Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общение как взаимодействие: интерактивная сторона общения




 

Существуют два основных вида взаимодействия:

Кооперация – сотрудничество, способствующее организации и достижению положительных результатов в совместной деятельности.

Сотрудничество характеризуется:

  • Принятием субъектами взаимодействия общих целей и согласованной программы деятельности;
  • Рациональным распределением функций и ролей с учетом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей каждого участника совместной деятельности:
  • Благоприятным нравственно-психологическим климатом в группе, готовностью каждого ее члена оказать помощь другим.

Конкуренция – конфликт, столкновение противоположных целей, позиций, интересов.

Конфликты подразделяют на внутренние (внутриличностные) и внешние (межличностные и межгрупповые), кратковременные и затяжные, явные и скрытые и др.

· Конфликт в своем развитии проходит несколько этапов: возникновение, столкновение, зрелость, преобразование, разрешение.

· Возможны следующие варианты предупреждения и разрешения конфликтов: компромисс, обращение к «третейским судьям», разделение принципиальной, деловой и субъективной эмоциональной сторон конфликта, переключение внимания, «взрыв», отсрочка…

· Специалисты утверждают, что традиционное рассмотрение конфликта как однозначно негативного типа человеческого взаимодействия неправомерно: в определенных условиях конфликт может привести к преодолению скрытого противоречия

Анализ позиций в общении представлен в концепции транзактного анализа Э Берна.

Транзактный анализ общения выделяет три позиции: Ребенок, Родитель, Взрослый. Позиции могут сменять друг друга в течение дня или одна из них оказывается преобладающей в поведении человека. С позиции Ребенка он смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, как бы испытывая радость от того, что его любят, но, одновременно и чувство неуверенности, беззащитности. Позиция формируется в детстве, но встречается у взрослых (молодая женщина в общении с мужем). В позиции Родитель человек демонстрирует уверенность, покровительство, но одновременно и безапелляционность, приказной тон.. В другой раз (например при общении со своими родителями) он становится на место Ребенка.

При общении с коллегами обычно занимают позицию Взрослого, предусматривающую спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении.

С позиции Родителя «играются» роли отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца. С позиции Ребенка - молодого специалиста, артиста-любимца публики, недомогающего человека. С позиции Взрослого – соседа, случайного попутчика, сослуживца, человека, знающего себе цену.

Позиция «Родитель» бывает двух разновидностей:

  • «Карающий родитель »: указывает, приказывает, критикует, карает за непослушание и ошибки;
  • «Опекающий родитель »:советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.

Также выделяют варианты в позиции Ребенок:

· «послушный»;

· «бунтующий»: «»Не хочу! Не буду! Отстаньте! А тебе какое дело? Как хочу, так и буду делать!

Наиболее успешным и эффективным является общение собеседников с позиции Взрослых, могут понять друг друга и два Ребенка.

Транзакция – это единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием позиций каждого.

 

Барьеры в общении и способы их преодоления.

Коммуникативные помехи, искажения, барьеры часто встречаются в организационном процессе (интеракция) и ошибках восприятия (перцепция):

  1. Ошибки обусловленные восприятием возникают из-за того, что каждый человек в общении непроизвольно выделяет моменты, значимые именно для него, отсюда идет искажение информации передаваемой адресату, что порождает непонимание.
  2. Логические ошибки возникают из-за того, что у каждого человека существуют различные особенности мышления, что приводит к непониманию людьми друг друга.
  3. Стилистические ошибки возникают из-за того, что иногда в речи форма подачи информации не соответствует ее содержанию.

Чтобы избежать подобных ошибок следует придерживаться некоторых правил общения:

Правило «рамки»: начало и конец любой деловой коммуникации должны быть четко очерчены. Правило исходит из того, что человек обычно запоминает начало и конец речи.

Правило «цепи»: сообщаемые сведения должны быть четко выстроены. В начале речи необходимо заинтересовать собеседника, привлечь его внимание интересными фактами, афоризмами, примерами, затем от интереса перейти к основным положениям послушать возражения и вопросы слушателя, обязательно закончить свою речь выводом. Следует учитывать, что легче воспринимаются предложения, состоящие из 5-9 слов

