Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Общие методические указания




Кафедра психологии

Развития и психофизиологии

Н.В.Ванюхина

Психология дошкольного возраста. Психология детей младшего школьного возраста. Психология подросткового возраста

Методические указания по выполнению курсовых работ

По направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Профиль «Психология образования»

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

 

Форма обучения

Очная, заочная

Казань – 2016

 

Печатается по решению секции психолого-педагогических дисциплин

Учебно-методического совета

Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)

 

Ванюхина, Н. В.

Психология развития и возрастная психология: метод. указания по выполнению курсовых работ / Н.В.Ванюхина. – Казань: Изд-во «Познание» Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП), 2016. – 54 с.

 

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры психологии развития и психофизиологии.

 

Методические указания по выполнению курсовых работ подготовлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» профиль «Психология образования». Предназначены для студентов-бакалавров, преподавателей.

 

© Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП), 2016

© Ванюхина Н.В., 2016

СОДЕРЖАНИЕ

 

I. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.................................................... 4

 

II. НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО КУРСОВЫМИ РАБОТАМИ....................... 10

 

III. ВЫБОР ТЕМЫ РАБОТЫ............................................................................ 11

 

IV. РАЗРАБОТКА ПЛАНА КУРСОВОЙ РАБОТЫ....................................... 12

 

V. СБОР, АНАЛИЗ, ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА........................................ 15

 

VI. НАПИСАНИЕ ТЕКСТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ...................................... 18

 

VII. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ....................................................... 34

 

VIII. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.............................. 36

 

IX. ПРАВИЛА БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ............................. 39

 

X. ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ................................................................ 41

 

XI. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 44

 

Приложения................................................................................................. 47

 

 

I. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Курсовая работа является самостоятельной научно-учебной работой, выполняемой студентами в соответствии с утвержденным учебным планом высшего учебного заведения. Она является составной частью аттестации студента, проходящего обучение по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», дает дополнительную оценку знаний, полученных при изучении соответствующих дисциплин. Студенты направления «Психолого-педагогическое образование» профиль «Психология образования» психологического факультета Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП) выполняют курсовую работу по дисциплине «Психология дошкольного возраста. Психология детей младшего школьного возраста. Психология подросткового возраста».

В результате изучения данной дисциплины и выполнения курсовой работы студент должен овладеть следующими профессиональными компетенциями общими для всех видов профессиональной деятельности:

ОПК-2. готовностью применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях.

ОПК-3. готовностью использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов.

ОПК-4. готовностью использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов.

ОПК-12. способностью использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства.

В результате освоения данных компетенций студент должен демонстрировать:

Знание качественных и количественных методов психологических и педагогических исследований; практических и методических разработок контроля за ходом и условиями полноценного психического развития ребенка; истории становления возрастной психологии; основных теорий развития ребенка; основных принципов и законов развития в онтогенезе; условий, влияющих на развитие лиц подросткового и юношеского возрастов; рисков и опасностей социальной среды и образовательного пространства лиц подросткового и юношеского возрастов; методов коррекции условий, влияющих на развитие лиц подросткового и юношеского возрастов.

Умение пользоваться качественными и количественными методами психологических и педагогических исследований; пользоваться методиками диагностики развития, общения, деятельности лиц подросткового и юношеского возрастов; отличать позиции отечественной и зарубежной психологии в описании развития лиц подросткового и юношеского возрастов; прогнозировать развитие в случае сохранения наличных условий.

Владение способами анализа и оценки развития, общения, деятельности человека с помощью качественных и количественных методов психологических и педагогических исследований; способами анализа и оценки развития, общения, деятельности лиц подросткового и юношеского возрастов; системой знаний о психическом, личностном и социальном развитии человека в онтогенезе; понятийным аппаратом психологии развития и возрастной психологии; навыками диагностики условий, влияющих на развитие лиц подросткового и юношеского возрастов.

Курсовая работа по дисциплине «Психология дошкольного возраста. Психология детей младшего школьного возраста. Психология подросткового возраста» предполагается как самостоятельная исследовательская работа. Студент должен изложить свою личную позицию по вопросам, рассматриваемым в работе. В ходе подготовки курсовой работы студент должен показать умение работать с литературными источниками, научной литературой, при необходимости – материалами общепсихологического практикума.

Курсовая работа выступает одной из наиболее важных форм научной работы студентов. Соответственно при написании работы студент учится анализировать, сопоставлять точки зрения на проблему, которые высказывались различными деятелями науки, при необходимости – полемизировать с учеными. Подходы к рассмотрению научных проблем должны быть взяты в развитии, с учетом принципа историзма. При этом студенту необходимо показать знание современной общественной жизни, закономерностей ее функционирования. Для этого следует изучить и обобщить данные, относящиеся к выбранной теме курсовой работы и смежным с ней темам. Работа должна быть методологически выверена, то есть в ней должны использоваться методы исследования, характерные для современной психологической науки.

