Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способности, развиваемые технологией

Курс

«Учусь творчески мыслить и фантазировать»

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе авторской программы по курсу «Учусь творчески мыслить» Н.Д. Алексеева, А.С.Исаенко, Т.И.Кузей. В основе лежит технология развития творческого мышления обучающихся: «Учусь творчески мыслить» Ю.Б. Гатанова, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) начального общего образования 2009 года.

Технология развития творческого мышления «Учусь творчески мыслить» разработана на базе известных концепций структуры интеллекта Дж, Гилфорда и Дж. Рензулли. В рамках модели Дж. Гилфорда впервые было выделено дивергентное мышление, явля­ющееся основой творчества. Основу настоящей технологии составили задания, разработанные с учетом замечаний психологов и учителей, проводивших занятия, в соответствии с особенностями нашей культуры.

Программа состоит из заданий, предназначенных как для развития общих свойств творческого мышления (беглости, гибкости, оригиналь­ности, способности к детальной разработке), так и для развития отдель­ных творческих (дивергентных) мыслительных способностей.

Возрастные ограничения не являются жесткими. Учитель может ориентироваться на актуальный уровень развития обучающихся. Для интел­лектуально одаренных детей и детей, отстающих в интеллектуальном развитии, указанные возрастные диапазоны могут быть сдвинуты в ту или иную стороны. Темпы прохождения Программы могут также гибко регулироваться. Программу можно органично встроить в учебный про­цесс, занимаясь по одному уроку в неделю в течение учебного года. Воз­можны и более интенсивные занятия. Важно отметить, что способности, навыки и умения, приобретен­ные на этих занятиях, обучающиеся успешно переносят на другие учебные пред­меты и в повседневную жизнь.

 

ЦЕЛИ ТЕХНОЛОГИИ

Основную цель технологии развития творческого мышления можно лучше всего объяснить через противопоставление творческого дивергентного мышления и традиционного конвергентного мышле­ния. На развитие последнего ставится акцент в большинстве школ, где учитель обычно предлагает обучающимся проблемы и задачи, уже имея в своем сознании правильный ответ. В со­ответствии с таким подходом ответы учащихся оцениваются по следую­щим основным критериям: 1) степени точности ответа; 2) степени под­робности; 3) скорости выполнения задания; 4) аккуратности и степени соответствия установленной форме ответа (при выполнении письменных, а иногда и устных заданий).

Таким образом, поднимаемые учителем или предложенные в учебнике проблемы, задачи и задания традиционного типа приводят к тому, что развивается стиль обучения, ориентированный на наведение на «правильный ответ». Безусловно, конвергентные мыслительные спо­собности развивать необходимо, однако надо обязательно предоставить детям возможность развивать и творческое дивергентное мышление.

Дивергентное мышление - это вид мышления, который характери­зуется выходом за стереотипы мыследеятельности, снятием ограниче­ний и большей свободой в решении проблем. Реальность, с которой че­ловек соприкасается в своей жизни, не имеет однозначных трактовок, в отличие от реальности учебной практики, где задачам и проблемам уго­тованы верные решения. Множество людей, попавших в катастрофы, по­гибают, хотя последующие расследования показывают, что многие из них могли бы спастись. Нестандартные ходы, неожиданные идеи, ис­пользование привычных предметов необычным образом спасают других.

Дивергентное мышление не может формироваться от случая к случаю, оно требует целенаправленного, последовательного обучения и развития. Иначе оно просто угасает. Предложенная технология включает в себя специально подобранные упражнения и задания для развития творческих мыслительных способностей и обеспечивает обучающихся и учителей теоретически систематизированным и практически эффек­тивным материалом для преодоления стереотипов и шаблонов мышле­ния.

 

 

ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Все упражнения и задания построены таким образом, что их мож­но выполнять как с помощью письменной речи, так и с помощью рисун­ков, что позволяет обучающимся, не умеющим читать и писать, воплощать и со­общать учителю и окружающим свои творческие идеи. Возможны так­же и другие способы: запись идей ребенка учителем или родителями или запись на магнитофонную пленку, использование готовых рисунков, фотографий. Задания также позволяют выразить себя и с помо­щью драматической деятельности, и через создание различных твор­ческих работ.

Технология развития творческого мышления рассчитана на возраст детей от 5 до 15 лет и имеет 6 последовательных, в то же время относи­тельно независимых друг от друга годичных курсов:

- для обучающихся 5-6 лет - воспитанников детских дошкольных уч­-
реждений;

- для обучающихся 6-9 лет - первый год обучения;

- для обучающихся 7-11 лет - второй год обучения;

- для обучающихся 8-13 лет - третий год обучения;

- для обучающихся 9-14 лет - четвертый год обучения;

- для обучающихся 10-15 лет- пятый год обучения.

При этом технология построена таким образом, что начинать обу­чение возможно с любого возраста, однако желательно построить обучение так, чтобы, обучаясь в школе, имел возможность пройти наибольшее количество годичных курсов обучения.

