Структура и проблемы управления инвестиционно-инновационной деятельностью в регионах
Анализ состояния региональных механизмов, обеспечивающих инвестирование инновационных процессов, свидетельствует о необходимости прохождения последовательных этапов процесса инвестирования инноваций на региональном уровне. На первый план выходит планирование предынвестиционной деятельности в регионе. Вместе с хозяйствующими субъектами, органами исполнительной и законодательной власти соответствующего региона участниками инвестиционной деятельности могут выступать и хозяйствующие субъекты других регионов, и иностранные инвесторы. Большое значение имеет комплекс правовых и деловых взаимоотношений. Осуществление этих взаимоотношений возможно за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Единое информационное пространство благоприятствует полноценным инвестиционно-инновационным процессам. Следовательно, охватываются все три этапа инвестирования: предынвестиционный, инвестиционный, эксплуатационный, при этом учитываются интересы всех субъектов. Движущей силой выступает система обеспечения инвестиционно-инновационной деятельности, которая выполняет организационно-экономическую и нормативно-правовую функции и включает в себя следующие подсистемы: подсистему информационного обеспечения; подсистему правового обеспечения; подсистему инфраструктурного обеспечения. Инновационная деятельность требует высокой степени мобилизации финансовых, материальных, информационных, интеллектуальных и кадровых ресурсов. Это крайне важно для коммерческого использования научных исследований и разработок, эффективного их продвижения на внутренние и внешние рынки. Проблемы взаимоотношений научных организаций с промышленными предприятиями чаще всего возникают в результате отсутствия платежеспособного спроса на научную продукцию, нерешенности вопросов защиты интеллектуальной собственности и многих других причин. На ряде предприятий области созданы инновационные структуры, однако без кооперации с научно-исследовательскими организациями конкурентоспособный продукт создать трудно.
Для перехода к инновационному типу развития необходимы существенные финансовые затраты - как капитальные, так и текущие. Во Владимирской области сегодня тратится на НИОКР 1,5% ВРП, что в среднем в два раза меньше, чем в развитых экономических странах. Таким образом, первым шагом по инновационному пути развития должно стать ежегодное привлечение инвестиций в сферу НИОКР. В качестве одной из проблем инновационно-инвестиционного развития экономики можно обозначить увеличивающийся разрыв между высоким уровнем научных достижений, с одной стороны, и крайне примитивным уровнем производственных технологий и оборудования, - с другой. Следующей проблемой является отсутствие в регионе развитой инфраструктуры, необходимой для развертывания инновационной деятельности. Потенциал научных организаций используется недостаточно. Основными причинами этого являются следующие: продукты научных разработок редко выступают в качестве конкурентоспособных товаров; разобщенность науки и производства вследствие нарушения ранее действовавших связей научных организаций с предприятиями; субъективные и другие факторы. Это ставит существенные барьеры на пути развития инновационно ориентированной экономики региона. К основным направлениям совершенствования механизмов поддержки инновационной деятельности в регионе можно отнести: · создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развитие производства, повышение конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;
· развитие инфраструктуры инновационной деятельности, включая системы информационного обеспечения, систему экспертизы, сертификации и продвижения разработок, подготовки и переподготовки кадров; · развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности; · совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов. Важнейшей частью регионального инновационного развития является механизм ее выработки и реализации, в составе которого можно выделить ряд блоков: нормативно-правовой, организационно-управленческий, экономический, рыночный. Для обеспечения работоспособности данного механизма необходимо: ) разработать организационные и экономические мероприятия для повышения востребованности инноваций отечественным производством, обеспечения опережающего развития фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок; ) совершенствовать нормативно-правовую базу научной, научно - технической и инновационной деятельности; ) адаптировать научно-технический комплекс к условиям рыночной экономики, обеспечить взаимодействие государственного и частного капитала в целях развития науки, технологий и техники; ) рационально сочетать государственное регулирование и рыночный механизм, меры прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники; ) совершенствовать систему подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации в области науки и технологий; ) осуществлять поддержку научных исследований и экспериментальных разработок в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники с учетом мировых тенденций в этой сфере; ) укреплять научно-исследовательский сектор высшей школы; ) активизировать деятельность по передаче знаний и технологий между оборонным и гражданским секторами экономики, развивать технологии двойного применения и расширения их использования.
Для сравнительной оценки состояния инновационных процессов на региональном уровне было проведено ранжирование регионов ЦФО по их инновационной активности с использованием следующих статистических показателей: объем инновационной продукции в процентах к ВВП или ВРП, доля занятых исследованиями и разработками в процентах к общему числу занятых, внутренние затраты на исследования и разработки в процентах к ВВП или ВРП, затраты на технологические инновации в процентах к ВВП или ВРП. На основе вышеназванных четырех показателей рассчитан рейтинг инновационной активности регионов ЦФО за 2003-2008 гг. Распределение регионов ЦФО в соответствии с рейтингом инновационной активности представлено на рисунке 2. В результате ранжирования по уровню и темпам изменения рейтинга регионы ЦФО были распределены по следующим группам (табл. 2). По изменению рейтинга в динамике исследуемые регионы ЦФО разделены на следующие группы: быстро растущие (повышение рейтинга более чем на 20% в 2009-2011 гг. по сравнению с 2006-2008 гг.); плавно растущие (повышение рейтинга в пределах 20%); медленно снижающиеся (снижение рейтинга в пределах 20%); быстро падающие (снижение рейтинга более чем на 20%); по уровню инновационной активности выделены группы регионов (с высоким рейтингом (более 2, в 2006-2008 гг. и 2009-20011 гг.); значение рейтинга выше среднероссийского; значение рейтинга ниже среднероссийского; низкий рейтинг (менее 0,6).
Рис. 2. Распределение регионов ЦФО по рейтингу инновационной активности
Таблица 2. Распределение регионов ЦФО по рейтингу инновационной активности
К первой группе относятся регионы с высоким абсолютным значением рейтинга и устойчивыми темпами его прироста. Регионы, относящиеся ко второй группе, имеют положительные темпы прироста рейтинга, и его абсолютное значение превышает среднероссийский показатель. Третья группа регионов - рейтинг ниже среднероссийского, однако отмечены высокие темпы прироста рейтинга, при сохранении которых они могут обеспечить себе определенное место в группе потенциальных лидеров. К четвертой группе относятся регионы с высоким уровнем инновационной активности, однако отсутствуют устойчивые темпы их положительной динамики. В пятой группе регионов отмечается снижение рейтинга инновационной активности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|