Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности диагностики злокачественных опухолей у детей

Своевременное распознавание злокачественного заболевания у детей, так же, как и у взрослых, часто зависит от своевременного обращения родителей ребенка к врачу. У педиатра тоже постоян­но должна присутствовать онкологическая настороженность, тре­бующая при обследовании ребенка искать, а не исключать злока­чественную опухоль во всех случаях затрудненной диагностики.

Врач вынужден активно выявлять признаки болезни, предпо­лагая жалобы ребенка, так как порой невозможно получить жа­лобы и анамнез от самого пациента (дети раннего возраста), а данные, полученные при расспросе родителей, малоинформатив­ны. Поэтому при обследовании ребенка с подозрением на опухоль объективное исследование занимает большое место, чем в обследовании детей старшего возраста и взрослых.

Опухоли у детей часто встречаются в труднодоступных для исследования местах (полость черепа, забрюшинное пространство), когда даже сложные методы исследования не всегда позволяют поставить диагноз на раннем этапе развития опухоли и обнару­жить новообразования удается, лишь когда оно достигает опреде­ленных размеров.

У детей встречается относительно малое число визуально обна­руживаемых опухолей. К ним относятся врожденные лейкозы, на которые указывают увеличенные лимфоузлы и лейкемоиды на коже; опухоли мягких тканей, рабдомиомы влагалища. Доброка­чественные опухоли — ангиомы обнаруживаются уже при обыч­ном осмотре ребенка при рождении.

Злокачественные опухоли у детей имеют множество масок, под которыми они скрываются. И наоборот, любое заболевание в ран­нем детском возрасте и даже некоторые физиологические состоя­ния могут своими симптомами напоминать опухолевый процесс. Почти все диагностические исследования у детей необходимо проводить, используя анестезиологическое пособие, чтобы обезбо­лить исследование и добиться неподвижного положения больного. Поэтому рекомендуется проводить в это время не одну, а несколь­ко процедур, требующих иммобилизации ребенка.

Всем вышеперечисленным обусловливаются особенности диаг­ностики опухолей у детей. Различают три группы методов обсле­дования детей: общие, частные и специальные.

К первой группе относятся:

— расспрос родителей и ребенка (при возможности) с удалением особого внимания семейному анамнезу,

— осмотр и физикальное исследование всех органов и систем при необходимости пальпация под наркозом органов брюшной полости и таза),

—определение массы тела и роста ребенка,

—измерение температуры тела,

—измерение артериального давления,

— общий анализ крови с оценкой функции костного мозга,

— общий анализ мочи,

— оценка функционального состояния печени и почек

Эти данные помогают не только установить диагноз, но и оце­нить изменение функции отдельных органов после проведенного противоопухолевого лечения.

К частным методам относятся методы, применяемые в обяза­тельном порядке всем детям, больным данной формой злокаче­ственной опухоли, независимо от ее гистологической природы, распространенности и наличия осложнений, например, физикальное исследование пораженной области, исследование регионарных лим­фатических узлов, рентгенография пораженного отдела скелета при опухолях костей. Часто диагностический этап может быть закончен после использования частных методов обследования. Не­обходимо помнить об отрицательном воздействии рентгеновских лучей на растущий организм и, по возможности, шире использо­вать у детей методы ультразвуковой диагностики.

Специальные методы исследования проводятся лишь при на­личии определенных показаний. Например, при подозрении на опухоль мозга назначают электроэнцефалографию, радиоизотоп­ную энцефалографию, ангиографию сосудов головного мозга.

Рентгенография органов грудной клетки как метод исследова­ния показана при любых опухолях, имеющих склонность к мета-

стазированию в легкие (саркомы костей, нефробластома). Рентге­новские снимки органов грудной полости необходимо выполнять в двух взаимно перпендикулярных проекциях — передней и боко­вой.

Рентгенографию и сцинтиграфию костей скелета используют при определении степени распространенности новообразований, имеющих тенденцию к метастазированию в кости (нейробластома, саркома Юинга). Сцинтиграфию — радиоизотопный метод ис­следования с применением радиоактивных препаратов стронция, галлия, технеция, — применяют для поиска скрыто протекаю­щих метастазов.

Рентгенография органов брюшной полости помогает в определении локализации опухоли, особенно при наличии в ней кальцификатов. Обзорные рентгенограммы живота производят в прямой и боковой проекции.

Ультразвуковой диагностике отдается предпочтение при ис­следовании органов брюшной полости и почек. Она позволяет диф­ференцировать очаговые и диффузные поражения, легко обнаруживает кистозные образования, опухоли, гематомы печени, гид­ронефроз и другие заболевания.

В последние годы у детей с большим успехом для определения локализации, размера и формы различных опухолей использует­ся компьютерная томография.

 

Компьютерная томография

Диагностика злокачественных заболеваний кроветворной и лимфоидной ткани основывается на достоверном подтверждении на­личия специфического субстрата при исследовании костного моз­га, цитологического и гистологического исследования увеличен­ных лимфоузлов. Кроме того, в детской онкогематологической практике все шире применяются инструментальные (или пара­клинические) методы исследования, дающие возможность провес­ти своевременную диагностику злокачественного процесса и диф­ференциальную диагностику на самом высоком уровне.

Вопросы для самоконтроля

1.Что такое диагностика онкологических заболеваний?

2.Что подразумевается под онкологической настороженностью медицинского работника?

3.Назовите ранние признаки возможного развития онкологи­ческого заболевания.

4. Что включает в себя физикальное обследование пациента?

5. Какова роль медицинской сестры в подготовке пациента к
рентгенологическому исследованию?

6. Как подготовить пациента к эндоскопическому

исследованию толстого кишечника, к ФГДС?

7. В чем заключается подготовка пациента к ультразвуковому
исследованию органов брюшной полости?

8. Что такое опухолевые маркеры?

9. Расскажите об особенностях диагностики опухолевых заболеваний у

детей.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...