Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимодействие культур. Межкультурные коммуникации,




Выделяется несколько уровней взаимодействия культур:

-Национальные (между странами)

-Этнические

-Цивилизационный

Так же можно вопрос рассматривать в контексте взаимодействия социальных групп и межиндивидуальной коммуникаций.

18в Гердер - концепция связанная с проблематикой взаимодействия культур. На примере Др.Греции развивалась под культурой Др.Египта.

Не только мирным путем но и путем конфликтного взаимодействия.

Типы взаимодействия (Данилевский).

4 типа взаимодействия культур по А.Фёрнхэм (Furnham) и С.Бёчнер (Bochner):

1) Геноцид – одна этническая культурная группа, обычно численно доминирующая, уничтожает всех членов другой группы, вступая с ними в контакт.

2) Ассимиляция – поглощение одной культуры другой. Формирование единой культуры за счет поглощения.

3) Сегрегация – изолированное независимое существование этнических культур. Редко встречается (индейские резервации в Америке). Направлена на то, чтобы свести взаимодействия к минимуму

4) Интеграция – вид совместимости когда разные культуры сохраняют присущую им индивидуальность, но объединяется в единое общество на другом, одинаково значимом для них, основании.

Например: Советский союз.

Следует стремиться к интеграции, когда происходит взаимодействия цивилизаций.

Другие формы по Бахтиму и Данилевскому: Диалог. Взаимный равноправный диалог культур.

Диалог культур помогает увидеть те идеи и смыслы, которые, возможно, не видят носители каждой из культур. Другими чужими глазами взглянуть.

Диффузия – взаимопроникновение идеи, смыслов, взаимное обогащение культур. Культурная диффузия. (картошка, православие, алфавит в России)

Аккультурация – процесс взаимовлияния культур, полное или частичное принятие одним народом культуры другого народа.

Аккомодация – приспособление одной культуры к другой, более распространенной. (все познают английский язык) В последних двух типах обычно выделяют культуру-«донор» и культуру-«реципиент».

Культурная экспансия – сознательно организованное вторжение каких-то идей, смыслов, нравственных политических и других ценностей и норм одной культуры в другую. Культурный имперализм.

Культуры могут быть открытыми и закрытыми. Открытость культуры предполагает ее готовность к взаимодействию. Закрытость культур называется «культурным изоляционизм». Только торгово-экономический обмен, но не всегда.

 

Межкультурные коммуникации.

Предполагает разные формы взаимодействия, включает взаимодействия внутри определенной культуры.

Так же происходит процесс поляризации (отдаление культур) в противовес глобализации.

Раньше был один полюс – западная Европа. То теперь второй полюс – Восточный.

Доктрина мультикультурализм. Создавался в конце 20 века. В эпоху перехода к информационному или постиндустриальному периоду. Отказ политики культурной гегемоники. Направлен воспитать в этническом сообществе толерантность. Не оправдалась.

Бунты арабской молодежи во Франции.

Актуальность исследования межкультурных коммуникаций сегодня обуславливается

-культурной глобализацией

-поляризацией мирового сообщества по принципу разделения культурных систем.

-резкое сокращение рождаемости в развитых странах

-большой поток трудовых мигрантов (как правило низкоквалифицированные)

Происходит классовый конфликт.

Процесс межкультурной коммуникации связан с развитием средств этой самой коммуникации и культура в целом переживает несколько мощных толчков, который трансформирует эти самые средства:

-возникновение человеческой речи

-появление письменности дает возможность передавать информацию людям, находящимся далеко

-развитие книгопечатанья дает возможность многим людям ознакомиться с социально-значимой информации

–распространение ТВ

-появление сотовой связи и интернета, которая связала последние изобретения в единое целое и позволило всем стать участником и свидетелями исторически-культурного процесса

-бурное развитие туристической индустрии.

Межкультурная коммуникация – это информационное взаимодействие культур в процессе и результате прямых или опосредованных контактов между разынми этническими и национальными группами.

Непосредственно (напрямую), опосредованно (разные источники типа документов).

