Понятие, сущность, значение прокурорского надзора за уголовными делами
Осуществляя уголовное преследование от имени государства, прокурор тем самым является его полномочным представителем в области уголовного судопроизводства. При этом прокурор обязан не только защищать интересы общества и государства, но и обеспечивать законность в деятельности других должностных лиц, также наделенных полномочиями на уголовное преследование (дознаватель, следователь, начальник следственного отдела, начальник органа дознания). А это связано не столько с необходимостью вести уголовное преследование наступательно (хотя это тоже необходимо), сколько с потребностью исключить при этом нарушения права и свобод человека и гражданина, вовлеченного в сферу уголовного судопроизводства. Достигается это в случаях, когда дознаватели и следователи в своей деятельности исходят из верховенства закона и необходимости его единообразного применения в отношении всех граждан на всей территории государства. Поэтому из первой задачи деятельности прокуратуры, рассмотренной нами выше, - осуществление уголовного преследования – вытекает вторая, связанная с надзором за органами дознания и предварительного следствия. Как отмечал в свое время Савицкий В.М. «прокурорский надзор – важная юридическая гарантия точного и неуклонного исполнения законов в уголовном судопроизводстве. Он признан создать наиболее благоприятные условия для решительной борьбы с любыми преступными посягательствами и в то же время оградить от необоснованных стеснений права и законности интересы личности»[[5]]. Без сомнения можно согласится с мнением А.А. Чувилова о том, что «Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия занимает ведущее место в системе надзорной деятельности прокуратуры, направленной на обеспечение законности в сфере борьбы с преступностью. Предупреждение, пресечение и устранение любых нарушений закона, совершенных органами дознания и предварительного следствия, - задачи прокурорского надзора. Сущность его состоит в действиях, призванных обеспечить строжайшее соблюдение органами предварительного расследования требований закона, начиная с момента поступления к ним заявлений (сообщений) о преступлениях и до окончания дознания и предварительного следствия с составлением обвинительного дела … Назначение прокурорского надзора и состоит в обеспечении соблюдения законности органами дознания и предварительного следствия»[[6]].
Важно то, что прокурор осуществляет предоставленные ему в законе полномочия независимо от федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений. В своей деятельности он зависит только от действующих на территории РФ законов и обязан осуществлять ее только на основании закона и в соответствии с ним. Предоставленные прокурору действующим законодательством права в случае возникновения оснований для их реализации в конкретной области (направлении) деятельности всегда становятся его обязанностью. И в этом особенность полномочий прокурора, в том числе и на досудебных стадиях уголовного процесса. Важно отметить, что полномочия прокурора носят властно-распорядительный характер и, реализуя их в стадии предварительного расследования, прокурор имеет возможность непосредственно вмешиваться в процессуальную деятельность следователя и дознавателя для того, чтобы своевременно выявлять и пресекать допущенные нарушения закона, обеспечить объективное, всестороннее и полное ведение расследования по уголовному делу.
При осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия прокурор обязан добиваться, чтобы ни один гражданин не подвергся незаконному и необоснованному уголовно-процессуальному принудительному воздействию, а с другой стороны, чтобы ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности. Поэтому задачи прокурорского надзора в сфере деятельности органов дознания и предварительного следствия носят двоякий характер и равнозначны по своему значению. Первая состоит в своевременном принятии предусмотренных законом мер к устранению всяких нарушений закона, от кого бы они ни исходили. Вторая задача заключается в принятии мер, направленных на выполнение органами дознания и предварительного следствия требований закона о быстром и полном раскрытии преступлений, об изобличении виновных, о создании условий для справедливого наказания каждого лица, совершившего преступление. Как известно, деятельность указанных органов следствия «… затрагивает многие из конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также другие предусмотренные уголовно-процессуальным законом права и интересы лиц, вовлеченных в сферу уголовно-процессуальной деятельности»[[7]], поэтому прокурорский надзор за предварительным расследованием «… в первую очередь направлен на то, чтобы обеспечить исполнение органами дознания и предварительного следствия всех предписаний закона, затрагивающих права и свободы участников уголовно-процессуальной деятельности как со стороны обвинения, так и со стороны защиты, а также иных участников уголовного судопроизводства. Вместе с тем такая надзорная деятельность связана с необходимостью исполнения законов, определяющих обязанность следователя и дознавателя по раскрытию преступления, изобличению виновного, обеспечению возмещения причиненного преступными действиями вреда, по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления» [[8]]. В ст. 30 Закона о прокуратуре не дается перечня полномочий прокурора, а лишь указывается, что они устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими законами. Так как прокурорский надзор за исполнение законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, касается исключительно их уголовно-процессуальной деятельности, то и полномочия прокурора в этой сфере определены УПК.
