Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предварительная подготовка к сбору




заключается в той системе деятельности, которая осуществляется вожатым с первых минут жизни ребенка в отряде, а именно:

a проводятся дела, которые помогут выработать общие нормы жизни коллектива на основе традиций и законов «Орленка»;

a проводятся игры и упражнения на выявление лидеров в отряде;

a происходит постановка ребенком своей цели на смену;

a начинает работу система самоуправления в отряде (микрогруппы, дежурный командир и т.д.);

a проходит планирование жизнедеятельности отряда;

a готовится необходимое оборудование и место проведения оргсбора отряда.

Логика проведения организационного сбора отряда:

Вступительная часть.

1. Обозначаются задачи, которые необходимо решить отряду.

2. Принимаются правилах ведения сбора.

a правило скрещенных рук («Не повторяйся, об этом уже говорили»);

a правило поднятой правой руки («Прошу слова»);

a правило свободного микрофона («Каждый имеет право на свою точку зрения и может ее высказать»);

a правило 2-х минут («Обсуждать вопросы быстро и конструктивно»);

a правило идеи («Любая идея должна быть услышана»);

a правило блокнота и ручки («Не записанная мысль - потерянная мысль»);

a правило аплодисментов («Согласен - аплодируй»).

3. Выбирается группа (2-3 человека), которая будет фиксировать решения сбора. Это группа может называться Информационная, Пресс-группа и т.д.

Основная часть. Это обсуждение следующих содержательных вопросов:

1. Что означает для нас название смены? Как мы понимаем свою роль в этой смене?

2. Нам всем вместе предстоит прожить в "Орленке" 21 (30) дней. Какие мы все вместе? К чему мы все вместе стремимся? (постановка общей цели отряда).

3. Чтобы стать таким отрядом, необходимо всем вместе договориться о правилах жизни. Возможно, договор о правилах жизни отряда прошел до оргсбора отряда. Тогда на оргсборе необходимо торжественно утвердить эти правила (по форме они могут быть в виде Декларации, Кодекса, Устава отряда и т.д.).

4. Каждый отряд в нашем лагере - уникальный и не похожий на другой, у каждого есть свое лицо, свой имидж. К внешним признакам, отличающим один отряд от другого, относятся:

название отряда, которое должно нравиться нам всем и отражать характер и содержание деятельности нашего отряда (основа - цель отряда!);

девиз отряда - краткий афоризм, которому мы следуем в своей жизни;

• отрядная песня и любимые песни отряда - вечерние, костровые, лирические, шуточные и др.;

эмблема отряда - символически рисунок, отражающий название отряда;

законы отрядной жизни, принятые на сборе и оформленные в уголке;

элементы одежды;

игровые отрядные условности -речевки, знаки приветствия и т.д.;

оформление отрядного места;

• отрядные ритуалы и традиции.

5. Накануне, проводя планирование, мы договорились о том, какие группы будут в нашем отряде и чем они будут заниматься. Происходит утверждение состава групп (если этого не было сделано на планировании, то распределение по группам происходит сейчас).

6. Какова роль вожатого в отряде? Что такое самоуправление? При обсуждении этого вопроса важно четко определить роль вожатого. Какие органы самоуправления будут в нашем отряде? После того как все «должности» будут названы (командир, физорг, хозяин, хозяйка, представитель в информационный совет и т.д. - те, кто необходим в данную смену), важно определить круг обязанностей каждого. Кроме обязанностей, составляется список необходимых качеств и умений для каждой должности.

7. Выборы. Выборы эффективнее проводить с помощью тайного голосования, опираясь на принятые обязанности, качества, умения.

8. После подсчета голосов происходит торжественное оглашение результатов выборов и поздравление - вручение знаков отличия (значок, галстук и т.д.).

9. Информационная группа зачитывает решение сбора.

Заключительная часть. Вот несколько приемов, используемых для завершения оргсбора отряда:

a вожатый подводит итог сбора, вручает памятные подарки всем участникам;

a ребята пишут письма себе к концу смены;

a зачитывается наказ предыдущей смены;

a исполняется общая песня и т.д.

 

Вопрос четвертый: Что такое «микрогруппы в отряде»? Как и когда они формируются?

В одном отряде обычно от 25 до 30 ребят и 2 вожатых. В системе коллективно-творческого воспитания предлагается оптимальный для организации временного коллектива вариант - формирования и организации работы по микрогруппам.

Микрогруппа - небольшое объединение (5-6 человек) для общения и деятельности ребенка, подготовка к отрядным делам, дежурства, обсуждения проблем и интересных тем. Совместные действия в небольшом объединении учат ребят, как можно организовывать себя и сверстников, т.е. самоуправлению.

