Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Контрастность проявления чувств





Цель: Различие положительных и отрицательных чувств. Осознать механизм возникновения негативных переживаний, обиды.

 

Чувства

- Многие поступки мотивированы страхом (столкновение с реальностью, быть брошенной, что случится самое худшее, потери контроля над жизнью и т.д.)

- Появляется тенденция к ригидноститела, духа, души. Страх сковывает свободу выбора, мир полон тревожных предчувствий, ожиданий, сохраняют иллюзию построенного ими мира.

- В эмоциональной сфере чувства: тревога, стыд, вина, затянувшееся отчаяние, ярость. Затуманивание, неясность восприятия либо полный отказ от чувств (переносимость эмоциональной боли, терпимость негативных эмоций, чувствовать слишком больно).

- Утрата естественной связи со своими чувствами (навыки распознаваниями понимания своих чувств, отказ от себя, от своегочувственного опыта), искажение чувств (испытывать лишь приемлемые чувства. Н: желание видеть себя доброй, но чувство негодования, в результате гнев транс. в самоуверенность).

- Чувствуют себя в гневе, уязвленными, обиженными, склонны жить с людьми, которые чувствуют себя точно так же. Они боятся собственного гнева и гнева других людей. Проявление гнева часто используется для того, чтобы держать на расстоянии от себя того, с кем трудно строить взаимоотношения — "Я сержусь, значит он уйдет". Стараются подавить свой гнев, но это усугубляет состояние (могут много плакать, длительно болеть, совершать отвратительные поступки для сведения счетов, проявлять враждебность и насилие). Считают, что их "заводят", вынуждают злиться, и поэтому они наказывают за это других людей.

- Вина и стыд (стыдятся собственного поведения, своих близких, что может приводить к социальной изоляции, чтобы скрыть "позор семьи"). Нет четких границ личности.

- Негативные чувства в силу своей интенсивности могут распространяться на других людей, в том числе на психотерапевта. Легко возникает ненависть к себе. Сокрытие стыда, ненависти к себе могут выглядеть как надменность и превосходство (еще одна трансформация чувств).



 

Зависимость и страсть

Вместе они успешно питают разного рода нездоровые зависимости, такие как сексуальная зависимость, зависимость от неверных стереотипов поведения, сформировавшихся в течение нашей жизни, зависимость от общественного мнения, от собственного самолюбия, от денег, от престижности своего «статуса», от разного рода удовольствий и т.д. Зависимости от всего земного, временного православие называет страстями. Они управляют нами, про них мы нередко говорим: «Это сильнее меня». О нашем рабстве страстям писал апостол Павел: «Желание добра есть во мне, но чтобы делать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7, 18-19). По словам святителя Феофана Затворника, «больше всего тиранят сердце страсти. Не будь страстей, встречались бы, конечно, неприятности, но они никогда не мучили бы так сердца, как мучат страсти… Эти злые страсти, когда удовлетворяемы бывают, дают радость, но кратковременную, а когда не бывают удовлетворяемы, а, напротив, встречают противное, то причиняют скорбь продолжительную и несносную».

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ЗАВИСИМОСТИ В СТРАСТЯХ

В теле: источное их начало – плотоугодие от него есть похоть блудная, чревоугодие, сластолюбие, леность, изнеженность, блуждание чувств, говорливость, рассеянность, непоседность, вольность во всем, смехотворство, празднословие, сонливость, жажда приятного.

В душе: в умственной части – своеумие, вера в свой только ум, прекословие, восстание на ум Божий, сомнение, дмение и кичение, пытливость, расхищение ума, блуждание помыслов.

в части желательной – своеволие, непокоривость, властолюбие, жестокость, предприимчивость, самонадеянность, себеприсвоение, неблагодарность, любообладание, лихоимание.