Содержание ч.ч. 2 и 3 ст. 37 УПК РФ позволяет сделать вывод о широких, практически полновластных, полномочиях прокурора при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания (ст. 40 УПК РФ) и органов предварительного следствия (ч. 2 ст. 151 УПК РФ). Для осуществления этого направления деятельности, прокурор наделен законной возможностью решения всех возникающих в ходе расследования вопросов, за исключением тех, которые отнесены к судебной компетенции. Требования закона таковы, что не только деятельность следователя и дознавателя при производстве по уголовному делу, но и сам процесс расследования является объектом надзорной деятельности[[9]]. Следует отметить, что полномочия прокурора состоят из его процессуальных прав и обязанностей. Эта связь в рамках понятия «полномочия» объясняется тем, что права прокурора при наличии оснований для их реализации становятся его обязанностями. Так, обнаружив незаконное задержание гражданина органом расследования, прокурор не только вправе, но и обязан освободить его из-под стражи. Используя свои полномочия, прокурор устраняет выявленные им нарушения закона в деятельности указанных органов, предупреждает возможность таких нарушений, следит за состоянием дознания или следствия по конкретным уголовным делам, обеспечивая своевременность, полноту и объективность расследования. Тихонов А.К., сгруппировав полномочия прокурора, отмечает, что в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен: 1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; 2) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;
3) участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях производить отдельные следственные действия; 4) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела в соответствии со статьей 146 УПК РФ; 5) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; 6) разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы; 7) отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК РФ при производстве предварительного расследования; 8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя другому с обязательным указанием оснований такой передачи; 9) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правил подследственности, предусмотренных ст. 151 УПК РФ, с обязательным указанием оснований такой передачи; 10) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя в порядке, установленном настоящим Кодексом; 11) поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий; 12) продлевать срок предварительного расследования; 13) утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу; 14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд; 15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; 16) приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу; 17) осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством. К иным полномочиям прокурора следует, в частности, отнести: 1) право поручить подчиненному ему прокурору или следователю прокуратуры расследовать любое преступление[[10]]; 2) рассмотреть и разрешить ходатайства (ст. 122 УПК ПФ), жалобы на действия (бездействие) и решения органа дознания или следователя (ст. 124 УПК РФ), а также возражения следователя на указания начальника следственного отдела (ч. 4 ст. 39 УПК РФ) и нижестоящего прокурора (ч. 5 ст. 38 УК ПФ) и т.д. Прокурор также обязан не допускать возложения полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст.40 УПК РФ).
Обеспечение исполнения уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего деятельность органов расследования по предъявлению обвинения, - одна из наиболее важных задач прокурорского надзора. Закон обязывает прокуроров строго следить за тем, чтобы ни один гражданин не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности, а предъявление обвинения осуществлялось в точном соответствии с установленным процессуальным порядком. Осуществляя надзор за исполнением законодательства, регламентирующего привлечение в качестве обвиняемого, прокурор может требовать от следователя и органа дознания уголовное дело для проверки законности и обоснованности предъявленного обвинения; принимать участие в предъявлении обвинения и допросе обвиняемого; давать указания о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения; лично предъявить обвинение, не принимая дела к своему производству; отменить незаконное и необоснованное постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого; прекратить уголовное дело. Кроме того, в соответствии Федеральным законом РФ от 29 мая 2002 г.№ 58-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»[[11]] прокурор, когда предварительное расследование проведено в форме дознания, вправе поручить поддержание от имени государства обвинение в суде дознавателю либо следователю, производившему дознание по данному уголовному делу. В целях обеспечения быстроты и полноты расследования уголовного дела, находящегося в производстве самого прокурора или следователя прокуратуры, прокурор вправе поручить органам дознания исполнение постановлений о задержании подозреваемых, об обыске, выемке и производстве других следственных действий, о приводе, заключении под стражу, розыске лиц, совершивших преступления, а также давать указания о принятии необходимых мер для раскрытия преступлений и обнаружения лиц, их совершивших. Стоит отметить, что, осуществляя надзор по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве, прокурор не только следит, например, за соблюдением права обвиняемого и подозреваемого пользоваться услугами защитника и за своевременным вступлением его в дело (ч. 3 ст. 49 УПК РФ), но и обязан обеспечить реализацию названного права. В соответствии с ст. 