Слово «коммуникация» в русском языке появилось в связи с международными событиями. Употребил Петр1. От лат. Communicatio, общий корень communis – общий, всеобщий. Communio – общность, соучастие.

С одной стороны смысл передачи информации. С другой – соучастие. Не только информационный, но и эмоциональный аспект. Она способствует сохранению и развитию духовного единства человеческой общности. Без коммуникации – единство не способно.

Коммуникация не является единственным способом взаимодействия. Коммуникация предполагает мирное взаимодействие.

Выделяют коэрцию – форма взаимодействия основанная на насильственном принуждении. Когда невозможно договориться.

Главная функция межкультурной коммуникации – в самом широком смысле это корреляция отношений между странами и этносами, социальными слоям, классами, национальными группами внутри страны, религиозными организациями, субкультурными формами, с целью поддержания динамического единства и целостности мировой социокультурной системы.

Средства реализации этой функции: 1) создание поддержание картины мира. 2) создание картины общностей. 3) трансляция ценностей культуры.

Межкультурная коммуникация является важным экономическим фактором.

 

Индивидуальный уровень межкультурной коммуникации

Адаптация к новой социокультурной среде.

Основные формы аккультурации в индивидуальном контексте.

-сохранять или не сохранять собственную культуру

-как вписаться в новую культуру, стоит ли?

Ассимиляция. Результат аккультурации. Человек полностью. Принимает чужие ценности и нормы и отказывается от своих.

Сепарация. Отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей.

Сегрегация. То же что и сепарация, но Не по воле самого человека, а по воле культуры

Маргинализация. Потеря своей культуры и не включенность в другую.

Интеграция. Идентификация как со старой так и с новой культурой.

Успешность аккультурации в личностном аспекте определяется позитивной этнической идентичностью и этнической толерантностью. Результатом является долговременная адаптация к жизни в чужой культуре.

 

Задание на семинар:

Выделить основные ценности Восточной культуры и Западно-Европейской культуры. Например Как форма ментальности. То же самое о Русской культуре.

Выделить стереотипы, попытаться сформулировать о русской культуры, которая есть вообще в принципе. Взять один этнос и попытаться найти стереотипы.

Проблемы понимания в межкультурной коммуникации и непонимание.

Различные проявление непонимания (расизм, национализм, этноцентризм, шовинизм разной формы). Посмотреть термины, чем они друг от друга отличаются. Пара кратких дискуссионных докладов. Сформулировать вопросы к аудитории. Сообщение на 5 минут.

Темы: Проблема антисемитизм. МНЕ Соотношение национализм и патриотизм.

 

Антисемити́зм — одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям как этнической или религиозной группе, часто основана на предрассудках. Антисемитизм является одной из разновидностей ксенофобии.

http://kob.in.ua/stati/chto-takoe-antisemitizm.html - сайт пропагандирующий антисемитизм. 1. Джордано Бруно (итальянский учёный и философ, 1548 - 1600): "Евреи являются зачумлённой, прокажённой и опасной расой, которая заслуживает искоренения со дня её зарождения".

3. Артур Шопенгауэр (великий немецкий философ, 1788-1860): "Евреи являются величайшими виртуозами лжи".

4. Иоганн Вольфган Гёте (немецкий писатель 1749 - 832): "Они, жиды, имеют веру, благословляющую их на обкрадывание чужаков".

10. Тацит (римский историк, 58 - 117): "Евреи считают осквернительным и презирают всё то, что нам свято и делают то, что вызывает в нас отвращение".

11. Сенека Луций Аней (римский философ-стоик, политический деятель и писатель Древнего Рима, 63 г. до н.э. - 65 г. н.э.): "Этот народ, жиды, - чума. Обычаи этого преступного народа настолько укрепились, что широко распространяются во всех странах".

12. Пётр Первый (русский император, 1672 - 1725): "Я предпочитаю видеть в моей стране магометан и язычников, нежели евреев. Последние являются обманщиками и мошенниками. Они не получат разрешение поселяться и устраивать свои дела. Несмотря на мои распоряжения, они стараются осуществлять это подкупом моих чиновников с целью стать равноправными".