в части чувствующей – потрясающие покой и мир сердца страсти, или разного рода приятности и неприятности: гнев, зависть, ненависть, злоба, месть, осуждение, презорство, славолюбие, тщеславие, гордость, тоска, печаль, скорби, уныние, радости, веселости, страхи, надежды, ожидания...

В духе – сознание, зиждемое внутрь – пребыванием, то, когда оно падает, падает и жизнедеятельность. От этого восстает вместо страха Божия – бесстрашие; избрания духовного – равнодушие к нему; покаянных чувств – нечувствие; веры в Господа – самооправдание; вместо ревности –охлаждение, вместо преданности Богу – самоделание…

 

ПРИРОДА ПРОИСХОЖДЕНИЯ СТРАСТИ, ГРЕХА

– страсть рождается через помысел.

Сначала бывает прилог, далее внимание, потом услаждение, за ним желание, из него решимость, и наконец дело» (Филофей Синайский)

семя страстей - самолюбие, от которого происходят гордость, лихоимание, сластолюбие и др.,

– грех возбуждает страсти, дезорганизует волю, выводит из–под контроля сознания эмоции, воображение. Дух, отделившись от Бога, теряет свою силу, подчиняется душе, не возвышаемая духом душа подчиняется телу.

 

Присутствие страсти в жизни

Пока человек находится в круге порочных зависимостей, он только лишь считает себя свободным, не замечая подчас, насколько он связан. По словам святителя Феофана, «страсти… быв изгнаны, оставляют человека настоящим человеком, тогда как присутствием своим портят его и делают из него лицо, во многих случаях худшее животных. Когда они владеют человеком и человек любит их, то они так сродняются с естеством человеческим, что, когда действует по ним человек, кажется, будто он действует от своего естества. Кажется так потому, что человек, подчинившись им, действует по ним самоохотно и даже убежден бывает, что иначе нельзя: природа».

 

Борьба со страстями

Чтобы избавиться от психологической зависимости, необходимо бороться со страстями. Только таким путем можно придти к истинной свободе, стать полноценным, сильным человеком, который сам управляет своей жизнью, а не сетует, что его же собственные чувства держат его в плену и не дают ему быть счастливым. Это путь духовного роста, воспитания и совершенствования своей души, начало и основа которого – трезвение, то есть формирование и поддержание трезвого, адекватного взгляда на мир и на себя. Чем более трезво мы смотрим на себя и на ситуацию, тем менее мы зависим от этой ситуации, от своих чувств, от партнера… и тем меньше вещей могут нас вывести из состояния душевного равновесия. И тем больше мы зависим от Бога.

 

РАЗРЫВ ДУШЕВНЫХ СИЛ

В результате первородного греха душу раздирают страсти и грехи.

  • в разумной части действуют помыслы,
  • в раздражительной - страсти,
  • в вожделевательной - похоти,
  • в уме - мечтательные воображения,
  • в рассудке – мысли.

- Разрыв душевных сил способствует развитию болезни. Но душа может свободно менять направление своих стремлений (мысли, чувства и желания) и устанавливать связь с духом или телом.

 

ПАДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

- Плотским, душевным человек становиться, когда ему недостает действия Святого Духа.

- В крещении ум человека просвещается. Падение ума происходит в ложном знании, в неведенье, в страстных помыслах, в соизволении на грех.

- Болезнь души наступает тогда, когда человек предоставляет свободу чувствам и через чувства ум рассеивается из сердца, когда душа услаждается мечтательными прилогами и посредством тела пытается их осуществить.

УМСТВЕННАЯ ЧАСТЬ ДУШИ

Ум доставляет пищу душе, если же изменился ум, око души, то неизбежно изменяется и вся душа. «Ум у людей бывает обращен либо ко грехам, либо к Иисусу, либо к людям» (Авва Илия). Он обладает свободой и поэтому может двигаться сообразно выбранному направлению, к добродетели или пороку.

