Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура и проблемы управления инвестиционно-инновационной деятельностью в регионах




 

Анализ состояния региональных механизмов, обеспечивающих инвестирование инновационных процессов, свидетельствует о необходимости прохождения последовательных этапов процесса инвестирования инноваций на региональном уровне. На первый план выходит планирование предынвестиционной деятельности в регионе.

Вместе с хозяйствующими субъектами, органами исполнительной и законодательной власти соответствующего региона участниками инвестиционной деятельности могут выступать и хозяйствующие субъекты других регионов, и иностранные инвесторы. Большое значение имеет комплекс правовых и деловых взаимоотношений.

Осуществление этих взаимоотношений возможно за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Единое информационное пространство благоприятствует полноценным инвестиционно-инновационным процессам. Следовательно, охватываются все три этапа инвестирования: предынвестиционный, инвестиционный, эксплуатационный, при этом учитываются интересы всех субъектов.

Движущей силой выступает система обеспечения инвестиционно-инновационной деятельности, которая выполняет организационно-экономическую и нормативно-правовую функции и включает в себя следующие подсистемы: подсистему информационного обеспечения; подсистему правового обеспечения; подсистему инфраструктурного обеспечения.

Инновационная деятельность требует высокой степени мобилизации финансовых, материальных, информационных, интеллектуальных и кадровых ресурсов. Это крайне важно для коммерческого использования научных исследований и разработок, эффективного их продвижения на внутренние и внешние рынки. Проблемы взаимоотношений научных организаций с промышленными предприятиями чаще всего возникают в результате отсутствия платежеспособного спроса на научную продукцию, нерешенности вопросов защиты интеллектуальной собственности и многих других причин. На ряде предприятий области созданы инновационные структуры, однако без кооперации с научно-исследовательскими организациями конкурентоспособный продукт создать трудно.

Для перехода к инновационному типу развития необходимы существенные финансовые затраты - как капитальные, так и текущие. Во Владимирской области сегодня тратится на НИОКР 1,5% ВРП, что в среднем в два раза меньше, чем в развитых экономических странах. Таким образом, первым шагом по инновационному пути развития должно стать ежегодное привлечение инвестиций в сферу НИОКР.

В качестве одной из проблем инновационно-инвестиционного развития экономики можно обозначить увеличивающийся разрыв между высоким уровнем научных достижений, с одной стороны, и крайне примитивным уровнем производственных технологий и оборудования, - с другой. Следующей проблемой является отсутствие в регионе развитой инфраструктуры, необходимой для развертывания инновационной деятельности. Потенциал научных организаций используется недостаточно. Основными причинами этого являются следующие: продукты научных разработок редко выступают в качестве конкурентоспособных товаров; разобщенность науки и производства вследствие нарушения ранее действовавших связей научных организаций с предприятиями; субъективные и другие факторы. Это ставит существенные барьеры на пути развития инновационно ориентированной экономики региона.

К основным направлениям совершенствования механизмов поддержки инновационной деятельности в регионе можно отнести:

·   создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развитие производства, повышение конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;

·   развитие инфраструктуры инновационной деятельности, включая системы информационного обеспечения, систему экспертизы, сертификации и продвижения разработок, подготовки и переподготовки кадров;

·   развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;

·   совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов.

Важнейшей частью регионального инновационного развития является механизм ее выработки и реализации, в составе которого можно выделить ряд блоков: нормативно-правовой, организационно-управленческий, экономический, рыночный.

Для обеспечения работоспособности данного механизма необходимо:

) разработать организационные и экономические мероприятия для повышения востребованности инноваций отечественным производством, обеспечения опережающего развития фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;

) совершенствовать нормативно-правовую базу научной, научно - технической и инновационной деятельности;

) адаптировать научно-технический комплекс к условиям рыночной экономики, обеспечить взаимодействие государственного и частного капитала в целях развития науки, технологий и техники;

) рационально сочетать государственное регулирование и рыночный механизм, меры прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники;

) совершенствовать систему подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации в области науки и технологий;

) осуществлять поддержку научных исследований и экспериментальных разработок в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники с учетом мировых тенденций в этой сфере;

) укреплять научно-исследовательский сектор высшей школы;

) активизировать деятельность по передаче знаний и технологий между оборонным и гражданским секторами экономики, развивать технологии двойного применения и расширения их использования.

Для сравнительной оценки состояния инновационных процессов на региональном уровне было проведено ранжирование регионов ЦФО по их инновационной активности с использованием следующих статистических показателей: объем инновационной продукции в процентах к ВВП или ВРП, доля занятых исследованиями и разработками в процентах к общему числу занятых, внутренние затраты на исследования и разработки в процентах к ВВП или ВРП, затраты на технологические инновации в процентах к ВВП или ВРП.

На основе вышеназванных четырех показателей рассчитан рейтинг инновационной активности регионов ЦФО за 2003-2008 гг. Распределение регионов ЦФО в соответствии с рейтингом инновационной активности представлено на рисунке 2.

В результате ранжирования по уровню и темпам изменения рейтинга регионы ЦФО были распределены по следующим группам (табл. 2).

По изменению рейтинга в динамике исследуемые регионы ЦФО разделены на следующие группы: быстро растущие (повышение рейтинга более чем на 20% в 2009-2011 гг. по сравнению с 2006-2008 гг.); плавно растущие (повышение рейтинга в пределах 20%); медленно снижающиеся (снижение рейтинга в пределах 20%); быстро падающие (снижение рейтинга более чем на 20%); по уровню инновационной активности выделены группы регионов (с высоким рейтингом (более 2, в 2006-2008 гг. и 2009-20011 гг.); значение рейтинга выше среднероссийского; значение рейтинга ниже среднероссийского; низкий рейтинг (менее 0,6).

 

Рис. 2. Распределение регионов ЦФО по рейтингу инновационной активности

 

Таблица 2. Распределение регионов ЦФО по рейтингу инновационной активности

Группы регионов Регионы-лидеры Потенциальные лидеры Развивающиеся регионы Неустойчивые регионы Депрессивные (спящие) регионы
Регионы Калужская, Московская области Тверская область Воронежская, Рязанская, Брянская, Костромская, Тамбовская, Липецкая, Смоленская области Владимирская область, г. Москва Орловская, Курская, Тульская, Ивановская, Белгородская области

 

К первой группе относятся регионы с высоким абсолютным значением рейтинга и устойчивыми темпами его прироста. Регионы, относящиеся ко второй группе, имеют положительные темпы прироста рейтинга, и его абсолютное значение превышает среднероссийский показатель. Третья группа регионов - рейтинг ниже среднероссийского, однако отмечены высокие темпы прироста рейтинга, при сохранении которых они могут обеспечить себе определенное место в группе потенциальных лидеров. К четвертой группе относятся регионы с высоким уровнем инновационной активности, однако отсутствуют устойчивые темпы их положительной динамики. В пятой группе регионов отмечается снижение рейтинга инновационной активности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...