Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Обзорная характеристика исследований Законов Ману и правового положения женщины в индийском обществе




Введение

 

Актуальность темы исследования. Индийская цивилизация имеет ярко выраженный религиозный характер. Все стороны жизни в древнеиндийском обществе регулировались строжайше разработанными этико-кастовыми нормами, традиционными правилами поведения, различными для разных социальных групп и ашрам (стадия жизни человека), выполнение которых приносило религиозную заслугу, нарушение же вело к религиозной и социальной деградации.

В древнеиндийском обществе особую ценность в связи с этим имел ученый брахман, выполняющий функции воспитания людей в духе неукоснительного следования дхарме, правилам поведения религиозного индуса, кастовым нормам и ритуалу. Этим во многом объясняется как специфика источников права в Древней Индии, среди которых особое место занимали брахманские поучительные произведения - дхармашастры, так и другие особенности традиционного права индусов, пережившего века.

Общие традиционные черты древнеиндийского права определялись в значительной мере длительным существованием таких социальных форм, как община, большая патриархальная семья. В нормах древнеиндийского брачно-семейного и наследственного права прослеживаются такие традиционные черты, как подчиненное, приниженное положение женщин, детей в патриархальной семье, неравенство наследственных прав женщин с мужчинами и пр.

Объектом исследования является историко-теоретическая концепция семейно-брачных отношений в Древней Индии.

Предметом исследования является религиозно-философская литература, законодательство и другие нормативные материалы, касающиеся объективных предпосылок, условий и закономерностей становления и развития правового регулирования семейно-брачных отношений в Древней Индии, в первую очередь Ману-самхита и Артхашастра.

Целью исследования является изучение семьи и брака в Древней Индии, правовое регулирование брачно-семейных отношений.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

) выявить особенности древнеиндийского права; дать краткую характеристику основных источников права Древней Индии, регулирующих вопросы, связанные с семьей и браком;

) определить основные формы брака и семьи в древнеиндийском обществе; положение женщины;

) показать, в чем заключалось правовое регулирование брачно-семейных отношений в Древней Индии (в частности, вопросы развода, наследства, имущественных отношений в семье).


Глава 1. Обзорная характеристика исследований Законов Ману и правового положения женщины в индийском обществе

 

Традиционная правовая система Древней Индии существовала несколько тысячелетий практически без изменений, что свидетельствует о ее значительной стабильности. Для большинства последователей индуизма принципы Ману-самхиты не потеряли своей актуальности до сих пор. Законы Ману (правоведы обозначают кратко ЗМ) распространились и за пределы Индии: их влияние прослеживается в законах Бирмы, написанных на языке пали; на них в значительной степени основываются четыре индонезийские книги по праву (Кутара, Манува, Девагама и Свараджамбу); они цитируются в некоторых правовых текстах Камбоджи. Законы Ману отразились в законодательстве Брунея, Омана, Сингапура, Таиланда, Тайваня, Филиппин.

В отечественной науке изучением древнеиндийского права, в частности дхарма-шастр, занимались такие ученые, как Г. М. Бонгард-Ле-вин, А. А. Вигасин, Н. А. Крашенникова, А. М. Самозванцев. Имеется классический перевод Законов Ману на русский язык С. Д. Эльмановича и Г. И. Ильина.

Дхарма является центральным связующим звеном между обществом и вселенскими законами, человеком и Богом. Как справедливо заметил

П. В. Кане, «дхарма - одно из тех санскритских слов, которые делают тщетными все попытки найти точное соответствие в английском или в каком-либо другом языке». Так, переводчик и исследователь Ману-самхиты С. Д. Эльманович использует 27 различных переводов данного понятия: 1) достоинство (1, 26);6 2) добродетель (1, 29); 3) правда (1, 81); 4) заслуга (1, 82); 5) обязанность (1, 85); 6) священный закон (1, 98); 7) закон (1, 99); 8) главнейший закон (1, 108), 9)закон, обязанность (1, 114); 10)законы, правила (1, 118); 11) законоположение (2, 25); 12) духовная заслуга (2, 35); 13) предписанная обязанность (2, 150); 14) достойное награды деяние (2, 229); 15) форма брака (3, 29-34); 16) правосудие (8, 17); 17) право (8, 44); 18) нравственное убеждение (8, 49); 19) обычай (9, 66); 20) религиозный обряд (9, 238; 9, 273); 21) справедливость (9, 251); 22) обязанность, долг (10, 77); 23) возложенное дело (10, 77); 24) исполнение обязанностей (10, 81); 25) религиозная цель (10, 90); 26) образ действий (10, 101); 27) благочестивая цель (10, 117).7