• Силы ума необходимо соединить с добродетелями души:

разумение ума - с целомудрием души,

сообразительность - с мудростью,

понимание - со справедливостью,

быстроту - с мужеством.

• «Склонность ума к чувственному делает его рабом телесных страстей» (Преп. Фалассий). «Чем более размножаются мечтания, тем сильнее страдает ум». (Исихий Пресвитер).

• Ум, освобождаясь от порабощения чувствами через молчание уст и лишение внешних раздражителей, упорядочивает душу. Задача очищения ума заключается в нахождении проникших в него помыслов, в их отвержении, что достигается не логическими рассуждениями и анализом, но молитвою. Исцеление ума - это обращение прежде рассеянного ума на сердце, их объединение, Свидетельством такого союза служат слезы умиления и сладкое чувство божественной любви.

 

СЕРДЕЧНАЯ ЧАСТЬ ДУШИ

Сердце - это «наш внутренний человек», это то место, в котором открывается и обитает Сам Бог.

• Человек становится личностью именно тогда, когда открывается сердце. Ум - это глаз души, а сердце - центр человеческой личности и духовного мира.

• В сердце совершается величайшая битва. Многословие и чревоугодие оскверняют ум, а вслед за ним и сердце, поскольку ум доставляет пищу сердцу.

• Каждому необходимо хранить свое воображение в чистоте, чтобы воображение не могло действовать, и мечтательная способность была умерщвлена.

• Рассеянный ум прежде находит телесное сердце, а затем входит в духовное. Боль духовного сердца отражается в плотском сердце. Человек, переживающий сокрушение сердца, переносит большую боль, нежели получивший телесное увечье. Слезы - это признак возрожденного человека. Существуют внутренние слезы сердца и внешние, телесные. Господь назвал: Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф.5:4).

• Признак здравия сердца – во взыгрании сердца от присутствия благодати.

• Чистота сердца проявляется когда человек не осуждает грешников, на всех смотрит чистыми глазами, не делает различия между людьми.

 

РАЗУМНАЯ ЧАСТЬ ДУШИ

• В разуме появляются помыслы, затем возникает желание, которое направляет человека к совершению греха. Не мышление, а ум человека познает небесные сокровища. Разумен тот, кто очищает свой ум, в котором открывается Бог, и в дальнейшем выражает этот внутренний опыт посредством слова и мышления.

• Разум, не имея возможности выражать опыт ума, отождествился с мышлением. Это исказило духовную природу человека, и привело к проявлению эгоизма, гордости. Сердце омертвело, а ум помрачен, так что человек не в состоянии ощутить их присутствия.

• Разум либо вовсе не находит Бога, либо принимает за Него некий искаженный образ, созданный им самим.

 

ЭТАПЫ ВЫЗДОРАВЛЕНИЯ

У человека пять чувств, каждое из них необходимо подчинить
исцелению:

• зрение - бдению,

• слух - богомыслию,

• обоняние - молитве,

• вкус - воздержанию,

• осязание - безмолвию.

Это поможет очистить, утончить ум, освободить его от невоздержания и ненависти, сделать его бесстрастным. Когда ум становится храмом Духа Святого, мы говорим, что исцеление произошло.

 

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

• Главная цель исцеления заключается, в том, чтобы вернуть «рассеянный по внешним ощущениям ум» из внешнего мира в сердце.

• Научаясь сохранить свой ум в чистоте, человек познает свои внутренние проблемы, открывает господствующие внутри него страсти.

• - Отношению к другим людям должна быть свойственна не логика, но любовь.

• Спасение человека определяется в очищение ума, сердца, разума, в просвещение ума, в общение с Богом через созерцание.

Лечение страстей – это преимущественно их преображение.

