Метод социологии культуры в трудах классиков и современности. А.Вебер как создатель культуры социологии.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Альфред Вебер. Социология культуры. 1868-1958 А.Вебер считается создателем социологии культуры – культур социологии, как науки, главная задача которой – целостное постижение историй человечества, понимаемой как история культуры. Главная идея – исторический подход к культуре. Культура как целостность и исторический процесс, как процесс социокультурной динамики. Дружба с Максом Шеллером (создатель культурной антропологии) Под влиянием экзистенционализма – под финал творческой жизни. Основные труды А.Вебера: «История культуры как культур социологии» (1935), «Принципиальное замечание к социологии культуры», «Германия и кризис европейской культуры», «Прощание с прежней историей». Главная задача в данном случае – рассмотрение истории культуры, как некой тотальности, всеобщности. Раскрытие того общего, что присуще развитию всех культур. Главная задача социологии культуры - раскрытие того общего, что присуще истории культуры разных стран и народов. СК – наука-лидер, интегрирующая наука Частная гуманитарная дисциплина рассматривает материальный аспект культуры. Духовная культура, которая включает в себя музыку, религию, философию… – главное звено культуры, а не способ производства (А.Вебер) А. Вебер делает вывод, что история культуры, как общей науки - не существует, т.к. исследователи упускают из виду духовный компонент культуры, являющийся ее стержнем. Существует три аспекта тотального исторического процесса: 1) Культурный; 2) Цивилизационный; 3) Социальный. Культура возникает тогда, когда человек поднимается над уровнем витального бытия (физиологического). Цивилизация связанна с рационализацией бытия, с овладением человеком силами природы.
Невозможно перенесение культуры во времени и пространстве, без изменений. Цивилизация переносима, ее плодами пользуются все без исключения народы, в разной степени с разной интенсивностью. Плоды Цивилизации не создаются в процессе креативной, творческой деятельности, а открываются. Культура замкнута в том «историческом теле» и в том времени, в котором она возникла. Перенесение культуры с одной почвы на другую – невозможно. Цивилизация и ее плоды распространяются на все культуры. Цивилизационный процесс - есть общая историческая закономерность. Динамика культуры и цивилизации. Развитие цивилизации – по прямой восходящей. А развитие культуры – ломанная восходящая. Социальный аспект. Культура тесно связанна с социальным организмом, в котором она существует, поэтому нельзя культуру рассматривать в отрыве от общества.
Метод Социологии Культуры. 1) Представление о методе СК в трудах классиков социологии. 2) Представление современных исследователей о методе СК, Метод в значении методология. Э.Дюркгейм – «Метод социологии». Конкретно о СК не писал. Но занимался данной проблематикой, например социология морали. Считает что социология (на тот момент) не выделила свой собственный метод. Ни методик исследование, ни концептуальной схемы построения логики. Дюркгейм предлагает модель - «социальные факты, нужно рассматривать как вещи». Соц.Факты – практически все, что существует в этом мире (соц институты, соц взаимодействие). Эта же модель к анализу социальных фактов в сфере культуры. Дюркгейм считал, что позитивистская социология не выработала собственные методологии социологии, являлась проекцией естественнонаучных законов на общество, при теоретическом исследовании применяла общенаучные методы познания. В работе «метод социологии» Дюркгейм вводит принцип социологизма, базирующийся на объективном анализе социальных фактов. Социальные факты надо рассматривать как вещи.
Эта методология Дюркгеймом применялась и к исследованию культуры.
Первым мысль о том, что СК обладает своим методом, озвучил Георг Зиммель. Создатель парадигмы «формальная социология». Культуру Зиммель видел как главную детерминанту общественного развития, определяющей политическую, экономическую и т.д. сферы. Зиммель был культурным детерминистом. Философия денег – абстрагируется от экономических механизмов появления денег. Изменение социокультурных условий для функционирования денег. Зиммель считал, что социология должна искать свой оригинальный метод, а не заимствовать его из естественных или других социальных наук. Методом этим стал формальный метод или метод поиска чистых форм обобществления (социации). Задача социологии – увидеть формы и проанализировать их. Первый подход к виденью социальной структуры вообще. В терминологии Зиммеля – социальные формы. Зиммель подробно исследовал моду, как социальную форму. Формальный метод позволяет выявить закономерности деятельности тех или иных субъектов культуры, раскрыть специфику создания, распространения и потребления артефактов той или иной культуры.