Микрогруппы отряда начинают складываться в организационный период. Вожатый, проводя первые коллективно-творческие дела, игры или конкурсы, использует различные способы формирования малых групп. Постоянная смена состава подобных групп помогает ребенку познакомиться с возможно большим количеством ребят. Тогда вожатый будет легко и наилучшим образом сформирует в отряде постоянные микрогруппы на основной период.

Микрогруппы бывают временными (для организации, или проведения, или участия в отрядном деле) и постоянными ( для организации жизнедеятельности отряда в течение всей смены).

Микрогруппы могут иметь особые названия, это зависит от желания и фантазии ребят, от сюжета, который лежит в основе отрядной программы, от тематики смены (экипажи, отделы, творческие мастерские, звенья, компании, команды, группы и др.)

В случае необходимости состав микрогрупп может измениться, например, в середине основного периода.

В зависимости от содержания своей деятельности микрогруппы могут быть следующими:

a группы с чередованием традиционных поручений (редко используемая форма работы, в основном с младшим возрастом и на небольшой промежуток времени);

a группы «деятельностные» – их, как правило, называют творческими группами (формируются для подготовки и проведения какого-либо запланированного отрядного дела; при этом учитывается качественный состав групп, обращается внимание на разные способности ребят - лидерские, художественные и т.д.);

a инициативные группы – группы, сформированные для реализации какой-либо идеи, инициативы, выдвинутой в любой момент смены (такие группы появляются во второй половине смены, это референтные группы);

a группы по интересам – группы, которые формируются для реализации деятельности в каким-либо направлении (музыка, спорт, интеллектуальная деятельность, творчество и т.д.).

Формирование микрогрупп происходит на отрядном сборе-планировании, которому предшествует коллективно-творческая игра, цель которой - поиск информации о возможной полезной деятельности в «Орленке». Ответ на вопрос «Как формируются микрогруппы в отряде?» будет освещен далее.

 

Вопрос пятый: Микрогруппа – это тоже временный детский коллектив. Его развитие в течение смены подчиняется каким-то правилам, логике?

При организации работы отряда по микрогруппам нельзя забывать о логике развития временного детского коллектива. Потому жизнь и работа каждой малой группы в смене пройдет следующие периоды:

- первые дни работы по микрогруппам – привыкание друг к друг в работе, «притирка»; решение микрогрупповых проблем. Задания предлагаются по инициативе вожатых, они должны быть интересными, не очень сложными и иметь яркий ощутимый результат;

- первая неделя основного периода – второй этап работы микрогрупп – реализация ребят в своем отряде. Ребята готовят дела, предложенные во время планирования, становятся организаторами жизни своего отряда. Вожатые помогают планировать работу микрогрупп на день, помогают освоить ребятам необходимые для подготовки и проведения дел прикладные и организационные навыки;

- вторая неделя основного периода – третий этап работы микрогрупп. Ребята пробуют проводить дела не только для своего отряда, но и для других отрядов, достаточно самостоятельно формулируют задания группам на день, исходя из плана работы отряда, пробуют самостоятельно планировать работу своей группы;

- третья неделя основного периода – четвертый этап работы микрогруппы – самостоятельное планирование работы группы на день, достаточно самостоятельное выполнение заданий и обеспечение условий для этого, умение привлекать помощников из других отрядов, специалистов лагеря, качественный анализ дня в группе;

- итоговый период – пятый этап работы микрогрупп – проведение итогового дела отряда, когда от сплоченности и качества действий каждой группы зависит общий успех для других отрядов лагеря.

Такая логика развития микрогрупп желательна, но на практике бывает иначе. Если ребятам удается работать только в своем отряде – пусть так и будет. Но постарайтесь помочь вашим ребятам ощутить успех и в других отрядах. Это и есть проверка готовности ваших ребят к самостоятельной работе дома.

 

Вопрос шестой: Как подготовиться к планированию?

Удачное планирование отрядной деятельности - 50% успеха смены. Успешность планирования зависит от качественной подготовительной работы вожатого, заключающейся в информировании подростка о возможностях смены.

Сбор информации, необходимой для планирования отрядной деятельности, можно осуществить с помощью игры «Разведка интересных дел» («РИД»). Это название пришло к нам из далеких 60-х, а современный аналог этой игры называется «Открывая мир «Орленка».

«Открывая мир «Орленка».

Алена Ласкуткина, Александр Вознюк, Анатолий Дорошенко,

Елена Лаптева, Роман Тощаков, Лариса Медведева, «Звездный».

Цель:

· знакомство с программой детского лагеря на смену, возможностями «Орленка» для развития каждого участника смены,

· обогащение информационной культуры ребенка.

