Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Слушание как необходимое условие эффективной коммуникации




Необходимым условием эффективной речевой комму­никации является умение слушать. Это умение важно не только для реципиента, но и для коммуникатора, так как диалогический характер общения признается наиболее эффективным и предпочтительным.

«Умение слушать - редкая способность и высоко це­нится», - писал Д. Гранин в романе «Картина». И это действительно так. Большинство людей, по мнению уче­ных, плохо умеют слушать слова других, особенно если они не задевают их интересов. Исследования показывают, что умением выслушать собеседника сосредоточенно и выдер­жанно, вникнуть в сущность того, что говорится, облада­ют не более 10 процентов людей, а руководители слуша­ют с 25-процентной эффективностью. А между тем уме­ние слушать - это необходимое условие правильного понимания позиции оппонента, верной оценки существу­ющих с ним разногласий, залог успешного ведения пере­говоров, беседы, существенный элемент культуры делового общения.

Слушание представляет собой процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего. Это возмож­ность сосредоточиться на речи партнера, способность вы­делить из его сообщения идеи, мысли, эмоции, отношение говорящего, умение понять своего собеседника. Это пси­хологическая готовность к контакту с другим человеком. Как говорят специалисты, слушание - это тяжелый труд, но и ценнейший дар, которым можно одарить другого.

Манера слушать, или так называемый стиль слушания, во многом зависит от личности собеседников, от характе­ра и интересов слушателей, от пола, возраста, служебно­го положения участников общения. Например, подчинен­ные, как правило, более внимательны и сосредоточенны в разговоре с «начальством», нежели наоборот, они далеко не всегда решаются прервать своего руководителя.

Психологи установили также существенные различия в поведении мужчин и женщин. Они считают, что в раз­говоре мужчина перебивает женщину почти в два раза чаще. Примерно одну треть времени разговора женщина собирается с мыслями, пытается восстановить ход пре­рванного разговора. Мужчины чаще сосредоточиваются на содержании разговора, а женщины больше внимания уделяют самому процессу общения. Мужчины любят слушать самих себя. Они склонны слишком быстро давать го­товыe ответы, не выслушивая собеседника до конца и не задавая ему вопросов.

Различают два вида слушания. Один из них называ­ется нерефлексивным. Он состоит в умении вниматель­но молчать, не вмешиваться в речь собеседника своими за­мечаниями. На первый взгляд, такое слушание кажется пассивным, но оно требует значительного физического и психологического напряжения. Нерефлексивное слуша­ние обычно используется в таких ситуациях общения, когда один из собеседников глубоко взволнован, желает выска­зать свое отношение к тому или иному событию, хочет обсудить наболевшие вопросы, испытывает трудности в выражении своих проблем. Однако такое слушание не все­гда бывает уместным. Ведь молчание можно принять за знак согласия. Нерефлексивное слушание порой ошибоч­но истолковывают как принятие позиции оппонента. По­этому намного честнее сразу прервать собеседника, от­крыто высказать свою точку зрения, чтобы впоследствии избежать недоразумений.

Следует иметь в виду, что некоторые собеседники не имеют достаточного желания высказать собственное мне­ние, другие, напротив, ждут активной поддержки, одоб­рения своим словам. В таких случаях рекомендуется при­менять другой вид слушания - рефлексивный. Суть его заключается в активном вмешательстве в речь собеседни­ка, в оказании ему помощи выразить свои мысли и чувства, в создании благоприятных условий для общения, в обес­печении правильного и точного понимания собеседниками друг друга. Важно уметь выбрать вид слушания, наи­более уместный в данной ситуации общения.

Наладить контакт с собеседником, понять его точку зре­ния, вникнуть в суть разногласий с ним поможет соблю­дение принципов хорошего слушания. Психологи вы­деляют три основных принципа.

Первый звучит так: «Старайтесь сконцентрироваться на человеке, кото­рый говорит с вами; обращайте внимание не только на его слова, но и на звук голоса, мимику, жесты, позу и т. д.». Это позволит получить дополнительные сведения о внутреннем состоянии собеседника, его отношении к предмету обсуждения, о реакции на слова партнера.

Второй важный принцип хорошего слушания ученые сформулировали следующим образом: «Покажите гово­рящему, что вы его понимаете». Чтобы реализовать этот принцип, рекомендуют использовать различные приемы рефлексивного слушания. Можно обратиться к говоря­щему за уточнениями, используя такие фразы, как: Я вас не понял; Не повторите ли вы еще раз?; Что вы имее­те в виду?

Целесообразно сформулировать мысли говорящего сво­ими словами, чтобы уточнить сообщение. Перефразиро­вание обычно начинается словами: Как я вас понял...; Как я вас понимаю...; По вашему усмотрению...; Другими словами...