А.Вебер. Исторический процесс как тотальность. Смотришь на культуру – совокупность несвязанных элементов. Социолог должен понятий упорядочить совокупность, которую он видит. Главное – механизм группировки и типизации. Увидеть логическую взаимосвязь. Социолог культуры должен рассматривать единство материальной и духовной культуры. Метод СК по А.Веберу – это синтез разрозненных структурных элементов и процессов культуры в единое целое. Их группировка и типизация. Социолог должен стремиться раскрыть закономерности становления и развития культуры как целостности. Понять сложную систему взаимосвязи между ее элементами, уметь производить сравнение, сравнительный исторический метод.
Питерим Александрович Сорокин. (макросоциолог) По Сорокину метод СК – поиск логико-смыслового единства культуры. Три типа связи: пространственная связь, внешнее объединение и причинное функциональное единство. Высший тип связи – логико-смысловое единство. В основе – единство значений. Поиск логико-смыслового единства – задача СК.
Современные методы СК, трактовка методов. С 80ых гг 20 вк. Среди современных трактовок методов СК можно выделить подход исследователей Государственного Института Искусствознаний. Дуков, Житков, Хренов, Бояджием, Петров, Соколов. Их методология – системный подход, общенаучный метод, создан в рамках естественных наук. Культурология и СК по их мнению занимается изучение культуры как целостного отдела, как некой системы. Интересуют системные параметры – элементы культуры, компоненты, общественные параметры, связи. В центре внимания взаимосвязь отдельных элементов и компонентов культуры как системы, функционирование этих элементов, компонентов. Социолога/культуролога, важнейшим является изучение механизмов адаптации человека в конкретных условиях, а так же адаптация всей социальной системы во внешней среде..
20.11.12 Структурирование культуры Культуру структурируют по многим основаниям. У культуры два основных базовых свойства, от чего зависит весь процесс структурировании: 1) культура социальна по своей природе (зависит от социума, изменяется вместе с социумом. Классовое структурирование). 2) культура – исторична. Тесно связана с историческими условия своего возникновения и существования. 3) Культуру нельзя рассматривать в отрыве от человеческой деятельности. Культура всегда есть продукт человеческой деятельности. Экономическая деятельность – экономическая культура. Культуру нельзя рассматривать как часть социума.
Культура не является частью социальной системы. Она сосуществует вместе с ней, обеспечивая ее существование и функционирование. В зависимости от носителя – материальная и духовная. Материальная – то, что выражается в конкретных воплощениях, в материальных артефактах. То, что можно назвать «вещь». То, что можно потрогать.
