Особенности диагностики злокачественных опухолей у детей
Своевременное распознавание злокачественного заболевания у детей, так же, как и у взрослых, часто зависит от своевременного обращения родителей ребенка к врачу. У педиатра тоже постоянно должна присутствовать онкологическая настороженность, требующая при обследовании ребенка искать, а не исключать злокачественную опухоль во всех случаях затрудненной диагностики. Врач вынужден активно выявлять признаки болезни, предполагая жалобы ребенка, так как порой невозможно получить жалобы и анамнез от самого пациента (дети раннего возраста), а данные, полученные при расспросе родителей, малоинформативны. Поэтому при обследовании ребенка с подозрением на опухоль объективное исследование занимает большое место, чем в обследовании детей старшего возраста и взрослых. Опухоли у детей часто встречаются в труднодоступных для исследования местах (полость черепа, забрюшинное пространство), когда даже сложные методы исследования не всегда позволяют поставить диагноз на раннем этапе развития опухоли и обнаружить новообразования удается, лишь когда оно достигает определенных размеров. У детей встречается относительно малое число визуально обнаруживаемых опухолей. К ним относятся врожденные лейкозы, на которые указывают увеличенные лимфоузлы и лейкемоиды на коже; опухоли мягких тканей, рабдомиомы влагалища. Доброкачественные опухоли — ангиомы обнаруживаются уже при обычном осмотре ребенка при рождении. Злокачественные опухоли у детей имеют множество масок, под которыми они скрываются. И наоборот, любое заболевание в раннем детском возрасте и даже некоторые физиологические состояния могут своими симптомами напоминать опухолевый процесс. Почти все диагностические исследования у детей необходимо проводить, используя анестезиологическое пособие, чтобы обезболить исследование и добиться неподвижного положения больного. Поэтому рекомендуется проводить в это время не одну, а несколько процедур, требующих иммобилизации ребенка.
Всем вышеперечисленным обусловливаются особенности диагностики опухолей у детей. Различают три группы методов обследования детей: общие, частные и специальные. К первой группе относятся: — расспрос родителей и ребенка (при возможности) с удалением особого внимания семейному анамнезу, — осмотр и физикальное исследование всех органов и систем при необходимости пальпация под наркозом органов брюшной полости и таза), —определение массы тела и роста ребенка, —измерение температуры тела, —измерение артериального давления, — общий анализ крови с оценкой функции костного мозга, — общий анализ мочи, — оценка функционального состояния печени и почек Эти данные помогают не только установить диагноз, но и оценить изменение функции отдельных органов после проведенного противоопухолевого лечения. К частным методам относятся методы, применяемые в обязательном порядке всем детям, больным данной формой злокачественной опухоли, независимо от ее гистологической природы, распространенности и наличия осложнений, например, физикальное исследование пораженной области, исследование регионарных лимфатических узлов, рентгенография пораженного отдела скелета при опухолях костей. Часто диагностический этап может быть закончен после использования частных методов обследования. Необходимо помнить об отрицательном воздействии рентгеновских лучей на растущий организм и, по возможности, шире использовать у детей методы ультразвуковой диагностики. Специальные методы исследования проводятся лишь при наличии определенных показаний. Например, при подозрении на опухоль мозга назначают электроэнцефалографию, радиоизотопную энцефалографию, ангиографию сосудов головного мозга.
Рентгенография органов грудной клетки как метод исследования показана при любых опухолях, имеющих склонность к мета- стазированию в легкие (саркомы костей, нефробластома). Рентгеновские снимки органов грудной полости необходимо выполнять в двух взаимно перпендикулярных проекциях — передней и боковой. Рентгенографию и сцинтиграфию костей скелета используют при определении степени распространенности новообразований, имеющих тенденцию к метастазированию в кости (нейробластома, саркома Юинга). Сцинтиграфию — радиоизотопный метод исследования с применением радиоактивных препаратов стронция, галлия, технеция, — применяют для поиска скрыто протекающих метастазов. Рентгенография органов брюшной полости помогает в определении локализации опухоли, особенно при наличии в ней кальцификатов. Обзорные рентгенограммы живота производят в прямой и боковой проекции. Ультразвуковой диагностике отдается предпочтение при исследовании органов брюшной полости и почек. Она позволяет дифференцировать очаговые и диффузные поражения, легко обнаруживает кистозные образования, опухоли, гематомы печени, гидронефроз и другие заболевания. В последние годы у детей с большим успехом для определения локализации, размера и формы различных опухолей используется компьютерная томография.
Компьютерная томография Диагностика злокачественных заболеваний кроветворной и лимфоидной ткани основывается на достоверном подтверждении наличия специфического субстрата при исследовании костного мозга, цитологического и гистологического исследования увеличенных лимфоузлов. Кроме того, в детской онкогематологической практике все шире применяются инструментальные (или параклинические) методы исследования, дающие возможность провести своевременную диагностику злокачественного процесса и дифференциальную диагностику на самом высоком уровне. Вопросы для самоконтроля 1.Что такое диагностика онкологических заболеваний?
2.Что подразумевается под онкологической настороженностью медицинского работника? 3.Назовите ранние признаки возможного развития онкологического заболевания. 4. Что включает в себя физикальное обследование пациента? 5. Какова роль медицинской сестры в подготовке пациента к 6. Как подготовить пациента к эндоскопическому исследованию толстого кишечника, к ФГДС? 7. В чем заключается подготовка пациента к ультразвуковому 8. Что такое опухолевые маркеры? 9. Расскажите об особенностях диагностики опухолевых заболеваний у детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|