13. Николай I (русский император 1796-1855): "Евреи здесь сильно эксплуатируют несчастное население, это настоящие пиявки, рассеянные повсюду и высасывающие из населения кровь. Главной причиной разорения крестьян являются евреи".

23. Бисмарк Отто фон Шенхаузен (первый рейхсканцлер Германской империи 1815 - 1898): "У жидов нет своей родины. Они нечто общеевропейское, космополитическое. Они номады. Придавите одного жида и со всех сторон раздастся крик".

И.Г.Фихте (1762 -1814 гг.), немецкий философ: «Иудаизм столь ужасен потому, что он основан на глубокой ненависти ко всему человеческому роду».

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ЕВРЕЯХ

Не только элита понимала сущность "богоизбранных". Простой русский народ понимал евреев прекрасно. Можно взять несколько русских народных пословиц и поговорок (9):

- "Черти и жиды - дети сатаны".

- "Жиду верить, что воду ситом мерить".

- "Жид обманом сыт".

- "Жид правды боится, как заяц бубна".

- "Нет рыбы без кости, а жида без злости".

- "Чтоб не прогневался Бог, не пускай жида на порог".

- "Жид в деле, как пиявка в теле".

- "Кто жиду волю дает, тот сам себя продает".

- "Кто служит жиду, не минует беду".

- "Чтобы выгоды добиться, жид всегда готов креститься".

И так далее. Естественно, еврейская цензура постаралась эти пословицы вычистить из кладезя народной мудрости. Эти пословицы и поговорки вы увидите только в старых дореволюционных изданиях.

Термин обозначает враждебность по отношению к евреям и/или иудеям, а не ко всем народам семитской языковой группы. Слово «антисемитизм» было впервые употреблено немецким публицистом Вильгельмом Марром в XIX в. его памфлете «Победа германизма над еврейством». Термин объясняется расистскими представлениями о биологической несовместимости европейцев, фигурировавших у первых идеологов расового антисемитизма как «германская» или «арийская» раса, и евреев как представителей «семитской расы». С тех пор он обозначает именно вражду к евреям, несмотря на попытки, исходя из этимологии, распространить термин на арабов, ввиду того что они также говорят на языке семитской группы(Эдвард Саид и др.). Вернее, он широко употреблял слово "семиты", а анти- пристыковалось к этому слову уже позднее. Учёные его не испльзуют, поскольку под это понятие подпадают этнически различные группы, объединённые по языковому принципу.

Античный антисемитизм. Наиболее древний вид антисемитизма, рассматриваемый историками как предубеждение к иудеям со стороны язычников в античную эпоху. Идеологи античного антисемитизма обвиняли евреев в ненависти ко всем народам, тайным и явным преступлениям против национальных нравов и обычаев, подрыве экономики, распространению лжеучений, нелояльности и т. п. Обвинение в принесении человеческих жертв и каннибализме трансформировалось впоследствии в кровавый навет.

Христианский антисемитизм, возникший около II века. Предполагает ненависть к евреям как носителям иудаизма, за то, что те не признают Иисуса Мессией, а также исходя из убеждения, что они были причастны к его распятию. Это убеждение обусловлено содержанием Нового Завета и христианской доктриной. Поскольку в христианстве Иисус считается Богом, весь еврейский народ объявлялся «Богоубийцами». Для такого мировоззрения характерно разделение людей по критерию вероисповедания, а не национальности. Таким образом, в идеальном варианте, иудеи, переходя в христианство, переставали быть предметом ненависти. На практике так происходило не всегда, и зачастую такие люди и их дети, несмотря на смену религии, не признавались полноценными членами общества и назывались «выкрестами» (например, марраны). На сегодня религиозный антисемитизм не ограничивается христианством, поскольку антиеврейские настроения, основанные в том числе на религиозных мотивах, широко распространены среди мусульман.

