Модель речевой коммуникации
Стр 1 из 3Следующая ⇒ РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ ПЛАН 1. Основные единицы речевого общения 2. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности 3. Модель речевой коммуникации 4. Организация речевого взаимодействия 5. Эффективность речевой коммуникации 6. Слушание как необходимое условие эффективной коммуникации Основные единицы речевого общения Общение - это сложный процесс взаимодействия людей. Исследователи выделяют и описывают основные единицы речевого общения - речевую ситуацию, речевое событие, речевое взаимодействие. Речевая ситуация - это контекст высказывания, то, что помогает его понять. Известно, что высказывание делается в определенном месте в определенное время и имеет определенный набор участников: говорящий и слушающий. Таким образом, составляющие речевой ситуации - это говорящий, слушающий, время и место высказывания. Речевая ситуация помогает понять смысл сообщения, конкретизирует значение pядa грамматических категорий, например, категории времени, местоименных слов типа я, ты, сейчас, здесь, там, вот и др. Она позволяет также правильно толковать высказывание, уточнять его целевую функцию (угроза, просьба, совет, рекомендация), выявлять причинные связи данного высказывания с другими событиями и т. д. Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы его выражения. Например, типичные диалоги на экзаменах, у железнодорожной кассы, на приеме у врача, в юридической консультации; светские беседы в гостях, на банкетах; публичные дискуссии. Необходимо учитывать, что высказывание наряду с прямым смыслом обладает так называемым прагматическим значением, обусловленным речевой ситуацией. Например, фраза «Скоро увидимся», сказанная при расставании с близким человеком, может означать в зависимости от конкретной ситуации разное: «Не расстраивайся, все будет хорошо», «Не беспокойся обо мне», «Скоро все узнаешь» и др.
Высказывания, у которых семантическое значение расходится с прагматическим, называются косвенными. Вот примеры косвенных высказываний и их возможных толкований: 1. Мне нездоровится. - Я не хочу с вами разговаривать. - Вызовите поскорее врача. - Я не буду выполнять эту рабату. - Оставьте меня в покое. 2. Я приду завтра. - Объявление/утверждение. - Обещание. - Угроза. Косвенные высказывания широко используются в речи. Они делают речь более выразительной, сжатой, позволяют передавать разнообразные экспрессивные оттенки. Смысл косвенных высказываний становится понятным только в контексте речевой ситуации. Основная единица речевого общения - речевое событие. Как пишет А. К. Михальская в своем учебном пособии «Основы риторики», речевое событие – это некое законченное целое со своей формой, структурой, границами. Например, школьный урок, родительское собрание, заседание, конференция, разговор в булочной, в метро и т.д. Речевое событие составляют два главных компонента: 1) словесная речь (то, что говорится, сообщается) и то, что ее сопровождает (жесты, мимика, движения и др.); 2) условие, обстановка, в которой происходит общение (речевая ситуация). Первую составляющую речевого события, те есть живую речь, взятую в событийном аспекте, в современной лингвистике называют дискурсом (от франц. discours -речь). Дискурс - это речь, «погруженная в жизнь». Дискурс включает паралингвистическое сопровождение речи (мимика, жесты). Вторая составляющая речевого события - это речевая ситуация, включающая его участников, их взаимоотношения, обстоятельства, в которых происходит общение. Таким образом, речевое событие можно представить в виде формулы: «это дискурс плюс речевая ситуация».
Речевое взаимодействие представляет собой очень сложное явление: с одной стороны, это говорение, порождение речи субъектом, с другой - восприятие речи адресатом, ее декодирование, понимание содержания, оценка полученной информации и реагирование (вербально, мимикой, жестами, поведением и т. д.) Речевая деятельность Исходным моментом любого речевого действия является речевая ситуация. Речевая ситуация порождает мотив высказывания. В реализации речевого действия выделяются следующие этапы. 1. Подготовка высказывания. Происходит осознание мотивов, потребностей, целей, осуществляется вероятностное прогнозирование результатов высказывания. Все эти решения завершаются созданием внутреннего плана высказывания. Успех речевого действия зависит от того, насколько активно знание языка, насколько сформированы у человека речевые навыки и умения. 2. Структурирование высказывания. Осуществляется выбор слов, расположение их в нужной последовательности и грамматическое оформление – всё это происходит во внутреннем плане. Предполагается, что выбор слов в памяти осуществляется методом проб и ошибок, путём отбрасывания слов, которые недостаточно точно выражают намеченное содержание. В оперативной речевой памяти действует механизм «оценки» подбираемых слов. Предполагается также, что слова в памяти человека сохраняются не разрозненно, а в систематизированном виде, например, в виде тематических блоков, что ускоряет и облегчает выбор нужного слова. При этом слова, которые неоднократно использовались, являются как бы «индуцированными», поэтому у говорящего прослеживается тенденция их повторного употребления. В выборе слов определённую роль играют также словесные ассоциации, которые образуются на основе предшествующего опыта и сохраняются в памяти. 3. Переход к внешней речи. Осуществляется звуковое или графическое оформление высказывания. Этот этап самый ответственный, поскольку именно он определяет положительный или отрицательный результат высказывания. О результате речевого действия судят по его восприятию и по реакции на него, то есть обратной связи.
Качество понимания передаваемого сообщения зависит от комплекса факторов – различных условий, при которых осуществляется коммуникация. Совокупность таких условий принято называть контекстом. Общий контекст речевого общения складывается из явного и скрытого. Явный (или эксплицитный) контекст включает то, что подлежит непосредственному наблюдению. Он делится на вербальный и невербальный. Скрытый (или имплицитный) контекст – это то, что не поддаётся непосредственному наблюдению. В скрытый контекст входят: мотивы, цели, намерения и установки коммуникантов, их личностные характеристики (уровень образования, социальная принадлежность, характер и т.п.). В зависимости от контекста высказывание может привести к различным результатам. Виды речевой деятельности Выделяют четыре типа речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение. Говорение – это отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию. Слушание – восприятие речевых акустических сигналов и их понимание. Письмо – зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов. Чтение – расшифровка графических знаков и понимание их значений. Указанные четыре вида речевой деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации. Модель речевой коммуникации В каких бы условиях ни осуществлялась речевая коммуникация, с помощью каких бы средств ни передавалась информация, сколько бы человек ни принимало участие в общении, в основе её лежит единая схема, или модель. Компонентами этой модели являются: 1. Отправитель информации (или адресант) – говорящий или пишущий человек. 2. Получатель информации (или адресат) – читающий или слушающий человек. 3. Сообщение – текст в устной или письменной форме, поскольку без обмена информацией нет речевой коммуникации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|