  1. Статусные и диспозиционные ошибки возникают из-за различия в в профессиональном и организационном статусе коммуникантов. Различный уровень жизни, воспитания, культуры и социального положения(различное поле опыта) вызывают полное непонимание друг друга (руководитель, подчиненный).
  2. Семантические (смысловые) ошибки возникают тогда, когда одно и то же слово имеет несколько смыслов (собака, как животное, и собака, как оскорбление для себя).
  3. Использование обидных слов и выражений в межличностном общении (трус, лентяй, предатель) приводят к ссорам.
  4. Преждевременная оценка собеседника или поспешная интерпретация его слов ухудшают ситуацию общения.
  5. Неверное толкование метафор («У тебя отсутствующий вид», «Что ты краснеешь как помидор?» - эти нейтральные метафоры могут при желании быть истолкованы собеседником как обидные, нелестные.
  6. Вредят общению использование слов: «всегда», «никогда». (Сравните: «Вы опоздали на занятие»- «Вы всегда опаздываете на занятия»).
  7. Помехой общению могут служить стремление собеседника приписать другому какие-либо мысли или намерения («ты думаешь, что я…»), они могут восприниматься, как стремление унизить собеседника.
  8. Прямые приказания, распоряжения уместны редко (армия). Просьба или рекомендация вызовут меньшее внутреннее сопротивление у собеседника.
  9. фонетические ошибки речи, как то: слова-паразиты («короче», «ну», «блин»), а также парафинизмы: звуки-паразиты («э-э-э», «ну»). Все это отвлекает внимание собеседника, раздражает его, приводит к неправильному восприятию и пониманию речи.

 

Понятие о конфликте. Виды и типы конфликтов.

 

Конфликт – это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон- участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из его участников.

Различают конфликт и конфликтную ситуацию.

Конфликтная ситуация - ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких сторон, участники которой имеют свои мотивы, цели, средства, способы решения проблемы, имеющей личную значимость для каждого.

Сам конфликт это: проблема + конфликтная ситуация + участники + инцидент = конфликт.

Инцидент – действие или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующее резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними.

Источниками конфликта являются противоречия, они возникают там, где есть рассогласование:

  • Рассогласование знаний, умений, способностей, личностных качеств
  • Функций управления
  • Эмоциональных, психических и других состояний
  • Технологических, экономических и других процессов
  • Целей, средств, методов деятельности
  • Мотивов, потребностей, ценностных ориентаций
  • Взглядов, убеждений
  • В понимании, интерпретации информации
  • Ожиданий, позиций
  • Оценок, самооценок

Конфликты в общем виде могут квалифицироваться как

конструктивные: с позитивным знаком (ведут к усилению групповой динамики, развитию коллектива);

деструктивные: с негативным знаком (развал коллектива).

застойные: вялотекущие противоречия, перемены возможны в любое время.

Другие авторы классифицируют конфликты как:

функциональные: ведущие к оптимизации внутригрупповых отношений, более глубокому взаимопониманию людей;

дисфункциональные: имеют следствием ухудшение, ожесточение внутригрупповых отношений.

По степени и остроте противоречий конфликты могут разделяться на типы:

  • недовольство
  • разногласие
  • противодействие
  • раздор
  • вражда

По проблемно-деятельностному признаку можно выделить типы конфликтов:

  • управленческий
  • педагогический
  • экономический
  • политический
  • творческий и др.

По степени вовлеченности людей в конфликт могут быть выделены:

  • межличностные
  • межгрупповые
  • межколлективные
  • межгосударственные
  • межпартийные.

 

Выделяют три больших группы причин конфликтов:

    1. причины, порожденные трудовым процессом;
    2. причины, вызванные психологическими особенностями человеческих взаимоотношений;
    3. причины, коренящиеся в личностном своеобразии членов коллектива.

Факторами конфликта могут быть:

  • неотлаженная взаимосвязь работников;
  • перенос нерешенных проблем на линию «горизонтали» (недостаток материальных средств решается за счет интенсификации труда работников);
  • невыполнение функциональных обязанностей в системе «руководитель-подчиненный»;
  • взаимосвязь людей, в которой общее достижение целей зависит от других членов коллектива;
  • функциональные нарушения в системе «руководство - подчинения», препятствующие достижению личных цели либо руководителя, либо подчиненного;
  • поступки человека, принятого в коллектив, несоответствующие коллективным нормам и жизненным ценностям;
  • Психологические конфликтогенные черты: амбициозность отдельных работников (молодых); неумение контролировать свои эмоции, агрессивность, повышенная тревожность, низкий уровень самоуважения; неразвитая коммуникабельность взаимные симпатии и антипатии, ведущие к совместимости-несовместимости (кадровые назначения на основе предпочтений);
  • неблагоприятная психологическая обстановка, атмосфера нетерпимости, как результат противоборства двух враждующих группировок или действий руководителя;
  • плохая психологическая коммуникация, в основе которой может лежать личностное своеобразие членов коллектива;
  • «территориальность»: люди, входящие в ту или иную группы «обживают» определенную территорию, на которую претендует другая группа, что нередко оборачивается межгрупповым столкновением.