Сравнение иудаизма с сатанизмом, сатанизм как ветвь иудаизма и связанный с этим антисемитизм

Расовый антисемитизм, возникший в XIX в. Его можно назвать «классическим»: именно с ним связано возникновение самого понятия «антисемитизм», и именно его результатом стало крупнейшее проявление антисемитизма — холокост. Рассматривает евреев в качестве прирождённых носителей неких биологически ущербных признаков, а потому не только не признаёт за ассимилированными евреями права на существование, но и считает их наиболее опасными, так как они вносят «порчу» в здоровое тело нации и пытаются тайно захватить власть над ней.

«Новый антисемитизм» или антисионизм. В конце 1990 годов в еврейской среде появилось понятие «новый антисемитизм», распространяющее определение антисемитизма на ненависть к национальным устремлениям евреев, прежде всего к сионизму и Государству Израиль.

Грань между антисемитизмом и критикой сионизма и политики Израиля, как и критика любой идеологии и политики — часто бывает трудноуловима и ещё более труднодоказуема, что позволяет, с одной стороны, оправдывать антисемитизм как «критику израильской политики», а с другой, дискредитировать любую критику Израиля как проявление антисемитизма.

В полемической публицистике возникают также новые формы антисемитизма в различных постхристианских субкультурах («рок-антисемитизм»), в левых и правых (не только неонацистских) политических кругах, в новых движениях.

Популярно также понятие «бытовой антисемитизм», что, как явствует из самого понятия, не является идеологией, но представляет собой бытовое неприятие евреев, связанное с распространёнными представлениями об их образе жизни и отношении к неевреям.

Известный российский историк и этнолог Виктор Шнирельман полагает, что кроме этнического и религиозного антисемитизма существует также антисемитизм как реакция на социальную модернизацию, носителями которой считают евреев. Носителями такой формы антисемитизма могут быть в частности коммунисты или консерваторы.

Философы

«Христиане бывали антисемитами главным образом по мотивам религиозным. Евреи признавались расой отверженной и проклятой не потому, что это низшая раса по крови, враждебная всему остальному человечеству, а потому, что они отвергли Христа. Религиозный антисемитизм есть в сущности, антиюдаизм и антиталмудизм. Христианская религия действительно враждебна еврейской религии, как она кристаллизовалась после того, как Христос не был признан ожидаемым евреями Мессией.»

— Н.А. Бердяев, «Христианство и антисемитизм»

Ряд известных философов полагали, что в основе антисемитизма лежат психологические комплексы.

Антисемит — это человек, который боится. Нет, не евреев, конечно, — боится самого себя, боится своей совести и своих инстинктов, боится свободы и ответственности, боится одиночества и боится перемен, боится общества и боится мира, — он боится всего, и не боится только евреев.

— Жан-Поль Сартр «Размышления о еврейском вопросе»

«В основе антисемитизма лежит бездарность. Когда изъявляют претензии на то, что Фрейд еврей, что еврей Бергсон, то это есть претензии бездарности. В этом есть что-то жалкое. Есть только один способ борьбы против того, что евреи играют ведущую роль в науке, философии и т. д.: делайте сами великие открытия, будьте великими учёными. Бороться с преобладанием евреев в науке можно только одним способом — собственным творчеством. Свобода есть испытание силы. Унизительно думать, что свобода всегда оказывается благоприятной для евреев и неблагоприятной для неевреев».

— Н.А. Бердяев, «Христианство и антисемитизм»

Термин «антисемитизм» широко используется в израильской общественной полемике, а также во внутриееврейской полемике. В этой связи появилось и специальное определение «еврей-антисемит» или «еврей-самоненавистник», которым оппоненты часто называют друг друга.

Борьба с антисемитизмом

До конца XIX века существовало три реакции евреев на антисемитизм:[144]

Стать членом элиты общества, выдающимся специалистом, советником при правителе и т. п., что избавляло от преследований и дискриминации.

Ассимиляция, в крайнем выражении — смена религии, ибо дискриминация в этот период была именно по религиозному признаку, а не по этническому

Эмиграция, то есть переезд в другую местность или страну, где евреев не преследовали или ограничения были слабее.