Иногда необходимо понять и отразить чувства говоря­щего: Мне кажется, что Вы чувствуете...; Вы, вероятно, расстроены,..

Можно использовать и так называемый прием резюми­рования. Слушающий подытоживает основные идеи и чув­ства говорящего: То, что Вы сказали, мажет означать...; Если теперь обобщить сказанное вами, то…; Вашими основными идеями, как я понял, являются… Это создает уверенность в правильном восприятии сообщения, осо­бенно в ситуациях, когда между собеседниками есть раз­ногласия, отсутствует единая точка зрения, назревает кон­фликт.

Третий принцип хо­рошего слушания: «Не давайте оценок, не давайте со­ветов». Психологи утверждают, что оценки и советы, даже когда они даются из самых лучших побуждений, обычно ограничивают свободу высказываний. А это может сни­зить активность участников диалога, оказать давление на мнение присутствующих и в результате помешать эффек­тивному обсуждению проблемы.

К сожалению, названные принципы часто нарушаются.

Таким образом, умение слушать, соблюдение принци­пов хорошего слушания, применение соответствующих приемов позволяют сделать общение более плодотворным.

 

ТЕСТЫ

1. Принцип кооперации состоит из нескольких максим (правил). Укажите максиму, не входящую в этот принцип.

a) максима такта

b) максима качества

c) максима релевалентности

d) максима количества

 

2. Принцип кооперации состоит из нескольких максим (правил). Укажите, какая из максим приведена:

Давайте нужное количество информации. Ваш информационный вклад в разговор должен быть не большим и не меньшим, чем требуется.

a) максима способа выражения

b) максима количества

c) максима качества

d) максима релевалентности

 

3. Принцип кооперации состоит из нескольких максим (правил). Укажите, какая из максим приведена:

Старайтесь сделать ваш вклад в разговор правдивым. Не говорите того, что вы считаете лживым. Не говорите того, чему у вас недостаточно свидетельств.

a) максима качества

b) максима релевалентности

c) максима количества

d) максима способа выражения

 

4. Принцип кооперации состоит из нескольких максим (правил). Укажите, какая из максим приведена:

Избегайте двусмысленности и неопределенности, говорите коротко и упорядоченно.

a) максима способа выражения

b) максима качества

c) максима количества

d) максима релевалентности

 

5. Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите максиму, не входящую в этот принцип.

a) максима способа выражения

b) максима великодушия

c) максима одобрения

d) максима такта

 

6. Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите максиму, не входящую в этот принцип.

a) максима релевалентности

b) максима согласия

c) максима великодушия

d) максима скромности

 

7. Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите максиму, не входящую в этот принцип.

a) максима такта

b) максима согласия

c) максима симпатии

d) максима качества

 

8. Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите, какая это максима:

Максима границ личной сферы. В идеале любой коммуникативный акт предусматривает определенную дистанцию. Не следует затрагивать тем, потенциально опасных (частная жизнь, индивидуальные предпочтения и пр.).

a) максима симпатии

b) максима такта

c) максима великодушия

d) максима одобрения

 

9. Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите, какая это максима:

Успешный коммуникативный акт не должен быть дискомфортным для участников общения. Не следует связывать партнера обещанием или клятвой.

a) максима согласия

b) максима великодушия

c) максима одобрения

d) максима скромности

 

10. Убеждающая речь должна:

a) содержать не более одного аргумента

b) содержать общенаучные слова и термины

c) выражать абстрактную мысль

d) апеллировать (обращаться) к чувствам и эмоциям слушателей и воздействовать на систему их убеждений

 

11. Убеждающая речь не должна:

a) содержать много цитат

b) вести аудиторию за собой

c) содержать более одного тезиса

d) учитывать конкретную ситуацию

 

12. Речевая деятельность субъекта и реакция адресата на речь субъекта – это речевая (-ое)...

a) ситуация

b) взаимодействие

c) событие

d) поведение

 

13. К числу основных единиц речевого общения не относится...

a) речевое событие

b) дискурс

c) речевая ситуация

d) речевое взаимодействие

 

14. Умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями, - это...

a) рефлексивное слушание

b) мужской стиль слушания

c) женский стиль слушания

d) нерефлексивное слушание

 

15. К числу приемов рефлексивного слушания не относится...

a) зрительный контакт

b) прием уточнения

c) перефразирование

d) резюмирование

 

16. Компонентом речевой ситуации не является:

a) коммуникативные намерения

b) речевое поведение говорящего

c) говорящий

d) слушающий

 

17. К установкам эффективного слушания относятся:

А) установка одобрения

Б) сосредоточение внимания на разговорных особенностях собеседника

В) использование различных типов и приемов слушания в зависимости от цели говорящего и ситуации общения

Г) стремление лидировать в разговоре

a) А, В

b) А, Г

c) В, Г

d) Б, В

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...