 

Конфликт- это не только совокупность- проблема + конфликтная ситуация + участники + инцидент = конфликт. Началу конфликта предшествует определенный сигнал.

Наиболее распространенные сигналы конфликтов:

  1. Кризис: обычные нормы поведения утрачиваются;
  2. Напряжение: искажает восприятие действий и человека, накапливаются негативные установки, предвзятые мнения, ухудшаются чувства, нарастает беспокойство;
  3. Недоразумение: ведет к эмоциональной напряженности одного из партеров по общению, в результате его мысли возвращаются к одной проблеме много раз;
  4. Дискомфорт: интуитивное ощущение неправильности происходящего, хотя выразить предмет переживаний человеку бывает трудно.

 

Пути разрешения конфликтов:

Зная причины конфликтов можно принять меры по их предупреждению, блокированию. В настоящее время разработано немало возможных рекомендаций, касающихся поведения людей в конфликтных ситуациях. Рекомендации выстраиваются вокруг 4-х основных факторов:

  1. адекватность восприятия конфликта
  2. открытость и эффективность общения
  3. создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничества
  4. определения существа конфликта

Адекватность восприятия - достаточно точная, неискаженная личными пристрастиями оценка как собственных действий, намерений и позиций, так и поступков и намерений оппонентов.

Открытость и эффективность общения - организация конструктивного поиска решения проблемы

Создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничества – готовность к диалогу по поводу разрешения проблемы.

Для определения существа конфликта предполагается пошаговое продвижение в следующем направлении:

Шаг1.Определение основной проблемы. Оппоненты должны распознать в проблеме сходства и различия со стороны собственной и стороны оппонента.

Шаг2.Определение вторичных причин конфликта. Они плохо поддаются анализу, но их наличие может провоцировать новый конфликт после разрешения главной проблемы.

Шаг3. Поиск путей разрешения конфликта (Что могу я? Что может партнер? Каковы наши общие цели во имя которых мы должный выйти из конфликтной ситуации?)

Шаг4.Совместное решение о выходе из конфликта (разумные встречные уступки)

Шаг5. Реализация способа разрешения конфликта при искреннем желании сторон выйти из ситуации

Шаг6.Оценка эффективности усилий, предпринятых для разрешения конфликта.

Для разрешения конфликтной ситуации важно наличие посредника, поскольку это позволяет участникам конфликта «сохранить лицо».

Кодекс светского общения:

- «соблюдай интересы другого» (вежливость, такт);

- «не порицай другого», «избегай возражений» (одобрение, согласие):

- «будь доброжелателен, приветлив» (симпатии);

Кодекс делового общения строится на иных принципах:

-кооперации («твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»);

- достаточности информации («говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент);

- качества информации («не лги»);

- целесообразности («не отклоняйся от темы, сумей найти решение»);

-«выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»;

-«умей слушать и понять нужную мысль»;

-«умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела.

Тактика общения – это реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе знания правил и владения техниками общения. Это совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.

В общении выделяют следующие позиции:

  • Доброжелательная (принятия собеседника)
  • Нейтральная
  • Враждебная (неприятия собеседника)
  • Доминирование, или «общение сверху»
  • Общение «на равных»
  • Подчинение, или позиция «снизу».

 

Педагогическое общение

Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, воспитателями и воспитанниками, пораждаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

* как видно из определения, в педагогическом процессе реализуются коммуникативная, интерактивная и перцептивная функции, т.е. оно несет в себе основные черты человеческого общения.

 

Чтобы педагогическое общение было эффективным, педагогу (воспитателю, родителю) необходимо знать:

  • Закономерности общения:
  • Структуру общения, особенности реализации коммуникативной, перцептивной и интерактивной функций общения;
  • Методику изучения общения и межличностных отношений;
  • Основные психолого-педагогические требования, предъявляемые к организации педагогического и в целом межличностного общения.

Педагогу необходимо уметь:

  • Передавать информацию, используя при этом весь арсенал коммуникативных средств, методов и приемов;
  • Организовывать взаимоотношения с детьми и взаимоотношение детей в процессе совместной деятельности;
  • Понимать актуальные эмоционально-психологические состояния, адекватно воспринимать и объективно оценивать личностные качества и поведение человека, с которым он вступает в общение;
  • Корректно и педагогически целесообразно воздействовать на партнера по общению;
  • Управлять собственным психическим состоянием и поведением.

 

Вторя часть данного сборника направлена на развитие коммуникативных умений и развитие психолого-педагогических компетенций, необходимых специалистам всех сфер для конструктивного общения и взаимодействия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...