Все эти способы помогали решить личные проблемы конкретного человека и его семьи, но не касались других евреев. В конце XIX века появилось два новых вида реакции, направленных на решение проблемы антиеврейской дискриминации в корне:

Участие в социальных преобразованиях, включая революции, которые должны были предоставить евреям равенство

Сионизм

В конце XX — начале XXI века появились новые организации по борьбе с антисемитизмом. Для борьбы с антисемитизмом был создан ряд организаций и объединений, например Антидиффамационная лига.

Кроме этого мониторингом антисемитизма занимается ряд научных организацией, например Институт Стефана Рота при Тель-Авивском университете. Антисемитские акции отслеживает также Центр Симона Визенталя.

В 2005 году ООН приняла специальную резолюцию против антисемитизма, а Европейский союз провёл в 2005—2006 гг. ряд мер для борьбы с антисемитизмом в Европе. Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью в 2004 г. приняла рекомендацию о борьбе с антисемитизмом.[145]

Антисемитизм подвергается критике как и другие проявления национальной нетерпимости и ксенофобии. В частности, Фридрих Ницше писал, что «антисемит не становится приличнее оттого, что лжёт согласно принципу». Антисемитизм высмеивал в песне советский поэт Владимир Высоцкий.

Антисемитская литература

Адольф Гитлер. Майн Кампф

Климов Г. П. «Божий народ»

Истархов В. А. «Удар русских богов»

Мухин Ю. И. «Евреям о расизме», «Тайны еврейских расистов», «Тайны Израиля»

Дуглас Рид «Спор о Сионе»

Антисемитизм как социологическое явление развивался параллельно расизму Гобино и изначально был с ним никак не связан. Еще в средневековый период в народных массах сложилась привычка переносить вину за социальные, экономические и политические проблемы, конфликты и трения на миноритарные группы, куда относились колдуны, ведьмы, а также религиозные и этнические меньшинства. Сложно объяснимые причины социальных катастроф – неурожаев, жестокой эксплуатации, болезней, эпидемий, трудного экономического положения и т.д. – объяснялись общественным мнением с помощью «козней дьявола», который действует якобы через свои «инструменты» (куда попадали и евреи, живущие отдельно от христиан и продолжавшие исповедовать свою религию, о сути которой ходили самые невероятные слухи). Ситуация усугублялась тем, что еврейское меньшинство, чрезвычайно активное и энергичное, будучи социально ограниченым и замкнутым в рамках гетто, пыталось добиться социального влияния окольными путями – через экономическую деятельность, ростовщичество, советничество, сложные социально-политические интриги. Когда это им удавалось, и евреи начинали играть важную социальную роль в обществе, это только усугубляло подозрительность и неприязнь простонародья, а в определенных случаях служило канализацией социальных напряжений и для властных элит (политических и церковных). Отсюда известные еврейские погромы, насильственная христианизация евреев – вплоть до тотальной депортации из страны (как в случае «католических королей» Изабеллы и Фернандо, выславших всех евреев Испании за ее переделы – Альгамбаргский декрет 1492 года).

Наступление Нового времени влекло за собой серьезные социальные сдвиги, слом старых структур, и это снова, как побочный продукт, вызвало в консервативных кругах Европы идеи о «дьявольских кознях», пособниками которых выступали секты и среди прочих евреи. Эти идеи имели устойчивое хождение в католической среде, где раннехристианская полемика «Евангелия» с деревним иудаизмом (фарисеями и саддукеями) проецировалась на актуальные социальные события и толковалась в соответствующем духе.

В XIX веке стали появляться секулярные версии антисемитских учений, например, у Хьюстона Стюарта Чемберлена (1855--1927), или обновленные христианские версии – как у русского консерватора Сергея Нилуса (1862– 1929), опубликовавшего в царской России печально известные «Протоколы сионских мудрецов». Смысл этих теорий заключался в том, что социально-политическая и экономическая история Нового времени связана с деятельностью особой революционной подрывной тайной организации, поставившей своей целью разрушение традиционного порядка Европы – религий, государств, монархий, культур, социальных и моральных систем и т.д. Этой организацией объявлялась этноконфессиональная группа евреев (совместно с масонами) – так называемый, «еврейский» или «иудео-масонский» заговор. Ее деятельность была призвана подорвать существующие социальные системы и на обломках создать «всемирную империю» под еврейским контролем («мировое правительство»). Это должно было стать преддверием прихода «машиаха», который для христианского мира окажется «сатаной» и «антихристом», а в секулярных версиях антисемитизма речь шла об этнической эксплуатации мировой элитой евреев всех остальных народов – «гоев» («гоями» еврейская традиция называет всех «неевреев»).