Аналогичного мнения придерживаются такие авторитетные ученые, как Н. А. Крашенинникова и С. Ф. Ударцев:

·   Понятие дхармы многогранно. Это и религиозная добродетель, и мораль, и норма поведения, и свод правил, обязательных для каждого правомерного индуса, регламентирующих различные стороны его жизнедеятельности. Наряду с термином дхарма в древнеиндийском праве существовало понятие ньяя, сходное европейскому «закон»;

·   Дхарма как закон жизни, жизненного пути (человека в целом, касты, профессии, личная, в том числе правителя) начинает пониматься как нравственное качество, как моральный долг, добродетель, обычай, внутреннее осознаваемое правомерное поведение.

Очевидно, что данный термин можно не переводить, но необходимо раскрыть его содержание, так чтобы сложилось целостное представление о его значении. Дхарма - это предписанный этикет поведения, образ действия, которым человек следует в соответствии со своим социальным статусом и психофизическими и половозрастными особенностями с целью удовлетворения потребностей в физической, интеллектуальной и духовной сферах жизни. Предписания дхармы делятся на императивные и диспозитивные. Сакрализация предписаний дхармы происходит через их прямую связь с Ведами. Эту же мысль выражает мудрец Нарада в беседе с махараджей Юдхиштхирой, говоря, что дхарма - это трайа-мула. Трайа - три Веды, мула - корень, основа, фундамент. Таким образом, три Веды являются корнями предписаний дхармы.

В то же время мысль о божественном законе, управляющем миром, конкретизировалась в древнеиндийской философии в более частных и практических аспектах. Принципы дхармы исключали законотворческую власть раджей, утверждая незыблемость норм права, заключенных в ведических писаниях. Законотворчество в современном смысле не существовало в древней Индии. Силу закона имели юридические обычаи и правила, предписываемые священными текстами, религиозными традициями, поэтому данным нормам приписывался сакральный статус. Для царя попытка изменить священный закон своим авторитетом или авторитетом того или иного государственного органа означала лишение трона в кратчайшие сроки. Поэтому литература дхарма-шастр делает акцент на главную обязанность царя - поддержание дхармы. Дхарма-шастры, также как и нити-шастры, провозглашаются божественными, а обязанностью царя является их защита. Признавалось, что существуют и некие промежуточные звенья между человеком и высшим божественным законом - законы более низкого уровня. В понятие дхармы включались все социальные нормы и знания о правилах поведения в обществе - право, законодательство, нравственность, религиозные нормы и знания, правила гигиены, технические нормы приготовления пищи, - и все это соотносилось с социальным положением, профессией, возрастом и т. д.

Немецкие ученые К. Цвайгерт и X. Кётц утверждают, что «истоки «смрити» (корпуса текстов, включающих в себя дхарма-шастры.) следует искать в обычаях и ритуалах, которые были характерны для религиозных культов и социальной жизни индусов того времени», а не в связи сшрути, четырьмя Ведами. Это утверждение спорное. Например, Н. А. Крашенинникова пишет, что дхарма-шастры являлись научными трактатами, сборниками религиозных и политических, правовых наставлений, комментирующих и объясняющих Веды.

В древнеиндийском обществе смена традиций и обычаев происходила эволюционным образом в процессе глубинных общественных процессов, а не через шумные законодательные реформы. Варнашрама-дхарма иногда описывается как насильственная система с догматичными законами и традициями, служащая интересам священнослужителей. В действительности нормы уголовного, гражданского и обычного права, описанные в смрити, гибко менялись в соответствии с общественной практикой. Обязанностью одного из министров, которого звали пандита, являлось периодически анализировать законодательство, отмечая устаревшие законы, которые не соответствовали дхарма-шастре или утратили свое практическое значение. Таким образом, законодательство, с одной стороны, основывалось на смрити, а с другой - учитывало общественную практику. Авторы смрити-шастр были достаточно либеральны для того, чтобы признавать различные обычаи различных стран, родов и классов людей, которые не противоречат Ведам и смрити. В случае споров между гражданами одной страны, жителями одного города или деревни решение должно было приниматься на основе местных традиций; в случае же спора между жителями двух разных мест - на основе священных писаний. Ману-самхита подтверждает, что решение в спорах должно учитывать как священные писания, так и местные правила (деша дришта хегу).

Текст Ману-самхиты конкретизирует идеи права, правовые принципы, приводит их к практической реализации в форме религиозно-правовых норм. Философское же обрамление текста Законов Ману дает правовым нормам теоретическую и идеологическую основу.