Духовная – смыслы, идеи, норм и т.д. Под материальной культурой традиционно понимают совокупность артефактов, существующих в вещной форме. Под духовной культурой понимают совокупность идей, смыслов, ценностей, норм, которые существуют в общественном индивидуальном сознании и вырабатывается в процессе исторической практики. Не смотря на то, что различия между материальном и духовном производством очевидны (разные подходы), современные исследователи полагают, что разделение этих двух видов культуры – утратило эвристический смысл. Т.к. в каждой вещи заложены духовные компоненты, предшествующие ее созданию и воплощенные в ней, довольно сложно разделить в ней материальное и духовное. То же самое касается идей, смыслов и ценностей, лежащих в основе человеческих действий и подвергающихся в конечном итоге объективизации (объективации) (воплощение в материальном эквиваленте). В зависимости от видов деятельности человека выделяют в структуре культуры, как результат разных видов этой деятельности, культуру: экономическую, правовую, политическую, моральную, эстетическую, научную, философскую и т.д. Постоянная взаимосвязь. Задача социолога – раскрыть эту взаимосвязь, показать, как эти виды культуры влияют друг на друга. Деление по стратификационным признакам. По классовым признакам. В связи с этим выделяют культуру: буржуазии, крупной, мелкой, культуру наемных работников, культуру среднего класса, культуру деклассированных элементов, культура пролетариата и т.д. Классовая (стратификационная) форма культуры – нельзя смешивать с субкультурами! Культуру еще делят на: высокую (элитарную, специализированную), культура народная, культура массовая (популярная). В уровни не укладывается. Иногда выделяют НИЗОВУЮ культуру. Иногда приравнивают к массовой (популярной) культуре. Еще выделяют повседневную культуру. Высокая (специализированная, элитарная) культура. Высокая – выше всех. Элитарная – термин подчеркивает группы, которые эту культуры употребляют и создают – относятся к элите. Специализированная – то, что создается специалистом (можно вычеркнуть, не отвечает реалиям). Элитарная культура – это высшее достижение в искусстве, науке, религии, морали, философии. То, что признанно специалистами в данной отрасли/сфере, и отнесено ими в эту категорию. Культура для избранных. С этим сложно согласиться, т.к. далеко не все произведения (продукты) высокой культуры не доступны понимаю масс (например пейзаж). «Специализированная культура» понимается, как культура создаваемая специалистами, подготовленными людьми, и/или для специалистов, для подготовленных людей, с чем тоже трудно согласиться.
Массовая культура. Первые проявления носили критический характер. Первоначально массовая культура приравнивалась к низшей. Затем начали рассуждать «откуда эта массовая культура взялась». Очевидно, что массовая культура – продукт массового общества. Из массового производства. Это радио, появление кинотеатров и т.д. Например сентиментальные песни, аргентинское танго и т.д. В общем – созданное народом для народа. Популярность+массовость не является низшим. Массовая культура – культура для большинства народа, поэтому ее и называют популярной, она предполагает создание и распространение культурных образцов, продуктов, артефактов, которые могут быть поняты и восприняты большинством людей. Очень часто с массовой культурой связывают такие свойства как – упрощенность, схематизация, сведение более сложных явлений к более простым, и т.д. Вместе с тем массовую культуру иногда делят на три уровня: Арт, Мид культура и китч культура. Деление есть, но очень относительное.
Китч – это низовая культура, часть массовой культуры, которую никак нельзя поставить ступенью выше. Народная культура. Она лежит вне этой иерархии, потому что ценность Народная культура признается всеми. Признается определенным достоянием. Народная Культура – культура этническая, создаваемая анонимными творцами и передаваемая из поколения в поколение представителями этого народа. Как правило, Народная культура – довольно замкнутая, замкнутый характер носит, но вместе с тем обществом и государством, как правило, признается ценность народных этнических культур, и делается все, чтобы сохранить их. Народная культура затухает, потому что появилась массовая культура. В эпоху массовых культур НК утрачивает свое значение.
Попытка некоей систематизации. Не просто разделение на виды, а выделение ядра и перефирии. Модернисткая модель структуры культуры. Традиционная для 19-20 века… Исследователи института искусствознания выделили модель: Ядро – это ценности, нормы, идеи и т.д., составляющие основу этой культуры, разделяемые большинством и поддерживаемые государством. Вокруг ядра располагается огромное множество разных субкультур, связанных с ядром, чем больше субкультур, тем выше адаптивная способность культуры, тем она богаче. Ядро окружено «защитным поясом» из субкультур наиболее близких к ядру, защищающих ядро от вторжения агрессивно-новаторских или напротив – ультраконсервативных субкультур. В постмодернистской модели единство культуры распадается на множество субкультур, нет центрирующего элемента, т.е. ядра. С.И.Левикова вводит понятие фундамента, вместо ядра. То, что не дает культуре распадаться без ядра. Он опосредованно воздействует, не центрирует, но составляет базис.
04.12.12
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|