Принцип безоценочной деятельности
Данный принцип означает, что суждение по поводу деятельности или ее оценка откладываются до того момента, пока человек сам не увидит других способов решения той проблемы, которую он пытался решить. В исследовании Э.Торранса (20) показано, что обучающиеся, работающие в условиях безоценочной деятельности и поощряемые свободно экспериментировать, в дальнейшем показывают более высокий уровень творчества, чем обучающиеся, которые работают в условиях оцениваемой деятельности. Основная цель принципа безоценочной деятельности - это освобождение обучающихся от страха делать ошибки. Для создания такой поддерживающей творчество атмосферы существуют специальные подходы и стратегии. Первый из этих подходов или стратегий заключается во внимательном и уважительном отношении учителя к детским идеям и вопросам. Одна из самых больших трудностей в классе - это контроль спонтанного смеха, который чаще всего возникает, когда обучающийся высказывает что-то очень необычное. Эффективный способ преодоления данной проблемы заключается в «узаконивании смеха ». Следующий подход или стратегия направлен на создание стимулирующей внешней среды. Основной принцип здесь - это ПРИНЦИП ПОДКРЕПЛЕНИЯ желательных типов поведения. Необходимо хвалить обучающихся за то, что они выдвигают большое количество идей, показать, что учителю нравятся необычность и оригинальность их ответов. Обучающиеся начнут активно работать в данном направлении. Полезным для увеличения творческой продуктивности обучаю- Одна из основных целей данной технологии заключается в том, чтобы научить обучающихся самостоятельно оценивать свою творческую продукцию.
Задача самооценивания - одна из наиболее трудных задач в обучении. В связи с тем, что программа состоит из творческих заданий и упражнений, в которых не существует неправильных ответов, она является благодатной почвой для развития у обучающихся способности оценивать свою работу. Можно использовать и технику взаимооценок обучающихся (обучающийся оценивает работу соседа или представляет свое творчество на рассмотрение класса и т. п.), но происходить она должна также неформально. Последний подход или стратегия в создании свободной и творческой атмосферы заключается в искреннем принятии юмора и веселья.
Личностные, метапредметные и предметные результаты Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: – определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; – проговаривать последовательность действий; – учиться высказывать своё предположение (версию); – учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме; – слушать и понимать речь других; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений: · представлять ранее воспринятые объекты и сохранять их в памяти; · представлять ранее воспринятый объект меняющим свойства, фиксировать свои представления в рисунке.
· мысленно делить целое на части, устанавливать простые связи между частями, объединять объекты в новое целое; · "видеть" объект во времени (в прошлом, настоящем, будущем), фиксировать последовательность изменений объекта или ситуации; · классифицировать объекты по значениям основных признаков; · получать фантастические идеи различными способами; · изменять свойства, функции, структуру систем с помощью различных приемов · научить преодолевать действие психологической инерции и стремиться к новизне.
· рисовать несложные образы по описанию; · использовать различные приёмы и методы для сочинения загадок, метафор, сказок.
Личностные - формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; - самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); - формировать этические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций; - знать основные моральные нормы поведения; - знания о гигиене учебного труда и организации рабочего места; - в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Программно-методическое обеспечение
1. Алексеев Н.Д. и др. Занятия по интересам «Учусь творчески мыслить» в 1 классе. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Минск – 2012 2. Ю.Б.Гатанов. Технология развития творческого мышления детей и подростков: «Учусь творчески мыслить». Методическое обоснование./СПб.: «Референт», 2010 3. Алексеев Н.Д. и др. Одаренность: способности, мотивация и творчество: пособие для педагогов, психологов, руководителей в сфере образования. Мн., 2006 Первый год обучения
Особенностью обучения способам творческого мышления в первом классе является то, что обучающиеся, как правило, ещё не умеют читать, поэтому выполнение ими заданий должно быть организовано в форме обсуждений, рисования и драматической деятельности. Возможны также и другие способы: запись идей обучающегося учителем, родителями или запись на магнитофонную плёнку. Использование готовых фотографий, рисунков.
Каждое занятие начинается с творческой разминки, далее выполняется основное задание, и, если остается время, есть возможность осуществить один или несколько вариантов дополнительных заданий. Личностные, метапредметные и предметные результаты
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - учиться высказывать своё предположение (версию); – учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: – слушать и понимать речь других; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений: - представлять ранее воспринятый объект меняющим свойства, фиксировать свои представления в рисунке. - мысленно делить целое на части, устанавливать простые связи между частями, объединять объекты в новое целое; - получать фантастические идеи различными способами. Личностные - формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; - самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); - формировать этические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций.
