Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики, виды общения.




Теоретические аспекты психологии общения

Функции и структура общения

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанные стороны:

  • коммуникативная: состоит в обмене информацией между людьми;
  • перцептивная: включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания;
  • интерактивная: заключается в организации взаимодействия между людьми.

 

К средствам общения относятся:

    1. Язык: система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребления едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение. Значение слова в данном случае можно назвать знаком языка.
    2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придать разный смысл одной и той же фразе.
    3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.
    4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.

Расстояния, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

  1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
  2. Ориентирование в целях и ситуации общения.
  3. Ориентирование в личности собеседника.
  4. Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно) что именно скажет.
  5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.
  6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
  7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов. Общение окажется неэффективным, Эти умения называют социальным интеллектом, практически-психологическим умом, коммуникативной компетентностью, коммуникабельностью.

Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики, виды общения.

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию. В переводе с латыни она обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в ее успехе, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Это способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Причинами плохой коммуникации могут быть:

  1. стереотипы: упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате чего нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;
  2. предвзятые представления: склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же правомочно, как и ваше собственное.
  3. плохие отношения между людьми, поскольку если отношение одного враждебно, то его трудно убедить в справедливости вашего взгляда.
  4. отсутствие внимания и интереса собеседника; а интерес возникает, когда человек осознает значимость информации для себя, возможность с ее помощью получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий.
  5. пренебрежение фактами, т.е. привычка делать вывода при отсутствии достаточного числа фактов.
  6. ошибка в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.
  7. неверный выбор стратегии и тактики общения.

Стратегии общения:

  1. Открытое – закрытое общение
  2. Монологическое – диалогическое
  3. Ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»)

Открытое общение- желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции друг друга. Закрытое - нежелание или неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправданно, когда есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; в конфликтных ситуациях (здесь открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно). Открытые коммуникации эффективны, если существует сопоставимость, но не тождественность предметной позиции (обмен мнениями, замыслами). «Одностороннее выспрашивание» - полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позицию другого и в то же время не раскрывает свою. «Истерическое предъявление проблемы» - тот случай, когда человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой «войти в чужие обстоятельства, слушать «излияния».

Классификация общения (Виды общения):

  • Формальное общение («контакт масок»): характеризуется отсутствием стремления понимать и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливость, строгость, безразличие, скромность, участливость и пр.), набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В условиях города «контакт масок» даже порой необходим, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.
  • Примитивное общение: другого человека оценивают как нужный или мешающий объект; если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает, то оттолкнут или последуют агрессивные, грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
  • Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо узнавания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
  • Деловое общение: учитывают особенности личности, характера, возраста, настроение собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
  • Духовное. Межличностное. Это общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов; друг поймет вас по выражению лица, движениям, интонациям. Такое общение возможно, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакцию, интересы, убеждения, отношение.
  • Манипулятивное. Оно направлено на извлечение выгоды от собеседника с помощью различных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей его личности.
  • Светское. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а что положено говорить в подобных случаях, это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характер коммуникаций.

Деление общения на виды возможно по другим основаниям:

- по составу участников:

Межличностное – деловое и личное общение в системе «Человек- Человек »;

-по характеру взаимоотношений:

Служебное,

Служебно-товарищеское,

Дружеское.

Личностно-групповое – деловое, как правило, общение в системе «Человек- Группа »;

По характеру взаимоотношений:

Служебное и служебно-товарищеское; чаще всего общение руководителя с коллективом, группой.

Межгрупповое – деловое общение в системе «Группа- Группа »;

Контакт двух и нескольких общностей.

- по степени опосредованности:

Непосредственное – общение «лицом к лицу», общение, когда каждый участник вступает в контакт с другим (другими), используя все средства общения. И когда существует возможность получения немедленной обратной связи.

Опосредованное - общение, осуществляемое с участием либо третьих лиц, либо с помощью почтовой (Интернет) связи, технических средств, воспоминаний и т.п.

- по продолжительности ( кратковременное и длительное);

- по завершенности(законченное, незаконченное или прерванное).

 

Если рассматривать общение как источник и канал информации, то можно выделить следующие виды общения:

 

 

Рис.!

