовлять игрушки, используя лекала.

Работа с природным материалом

Обучившись правилам сбора, сушки и хранения, школьники выполняют плоские аппликации на бумажной основе из листьев, трав и цветов, добиваясь живописного эффекта. Мозаику на плоских и объемных основах, покрытых пластилином, выполняют из гальки, семян, веточек, ракушек, подбирая цвета, форму и размер, стремясь к совпадению очертаний. Для создания художественных образов обучающиеся используют материалы более крупных размеров – шишки, коряги – сопоставляя их формы с элементами изобразительного объекта, изучая разные виды соединений. Для выполнения аппликаций детям третьего и четвертого годов обучения предлагаются новые, ранее не использовавшиеся ими материалы, такие как птичьи перья, яичная скорлупа, соломка и др.

При работе с бросовым материалом обучающиеся применяют различные виды упаковок – пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки, различные бутылки и др. Для создания образов животных и сказочных персонажей используются картонные коробки, различных форм. Дети учатся комбинировать их, сопоставляя размеры, обклеивать бумагой и добавлять необходимые детали.

Школьники третьего и четвертого годов обучения учатся простейшим приемам вязания крючком и спицами. Вначале дети учатся правильно выполнять начальную петлю, держать в руках крючок, спицы, делать круговые движения кистями. Далее они осваивают вязание воздушной цепочки, столбиков без накида и столбиков с накидом. Эти основные виды вязки позволяют вязать простые и сложные узоры. Вязать можно по образцу или графической схеме, где каждому приему вязки соответствуют условные знаки.

На занятиях по плетению из бисера работа начинается с простейших изделий – плетение колец, «фенечек», кулонов. Постепенно усложняется работа, предлагается изготовить более сложные изделия – брелоки, сувениры, браслеты. Плести можно как одной, так и двумя нитями. Большое внимание уделяется качеству изделия.

Необходимо воспитывать у обучающихся умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены.

Программа рассчитана на 4 года обучения.

Общее количество часов: 135

Из расчёта 1 час в неделю, 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.

Для занятий по программе во внеурочное время объединяются обучающиеся, проявляющие достаточно устойчивый и длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических заданий.

 

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Применяются такие виды занятий как практическая работа, беседа, игра, конкурс, инсценировка

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...