Тема 12. Особенности организации и техники внешнеэкономических операций по основным товарным группам
1. Особенности организации международной торговли сырьевыми и продовольственными товарами. 2. Специфика документарного оформления экспортно-импортных операций по поставке товаров массового спроса. 3. Особенности организации и техники внешнеэкономических операций по поставке машинотехнической продукции.
1. Все многообразие товаров, обращающихся на мировом рынке, можно классифицировать на следующие виды: • по назначению: товары потребительского спроса и производственного назначения; • по срокам использовани', товары кратковременного и длительного пользования; выборочного спроса, престижные, предметы роскоши; • по характеру потребления и степени обработки: сырье, продовольствие, полуфабрикаты, готовые изделия, промежуточная продукция (комплектующие изделия, части, детали); • по способу изготовления: стандартная и уникальная продукция. Более общая классификация товаров, приводимая в статистике внешней торговли, делит все товары: • на сельскохозяйственное сырье и продовольствие; • топливо, минеральное сырье и металлы; • химические продукты; • машины, оборудование, транспортные средства; • промышленные товары народного потребления. Чаще всего под сырьем понимают лишь продукты добывающей промышленности и сельского хозяйства, а под основными материалами — продукцию обрабатывающей промышленности. Существует и более широкое представление о сырье как о комплексе, соединяющем материалы, непосредственно добываемые из окружающей природы (нефть, руды, лес и т.д.), и полуфабрикаты, т.е. материалы, подвергшиеся обработке, но не потребляемые как готовые продукты, а выступающие в свою очередь сырьем для производства готовой продукции (металлы, химические товары, пряжа, фанера и т.д.).
Статистика ООН относит к сырью продовольствие, сырьевые материалы (кожевенное сырье, каучук, лесопродукты, включая целлюлозу и бумагу, текстильные волокна и др.), руды и другие минералы, включая природные удобрения, топливные товары и цветные металлы. В то же время следует заметить, что черные металлы и продукты химии, пряжа, ткани относятся к готовым изделиям. В современной мировой торговле на сырье и продовольствие, включая минеральное топливо, приходится 18,3% общего товарооборота и их доля имеет тенденцию к снижению. Перечислим основные факторы, влияющие на развитие международной торговли сырьевыми и продовольственными товарами: • сокращение спроса за счет внедрения индустриальными странами ресурсосберегающих технологий и роста степени самообеспечения стран продовольствием; • разработка и использование искусственных заменителей сырья; • увеличение спроса на сырье и топливо со стороны развивающихся стран, создающих национальную обрабатывающую промышленность; • фаза экономического цикла, на которой находятся прежде всего промышленно развитые страны; • создание экономических группировок стран — экспортеров сырьевых товаров (по типу ОПЕК) и региональных экономических интеграционных объединений (по типу ЕС); • высокая степень государственного вмешательства в процесс регулирования внешней торговли сырьевыми и продовольственными товарами; • факты монополизации рынка крупнейшими ТНК и их дочерними фирмами, доля которых в современной мировой торговле сырьевыми товарами составляет '/3; • погодные условия; • длительное превышение предложения над спросом на мировом рынке этой товарной группы. Основные способы торговли сырьевыми и продовольственными товарами: • аукционная торговля;
• биржевая торговля; • оптовые закупки; • торговля в рамках международных товарных соглашений — межправительственных договоров импортеров и экспортеров определенного вида сырья; • торговля с использованием услуг посредников; • товарообменные (бартерные) сделки (особенно по сырью). Особенности организации и техники экспортно-импортных операций по сырьевым и продовольственным товарам: 1) широкое использование типовых контрактов, разработанных биржевыми комитетами, ассоциациями экспортеров и импортеров, в частности: • Лондонской ассоциацией какао; • Федерацией ассоциаций масла, семян и жира (FOSFA); • Торговой ассоциацией пищевого и кормового зерна (GAFTA); • Ливерпульской хлопковой ассоциацией; • Европейской экономической комиссией ООН по купле-продаже зерновых, цитрусовых, картофеля, топлива, пиломатериалов и др.; 2) необходимость оформления достаточно большого количества сертификатов на экспортируемые товары: помимо сертификатов происхождения и качества на продовольственные товары оформляются ветеринарные, санитарные, фитосанитарные, карантинные и другие сертификаты, подтверждающие безопасность данного товара для человека; 3) цены, как правило, не фиксируются и довольно часто устанавливаются по результатам окончательной приемки-сдачи товара; 4) в качестве базисных мировых цен на отдельные виды сырьевых товаров используются: • биржевые котировки, например Лондонской биржи металлов по меди, свинцу и цинку; • цены крупнейших экспортеров, например стран — членов ОПЕК по нефти, Австралии, Бразилии, Канады — по железной руде и т.д. 5) часто в международных контрактах для товаров этого вида устанавливается опционная оговорка, дающая право продавцу отгрузить несколько большее или меньшее количество товара; 6) очень детально прописывается статья «Качество», которое для этой товарной группы чаще всего устанавливается по содержанию отдельных веществ в товаре с указанием максимального предела примесей; 7) для торговли сырьевыми товарами характерно заключение контрактов с длительными сроками исполнения, что приводит к необходимости ежегодно индексировать цены.
