Пример совершенствование управленческих отношений, обеспечивающих инновационную деятельность в регионе
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Обеспечение устойчивого спроса и соответствующего ему предложения на рынке инновационных товаров и услуг является существенным фактором формирования экономики инноваций. В российской практике серьезной проблемой выступает незаинтересованность большинства хозяйствующих субъектов осуществлять инновационную деятельность ввиду отсутствия должного спроса на инновационную продукцию, как со стороны предприятий, так и населения. Сложившаяся невосприимчивость к инновациям в рамках региона объясняется рядом причин. У базовых системообразующих предприятий области (машиностроительное, химическое, стекольное производства) отсутствует не только спрос на отечественные инновационные продукты, но и мотивация к разработке и внедрению собственных инновационных решений. Возникает «порочный круг», в рамках которого региональные инновации остаются невостребованными. У предприятий малого и среднего бизнеса нет средств для того, чтобы заказывать научным учреждениям разработку инновационных проектов. Научные организации региона на основании собственных предположений о будущем спросе осуществляют научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, многие из которых в конечном итоге оказываются невостребованными. Таким образом, в регионе не реализовано ключевое условие для создания экономики инноваций - обеспечение устойчивого спроса на инновации и соответствующего ему предложения на рынке инновационных товаров, не создана институциональная среда, обеспечивающая восприятие инноваций. В результате при устойчивом росте затрат на технологические инновации во Владимирской области объем инновационных товаров работ и услуг имеет тенденцию к сокращению (рис. 3).
Рис. 3. Объем инновационных товаров, работ и услуг организаций и затраты на технологические инновации во Владимирской области в 2005-2011 гг., млн руб.
В данной ситуации функция формирования спроса на инновационные продукты и услуги должна быть возложена на органы государственного управления регионом. Основным направлением этой деятельности может стать стимулирование при помощи методов администрирования спроса на информационные технологии и ресурсо- и энергосберегающие технологии. Вследствие того что данные технологии носят обеспечивающий характер для инновационного развития, их востребованность должна создать условия для привлечения других видов инновационных продуктов и услуг в различные сектора и отрасли региональной экономики, что, в свою очередь, будет способствовать созданию среды, обеспечивающей восприимчивость к инновациям со стороны как производителей, так и потребителей (рис. 4). Формирование спроса на инновационные продукты и услуги должно осуществляться посредством инструментов и рычагов государственного влияния, к основным из них относятся: преференции; санкции; возможности развития (включение в состав кластеров, финансирование в рамках государственных программ). Меры со стороны органов государственного управления обеспечат необходимую мотивацию у хозяйствующих субъектов для создания и применения инноваций. При этом мерилом инновационности должен выступать экспортный вариант продукции. В конечном итоге инновационные производства должны стать точками роста для экономики Владимирской области. В настоящее время систему планирования, организации и координации инновационно-инвестиционной деятельности со стороны органов исполнительной власти региона нельзя назвать эффективной. Отдельными фрагментами управления этой деятельностью занимаются разрозненные структурные подразделения администрации области практически без координации между собой.
