Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации к ПРОГРАММЕ

Дидактические игры

«Шахматная доска»

«Горизонталь» - двое играющих поочереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками).

«Вертикаль» - двое играющих поочереди заполняю тодну из вертикальных линий шахматной доски кубиками (фишками).

«Диагональ» - двое играющих поочереди заполняют одну из диагоналей шахматной доски кубиками (фишками).

«Шахматные фигуры»

«Волшебный мешочек» - в непрозрачном мешочке находится шахматная фигура. Дети должны определить ее на ощупь и назвать.

«Секретнаяфигура» - все фигуры стоят на столе педагога, дети называют их все, кроме «секретной», которую выбрали раньше. Вместо ее названия нужно сказать: «Секрет».

«Угадайка» - педагог описывает фигуру, дети должны догадаться о какой фигуре идет речь и назвать ее.

«Начальная расстановка фигур»

«Мешочек» - дети из непрозрачного мешочка вытаскивают фигуры и устанавливают их на доске.

«Даилинет» - педагог берет две фигуры и спрашивает, стоят ли эти фигуры на доске рядом.

«Верно-неверно» - педагогназываетначальноеположениефигур и бросаетмяч. Еслиутверждениеверно, томячнужнопоймать и наоборот.

«Ходы и взятиефигур»

«Игранауничтожение» - педагог с учениками (ученик с учеником) играетограниченнымчисломфигур: выигрываеттот, ктопервымпобьетвсефигурысоперника (с соблюдениемправильныхходовфигур).

«Один в полевоин» - белаяфигурадолжнапобитьвсечерныефигуры, расположенныенадоске (черныефигурынеподвижны – «заколдованы»).

«Лабиринт» - белаяфигурадолжнадостичьопределеннойклеткидоски, нестановясьназаранееоговоренные («заминированные») поля и неперепрыгиваяих.

«Захват контрольного поля» - игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле, при этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Двойной удар» - белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

«Выиграй фигуру» - белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черные проигрывали одну из фигур.

 

«Цель шахматной партии»

 

«Шах или не шах» - приводится ряд положений, в которых дети должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

«Пять шахов» - каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

«Мат или не мат» - приводится ряд положений, в которых дети должны определить дан ли мат королю.

«Мат в один ход – требуется поставить мат черному королю.

«Рокировка» - приводится ряд положений, в которых дети должны определить, можно ли рокировать.

«Два хода» - для того, чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ребенок отвечает двум ходами подряд.


4.Календарно-тематическоепланирование.

№ п/п Дата Тема занятия Кол-во часов 35 ч Содержание деятельности
     
  Шахматная доска и фигуры (3 ч)
1/1 01.09 09.09   06.09 07.09 07.09 Шахматная доска.   Чтение дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.
2/2 08.09 16.09 13.09 14.09 14.09 Шахматная доска.   Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры "Горизонталь", "Вертикаль".
3/3 15.09 23.09 20.09 21.09 21.09 Шахматная доска.   Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.
  Ходы и взятие фигур (13 ч)
1/4 22.09 30.09 27.09 28.09 28.09 Шахматные фигуры.   Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр диафильма "Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?", "Большая и маленькая"
2/5 29.09 07.10 04.10 05.10 05.10 Начальное положение.   Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Просмотр диафильма "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч".
3/6 06.10 14.10 11.10 12.10 12.10 Ладья.   Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".
4/7 13.10 21.10 18.10 19.10 19.10 Ладья.   Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), "Ограничение подвижности".
5/8 27.10 28.10 25.10 26.10 26.10 Слон.   Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие.
6/9 07.11 11.11 08.11 09.11 09.11 Слон.   Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), "Ограничение подвижности".
7/10 14.11 18.11 15.11 16.11 16.11 Ладья против слона.   Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Термин "стоять под боем". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), "Ограничение подвижности".
8/11 21.11 25.11 22.11 23.11 23.11 Ферзь.   Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Просмотр диафильма "Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат".
9/12 28.11 02.12 29.11 30.11 30.11 Ферзь.   Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя), "Ограничение подвижности".
10/13 05.12 09.12 06.12 07.12 07.12 Ферзь против ладьи и слона.   Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".
11/14 12.12 16.12 13.12 14.12 14.12 Конь.   Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".
12/15 19.12 23.12 20.12 21.12 21.12 Конь.   Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), "Ограничение подвижности".
13/16 26.12 30.12 27.12 28.12 28.12 Конь против ферзя, ладьи, слона.   Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".
Цель и результат шахматных партий. Шах, мат и пат (10 ч)
1/17 16.01 13.01 17.01 11.01 11.01 Пешка.   Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".
2/18 23.01 20.01. 24.01 18.01 18.01 Пешка.   Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), "Ограничение подвижности".
3/19 30.01 27.01 31.01 25.01 25.01 Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.   Дидактические задания "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), "Ограничение подвижности".
4/20 06.02 03.02 07.02. 01.02 01.02 Король.   Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактическая игра "Игра на уничтожение" (король против короля).
5/21 13.02 10.02 14.02 08.02 08.02 Король.   Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактическая игра "Игра на уничтожение" (король против короля).
6/22 20.02 17.02 21.02 22.02 22.02 Король против других фигур.   Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), "Ограничение подвижности".
7/23 27.02 03.03 28.02 01.03 01.03 Шах.   Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха".
8/24 06.03 10.03 07.03 15.03 15.03 Шах.   Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактическая игра "Первый шах".
9/25 13.03 17.03 14.03 22.03 22.03 Мат.   Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат".
10/26 20.03 07.04 21.03 05.04 05.04 Мат.   Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание "Мат в один ход".
Запись шахматных ходов (2 ч)
1/27 03.04 14.04 04.04 12.04 12.04 Условные Обозначения перемещения, взятия.   Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание "Дай мат в один ход".
2/28 10.04 21.04 11.04 19.04 19.04 Рокировка.   Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат".
Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 ч)
1/29 17.04 28.04 18.04   26.04   26.04 Ценность фигур. Единица измерения ценности.   Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание "Рокировка".
2/30 24.04 05.05 25.04   03.05   03.05 Размен. Равноценный и неравноценный размен.   Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода".
Общие принципы разыгрывания дебюта (5 ч)
1/31 15.05 12.05 02.05 10.05 10.05 Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте.   Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.
2/32 22.05 19.05 16.05 17.05 17.05 Классификация дебютов.   Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.
3/33     23.05 24.05 24.05 Анализ учебных партий.    
4/34           Раннее развитие ферзя.    
5/35           Дебютные ловушки.    
ИТОГО                
                       
Согласовано Методическим объединением учителей математики и информатики МБОУ СОШ №49 г.Шахты _______________№________ _________________________ Согласовано заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №49 г. Шахты _______________________/_______________________/

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...