Календарно – тематическое планирование Класс
Второй год обучения Особенность обучения способам творческого мышления во втором классе: продолжаются занятия по формированию творческого мышления обучающихся. Обучающиеся уже знают, что при творческом подходе к учебным и жизненным задачам вариантов решения всегда более одного. Во втором классе необходимо объяснить, что многообразие вариантов ответов обусловлено индивидуальными различиями людей, что люди интересны друг другу именно этими различиями. Поэтому надо уметь слушать и ценить мнения, отличающиеся от собственного, чтобы обогатить свое видение жизни. На втором году обучения важным является формирование стиля общения в системах отношений «учитель — обучающийся», «обучающийся — обучающийся» и «обучающийся — группа». Содержание курса, предложенное для освоения во втором классе, нацелено на формирование творческой продуктивности, способности разрабатывать идеи и на усвоение этических правил поведения в процессе группового обсуждения творческой идеи. Личностные, метапредметные и предметные результаты
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: – определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; - учиться высказывать своё предположение (версию); – учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). – слушать и понимать речь других; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений: - представлять ранее воспринятые объекты и сохранять их в памяти; - представлять ранее воспринятый объект меняющим свойства, фиксировать свои представления в рисунке. - мысленно делить целое на части, устанавливать простые связи между частями, объединять объекты в новое целое; - получать фантастические идеи различными способами. Личностные - формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; - самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); - формировать этические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций.
Календарно – тематическое планирование Класс
Третий год обучения Особенность обучения способам творческого мышления в третьем классе: продолжаются занятия по формированию творческого мышления обучающихся. Обучающиеся хорошо знают, что при творческом подходе к учебным и жизненным задачам вариантов решения всегда более одного. Теперь необходимо дать им возможность эмоционально пережить и понять, что такое уникальность, оригинальность творческой идеи. Если однажды класс переживет мгновение искреннего восхищения необыкновенным, остроумным решением, предложенным одним из обучающихся, если учитель поможет им подвергнуть рефлексии пережитые по этому поводу эмоции и запомнить их, то благодаря такому опыту обучающиеся и впредь смогут отличать уникальное и оригинальное от банального. На третьем году обучения по-прежнему важным является формирование способности применять усвоенные ранее этические правила общения в процессе творческой деятельности, необходимо научить высказывать одобрение тем своим товарищам, которые предложили действительно оригинальные ответы. Содержание курса, предложенное для освоения в третьем классе, нацелено на формирование способности к продуцированию оригинальных идей, способности презентировать свои и групповые идеи и на ролевое самоопределение обучающихся в творческой группе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - проговаривать последовательность действий; - определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; - учиться высказывать своё предположение (версию); – учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: – преобразовывать информацию из одной формы в другую; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). – слушать и понимать речь других; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений: -"видеть" объект во времени (в прошлом, настоящем, будущем), фиксировать последовательность изменений объекта или ситуации; - научить преодолевать действие психологической инерции и стремиться к новизне. - представлять ранее воспринятые объекты и сохранять их в памяти; - представлять ранее воспринятый объект меняющим свойства, фиксировать свои представления в рисунке. - мысленно делить целое на части, устанавливать простые связи между частями, объединять объекты в новое целое; - получать фантастические идеи различными способами. Личностные - формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; - самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); - формировать этические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций. Календарно – тематическое планирование Класс
Четвертый год обучения Особенность обучения способам творческого мышления в четвертом классе: продолжаются занятия по формированию творческого мышления обучающихся. Обучающиеся хорошо знают, что при творческом подходе к учебным и жизненным задачам вариантов решения всегда более одного, что наиболее ценимы уникальные, оригинальные идеи, они знают, как отличить банальность от действительно свежего решения. В четвертом классе необходимо научить их кратко и образно выражать суть творческой идеи в слове, давая этим идеям точные названия. Кроме того, четвероклассники уже накопили значительный опыт творческого сотрудничества в группах и хорошо знают, какая роль им наиболее удается. Учителю необходимо помочь обучающимся самоопределиться, что лучше всего у каждого из них получается: генерировать идеи, подвергать их критическому анализу, разрабатывать, обогащать и представлять решение от имени группы. На четвертом году обучения по-прежнему важным является формирование навыков применения усвоенных ранее этических правил общения в процессе творческой деятельности. Необходимо научить высказывать одобрение тем своим товарищам, которые предложили действительно уникальные решения. Содержание курса, предложенное для освоения в четвертом классе, предполагает формирование способности придумывать оригинальные идеи и способности образно, точно воплощать их в слове. Усилия педагога будут сосредоточены на помощи обучающемуся в осознании своей творческой индивидуальности и той роли в творческом процессе, которая удается ему лучше всех остальных (роль генератора идей или аналитика, критика или организатора обсуждения, роль души коллектива и пр.).
Личностные, метапредметные и предметные результаты Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: – определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; – проговаривать последовательность действий; – учиться высказывать своё предположение (версию); – учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме; – слушать и понимать речь других; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений: · представлять ранее воспринятые объекты и сохранять их в памяти; · представлять ранее воспринятый объект меняющим свойства, фиксировать свои представления в рисунке.
· мысленно делить целое на части, устанавливать простые связи между частями, объединять объекты в новое целое; · "видеть" объект во времени (в прошлом, настоящем, будущем), фиксировать последовательность изменений объекта или ситуации; · классифицировать объекты по значениям основных признаков; · получать фантастические идеи различными способами; · изменять свойства, функции, структуру систем с помощью различных приемов · научить преодолевать действие психологической инерции и стремиться к новизне.
· рисовать несложные образы по описанию; · использовать различные приёмы и методы для сочинения загадок, метафор, сказок.
Личностные - формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; - самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); - формировать этические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций; - знать основные моральные нормы поведения; - знания о гигиене учебного труда и организации рабочего места; - в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Календарно – тематическое планирование Класс
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|