Это достигается усердием к приобретению добродетелей: смирения, любви, поста, покаяния, подвижничества, молитвы,
послушания…

 

Возрастные кризисы ребенка

• от рождения до 1 года – стадии доверия или недоверия,

• от 1-3 лет – стадии автономности или стыда,

• от 3-6 лет – стадии инициативности или чувства вины,

• с 6-12 лет – стадии трудолюбия или чувства неполноценности, (становление ребенка от 6 до 7 лет - проявление «органа со-вести»),

• с 12-19 лет – стадии Я- идентичность или смешение ролей,

• с 20-25 лет – стадии близость или изоляция,

• от 26-64 лет – стадии творческого, духовного развития или застоя.

 

Связь родителя с ребенком

Дети, полноценно прожившие эту стадию, имевшие хорошую эмоциональную связь со своими родителями, получившие достаточное количество любви и заботы, не боятся исследовать мир, легко приближаются к другим людям, восприимчивы и открыты к обучению.

Чем полнее ребенок соединяется с матерью и отцом в течение первых дней и месяцев жизни, тем легче потом ему и его родителям успешно осуществить процесс отделения. А этот процесс необходим для развития полноценной личности. В течение следующего периода развития, пик которого приходится на 18-36 месяцев, главной задачей развития является отделение. У ребенка выражен стимул к исследованию мира и отделению («Я хочу это сделать сам»). На данной стадии ребенку необходимо вдвое чаще слышать «да», чем «нет». Окружающая обстановка должна быть доступной для исследования и безопасной. Родитель должен быть рядом, он должен физически и эмоционально присутствовать, обеспечивать безопасность и поддержку, но не ограничивать исследовательский импульс. Ребенку необходимо почувствовать, что он сам что-то может, что он ценен и важен для своих родителей, и плоды его деятельности тоже важны и ценны. Ребенку важно чувствовать, что даже если родителя сейчас нет рядом, его все равно любят и родитель вернется.

 

Зависимые отношения с родителями

Все эти условия необходимы для того, чтобы потом, во взрослом состоянии, человек чувствовал себя полноценным, уважал себя и других, умел вступать с другими людьми в глубокий эмоциональный контакт, был активным и ответственным в жизни. Если развитие пошло иначе, психологического рождения ребенка не произойдет. Он «увязнет» в зависимых отношениях с родителями (чаще с матерью), будет испытывать повышенную тревожность, мир будет страшен для него, исследовательский импульс будет снижен. Ему трудно будет строить теплые отношения с людьми, все будет отравлено страхом и недоверием. Во взрослом состоянии он укрепится в мысли о том, что с ним не все в порядке. Он не будет себя чувствовать отдельной личностью, способной позаботиться о себе, ответственной за свои поступки. Отношения, в которые будет вступать такой человек, будут в той или иной степени зависимыми, т.е. несвободными. Они будут принудительными, необходимыми для выживания, мотивированные страхом.

 

Неотделенность от родителей

Если потребность человека в получении любви и заботы не была удовлетворена в детстве, то психологического отделения от родителей не произошло. Отношения с родителями могут быть негативными, могут быть эмоционально отстраненными, могут быть слишком зависимыми – все это признаки неотделенности. Неотделенный человек с неудовлетворенной потребностью в любви и принятии будет «залипать» на отношения с другими людьми. Основой зависимых отношений является страх перед жизнью, неуверенность в себе, ощущение собственной неполноценности, повышенная тревожность.

Поиск любви

Поиски любви будут навязчивой потребностью, условием выживания. Тревожность, неустойчивость, которую человек будет испытывать благодаря непрерывному внутреннему конфликту между потребностью получить любовь и уверенностью в том, что он ее не стоит, делает его стремление к получению любви другого человека и наполнению им своего Я главной и навязчивой целью существования.