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», касаясь вопросов задержания по подозрению в совершении преступления и заключения под стражу, прокурор обязан не только знакомиться с документами, на основании которых были произведены названные процессуальные действия, не только требовать от администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу создания условий, обеспечивающих права задержанных и заключенных под стражу, но и немедленно освободить своим постановлением каждого в нарушение закона подвергнутого задержанию или предварительному заключению. В соответствии с УПК РФ прокурор обязан осуществлять надзор за законностью как возбуждения уголовного дела, так и отказа в его возбуждении. Согласно приказу Генерального прокурора РФ № 31 прокуроры должны «обеспечивать своевременную проверку законности решений следователей и дознавателей по каждому сообщению о преступлении. Не допускать промедления в возбуждении уголовного дела при очевидных признаках преступлений, проведение не вызванных необходимостью проверочных действий. Отменять постановления о возбуждении дела в случае признания их незаконными» [[12]]. Как отмечает Чувилов А. А. «возможность своевременной проверки законности возбуждения уголовного дела обеспечивается требованием УПК, обязывающим следователя и органа дознания немедленно направлять прокурору копию постановления о возбуждении уголовного дела сразу же после принятия этого решения. Если постановление немотивированно, вынесено при отсутствии законного повода или достаточных данных о признаках совершенного или подготовляемого преступления, возникает необходимость в проверке законности и обоснованности возбуждения уголовного дела. Прокурор истребует дело и изучает его. Если постановление вынесено при отсутствии законного повода и оснований, прокурор отменяет его (при условии, что расследование не началось); одновременно прокурор отказывает в возбуждении уголовного дела. Если же расследование по незаконно возбужденному делу началось, прокурор прекращает его»[[13]]. В то же время о каждом случае прекращения уголовного дела и уголовного преследования прокурор также уведомляется копией постановления лица, ведущего расследование (ч.1 ст. 213 УПК РФ, а для дознавателя также и ч.1 ст. 223 УПК РФ). Признав незаконным или необоснованным прекращение дела прокурор отменяет такое постановление и возобновляет производство по делу (ч. 1 ст. 214). Однако, как отмечает Тихонов А. К., при согласии с прекращением дела или уголовным преследованием и при наличии реабилитирующих оснований, прокурор в соответствии с ч. 2 ст. 212 УПК РФ, обязан принять меры по реабилитации такого лица и возмещению вреда, причиненного реабилитированному в результате уголовного преследования[[14]]. В случае принятия решения о направлении дела в суд следователь составляет обвинительное заключение, которое вместе с делом направляется прокурору. Получив его, прокурор обязан в установленный законом срок принять по нему одно из следующих решений: 1) об утверждении обвинительного заключения и направлении уголовного дела в суд. Прокурор может составить новое обвинительное заключение; 2) о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования в отношении отдельных обвиняемых полностью или частично; 3) о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями; 4) о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду. Срок, в течение которого прокурор принимает одно из перечисленных решений по делу, не более 5 суток (ч. 1 ст. 233 УПК РФ). Принимая решение по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением, прокурор должен ответить для себя на ряд вопросов, чтобы обоснованно утвердить обвинительное заключение либо принять иное решение, предусмотренное законом. Хотя новый УПК не содержит специальной нормы с перечнем таких вопросов, как это делалось в ст. 213 УПК РСФСР, Тихонов А,К. опираясь на основополагающие начала уголовного судопроизводства и применяя аналогию, считает, что прокурор, принимая решение по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением, обязан, в частности, проверить: 1) имело ли месть деяние, вменяемое обвиняемому; 2) имеется ли в этом деянии состав преступления; 3) доказано ли, что деяние совершил обвиняемый; 4) нет ли в деле обстоятельств, влекущих прекращение дела или уголовного преследования; 5) произведено ли предварительное следствие всесторонне, полно и объективно с учетом требований ст. 73 УПК; 6) обоснованно ли предъявленное обвинение имеющимся в деле доказательствам; 7) предъявлено ли обвинение по всем установленным предварительным следствием преступным деяниям обвиняемого; 8 привлечены ли в качестве обвиняемых все лица, которые изобличены в совершении преступления; 9) правильно ли квалифицированно преступление; 10) правильно ли избрана мера пресечения; и т.д., главное, соблюдены ли органами дознания или предварительного следствия все иные требования закона[[15]]. При решении вопроса об утверждении обвинительного заключения прокурор вправе изменить объем обвинения путем исключения из него отдельных пунктов или эпизодов либо квалификацию действий обвиняемого по уголовному закону о менее тяжком преступлении. Однако если требуется изменить обвинение на более тяжкое или на существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от ранее предъявленного обвинения, прокурор должен возвратить дело следователю для производства дополнительного расследования. Возвращая дела для дополнительного расследования, прокурор вправе внести в адрес руководителя следственного подразделения представления как по поводу нарушения уголовно-процессуального закона, повлекшего возврат дела для дополнительного расследования, так и при обнаружении других нарушений закона, а равно прав и законных интересов граждан, допущенных при производстве предварительного следствия. Прокурор также возвращает уголовное дело следователю для пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков. При решении вопроса об утверждении обвинительного заключения, прокурор также вправе отменить, изменить либо избрать (если этого не было сделано ранее) меру пресечения