Коммуникация – акт общения, имеющий целью обмен информацией.

Вербальное общение – словесное общение, в процессе которого в качестве знаковой системы используется речь

Внешнее общение – передача информации партнерам по общению, речь, ориентированная на других.

Внутреннее общение – общение с самим собой; речь, обращенная к себе.

Монологическое общение – устная речь, используемая в форме лекции, доклада, ораторского выступления и т.д.

Диалогическое общение – речевое общение двух или нескольких лиц:

информационный диалог – обмен информацией в форме беседы с последующим обсуждением;

дискуссионный диалог – обсуждение противоречивых мнений, точек зрения, фактов в форме дискуссии, диспута и т.д.;

фатический диалог (от лат. Fatuus – глупый) – бессодержательное общение, диалог, ради диалога.

Невербальное общение – общение, в котором используются неречевые знаковые системы.

Кинетическое общение – общение с помощью невербальных средств: жестов, мимики (движений лицевых мышц), пантомимики (выразительных движений тела).

Паралингвистическое общение - передача дополнительной информации через изменение звучания голоса: диапазона, тональности и т.д.

Экстралингвистическое общение – передача дополнительной информации через включение в речь пауз, изменение темпа речи и т.д.

Визуальное общение – информационный контакт с помощью глаз.

Проксемические средства общения – несущие смысловую нагрузку, пространство и вресмя, т.е. размещение партнеров по общению в пространстве, время проведения акта общения

В структуру речевого общения входят:

  1. Значение и смысл слов, фраз. Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы, доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
  2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.
  3. Выразительные качества голоса. Это характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, шепот, плач, вздохи; разделительные звуки; кашель; нулевые звуки: паузы, а также звуки назализации: «хм-хм», «э-э-э» и др.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации -38%, неречевое взаимодействие -53%.

Изучением невербальных средств общения занимаются следующие науки:

  1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика – жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика – моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.
  2. Такесика изучает прикосновения в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.
  3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении.

Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

    • Интимная зона (15-45см), характерны: доверительность, тактильный контакт. Нарушение интимной зоны воспринимается как покушение на неприкосновенность, влечет за собой определенные физиологические изменения: учащение биения сердца, выделение адреналина, прилив крови к голове и пр.
    • Личная или персональная зона (45-120 см.): для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами в разговоре.
    • Социальная зона (120-400 см): обычно наблюдается во время официальных встреч, кабинетах, служебных помещениях.
    • Публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей, в лекционных аудиториях, на митинге.

Мимика - это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние, способное предоставить истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Отмечено, что человек пытается скрыть информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее трети времени разговора.

Жесты в общении дают много информации. В их языке, как и в речи, есть слова, предложения. Различают:

  • Жесты-иллюстраторы
  • Жесты-регуляторы (кивок)
  • Жесты –эмблемы (сжатые вместе руки, как при рукопожатии)
  • Жесты – адапторы (почесывания, одергивание отдельных частей тела)
  • Жесты- аффекторы выражают определенные эмоции
  • Микрожесты: покраснение щек, увеличение морганий в минуту, подергивание губ и пр.

Когда люди хотят показать свои чувства, они прибегают к жестикуляции. При общении выделяют следующие виды жестов:

  • Жесты оценки: почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, человек встает и начинает прохаживаться (оценка информации);
  • Жесты уверенности: соединение пальцев в купол пирамиды, раскачивание на стуле;
  • Жесты нервозности и неуверенности: переплетение пальцев рук, пощипывание ладони, постукивание по столу пальцами;
  • Жесты самоконтроля: руки сведены за спину, поза человека сидящего в кресле и вцепившегося руками в подлокотник:
  • Жесты ожидания: потирание ладоней;
  • Жесты отрицания: сложенные на груди руки, наклоненный назад корпус, скрещенные руки, дотрагивание до кончика носа;
  • Жесты-расположения: прикладывание руки к груди, прерывистое прикосновение к собеседнику;
  • Жесты доминирования: руками делаются решительные, резкие взмахи сверху вниз;

Жесты неискренности: «прикрывание рукой рта», дотрагивание до носа, говорящее либо о лжи либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд» и пр.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...