Способности, развиваемые технологией
Курс «Учусь творчески мыслить и фантазировать» Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе авторской программы по курсу «Учусь творчески мыслить» Н.Д. Алексеева, А.С.Исаенко, Т.И.Кузей. В основе лежит технология развития творческого мышления обучающихся: «Учусь творчески мыслить» Ю.Б. Гатанова, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) начального общего образования 2009 года. Технология развития творческого мышления «Учусь творчески мыслить» разработана на базе известных концепций структуры интеллекта Дж, Гилфорда и Дж. Рензулли. В рамках модели Дж. Гилфорда впервые было выделено дивергентное мышление, являющееся основой творчества. Основу настоящей технологии составили задания, разработанные с учетом замечаний психологов и учителей, проводивших занятия, в соответствии с особенностями нашей культуры. Программа состоит из заданий, предназначенных как для развития общих свойств творческого мышления (беглости, гибкости, оригинальности, способности к детальной разработке), так и для развития отдельных творческих (дивергентных) мыслительных способностей. Возрастные ограничения не являются жесткими. Учитель может ориентироваться на актуальный уровень развития обучающихся. Для интеллектуально одаренных детей и детей, отстающих в интеллектуальном развитии, указанные возрастные диапазоны могут быть сдвинуты в ту или иную стороны. Темпы прохождения Программы могут также гибко регулироваться. Программу можно органично встроить в учебный процесс, занимаясь по одному уроку в неделю в течение учебного года. Возможны и более интенсивные занятия. Важно отметить, что способности, навыки и умения, приобретенные на этих занятиях, обучающиеся успешно переносят на другие учебные предметы и в повседневную жизнь.
ЦЕЛИ ТЕХНОЛОГИИ Основную цель технологии развития творческого мышления можно лучше всего объяснить через противопоставление творческого дивергентного мышления и традиционного конвергентного мышления. На развитие последнего ставится акцент в большинстве школ, где учитель обычно предлагает обучающимся проблемы и задачи, уже имея в своем сознании правильный ответ. В соответствии с таким подходом ответы учащихся оцениваются по следующим основным критериям: 1) степени точности ответа; 2) степени подробности; 3) скорости выполнения задания; 4) аккуратности и степени соответствия установленной форме ответа (при выполнении письменных, а иногда и устных заданий). Таким образом, поднимаемые учителем или предложенные в учебнике проблемы, задачи и задания традиционного типа приводят к тому, что развивается стиль обучения, ориентированный на наведение на «правильный ответ». Безусловно, конвергентные мыслительные способности развивать необходимо, однако надо обязательно предоставить детям возможность развивать и творческое дивергентное мышление. Дивергентное мышление - это вид мышления, который характеризуется выходом за стереотипы мыследеятельности, снятием ограничений и большей свободой в решении проблем. Реальность, с которой человек соприкасается в своей жизни, не имеет однозначных трактовок, в отличие от реальности учебной практики, где задачам и проблемам уготованы верные решения. Множество людей, попавших в катастрофы, погибают, хотя последующие расследования показывают, что многие из них могли бы спастись. Нестандартные ходы, неожиданные идеи, использование привычных предметов необычным образом спасают других.
Дивергентное мышление не может формироваться от случая к случаю, оно требует целенаправленного, последовательного обучения и развития. Иначе оно просто угасает. Предложенная технология включает в себя специально подобранные упражнения и задания для развития творческих мыслительных способностей и обеспечивает обучающихся и учителей теоретически систематизированным и практически эффективным материалом для преодоления стереотипов и шаблонов мышления.
ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ Все упражнения и задания построены таким образом, что их можно выполнять как с помощью письменной речи, так и с помощью рисунков, что позволяет обучающимся, не умеющим читать и писать, воплощать и сообщать учителю и окружающим свои творческие идеи. Возможны также и другие способы: запись идей ребенка учителем или родителями или запись на магнитофонную пленку, использование готовых рисунков, фотографий. Задания также позволяют выразить себя и с помощью драматической деятельности, и через создание различных творческих работ. Технология развития творческого мышления рассчитана на возраст детей от 5 до 15 лет и имеет 6 последовательных, в то же время относительно независимых друг от друга годичных курсов: - для обучающихся 5-6 лет - воспитанников детских дошкольных уч- - для обучающихся 6-9 лет - первый год обучения; - для обучающихся 7-11 лет - второй год обучения; - для обучающихся 8-13 лет - третий год обучения; - для обучающихся 9-14 лет - четвертый год обучения; - для обучающихся 10-15 лет- пятый год обучения. При этом технология построена таким образом, что начинать обучение возможно с любого возраста, однако желательно построить обучение так, чтобы, обучаясь в школе, имел возможность пройти наибольшее количество годичных курсов обучения. Каждый годичный курс состоит из теоретического обоснования, методического руководства для педагога и строго соответствующего ему альбома заданий для обучающихся, а также тестовой тетради для психологического сопровождения курса. Годичный курс включает в себя методические разработки уроков (1 урок в неделю), а также 11 дополнительных заданий для самостоятельной работы или работы с родителями. Дополнительные задания могут также использоваться на уроках с учителем. При этом выполнение дополнительных заданий желательно, но необязательно: у обучающихся должно быть ощущение свободы. К выполнению дополнительных заданий они могут обратиться в любое время.