Зрелая любовь

Установить глубокую эмоциональную связь с другим человеком возможно только обретя психологическую автономию. Эти отношения отличает ощущение радости, изливающееся на окружающих от такой пары и свободы. Мотивацией вступления в такие отношения является любовь. Глубокое чувствование партнера, сотрудничество и доверительность отличает такие отношения. Уважение к своим и чужим границам, к своим и чужим интересам и потребностям – особенность таких отношений. Зрелая любовь говорит: «Я сделаю все, что в моих силах, чтобы помочь тебе оптимально реализовать свои способности, даже если это означает, что иногда тебе придется быть далеко от меня и делать что-то без меня». В зрелых отношениях всегда остается большое пространство для удовлетворения своих собственных потребностей, для достижения собственных целей и индивидуального роста личности. В таких отношениях всегда остается место Богу. Настоящая любовь – это не собственническая любовь, она уважает и восхищается партнером, а не использует его для удовлетворения своих потребностей. В зависимых отношениях партнер воспринимается как собственность.

Способность отдавать

Настоящая любовь приносит чувство удовлетворения и ощущение радости жизни. В ней мало тревоги и враждебности. В зависимых отношениях нет ощущения удовлетворенности и гармонии, много недовольства и подавленного гнева, много претензий друг к другу. По-настоящему любящие независимы друг от друга, автономны, не ревнивы, но в то же время стремятся помочь другому человеку в самореализации, гордятся его победами, великодушны и заботливы. Зрелая любовь говорит: «Я могу прожить без тебя, но я люблю тебя и поэтому хочу быть рядом». Люди зависимые слитны друг с другом, у каждого из них нет отдельной психологической территории. Они ревнивы, они собственники, прожить друг без друга они не могут – их связь принудительна. Для настоящей любви способность отдавать, не требуя ничего взамен, – это выражение силы и изобилия. Отдавая, зрелый человек получает удовольствие, и это само по себе является компенсацией его эмоциональных, физических и материальных затрат. Человек, склонный создавать зависимые отношения, ориентирован на любовь-сделку, любовь-эксплуатацию. Он не может давать, не прося ничего взамен, а отдав, чувствует себя использованным, опустошенным, обманутым.

 

ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ.

Личностно зрелому человеку свойственно развитие духовного потенциала: религиозная автономность, художественный вкус, ответственность, воля к совершенству, дар очевидности, бескорыстная любовь, служение, самоуправление, сила самоосвобождения, дар свободы.

 

ТЕМА СЕМИНАРА 6

Развитие зрелой личности

Цель: понять природу нравственных норм брака в христианской православной культуре

 

Семейное благо

• Семья – ответственное совместное творчество, духовная общность в жизни, в страдании, в ношении бремени, должны понимать друг друга, однородно воспринимать жизнь, мир, людей (однородность духовных оценок), полное взаимное доверие перед Лицом Божиим.

• Семья – органическое единство по крови, духу, имуществу.

• В семье необходимо выработать здоровые способы реакции на ситуацию. В семье человек научается любить (кого и как?), верить (во что?), и жертвовать (чему и чем?), здесь слагаются первые основы характера, открываются главные источники его будущего счастья и несчастья, здесь вырастает в низкого человека или в великую личность.

• Атмосфера искренности. Лож растлевает человека незаметно, проникая из невинных пустяков в глубину священных обстояний.

 

Счастливая семья

• Семья, внутренне спаянная любовью и счастьем, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости.

• Счастливая семья – живая школа творческого равновесия души, здорового органического консерватизма (что бы не выродиться в беспочвенную революционность, реакционное мракобесие). Счастье дается только любовью долгого и глубокого дыхания, такая любовь возможно только в духе и через дух.

• Семейная лаборатория возникает на путях инстинкта, традиции и нужды. Просто живут, удовлетворяют свои потребности, изживают свои склонности и страсти.

 

ЭТАПЫ ВЫЗДОРАВЛЕНИЯ СЕМЬИ

• вера - это «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом»,

• готовность изучить, соблюдать духовные законы,

• семья - единый сосуд, исцеление женщины, кого-то, приведет к выздоровлению семьи,

• принятие иерархии семьи: муж – глава, жена – помощница,

• желание отказаться от иллюзорного восприятия жизни, от зависимости,

• познание страстной природы человека,

• исцеление целостной природы человека: дух, душа, тело.