Эта модель объяснения социальных событий через фактор «еврейского заговора» имела много сторонников, так как социальная активность евреев в Новое время, когда этно-религиозные запреты с них были сняты и гетто в большинстве европейских городов перестали существовать, бросалась в глаза и при желании могла быть интерпретирована в негативном ключе. Число евреев среди представителей крупного капитала и особенно банкирских домов Европы была диспропорционально велико, что даже Маркса вынудило написать о евреях (отец Маркса был евреем, принявшим христианство) довольно жесткие слова:

«Какова мирская основа еврейства? Практическая потребность, своекорыстие. Каков мирской культ еврея? Торгашество. Каков его мирской бог? Деньги... Итак, мы обнаруживаем в еврействе проявление общего антисоциального элемента... Эмансипация евреев в ее конечном счете есть эмансипация человечества от еврейства». И далее: «Что являлось, само по себе, основой еврейской религии? Практическая потребность, эгоизм. То, что в еврейской религии содержится в абстрактном виде — презрение к теории, искусству, истории, презрение к человеку как самоцели — это является действительной, сознательной точкой денежного человека… Химерическая национальность еврея — есть национальность купца, вообще денежного человека» (23).

Здесь мы имеем дело с левой, социалистической версией антисемитизма.

Совокупность этих разнородных религиозных, социальных, расистских конспирологических теорий(24) вошла составной частью в национал-социализм и стала интегральной частью его интерпретации социальных, экономических, политических и исторических явлений.

В рамках общедиурнического дуализма антисемитизм стал играть роль социологического критерия, к которому так или иначе пытались свести все отрицательные явления. Противостоящий Германии Гитлера буржуазный мир (Англия, Франция, США) объявлялись цитаделью «еврейских банкиров». СССР описывался как страна, где правят «евреи-коммунисты». И в самой Германии все зло сводилось к «внутреннему врагу», то есть снова к «евреям».

На этой основе постепенно складывалась идея «окончательного решения» всех проблем – депортация или уничтожение евреев должны были избавить национал-социалистический социум от самого источника негативных явлений.

Дифференциация и соотношение патриотизма и национализма

Современная эпоха, ее противоречия и альтернативы формируют новый, неоднозначный, многогранный облик патриотизма. С одной стороны, возрастает многообразие человеческих сообществ, усиливаются специфические особенности культуры, растет тяготение к их сохранению, а с другой стороны, возникает реальное единство и взаимозависимость народов, усиливается международное сотрудничество и понимание того, что складываются обще цивилизационные процессы, что важнейшие национальные и внутригосударственные проблемы могут быть решены лишь совместными усилиями.

Патриотическое сознание в современных условиях представляет собой как бы равнодействующую между противоборствующими тенденциями, одна из которых продолжает видеть в различиях между народами фактор их отторжения друг от друга и стремится превратить патриотизм в консервант обособленности данного народа от других, вторая же стремится придать отношению граждан к своему отечеству характер открытости, использовать феномен различий в качестве фактора взаимопритяжения и взаимообогащения.

К числу острейших проблем не только России, но всего мирового сообщества относится рост числа межнациональных конфликтов и противоречий, вызванных в ряде случаев обострением национализма и внутреннего сепаратизма. В связи с этим важным представляется анализ конкретных проявлений националистических взглядов, а также их сопоставление с проблематикой патриотизма. Распространенностью национализма, его многообразием и мобилизующим потенциалом объясняется пристальное внимание обществоведов к этому феномену общественной жизни, множественность подходов и оценок, полемический характер многих исследований на тему национализма.

