Система сертификации товаров: цели и задачи
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Введение Система сертификации товаров: цели и задачи Стандартизация. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов Обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов Заключение Список использованной литературы Введение
Качество продукции является важнейшим показателем деятельности предприятия. Качество - совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые обусловливают ее способность удовлетворять выявленные или предполагаемые потребности. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Управление качеством должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством, представляющая собой организационную структуру, четко определяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством. Исследования деятельности предприятий разных отраслей и форм собственности показали одно: теряют рынки сбыта и разоряются, не сумев сохранить конкурентоспособного уровня, именно те предприятия, руководство которых не придало должного значения решению задачи добиться удовлетворенности потребителя. Осознание необходимости перемен, обусловленных новыми подходами к управлению предприятием на основе обеспечения качества - один из важнейших критериев оценки деятельности любого руководителя предприятия. В последнее время в России обострились проблемы качества и безопасности потребительских товаров, особенно импортных. Многие из них не отвечают санитарным нормам, требованиям качества, безопасности применяемого сырья, материалов, компонентов, что представляет опасность для жизни и здоровья людей. Поэтому сегодня особую актуальность приобретают вопросы, связанные с сертификацией и стандартизацией товаров.
Законодательство о сертификации имеет огромное социально-экономическое значение, поскольку направлено на установление правил государственного регулирования требований к продукции, включая товары народного потребления, связанных с нею процессов, а также работ и услуг в интересах потребителей. С другой стороны, оно предусматривает дальнейшую дебюрократизацию экономики, освобождение предпринимателей от мелочной опеки органов исполнительной власти, кардинальное повышение уровня правового регулирования в важной сфере деятельности. Целью настоящей работы является исследование системы сертификации, а также стандартизации продукции и услуг. Для реализации указанной цели решим следующие задачи работы: 1) рассмотрим систему сертификации товаров, ее цели и задачи; ) охарактеризуем понятие и сущность стандартизации; ) раскроем особенности обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.
Система сертификации товаров: цели и задачи
Статья 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» дает следующие определения: сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров; сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров; система сертификации - совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.
Закон предусматривает два вида сертификации - обязательную и добровольную. Обязательная сертификация должна осуществляться в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Деятельность по сертификации посредством проверки характеристик (показателей) продукции предназначена для достижения таких целей, как: ) создание условий для деятельности участников предпринимательской деятельности в едином экономическом пространстве России и для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле; ) участие в процессе экспорта товаров, работ, услуг и повышение конкурентоспособности; ) оказание помощи потребителям при выборе и покупке продукции; ) осуществление защиты потребителей от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя) посредством сертификации; ) контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; ) информирование потребителей о качестве продукции, определенном и заявленном изготовителями; ) осуществление идентификации товаров для определения принадлежности к классификационной группировке; ) проверка соответствия технической документации, происхождения, принадлежности к данной партии и др.; ) подтверждение соответствия товаров требованиям безопасности. Закон определяет условия ввоза импортируемой продукции, организацию государственного контроля и надзора за соблюдением изготовителями, испытательными лабораториями (центрами), органами по сертификации правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией, объектами государственного финансирования в области обязательной сертификации. В соответствии с Законом по продукции, которая не подлежит обязательной сертификации, и по тем требованиям (показателям качества), которые не являются обязательными для соблюдения органами управления и субъектами хозяйственной деятельности, может проводиться добровольная сертификация. Добровольную сертификацию может осуществлять любое юридические лицо, зарегистрировавшее систему сертификации и знак соответствия в установленном порядке. Органу по добровольной сертификации предоставлено право определять правила проведения работ в своей системе сертификации, в том числе порядок их оплаты. В свою очередь, заявитель, желающий осуществить добровольную сертификацию своей продукции в конкретной системе добровольной сертификации, вправе получить от органа по добровольной сертификации необходимую информацию о правилах сертификации и определить форму сертификации. При соблюдении требований, относящихся к органу по добровольной сертификации, органы по обязательной сертификации могут осуществлять добровольную сертификацию.
Система сертификации в зависимости от области ее распространения может создаваться применительно к определенной продукции, услугам, работам, системам качества и т.п. или в виде системы сертификации, включающей различные объекты сертификации. Система сертификации должна иметь организационную структуру, участников системы сертификации, сферу деятельности и объекты подтверждения соответствия, правила функционирования системы и правила сертификации, знак соответствия, формы сертификатов, реестр системы. Для функционирования системы сертификации в ее структуру могут быть включены методические центры, организации по подготовке экспертов по сертификации и другие организации, предусмотренные правилами конкретной системы сертификации. Система сертификации однородной продукции - система сертификации, распространяющаяся на виды продукции, объединенные по признакам общности назначения, характера требований, общими правилами и процедурами сертификации. Система сертификации однородной продукции создается при необходимости конкретизации общих правил применительно к совокупности видов продукции, обладающей определенной общностью признаков. Формирование системы сертификации однородной продукции осуществляется с учетом следующих факторов: 1) наличия аналогичной международной системы; 2) общности технических принципов устройства (способов функционирования) продукции; 3) общности назначения продукции и (или) требований к ней; 4) общности методов испытаний; 5) общности области распространения нормативных документов.
Систему сертификации однородной продукции, как правило, возглавляет центральный орган. В системах сертификации однородной продукции, входящих в качестве подсистем в систему сертификации, используются общие формы сертификатов и знаки соответствия. Правила системы применяются при проведении обязательной и добровольной сертификации услуг. Документы должны быть применены при сертификации конкретных однородных услуг в Российской Федерации непосредственно или на их основе могут быть созданы системы сертификации групп однородных услуг. Общие требования к порядку сертификации услуг соответствуют Руководствам ИСО/МЭК и европейским стандартам серий 45000 и 29000. При сертификации услуг в системе сертификации ГОСТ Р должны проверяться характеристики услуг и использоваться методы испытаний, позволяющие провести идентификацию услуги, в том числе проверить ее принадлежность к классификационной группировке, соответствие технической документации и функциональному назначению, подтвердив соответствие сертифицируемых услуг обязательным требованиям, установленным в нормативных документах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|