 

Благодарность и отстраненность

Отстранение — это не есть холодная враждебная замкнутость, не лишение близкого любви и заботы. Отстранение означает высвобождение себя психологически, эмоционально, а иногда и физически из сетей нездоровых взаимоотношений с жизнью другого человека, отступить на некоторое расстояние от проблем, которых мы не можем разрешить.

Отстранение базируется на том, что каждый человек ответственен за себя, поэтому проблемы других людей мы не можем разрешить” тревога за другого не помогает. Когда мы отстраняемся, мы убираем руки с пульта ответственности за других людей и стремимся к ответственности за себя.

Отстранение — это здоровый нейтралитет

Это — ясность восприятия действительности, чувство глубокого успокоения, способность давать и получать любовь; это — прилив энергии, повышение самооценки, свобода находить реальные решения проблемы.

Как достигается отстранение? Для этого необходимо три условия: четкое осознание своих проблем, желание изменить привычный ход собственных реакций и немного практики.

 

Процесс исцеления, включает в себя:

- Раскрытие и освобождение, сосуществование с вашим “внутренним ребенком” каждый день все дольше и дольше.

- Определение своих собственных потребностей и желаний.

- Развитие нравственных, эффективных способов удовлетворения своих потребностей и желаний без манипулирования и управления другими.

- Идентификация и повторное ощущение своих нарциссических ран и разрешение себе ощущать боль и обиду в присутствии надежных и поддерживающих людей.

- Умение идентифицировать и прорабатывать свои внутренние проблемы или незавершенные стадии развития. Вам понадобится закрепить эти “разорванные” участки своего “Я” и научиться интегрировать их в ваше истинное “Я”.

- Создание системы поддержки из единомышленников, которые желают строить партнерские взаимоотношения.

 

Шаги для излечения от психологической зависимости

1. Сосредоточиться на реальности: сместить акценты с собственных чувств на действительность, на фактическое положение дел. Рассуждая логически, составить трезвый взгляд на ситуацию и на себя в ней.

2. Отдельно выделим необходимость формирования разумного, трезвого взгляда на другого. Это весьма существенно. Нужно анализировать поступки другого, обращать внимание не на его слова, а на его дела, и на этой основе составлять о нем мнение. Стоит задуматься над словами Евангелия: «Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый. Ибо всякое дерево познается по плоду своему». (Лк. 6, 43-44). Важно понять, что Евангелие этими словами не призывает нас осуждать человека, ставить на нем клеймо «ПЛОХОЙ!», а говорит о другом – о трезвом взгляде на человека, о четком признании его недостатков и достоинств. Видение отрицательных сторон человека вовсе не освобождает нас от заповеди о любви к нему, напротив, приводит нас к тому, чтобы наша любовь стала истинной, настоящей, а не слепым поклонением кумиру, которого сами возвели на трон. Важно, трезво взглянув на другого, не осуждать его и не впадать в ненависть – а именно такой соблазн подстерегает нас в ситуации зависимости. Отдаться ненависти с той же безоглядностью, как прежде «любви» (страсти) – проще всего, но делать так не стоит. Именно про эти страстные и нездоровые чувства говорят, что от одного до другого – всего шаг. Это действительно так – мы не умеем контролировать эмоции рассудком, поэтому нам проще всего поменять одну страсть-поводыря на другую, возненавидеть так же сильно, как прежде «любили» (то есть думали, что любим. Если бы любили по-настоящему, то конечно не возненавидели бы, ведь «Любовь никогда не перестает»). Отдаться новой страсти – ненависти – удобно, привычно, не надо думать... Но все же нужно всеми силами избегать ее, она разрушает нашу душу.