в отношении обвиняемого. Однако, не следует забывать, что любая мера пресечения избранная на основании судебного решения может быть отменена или изменена только судом, а применение мер пресечения в виде домашнего ареста и заключения относится исключительно к судейской компетенции (ст. 107-110 УПК). Но, в соответствии с ч.3 ст. 221 УПК прокурор обязан изменить обвиняемому меру пресечения в виде заключения под стражу в случаях установления, что предельный для этого срок истек (18 месяцев для обвиняемого в совершении особо тяжких преступлений, 12 месяцев – тяжких преступлений, 6 месяцев – иных преступлений), а следователь своевременно не предъявил обвиняемому и его защитнику для ознакомления материалы оконченного расследования уголовного дела. Все свои решения по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением, прокурор оформляет соответствующим постановлением. Исключением из этого правила являются утверждение прокурором обвинительного заключения либо составление им нового заключения. Прокурор, утвердив обвинительное заключение, направляет дело в суд, которому оно подсудно. Потому обвинительное заключение должно утверждаться прокурором соответствующего уровня. Например, обвинительное заключение по делу, подсудному областному суду, должно утверждаться прокурором этой области. При окончании дознания с составлением обвинительного акта, прокурор рассматривает поступившее уголовное дело и в течение 2 суток принимает по нему одно из следующих решений: 1) об утверждении обвинительного акта и о направлении уголовного дела в суд; 2) о возвращении уголовного дела для пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям ст. 225 УПК со своими письменными указаниями. При этом прокурор может продлить срок дознания, но не более чем на 3 суток; 3) о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 24-28 УПК; 4) о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия. Таким образом, перечисленные полномочия являются уголовно-процессуальными средствами прокурорского надзора и обеспечивают возможность активного и действительного надзора за соблюдением законности в деятельности органов дознания и органов предварительного следствия. При выявлении нарушений законности органами дознания предварительного следствия, допущенных при производстве по уголовному делу, прокурор обязан применять средства и способы прокурорского реагирования, направленные на их устранение. Основным средством устранения допущенных органом дознания (лицом, производящим дознание) или следователем нарушений закона является отмена прокурором их незаконных и необоснованных постановлений. В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» указания Генерального прокурора по вопросам предварительного следствия и дознания, не требующим законодательного регламентирования, обязательны для исполнения. Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю, данные в порядке, установленном УПК РФ, являются обязательными и подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Обжалование данных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 38 УПК РФ. К ним УПК относит несогласие следователя с указаниями или решениями прокурора по вопросам: 1) о привлечении лица в качестве обвиняемого; 2) о квалификации преступления; 3) об объеме обвинения; 4) об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении обвиняемого; 5) об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании мере пресечения или о производстве иных процессуальных действий; 6) о направлении уголовного дела в суд или его прекращении; 7) об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствием. В этих случаях вышестоящий прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по данному уголовному делу другому следователю. Указания прокурора являются уголовно-процессуальным документом и подлежит обязательному приобщению к материалам уголовного дела. Это необходимо делать хотя бы для того, чтобы в последующем определить ответственного за соответствующее решение по уголовному делу или за избранное направление расследования. Условием эффективности прокурорских указаний является установление точного срока на их выполнение, а также проверка их исполнения. Неисполнение указаний прокурора следователем, дознавателем, а равно иными должностными лицами является нарушением закона и может повлечь дисциплинарную ответственность виновных должностных лиц. Как отмечает В. Борзов: «деятельность прокурора по надзору за расследованием уголовных дел должна осуществлять гласно в той мере, в какой это не связано с необходимостью неразглашения данных дознания и предварительного расследования и не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, а также о государственной и иной специально охраняемой законом тайне».[16] Стоит отметить, что Генеральный прокурор РФ в своих приказах постоянно уделяет внимание вопросам надзора за предварительным следствием и дознанием. В них он требует от подчиненных прокуроров «лично вникать в организацию расследования наиболее сложных и актуальных дел, принимать меры прокурорского реагирования, направленные на устранение нарушений законности, использовать всю полноту своей власти для выявления и пресечения нарушений законности и прав граждан в процессе расследования преступлений, тщательно проверять обоснованность применения мер процессуального принуждения; лично выезжать на место происшествия по делам о бандитизме, террористических актах, массовых беспорядках, убийствах при отягчающих обстоятельствах и др.»[17]. Таким образом, процессуальное положение прокурора в уголовном судопроизводстве определяется задачами осуществления от имени государства уголовного преследования и надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия и призвано служить надежной гарантией строжайшего соблюдения законности в уголовном судопроизводстве.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|