Структурно альбом заданий разбит на задания серии «А»(формирование системных креативных качеств личности), задания серии «Б» (закрепление и развитие системных креативных качеств личности) и 11 заданий серии «С» (формирование навыков самостоятельной креативной деятельности). Психологическое сопровождение 1-го года обучения предполагает измерение выраженности и структуры образной креативности обучающегося перед началом курса развития творческого мышления и после его окончания. Психологическое сопровождение 2-го и последующих лет обучения предполагает дальнейшие психологические измерения выраженности и структуры творческого мышления по окончанию каждого года обучения. Подобный подход позволяет отследить динамику индивидуального развития каждого обучающегося, выделить тенденции в классе, анализировать эффективность педагогических воздействий и конкретизировать методику обучения. При выполнении тех или иных упражнений обучающимся могут понадобиться цветные карандаши, фломастеры, ножницы и клей. Размер листов, сложность и сюжеты рисунков и заданий программы специально подобраны с учетом возможностей и психологии детей соответствующего возраста. Инструкции для обучающихся 5-8 лет представлены не только в письменном виде, но и пояснены соответствующими рисунками. Учитывая это, а также то, что все задания обучающиеся могут выполнить в виде рисунков (т.е. не потребуются умения читать и писать), данная технология может быть рекомендована не только для школ и гимназий, но и для дошкольных учреждений. Все задания программы снабжены подробными инструкциями и советами для учителей, которые на первых порах помогут освоить технологию «уроков творчества», а позднее могут изменять ее в зависимости от индивидуальных особенностей педагога и обучающихся.
Рабочая программа составлена на 4 года обучения – 135 часов: 1 класс – 33 ч 2 класс - 34 ч 3 класс – 34 ч 4 класс – 34 ч Основные подходы и стратегии для работы по технологии развития творческого мышления: 1. «Мозговой штурм» и принцип «беглости». 2. Принципы мягкого соревнования. 3. Сотрудничество и кооперация. 4. Оценивание и благоприятная психологическая атмосфера.
СПОСОБНОСТИ, РАЗВИВАЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИЕЙ Все упражнения и задания технологии предназначены для развития следующих творческих мыслительных способностей: 1 Беглость (или творческая продуктивность) - это способность быстро генерировать поток идей, возможных решений, подходящих объектов и т. п. 2. Гибкость - это способность применять разнообразные подходы и 3. Оригинальность - это способность придумывать умные, уникальные или необычные идеи и решения. Иначе, это способность придумывать идеи, которые статистически редко встречаются и которые, действительно, неожиданны. 4. Способность к детальной разработке идеи (или разработанность) - это способность развивать, расширять, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки. Важно не только придумать идею, важно ее хорошо разработать, насытить деталями, которые позволят «работать» вашей идее. Креативность - это еще и органичность, целостность всех составляющих. Э.П. Торранс считает необходимым выделить способность давать названия (или способность обобщать) - это способность выделять существенные, причинно-следственные связи и закономерности. Эту способность можно также определить как умение кратко и емко выразить суть творческой идеи, выделить в ней главное и сформулировать в названии. Упражнения и задания программы классифицируются следующим образом: 1) соответственно характеристикам этих способностей; 2) согласно видам представленной в упражнениях информации (образной, семантической или символической); 3) соответственно способам, которыми эта информация организована в каждом упражнении (единицы, классы, отношения, системы, трансформации, импликации, детальные разработки). Хотя многие упражнения и задания данной программы достаточно известны, ценность их состоит в том, что они подобраны и построены таким образом, что позволяют в совокупности эффективно развивать творческое мышление. Мотивация обучения у обучающихся значительно повышается, если упражнения и задания позволяют им творчески использовать их собственный жизненный опыт.
Хотя целью данной технологии является развитие творческого мышления обучающихся и обеспечение их необходимыми для этого материалами, упражнениями и заданиями, существует еще одна, не менее важная цель - это помощь в раскрытии и развитии творческого педагогического потенциала самих учителей. Невозможно учить творчеству, и при этом самому не стать более творческим человеком.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|