2. Товары массового спроса (ТМС) — это готовые изделия потребительского назначения, которые можно классифицировать по ряду критериев:
• по назначению: одежда, обувь, мебель, бытовая техника; • по характеру спроса: повседневного массового спроса (продукты питания, предметы гигиены) и выборочного спроса (видеокамеры, компьютеры); • по срокам использования: кратковременного (парфюмерия, косметика) и длительного (холодильники, телевизоры). Особенности мирового рынка товаров массового спроса: • рынок ТМС чрезвычайно сегментирован не только по виду обращающихся товаров, но и по различным категориям покупателей (молодых и пожилых, богатых и менее состоятельных и т.п.); • конъюнктура мирового рынка ТМС характеризуется превышением предложения над спросом; • рынку ТМС присуще быстрое моральное старение товаров, в силу чего последние очень быстро заменяются новыми, более совершенными и дешевыми; • в производстве ТМС преобладают малые и средние предприятия, которые более гибко реагируют на изменения рыночной конъюнктуры. Поскольку возможности их самостоятельного выхода на внешний рынок ограниченны, они прибегают к услугам специализированных внешнеторговых посредников или заключают союзы с крупными ТНК; • реализации потребительских товаров предшествует более активная рекламная кампания, чем другим товарным группам; • практикуется продажа пробных партий товара для выявления реакции конечных потребителей. Основные способы торговли товарами массового спроса: • оптовые закупки у производителя; • закупки через торговые компании и дома; • использование услуг рознично-посылочных фирм. Особенности организации и техники экспортно-импортных операций по товарам массового спроса: 1) для оформления сделок чаще всего заключаются индивидуальные (не типовые) разовые контракты. Для сделок на товары длительного пользования могут быть использованы документы, разработанные ЕЭК ООН, в частности «Общие условия купли-продажи для импорта и экспорта потребительских товаров длительного пользования и других металлоизделий серийного производства; ориентиром для контрактных цен служат прейскурантные цены, цены каталогов экспортных фирм;
2) при формулировании статьи «Качество» поставляемого товара часто используется практика его установления «по образцу»; 3) на случай обнаружения дефекта в товаре в контракте может быть предусмотрена не только его замена, но и уценка; 4) широко практикуется система скидок с цены за покупку дополнительного количества товара, сезонные скидки и др.; 5) контракт обычно дополняется спецификацией с перечнем всех видов, сортов, моделей, артикулов поставляемых товаров; 6) реже, чем в других сделках, практикуется продажа ТМС в кредит.
3. Машины и оборудование — наиболее динамично развивающаяся статья современной мировой торговли, на долю которой сегодня приходится 40% всего товарооборота. В экспорте промышленно развитых стран доля машин и оборудования достигает 80%. Особенности мирового рынка машинотехнической продукции: • снижается срок морального износа машин и оборудования (с 10—15 лет до 5—8 лет в настоящее время); • в каналы международной торговли поступают новые, ранее неизвестные рынку изделия; • развивается торговля машинами, бывшими в употреблении; • практикуется обратный выкуп устаревшей техники производителями; • появляются такие новые формы торговли, как продажа оборудования в разобранном виде, комплектного оборудования, финансовая аренда, встречная торговля и др.; • отношения между продавцом и покупателем с поставкой оборудования не заканчиваются, а начинаются, так как далее следует техническое обслуживание, поставка запчастей и т.д.; • определяющими факторами покупки машинотехнического оборудования являются не только цена, но и величина эксплуатационных расходов, экологичность, возможность получить качественный сервис. Основные способы торговли машинотехнической продукцией: • закупки на международных выставках и ярмарках; • консигнационная торговля; • прямой сбыт; • компенсационные сделки; • поставки в рамках соглашения о промышленном сотрудничестве, о разделе продукции; • финансовый лизинг. Особенности организации и техники экспортно-импортных операций по поставке машин и оборудования: 1) нормативная правовая база структуры и содержания заключаемых международных контрактов по этой товарной группе представлена «Общими условиями экспортных поставок и монтажа машинного оборудования», выработанными ЕЭК ООН; 2) контракт международной купли-продажи машинотехнической продукции содержит такие специфические статьи, как монтаж, проверка и испытание оборудования, подготовительные работы, обучение персонала покупателя, приемочные испытания, гарантии, пересмотр цен, техническая документация и др.;
3) часто контракты на поставку оборудования дополняются контрактами на поставку деталей и запасных частей в течение всего срока его использования; 4) при поставках комплектного оборудования и машинотехнической продукции с длительными сроками изготовления используются скользящие цены. В момент подписания контракта обычно устанавливаются цены на каждую часть поставки, которые в дальнейшем корректируются с учетом изменения цен на сырье и материалы; 5) чаще, чем в других контрактах, используются авансовые платежи и последующий коммерческий кредит. Условия кредита включаются в контракт либо заключается отдельное кредитное соглашение; 6) платеж за поставки оборудования может осуществляться как в денежной, так и товарной форме (в рамках компенсационных сделок); 7) качество машин и оборудования в контракте традиционно связывается с его техническими характеристиками. Для случаев, когда экспортные поставки машинного оборудования сопровождаются его монтажом, «Общие условия экспортных поставок и монтажа машинного оборудования» рекомендуют прописывать в контракте условия: • монтаж и формы его оплаты, монтаж с оплатой постатейно (в счет оплаты включаются отдельные статьи — оплата проезда, суточные, отработанное время и т.д.) и монтаж за аккордную оплату; • условия работы (безопасные условия работы и проживания, возможность получить горячую пищу и медицинскую помощь и т.п.); • подготовительные работы (обязанность одной из сторон подготовить фундамент для монтируемого оборудования, предоставить необходимые для монтажа приспособления и т.п.); • правила безопасности, с которыми заказчик должен ознакомить представителей поставщика по монтажу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|