Экономические учения Древнего мира
Введение
Тема этого реферата – «Этапы становления и развития экономической науки». В нём я попыталась рассказать, как развивалась экономическая наука, какие учёные и философы внесли в неё свой вклад. К сожалению, при изучении экономической теории не всегда уделяется должное внимание изучению истории экономических учений, хотя иногда она изучается как отдельный предмет. Надо сказать, что некоторые экономисты считают излишним обращаться к теориям и взглядам прошлого, т. к. они якобы «обросли ракушками» и потеряли свою значимость, поэтому на знакомство с ними не стоит тратить времени. Правда, людей, придерживающихся таких взглядов, весьма немного. На мой взгляд, они глубоко не правы, ведь, как считают многие авторитеты, основы наших сегодняшних представлений «лежат в прошлом». И эти представления и идеи прошлого не принадлежат исключительно истории: они несут в себе элементы наших сегодняшних, а нередко и завтрашних взглядов. Именно поэтому изучение истории экономических учений – это важное и полезное занятие, а отнюдь не пустая трата времени. Кроме того, обращение к истории экономической мысли способствует умению объективно оценивать теории, рекомендации и выводы. Весьма важно понять и осмыслить относительность любых экономических знаний (т. к. любое знание в любой науке всегда относительно), необходимость их постоянного углубления, уточнения и совершенствования. Предметом экономической теории является вся совокупность организационной экономики и социально-экономических отношений. Целью данного реферата было рассмотрение и выделение этапов становления и развития экономической науки. В связи с этим были поставлены следующие задачи:
– выделить этапы развития экономической науки; – рассмотреть основные концепции экономической науки. В данном реферате были рассмотрены следующие вопросы: – экономические учения древнего мира; – меркантилизм, физиократизм; – классическая политэкономия; – неоклассическая политэкономия, марксизм; – кейнсианство и неокейнсианство; – маржинализм; – институционализм и современная экономическая наука. В литературе данная тема широко освещена, в наличии множество учебников и учебных пособий, например таких авторов, как С. Бартенев, И. Агапина, а также в наличии есть труды К. Маркса, Смита и других.
Предыстория экономической науки Экономические учения Древнего мира
Экономическая наука отражает те же этапы развития, что и экономическая реальность, то есть можно выделить предысторию экономической науки, этап становления, развития и совершенствования. К предыстории науки следует отнести различные взгляды древних мыслителей, теологов, философов, политических деятелей. Ценные экономические идеи можно также найти в различных «ересях», «домостроях», политических контрактах между государствами. Ксенофонт, Платон и Аристотель анализировали проблемы разделения труда, обмена, стоимости и цены, денежного обращения, богатства и гармоничного «идеального» общества. Значительного развития экономическая мысль получила в античной Греции. Наиболее крупными представителями в этой области являлись известные древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Проследим, как экономические и политические условия в Древней Греции повлияли на развитие взглядов этих мыслителей.
Природные условия в Древней Греции отличаются от природных условий древневосточных стран тем, что здесь для нормального занятия земледелием нет необходимости строить сложные гидротехнические сооружения, как на древнем Востоке. Тем самым создавались благоприятные условия для развития частной собственности на землю, на земельный участок, а основой производственной ячейкой стали не громоздкие царские хозяйства или общинное производство, предполагавшие огромный управленческий аппарат, а небольшое частное хозяйство, построенное на рациональных основаниях, жесткой эксплуатации рабского труда и относительно высокой доходностью. Рабовладельческий строй представляет первую классово-антагонистическую общественно-экономическую формацию. Социальная структура полисов предполагала существование трех основных классов: класса рабовладельцев, свободных мелких производителей и рабов самых разных категорий. Владение земельным участком рассматривалось как полноценная гарантия выполнения гражданином своих обязанностей перед полисом, перед всем гражданским коллективом. Одним из наиболее крупных древневосточных рабовладельческих государств было Вавилонское. В законах царя Хаммурапи (1792–1850 г. до н.э.) отражается стремление ослабить классовую борьбу в целях укрепления рабовладельческого строя, сохранность частной собственности. Вместе с тем они выражают заботу правителя о развитии товарно-денежных отношений, стремясь поставить их на службу государству. В Китае первое рабовладельческое государство возникло в 2 тыс. до н.э. Коллективный трактат «Гуань-Цзы» относится к периоду дальнейшего развития рабства, ремесла, торговли. Труд провозглашается в нем источником могущества государства, и выдвигается важная идея об эквивалентности обмена «Гуань-Цзы» содержит вывод в том, что народ создает доход для знатных и прибыль для торговцев. Важнейшим памятником Древней Индии является «Артшастра», создал которую Каутилье Вишнугупте. Её цель укрепить рабовладельческое государство. «Артшастра призывает развивать производственные силы, регулировать цены на товары и соблюдать активный баланс государственного бюджета.
Основателями экономической мысли Древнего Рима были Катан Старший (234–149 г. до н.э.). одним из трудов Катана стала книга «Земледелие»; Граххи Тиберий и Гай; Варрон (116–27 г. до н.э.), Колумелла (1 век до н.э.). В Греции середины V в. до н.э. сформировалось экономическая система, которая без особых изменений просуществовало до конца IV в. до н.э. и которую можно определить как классическую рабовладельческую экономику. Такая экономическая система, сложившаяся в торгово-ремесленных полисах и в Греции V–IV вв. до н.э. в целом, не могла существовать без привлечения к труду большой массы рабов, абсолютное количество и удельный вес которых в греческом обществе V–IV вв. до н.э. непрерывно возрастал, что обостряло борьбу между рабами и рабовладельцами. Экономические взгляды Платона и Аристотеля формировались в условиях кризиса рабовладельческого полиса, обострения борьбы между аристократией, между богатыми и бедными, между рабами и рабовладельцами, что, несомненно, сильно отражалось в их трудах. Экономическая мысль древнего мира характеризуется защитой господствовавшего натурального рабовладельческого хозяйства. С этой позиции рассматривались товарно-денежные отношения, в связи с чем выдвигалась идея эквивалентного обмена вещей, по их стоимости. Однако, последняя не рассматривалась ещё как закон цен. Деньги рассматриваются как абсолютная форма богатства (при этом частное и национальное богатство не различается). Предметом исследования выступает почти исключительно сфера обращения. Накопление богатства (в денежной форме) происходит в форме прибыли от внешней торговли или же непосредственно в ходе добычи благородных металлов. В экономических учениях феодального общества присущий ему способ рассматривается как естественный. По мере его развития усиливается интерес к проблемам товарно-денежных отношений, а разложение феодализма – возникновением буржуазной политической экономии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|