Курсовая работа предполагается как творческое сочинение, которое носит самостоятельный характер, показывает способность изложить теорию и общественную практику в пределах выбранной темы. Творческий элемент курсового сочинения может выражаться в том, что студент самостоятельно ставит те или иные вопросы, предлагает оригинальные пути решения тех или иных научных (по определенным темам – практических) проблем, находит новые аргументы, обосновывающие или опровергающие уже имеющиеся точки зрения. Кроме того, это могут быть обоснованные рекомендации по внесению изменений в действующую практику обучения, воспитания, психологической коррекции (по отдельным темам).

В курсовой работе не допускается плагиат, то есть использование работ и мыслей других авторов без ссылок на источник. Не рекомендуется также использовать курсовые работы, написанные ранее по той же или аналогичной теме. Дело в том, что материал очень быстро устаревает в силу того, что появляются новые материалы психолого-педагогической практики, научные и учебные работы, которые необходимо изучить, чтобы в полной мере раскрыть тему и сделать правильные выводы. Кроме того, использование уже имеющихся работ может быть признано как нарушение авторских прав. Наконец, студент, который самостоятельно не работает над курсовым сочинением, не получает навык самостоятельной творческой работы и рискует в будущем встретиться с негативными последствиями отсутствия опыта работы над текстами. Кроме того, усложняется сам процесс защиты работы, поскольку студент, не занимавшийся разработкой темы, не способен раскрыть проблемные моменты, пути разрешения проблем, ответить на элементарные вопросы членов комиссии по защите курсовых работ. Научный руководитель проверяет работу на плагиат и при ее уникальности менее 20% работа направляется на доработку. Студенту рекомендуется самостоятельно проверить работу на антиплагиат перед представлением на кафедру (научному руководителю).

Исходя из вышеизложенного, к курсовой работе предъявляются следующие основные требования: самостоятельный и творческий характер, актуальность используемого теоретического и практического материала; точное и логичное изложение материала; использование студентом апробированных в психологии и педагогике методов исследования, обобщения, систематизации материала; правильное оформление.

Целью курсовой работы по дисциплине «Психология дошкольного возраста. Психология детей младшего школьного возраста. Психология подросткового возраста» является закрепление и расширение теоретических и практических (по определенным темам) знаний и применение этих знаний при дальнейшем обучении по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование»; формирование навыков самостоятельной исследовательской работы, овладение основами современных методик научных исследований.

В зависимости от цели исследования можно выделить различные виды научно-исследовательской работы студентов:

Эмпирическое исследование

Целью эмпирического исследования является сбор нового эмпирического материала и обоснование приемов его анализа.

Необходимость данного вида исследования бывает связана с появлением новых явлений действительности, которые в силу того, что появились недавно, никак не описаны в науке (например, новые виды деятельности или отношений в обществе). Так, в связи с распространением компьютеров и интернета появились новые формы общения (общение в социальных сетях, троллинг и пр.) и новые формы зависимости (игромания, интернет-зависимость), свойственные, в основном, лицам подросткового и юношеского возраста.

В некоторых случаях актуальность эмпирического исследования задается отсутствием достаточно полного описания исследуемого педагогического явления либо противоречием между эмпирическими данными, полученными разными авторами. Тогда целью работы будет более точное или полное определение характеристик явлений.

В теоретической части такой работы важно уделить внимание обоснованию выбора или построения определенной категориальной системы (номинальной шкалы), в единицах которой осуществляется фиксация и анализ эмпирического материала.

 

Методическое исследование

Целью такого вида работы является разработка методических средств психологического исследования или психологической коррекции, заключающейся как в создании абсолютно новых, оригинальных методик, так и в модификации или адаптации уже имеющихся.

Описание новой методики является масштабной задачей, требующей как методической, так и определенной теоретической работы, а именно:

- обоснования необходимости такой разработки на теоретическом уровне;

- создания теоретического понятия, отражающего сущность новой измеряемой величины.

Актуальность такой работы может быть связана с:

- необходимостью разработки методик коррекции поведения детей;

- адаптацией имеющихся методик коррекции для нового контингента испытуемых.

Особым случаем методической работы является создание новой коррекционной методики, имеющей практическое значение. Данный вид работы относится скорее к практико-ориентированному виду работы, а не исследовательскому. Однако актуальность таких работ велика. При создании или модификации коррекционной методики необходимо обеспечить сравнение результатов предлагаемой методики с результатами другой, направленной на аналогичные цели (это возможно за счет организации контрольной группы), а также провести диагностические срезы измеряемых в ходе коррекции параметров до и после коррекционной программы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...