3. Учиться постоянно контролировать чувства разумом. Не позволять эмоциям вернуть себя к прежнему нездоровому и крайне необъективному отношению к ситуации, и при «атаке» эмоций рассудком возвращать себя к уже сформированному трезвому взгляду на положение вещей. Для этого необходимо бороться с навязчивыми мыслями, и нередко придется буквально насильно переключать свое внимание на нечто более приятное и «правильное» (это индивидуально). Очень хорошее средство контроля эмоций рассудком – это «разговор» разумного человека с чувственным (имеются в виду 2 человека, живущие в каждом из нас). Разумный задает вопросы чувственному, тот пытается ответить. Неожиданностью для нас самих может стать то, что ответить, скорее всего, будет нечего – таким образом, эмоциональный человек сам будет вынужден признать свое поражение, то есть разум одержит верх над эмоциями. Можно также вести подобный дневник, записывать в него свои мысли, навеянные эмоциями, и рассматривать их логическим взглядом.

4. Необходимо простить другого. Если мы возненавидим человека, мы не сможем избавиться от зависимости в отношении этого человека, просто эта зависимость примет новые формы. Пока мы не прощаем другого, мы продолжаем быть с ним связаны – нашими обидами. А любая более или менее серьезная связь – это опять же зависимость. Нужно стремиться к христианскому отношению к покинувшему нас человеку, несмотря на то страдание, которое он нам причинил. Хорошо бы молиться за него, по мере сил. Важно проанализировать все, что произошло, и найти СВОИ собственные ошибки, и попросить прощения у другого за них, а также провести «работу над ошибками» - чтобы не повторять их больше. Кроме того, постараемся понять того, кто нас бросил. Да, он в чем-то (может быть, очень во многом) неправ, но будем относиться к нему не враждебно и со злобой, а как к одержимому страстями, больному душой. НО это не значит, что мы должны потакать его порокам, унижаться перед ним. Важно – понять человека и простить его, но избавиться от страстного отношения к нему (будь то ненависть или то, что мы считаем любовью). Наше отношение к нему должно быть, как мы говорили, трезвым, не искаженным ни в сторону ненависти, ни в сторону рабской привязанности. Вот путь выздоровления от психологической зависимости – путь духовного развития, воспитания своей души. Идти по нему, нелегко; но на нем нас ожидают не только трудности, но и радости, причем радости настоящие. Радости, ради которых действительно стоит жить.

 

Здоровье человека

• Целостность личности заключается в том, чтобы связь сверхсознания, сознания и подсознания осуществлялась без препятствий.

• Для этого нужно уметь переводить их языки, понимая и принимая все, что в них происходило (опыт) и происходит «здесь и теперь», - Осознание.

• Для этого необходимо быть открытым (искренним), не отрицать своих чувств и настоящих желаний, исходящих из сердца, а не сформированных моделями из социума, признаваться в них себе (в том числе, и в любви к себе) и не бояться сообщать о них другим – Искренность.

• Необходимо осознать какими убеждениями – моделями наполнено эго, чтобы исключить возможность действовать стереотипно и неосознанно.

• Так же необходимо признать наличие у себя и созидательной и разрушительной программ и направить силы обеих на достижение общей цели – Принятия.

• Если эти условия будут созданы, результатом будет мирность – полное физическое, психическое и социальное здоровье.

 

Духовное развитие человека

Личностно зрелому человеку свойственно развитие духовного потенциала: религиозная автономность, художественный вкус, ответственность, воля к совершенству, дар очевидности, бескорыстная любовь, служение, самоуправление, сила самоосвобождения, дар свободы.