В области не создан единый эффективный механизм взаимодействия с государственными заказчиками инновационных программ по вопросам их финансового обеспечения. Кроме того, упускаются из вида такие направления инвестиционной деятельности, как маркетинг инвестиционных проектов, обеспечение безопасности инвестиций и сопровождение инвестиционных проектов. Принимая во внимание выявленные недостатки в системе управления инвестиционными процессами, представляется целесообразным создание единого подразделения в системе управления областью в виде государственного унитарного предприятия, на которое могут быть возложены функции развития, планирования и координации инновационно-инвестиционной деятельности в регионе. Данный орган должен взять на себя функции отбора и разработки экономически привлекательных инновационных проектов и их предложения потенциальным инвесторам, оказывать помощь в выборе источников финансирования инновационных проектов с учетом условий функционирования региональных институтов развития. Функционирование предложенной структуры возможно на основе взаимодействия государственных и муниципальных органов власти и бизнеса. В финансировании этой структуры могут участвовать федеральные и региональные институты развития. Таким образом, комплексная модернизация механизма инвестиционного обеспечения инновационного развития, осуществляемая на основе интеграционно-дифференцированного подхода с использованием специализированного государственного органа управления инвестициями, позволит решить проблемы увеличения темпов и значительного улучшения характеристик экономического роста, включая обеспечение устойчивой конкурентоспособности региона, оптимизацию структуры его экономики в рамках инновационного типа развития. Заключение Современный этап экономического развития России характеризуется необходимостью разрешения проблем в области управления перспективной инновационной деятельностью в регионах с учетом их прогнозных потребностей в инвестиционных ресурсах. Региональная экономическая система характеризуется сложными причинно-следственными связями, имеющими одновременно качественные и количественные характеристики, изменяющиеся со временем. Необходимо также отметить, что определенный уровень инновационного развития региона и определенный уровень инвестиционных ресурсов - это не конечная цель региональной политики на современном этапе. В конечном итоге каждый регион стремится к увеличению темпов его экономического роста. В свою очередь, экономический рост региона представляет собой долгосрочную тенденцию увеличения реального валового регионального продукта. Таким образом, и инновационная, и инвестиционная региональные политики в конечном итоге направлены на увеличение динамики и темпов роста валового регионального продукта.
В настоящее время систему планирования, организации и координации инновационно-инвестиционной деятельности со стороны органов исполнительной власти Владимирской области нельзя назвать эффективной. В области не создан единый эффективный механизм взаимодействия с государственными заказчиками инновационных программ по вопросам их финансового обеспечения. Кроме того, упускаются из вида такие направления инвестиционной деятельности, как маркетинг инвестиционных проектов, обеспечение безопасности инвестиций и сопровождение инвестиционных проектов. Принимая во внимание выявленные недостатки в системе управления инвестиционными процессами, представляется целесообразным создание единого подразделения в системе управления областью в виде государственного унитарного предприятия, на которое могут быть возложены функции развития, планирования и координации инновационно-инвестиционной деятельности в регионе. Данный орган должен взять на себя функции отбора и разработки экономически привлекательных инновационных проектов и их предложения потенциальным инвесторам, оказывать помощь в выборе источников финансирования инновационных проектов с учетом условий функционирования региональных институтов развития.
Список литературы 1) Балдин К.В. Управление рисками в инновационно-инвестиционной деятельности предприятия: учебное пособие [для студентов высших учебных заведений] - 2012. - 418 с. 2) Баранчеев В.П. Управление инновациями: учебник для бакалавров - 2012. - 710 с. ) Горшенина Е.В. Социально-экономическое состояние региона. Учебное пособие по дисциплине «Регионалистика». - 2-е изд. перераб. - Тверь: ТГСХА, 2004 ) Ковалев В.В. Курс финансового менеджмента: учебник. - 3-е издание. - М.: Проспект, 2012. - 503 с. ) Кузнецов А.В, Инвестиционные стратегии крупного бизнеса и экономика регионов - 2009. - 439 с. ) Кузнецов Б.Т. Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям - 2011. - 294 с. ) Никишина Е.С. Разработка механизмов стратегического управления инновационным развитием региона (на примере Владимирской области) - 2011. - 57 с. ) Новицкий Н.А., Инновационная экономика России: теоретико-методологические основы и стратегические приоритеты: [монография] - 2011. - 326 с. ) под общ. ред. Нуреева Р.М. Национальная экономика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 571 с. ) Победина М.П. Региональная экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и по специальностям экономики и управления (080100) - 2010. - 526 с ) Фетисов Г.Г., Региональная экономика и управление: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» - 2010. - 415, [1] с. ) Филимонова Н.М., Разработка механизмов стратегического управления инновационным развитием региона (на примере Владимирской области): монография - 2009. - 277, [2] с. ) Янин А.Н., Региональная экономика и управление: учебное пособие - 2010. - стр. 17 ) Омаров, Т.Д. Актуальные проблемы разработки инвестиционной стратегии региона. Вест. фил. Всерос. заочного финансово-эконом. ин-та. Вып. 3. - Владимир: Сервис-Принт, 2009. - С. 35 - 37 слон инновация конкурентоспособность венчурный
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|