Слово «нация» латинского происхождения и изначально обозначало представления о кровном родстве. Оно производно от причастия прошедшего времени глагола nasci, означающего «родиться». Отсюда латинское существительное nationem, означающее порода, или раса. Термины, используемые для обозначения человеческих общностей (такие как раса или класс) обладают полисемантическим потенциалом, и термин «нация» не стал исключением. В средневековых университетах nationem обозначали студенческие землячества. Но когда в конце XIII в. это слово было введено в английский язык, оно использовалось в своем первоначальном смысле для обозначения кровнородственной группы. Однако, уже к началу XVII в. нация обозначала жителей страны независимо от этно-территориальной принадлежности и, таким образом, стала синонимом менее специфичных человеческих категорий, таких как народ или граждане

 

На Западе эта практика рассматривать нации и государства как синонимы распространена по сей день - отсюда такие сочетания, как Организация Объединенных Наций, национальная безопасность, национальные интересы, национальная сборная команда и даже (в Индии) - «национальная погода», означающая метеорологическую обстановку в масштабах страны. С этой точки зрения число наций совпадает с числом государств - членов ООН. Второе значение термина - народ, и в этом смысле термин нация может обозначать разные человеческие общности. Нациями или народами можно назвать 11 тыс. жителей государства-острова Науру в Тихом океане, более 140 млн. россиян и почти миллиард индийцев, говорящих на сотнях различных языков.

Согласно другой интерпретации, более привычной для жителей постсоветских и восточноевропейских государств, народ, или нация, идентичен этносу - по крайней мере, если его численность достигает некой, хотя весьма неопределенной величины, и он расселен более или менее компактно на территории, рассматриваемой в качестве родины. С этой точки зрения россияне и индийцы - это не нации, а многонациональные гражданско-политические общности.

Этническая интерпретация нации отражена в Конституции нашей страны, начинающейся словами «Мы, многонациональный народ Российской Федерации...», в названии созданной в 1991 г. Организации Непредставленных Наций и Народов, устава которой придерживается большинство отечественных и значительная часть зарубежных исследователей. Наконец, нациями традиционно называются индейские племена в Северной Америке.

Различие между двумя толкованиями термина состоит в том, что в одном случае нация рассматривается как гражданско-политическое, а в другом - как этническое (этнокультурное, этноязыковое) сообщество. Понятие нации как сообщества граждан первоначально сложилось во Франции и США во второй половине XVIII в. В полиэтничных странах Восточной и Центральной Европы, разделенной (до 1871 г.) на многочисленные княжества, в Германии, Италии, Российской и Османской империях в процессе национального пробуждения возобладало понятие нации как этнокультурной общности. Наиболее четко оно было сформулировано И. Сталиным в 1912 г. и вплоть до конца 50-х годов XX века сталинское определение воспринималось марксистскими исследователями как бесспорная истина. Новейшие этнические определения нации отечественными и зарубежными исследователями существенно не отличаются от сталинской дефиниции. Статья из «Американской энциклопедии» выпуска 1994 г. показывает, что этническая интерпретация термина, по существу, стала нормативной и в западном обществоведении.

Противопоставление «гражданских» и «этнических» наций в ряде случаев весьма условно и не вполне правомерно: принадлежность к «классической» гражданской нации (французской) предполагает не только обладание гражданством Франции, но фактически знание французского языка и принадлежность к французской культуре. Иными словами, французская нация - это не только гражданско-политическая, но и социокультурная общность.

В советском обществоведении было принято делить нации на буржуазные и социалистические, тем не менее, историки и этнологи в конкретных исследованиях выходили за рамки классовой интерпретации и увязывали становление современных наций с процессами этнического развития в условиях общей модернизации. Сходной концепции историко-культурного детерминизма придерживаются многие зарубежные исследователи. Это направление представлено в научных трудах К. Дойча, Э. Смита и У. Коннора.

К. Дойч связывает становление наций прежде всего с развитием коммуникаций в пределах этнокультурных ареалов. Его концепция построена на богатом фактическом материале (главным образом европейском), охватывает все основные стороны процесса формирования наций и выгодно отличается от модных сегодня неомарксистских подходов, характерной чертой которых является редукционизм - стремление интерпретировать сложный и многогранный процесс становления наций исключительно как следствие целенаправленной деятельности «элит», преследующих свои социально-экономические интересы.