Каждый годичный курс состоит из теоретического обоснования, методического руководства для педагога и строго соответствующего ему альбома заданий для обучающихся, а также тестовой тетради для психологи­ческого сопровождения курса.

Годичный курс включает в себя методические разработки уро­ков (1 урок в неделю), а также 11 дополнительных заданий для самостоя­тельной работы или работы с родителями. Дополнительные задания могут также использоваться на уроках с учителем. При этом выполнение дополнительных заданий жела­тельно, но необязательно: у обучающихся должно быть ощущение свободы. К вы­полнению дополнительных заданий они могут обратиться в любое время.

Структурно альбом заданий разбит на задания серии «А»(формирование системных креативных качеств личности), задания серии «Б» (закрепление и развитие системных креативных качеств личности) и 11 заданий серии «С» (формирование навыков само­стоятельной креативной деятельности).

Психологическое сопровождение 1-го года обучения предполагает измерение выраженности и структуры образной креативности обучающегося перед началом курса развития творческого мышления и после его окон­чания. Психологическое сопровождение 2-го и последующих лет обуче­ния предполагает дальнейшие психологические измерения выраженно­сти и структуры творческого мышления по окончанию каждого года обучения. Подобный подход позволяет отследить динамику инди­видуального развития каждого обучающегося, выделить тенденции в классе, анализировать эффективность педагогических воздействий и конкрети­зировать методику обучения.

При выполнении тех или иных упражнений обучающимся могут пона­добиться цветные карандаши, фломастеры, ножницы и клей.

Размер листов, сложность и сюжеты рисунков и заданий програм­мы специально подобраны с учетом возможностей и психологии детей соответствующего возраста. Инструкции для обучающихся 5-8 лет представлены не только в письменном виде, но и пояснены соответствующими рисун­ками. Учитывая это, а также то, что все задания обучающиеся могут выполнить в виде рисунков (т.е. не потребуются умения читать и писать), данная тех­нология может быть рекомендована не только для школ и гимназий, но и для дошкольных учреждений.

Все задания программы снабжены подробными инструкциями и советами для учителей, которые на первых порах помогут освоить тех­нологию «уроков творчества», а позднее могут изменять ее в зависимо­сти от индивидуальных особенностей педагога и обучающихся.

Рабочая программа составлена на 4 года обучения – 135 часов:

1 класс – 33 ч

2 класс - 34 ч

3 класс – 34 ч

4 класс – 34 ч

Основные подходы и стратегии для работы по технологии развития творческого мышления:

1. «Мозговой штурм» и принцип «беглости».

2. Принципы мягкого соревнования.

3. Сотрудничество и кооперация.

4. Оценивание и благоприятная психологическая атмосфера.

 

 

СПОСОБНОСТИ, РАЗВИВАЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИЕЙ

Все упражнения и задания технологии предназначены для развития следующих творческих мыслительных способностей:

1 Беглость (или творческая продуктивность) - это способность быстро генерировать поток идей, возможных решений, подходящих объектов и т. п.

2. Гибкость - это способность применять разнообразные подходы и
стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения.

3. Оригинальность - это способность придумывать умные, уни­кальные или необычные идеи и решения.

Иначе, это способность придумывать идеи, которые статистически редко встречаются и которые, действительно, неожиданны.

4. Способность к детальной разработке идеи (или разработан­ность) - это способность развивать, расширять, приукрашивать и под­робно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки.

Важно не только придумать идею, важно ее хорошо разработать, насытить деталями, которые позволят «работать» вашей идее. Креативность - это еще и орга­ничность, целостность всех составляющих.

Э.П. Торранс считает необходимым выделить способность давать названия (или способность обобщать) - это способность выделять существенные, причинно-следственные связи и закономерности. Эту спо­собность можно также определить как умение кратко и емко выразить суть творческой идеи, выделить в ней главное и сформулировать в на­звании.

Упражнения и задания программы классифицируются следую­щим образом: 1) соответственно характеристикам этих способностей; 2) согласно видам представленной в упражнениях информации (об­разной, семантической или символической); 3) соответственно спосо­бам, которыми эта информация организована в каждом упражнении (единицы, классы, отношения, системы, трансформации, импликации, де­тальные разработки).

Хотя многие упражнения и задания данной программы достаточно известны, ценность их состоит в том, что они подобраны и построены та­ким образом, что позволяют в совокупности эффективно развивать твор­ческое мышление. Мотивация обучения у обучающихся значительно повышается, если упражнения и задания позволяют им творчески использовать их собственный жизненный опыт.

Хотя целью данной технологии является развитие творческого мышления обучающихся и обеспечение их необходимыми для этого материала­ми, упражнениями и заданиями, существует еще одна, не менее важная цель - это помощь в раскрытии и развитии творческого педагогическо­го потенциала самих учителей. Невозможно учить творчеству, и при этом самому не стать более творческим человеком.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...