 

Зрелая личность

Зрелый, взрослый человек знает другого и реалистично оценивает его качества. Но при этом ценит его таким, каков он есть, и помогает ему личностно расти и раскрываться, помогает ради него самого, а не ради того, чтобы он ему служил. У зависимого нет реалистичного представления о партнере. Он не может принять другого таким, какой он есть, он стремится его воспитать и переделать под себя. Зрелый человек уважает другого, его психологическую территорию, его психологические границы. Любовь рождается на свободе и не может существовать в неволе. При посягательстве на свободу она начинает исчезать. В зависимых отношениях психологические границы нарушаются, уважения к другому и его психологической территории нет. Ростки любви, если они были, увядают. В зависимых отношениях либо своя ответственность передается другому, либо гиперответственность. Личная ответственность – неотъемлемая составляющая зрелой любви.

Духовно зрелый человек

Духовно зрелый человек готов по-настоящему понять другого и принять его таким, каков он есть, со всеми сильными и слабыми сторонами.

Духовно зрелый человек хочет иметь партнера, которому сможет доверять и довериться, поделившись своими мыслями и чувствами, а также потребностями и пристрастиями. Он хочет быть с тем, на кого мог бы опереться и кого сам сможет поддержать.

Зрелый человек стремится к таким взаимоотношениям, при которых оба партнера имеют возможность полного раскрытия своей индивидуальности и живут в любви друг с другом. Духовно зрелый человек относится к личностному росту и развитию другого человека так же серьезно, как и к своим собственным. Он готов и способен соглашаться с другим и быть ему опорой, не отрекаясь от своей индивидуальности и не позволяя причинять себе ущерб.

Духовно зрелый человек готов отвечать за свою судьбу и за судьбу партнера. Духовно зрелый человек знает, что ничто не вечно, и, следовательно, отношения могут прерваться, но он знает также, что это никак не отразится на его ответственности и любви, и благодарен каждому дню жизни. Из всего вышесказанного следует, что любовь – это отношения зрелых, психологически взрослых и независимых людей. Каждый человек, каким бы ни было его детство, работая над собой, может преодолеть свою склонность к зависимости и научиться любить по-настоящему.

 

Терпение в семье

Первый урок, который нужно выучить и исполнить, это терпение. В начале семейной жизни обнаруживаются как достоинства характера и нрава, так и недостатки и особенности привычек, вкуса, темперамента, о которых вторая половина и не подозревала. Иногда кажется, что невозможно притереться друг к другу, что будут вечные и безнадежные конфликты, но терпение и любовь преодолевают все, и две жизни сливаются в одну, более благородную, сильную, полную, богатую, и эта жизнь будет продолжаться в мире и покое.

Семья – внимание друг к другу

Еще один секрет счастья в семейной жизни – это внимание друг к другу. Муж и жена должны постоянно оказывать друг другу знаки самого нежного внимания и любви. Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких, быстро забывающихся удовольствий от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и бесчисленных маленьких, но добрых мыслей и искренних чувств. Любви тоже нужен ее ежедневный хлеб.

Семья – прощение друг друга

Бойтесь малейшего начала непонимания или отчуждения. Вместо того, чтобы сдержаться, произносится неумное, неосторожное слово – и вот между двумя сердцами, которые до этого были одним целым, появилась маленькая трещинка, она ширится и ширится до тех пор, пока они не оказываются навеки оторванными друг от друга. Вы сказали что-то в спешке? Немедленно попросите прощения. У вас возникло какое-то непонимание? Неважно, чья это вина, не позволяйте ему ни на час оставаться между вами.

Семья – благословение Бога

Без благословения Бога, без освящения Им брака, все поздравления и добрые пожелания друзей будут пустым звуком. Без Его ежедневного благословения семейной жизни даже самая нежная и истинная любовь не сумеет дать все, что нужно жаждущему сердцу. Без благословения Неба вся красота, радость, ценность семейной жизни может быть в любой момент разрушена.

Родительская любовь в семье

Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей
жизни.

Любовь в семье

• Душа пишет свою историю на теле.

• Чистота помыслов и чистота души – вот, что действительно облагораживает.

• Дом – это место тепла и нежности.

• Любовь Бога может превратить любое испытание в благословение.

 

ТЕМА СЕМИНАРА 7





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.