Известный британский историк, автор ряда фундаментальных работ по проблемам формирования наций и национализма Э.Смит рассматривает формирование наций как следствие «тройственной революции» - качественных сдвигов в сферах экономики, политики и культуры.

По его мнению, стержнем этих трех революций было становление централизованных и культурно гомогенных государств. К началу XX в. весь европейский континент был разделен сетью бюрократических «рациональных» государств, и концепции и практика государственного строительства намеренно насаждались в заморских колониальных территориях. Именно в этом тигле (в европейской и колониальной межгосударственной системе) возник национализм, и сформировались нации.

Поскольку эти три революции происходили с большими разрывами и их последствия проявились в разное время в разных местах, в различной социальной и культурной среде, «нации», которые постепенно «складывались», различались по форме и по содержанию. Появились две четко отличные формы «нации»: территориальная и этническая. Территориальная нация, как можно понять по термину, основывается на осознании территории и последствиях взаимодействия в пределах четких географических границ. Чувство ограниченности, включения и исключения имеет первостепенное значение для общности граждан. Другую черту этой концепции нации составляет ее легальный аспект. Важной чертой данной концепции являлось также гражданство. По существу, оно предполагало чувство солидарности и братства, формирующееся в результате активного социального и политического участия. Однако чувство братства могло быть лишь среди тех, чьи родители (и возможно, деды) были полноценными гражданами.

Наиболее важная черта нации - общая культура. Обнаружилось, что маршрут от государства к нации действовал только в контексте имплицитно разделяемых значений и ценностей, общих мифов и символов. Там, где они не вызывали ответного резонанса - возможно, ввиду соперничества других значений, мифов и символов, - возникали культурные границы нации. На практике это означало, что территориальные нации одновременно должны быть культурными общностями. Гражданская солидарность требовала общей «гражданской религии» (общих мифов, воспоминаний и символов), передаваемой стандартным языком через образовательные учреждения. Таким образом, территориальная нация становится массовым образовательным мероприятием, имевшим главной целью культурную гомогенность.

Для Востока более характерен второй маршрут и концепции национальности - «от государства к нации». На этом пути нации постепенно или возникали на основе существовавших этносов или этнических связей, соответственно речь шла о «преобразовании» этнических связей и чувств в национальные посредством мобилизации, территориализации и политизации. В итоге возобладала иная концепция нации, в которой подчеркивались такие элементы, как родословная, популизм, обычаи и диалекты, а также нативизм. Этнические концепции нации замещают легальные кодексы и институты, цементирующие территориальные нации, обычаями и диалектами. Естественно, это не означает, что на практике у этнических наций нет стандартизованных кодексов и институтов - просто они не столь приметны и менее существенны для обеспечения идеологического единства нации. Вместо этого этнические националисты обращаются к существующим обычаям и языковым связям, которые затем они начинают стандартизировать и разрабатывать, возведя обычаи в правила и законы и превращая некоторые диалекты в языки. В раннем национализме интеллектуалов Балкан и Восточной Европы преобладали филологические, лексикографические и этнографические исследования существовавших культур избранного ими «народа», чьи разговорные языки начали восприниматься теперь как хранилища национальной уникальности, условия определения и формирования будущей нации.

В Восточной Европе и в некоторых районах Ближнего Востока этнические концепции нации играют ключевую роль, хотя можно обнаружить и территориальные представления, основанные на воспоминаниях о средневековой государственности. Это особенно верно в отношении Польши и Венгрии и в меньшей степени - Хорватии, Болгарии и Румынии.

Общий вывод нашего краткого обзора формирования наций в современном мире состоит в том, что для всех наций характерен отпечаток как территориальных, так и этнических принципов и компонентов, и все они представляют не вполне гармоничный сплав более поздней «гражданской» и более древней «генеалогической» моделей социальной и культурной организации. Ни одна «будущая нация» не может выжить без территориального отечества или мифа об общности про<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...