Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О характере изображений в монументально-декоративном искусстве




В границах основополагающих изобразительных принципов, (принципа плоскостного и принципа объемного изображения) можно обнаружить неисчерпаемое богатство изображений. Си­стематизировать и классифицировать их — задача архислож­ная и вряд ли разрешимая на уровне одного исследования. Однако, как уже отмечалось, монументальное искусство, тесно, связанное с архитектурой, «вынуждено» во многом учитывать, законы функционирования последней. Создание здесь опреде­ленных классификаций долл<но способствовать более точному «прочтению» этого соотношения и взаимодействия.

Итак, вслед за основными изобразительными принципами., можно выделить «родовые» признаки изображений и продол­жить рассмотрение классификации, предложенной выше (см.. табл. 1).

Линейно-тоновая композиция создается способом «решения, плоскости» с помощью липни, пятна, цвета, т. е. тогда, когда плоскость не «нарушается» изображенным иллюзорным объ­емом или пространством. Она выполняет роль основной для монументально-декоративной росписи, особенно в экстерьере,, поскольку полнее отвечает тектоническим требованиям, предъ­являемым росписи архитектурой (в интерьере художник более свободен в выборе изобразительных средств).

Важно подчеркнуть, что линейно-тоновая композиция ха^- рактеризуется большей равномерностью в распределении изо­бразительного материала на плоскости, цветовых и тональных: масс и этим отличается от живописных композиций, передаю­щих пространство. Ее характеризует большая ясность и опре­деленность: здесь не скроешь в тени или в игре освещенности детали, а если это и имеет место, то как откровенный прием,, как большая степень условности. В линейно-тоновой компози­ции изо'бражение обладает большой геометрической определен­ностью, произведение легче поддается формализации, лучше выявляются композиционные закономерности, нагляднее видна связь с архитектурой (если это монументальное произведение)..

Цветовая композиция отличается ясными и крупными цве­товыми отношениями, тяготеющими в конечном счете к проти­воположным цветам: красный — зеленый, оранжевый — синий,, желтый — фиолетовый и т. д. Колористическое решение — про­фессионально очень трудная задача, «колорист» — звучит для живописца высшей похвалой. (Гамма, в отличие от колорита, предполагает отношения сблилсеиных цветов. И если использу­ется принцип гаммы, а не колорита, то цветовая задача значи­тельно облегчается.) Цветовая композиция (или колористиче­ский строй) характерна для средневекового искусства, будь то- древнерусские фрески или готические витражи. Все народное пскусстпо также построено' на этом принципе. А вот цветовая |;1мма стала широко использоваться только профессиональны­ми художниками.

11,исто-топовая композиция характеризуется прежде всего нирсдслеипой, часто значительной степенью светотеневой моде- лирпики н цветовой нюансировки изобразительных элементов. ()иа богата оттенками, нюансами, переходами. «Живописный р1И'у||()к» — значит мягкий, с большим количеством переходов-— ■растяжек». Точно так же характеризуется и живописное цве­тонос решение: большой живописностью отличаются, напри­мер, картины импрессионистов. Цвето-тоновая композиция (жи- иоииспый строй) используется в произведениях, которые мож- 1И) было бы отнести как к первой, так и ко второй формоо'б- ра.чующсй системе, но все же наиболее характерна она для глу- оимио-изобразительной.

Как правило, тот или иной род композиции не существует и 1(>лп|)ованно, они переплетаются и могут выступать вместе |^ак лниейио-колористический композиционный строй, реже — IV а к живописно-колористический, еще реже встречается линей­но /КИИОПИСИЫЙ.

11а ряду с родовыми признаками можно выделить типовые,. к(1Т()рые предполагают уже иную «точку отсчета». Прежде всего» следует охарактеризовать «смысловые» композиции (см. |.|Г)л. I). Здесь необычайно сильны идеологические, эстетиче­ские, национальные и другие моменты, которые в значительной г |енен11 определяют композицию, влияют на структурное и коло- рнст'ич'кое решение, на трактовку изобразительного языка, на (м'иет! условности, а также и на взаимосвязь монументальной |И)(имен с архитектурой. Заметим, что отдельные моменты мо­им примести к «разрушению» архитектуры, например, когда сп'иа служит лишь основанием для росписи (этот прием нере- лик у Сикенроса и других мексиканских художников).

.Лл'коративные и орнаментальные композиции обычно не- и юОраантсльиые или же, чаще всего, минимально изобрази- м'/п.иые (например, при орнаментальной стилизации расти- |1',1И.И()1Ч) и животного мира). Декоративные композиции непо- сред! тистю детерминируются архитектурой и подчеркивают м |1'| ическук) выразительность сооружения. В этом плане очень ьр.и'ии;1,митриевский собор во Владимире с декоративной бе- лпкамеииой резьбой в экстерьере.

Гам, где декоративной композиции требуется определен- ине |и1иманис, происходит отказ от последовательного повто­рения. Этот тип изображений характерен для пластически-пло- екнетнои системы, но возможны и малые «глубины». Однако нри ггом, как правило, орнамент лишь поддерживает и допол-

Н1И'1 л;см1,1СЛ0ПЫе» КОМПОЗИЦИИ.


Осчюипой принцип орнамента — повторение в определенной И1И ледонатсльности нескольких элементов. Отсюда — большая равномерность изобразительных масс, иногда относительная нейтральность, а часто — значительная.

Геральдические композиции порой достигают значения сим­вола (к примеру, герб как высшее проявление геральдического искусства). Геральдическая композиция всегда «замкнута», за­вершена сама в себе, это всегда ясный и точный символиче­ский «сгусток», знак большого смысла и широкого прочтения. Форма обычно приближается к наиболее экономным и совер­шенным геометрическим фигурам — кругу и квадрату. Если композиция не имеет значения герба, то строится в более сво­бодных формах прямоугольников. Распространена также фор­ма веера.

Следует вспомнить и арматурные фризы геральдического типа (таких много па зданиях стиля «классицизм»), как пра­вило, состоящие из нескольких центров, связанных друг с дру­гом. Наиболее свободны по композиции геральдические вклю­чения в изображения многопланового характера (помещаемые обычно в центре).

Вообще геральдические композиции симметричны, точнее, обладают более или менее строгой диссиметрией. Построения лаконичны, набор одновременно изображаемых предметов очень ограничен, встречаются и человеческие фигуры. Здесь широко применяются тексты, обычно афористического плана, или отдельные слова. По трактовке изобразительного языка геральдические композиции декоративны и мужественны.

Синтетическая композиция объединяет все три вышеназван­ные и «пользуется преимуществами» каждой. Она наиболее распространена и широко применяется в комплексных реше­ниях архитектурно-декоративного убранства среды, поскольку обладает всеми возможными средствами для осуществления синтеза искусств и отличается наиболее сильным комплексным воздействием на зрителя. Многочисленные росписи Риверы в Национальном дворце в Мехико — вершина его творчества — обладают такими качествами.

В изобразительно-декоративной (синтетической) компози- зии художник максимально использует неисчерпаемый диапа­зон возможностей живописи и скульптуры. Это игра во всех регистрах, здесь звучит в полном составе «оркестр» синтеза искусств. Многие из совершенных произведений синтеза — скульптура индийских храмов, росписи Джотто в Италии, Дио­нисия в России —примеры композиций этого типа.


...Подобное построение в геометриче­ской форме есть старый принцип, в свое время оставленный, как выродившийся в. жесткую академическую формулу... При­менение этого принципа Сезанном и дал» ему новую душу...

В. Кандинский

Глава И ГЕОМЕТРИЯ живописи

(тектонические закономерности)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...