На ранних этапах развития нормы права не отделялись от религиозных норм и были с ними тесно связаны; древнейшие нормы права являлись в то же время и религиозными законами. Отделение правовых норм от религиозных произошло тогда, когда стали различать преступление и грех. Это различие выработалось позднее в римском праве, что привело к секуляризации права. Система норм, описанная в дхарма-шастрах, ставила своей целью освобождение изначального, чистого сознания живого существа (атмы) от материальных отождествлений. Содержание норм Законов Ману логически вытекает из существенного постулата, согласно которому изначально каждая личность обладает совершенным осознанием своей дхармы и единственное, что препятствует пробуждению данного сознания, - это неверные представления, отождествления с грубыми и тонкими материальными оболочками.

При оценке системы норм права без связи с философской основой возникает неверное и даже обратное истинному представление о праве Древней Индии: «Древнеиндийская концепция данды - одна из первых в истории основанных на идее порочности людей и возможности управления их дурными наклонностями лишь с помощью принуждения и устрашения. Можно согласиться с мнением, что данда - одно из древнейших свидетельств осмысления насильственных принудительных сторон природы политической власти».

Подводя итоги, отметим следующее. Во-первых, в Древней Индии развивалось многозначное понятие дхарма, означавшее закон должного поведения, морального правопорядка, предназначенного человеку жизненного пути, основанный на великом божественном законе и, в свою очередь, вводящий синкретную систему религиозных, нравственных, правовых обязанностей, управляющий миром.

Во-вторых, нормы, содержащиеся в дхарма-шастрах, фактически являются санкционированными государственной и общественной практикой религиозно-правовыми наставлениями, доктриной, которая в той или иной мере модифицируется правоприменителем на основе практики и признана государственными органами. В роли такого правоприменителя выступал брахман шиштха, дхарма-шастра описывает его квалификацию для выполнения данной функции.

В-третьих, текст Законов Ману занимает центральное место среди древнеиндийских правовых текстов. Систематическое описание дхармы, содержащееся в Ману-самхите, усиливало действие права. Внутренняя логика текста основывалась на перечислении 25-30 тем, содержащих последовательное изложение предписаний дхармы сначала в рамках ашрама (ашрама-дхарма), а затем в рамках вари (варна-дхарма).

Проблема же социально-правового положения женщин в Индии стала затрагиваться в трудах историков и востоковедов начиная с XIX в. К сожалению, первая историко-правовая работа, посвященная правовому положению женщин, вышедшая из-под пера профессора Харьковского университета А.Н. Стоянова, осталась нам недоступной. В советский период в работах исследователей в рамках господствовавших в то время установок исторического материализма и формационной теории основной упор делался на анализ социально-экономического положения женщин Индии, на их вклад в национально-освободительное движение против колониальных властей. Задачи комплексного исследования вопросов социально-правового положения женщин Индии, в частности, эволюции института прав и свобод индийских женщин, действенных гарантий их реализации, борьбы с пережившим века консервативным традиционализмом практически не ставились в полном объеме или же затрагивались косвенным образом применительно к положению женщин в браке и семье и их участию в трудовой деятельности.

Начиная со второй половины XX в., благодаря активизации востоковедческих и индологических исследований в нашей стране, проблемы социального положения женщин в Древней Индии стали предметом особого рассмотрения российских ученых-индологов и лингвистов-санскритологов в связи с анализом литературных, философско-религиозных и правовых памятников страны, в числе которых следует отметить труды А.А. Вигасина, А.М. Самозванцева, А.А. Куценкова, Г.Г. Котовского, Т.Я. Елизаренковой, А.Я, Сыркина, И.П. Глушковой, М.Ф. Альбедиль, Е.Ю. Ваниной, Н.Н. Гусевой и др. Лингвистический и историко-культурный анализ важнейших памятников древнеиндийского права приведен в книгах А.А. Вигасина и А.М. Самозванцева «Артхашастра: проблемы социальной структуры и права» и «Правовой текст дхармашастры». Первой попыткой дать очерк положения женщины в Древней Индии на основе обращения к текстам древнеиндийских мифов, эпических поэм и священных книг индуизма стала статья А.А. Вигасина в книге Е. Вардимана «Женщина в древнем мире». Значительным вкладом в освещение этих вопросов стал выход в 1996 г. коллективного труда «Индийская жена: исследования, эссе», куда вошли статьи известных отечественных ученых-индологов о традиционном и современном социальном положении индийских женщин, написанные на основе литературных источников древней, средневековой и современной Индии, биографий знаменитых женщин, вероучительных доктрин различных индийских религий.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...