Предполагаемый результат:

· ребенок получит информацию о направлениях деятельности лагеря (устную и наглядную);

· ребенок обменяется информацией на уровне отряда, что будет способствовать развитию навыков самопрезентации;

· в отряде появится действующий уголок с оформленной информацией.

Подготовка в отряде: необходимо проинформировать ребят о содержании площадок; отряд делится на группы по количеству площадок. У ребят с собой должны быть блокноты и ручки.

Ход дела:

Отряды располагаются на Звездной площади. Разыгрывается сцена: Вожатый и Ребенок. Вожатый проводит экскурсию для ребенка.

Вожатый: Ваня, мы с тобой находимся на Звездной площади. Именно здесь проходят линейки, и ты чувствуешь себя частью целого, большого. А вот там виднеется крыша обсерватории, на которую ведет Космическая лестница.

Ребенок: Стоп. Стоп. Я не успеваю запомнить. А так хочется!

Вожатый: А для этого в «Орленке» есть правило блокнота и ручки (вручает блокнот, ручку) Записывай. И запоминай. Это обязательно пригодится!

«Орленок» - это целый мир со своими законами, традициями, людьми. И познавать его можно бесконечно. Каждому он открывает свою грань, свою сторону. И у каждого есть масса возможностей в этом мире. Они разные: находить или терять, разрушать или создавать, открывать свой мир для других или жить для себя. У человека всегда есть выбор.

Ребенок: Ты знаешь, Рома, по-моему, я готовоткрывать мир, который меня окружает.

Вожатый: И мир «Орленка» готов открыть свои двери, впустить тебя, подарить все самое лучшее, научить дружить, искать единомышленников, радоваться каждому новому дню жизни.

Ребенок: Но «Орленок» - такой огромный. Как же ты один расскажешь мне о нем?

Вожатый: Почему один? Есть множество людей, готовых помочь тебе. Каждый из них в совершенстве владеет знаниями, умениями в какой- то области. И сейчас ты выберешь, что тебя больше всего интересует, и полученные знания на этой станции откроют новые возможности для тебя.

Ребенок: Я понял, лучше узнать одно подробно, а потом поделиться с друзьями.

Вожаый: Молодец, Ваня, так мы и сделаем.

Итак, мы приветствуем:

· ведущих площадки «Горы зовут» -инструкторов по туризму. Здесь вы познакомитесь с возможностями природных условий Северного Кавказа, проверите свои знания в туризме, альпинизме.

· следующая площадка - «В здоровом теле…». Ее проводит врач л/ л «Звездный». Врач расскажет вам о составляющих здорового образа жизни и как его вести.

· Площадка «О, спорт, ты – мир!». Инструктора по спорту познакомят вас с различными видами оздоровления, научит интересным видам зарядок, которые вы сможете провести уже завтра.

· «Наполним музыкой сердца!» Ведут площадку музыкальные руководители нашего лагеря. Вы узнаете о песенной культуре «Орленка», о возможностях проявить свои таланты, способности.

· «Золотые руки». За полтора часа вы научитесь невероятным умениям – создавать руками настоящие чудеса с помощью красок, бумаги и фантазии!

· «Перекресток» - так называется социально-психологическая служба лагеря. Вы хотите узнать об опыте создания детской службы помощи или даже войти в нее? Хотите научиться познавать себя? Тогда эта площадка для вас!

· «Аптека для души» - так называют нашу библиотеку. Она таит в себе бесконечные возможности. Стоит только окунуться в мир книг и… встретиться с хранительницами этого чуда.

· «Учение с увлечением» предлагает вам сегодня школа. Именно так называется площадка, которая находится в удивительной школе «Орленка». Учителя предлагают программу образования на период смены и много приятных сюрпризов.

· «Сам себе…создатель». Площадку с таким названием проводят методисты «Орленка». Вас научат придумывать новые, интересные дела, игры, праздники, которые вы можете предложить своим друзьям по отряду.

· «Войди в природу другом». Экскурсию по морю с таким названием подарит вам специалист-эколог «Орленка». Также вы узнаете об экологической ситуации Черноморского побережья.

· «Удивительное рядом!». Экскурсию в природу «Орленка» вам предложит специалист по дендропарку нашего лагеря.

· «Владеющий информацией…». Эта площадка для тех, кто чувствует себя журналистом или хочет этому научиться. Сотрудники редакции газеты «Салют, «Орленок!» готовы вам открыть секреты этой профессии.

· Площадка «Команда XXI века» будет состоять из представителей 4 лагерей «Орленка», которые расскажут нам о программах, участниками которых они являются в рамках общей программы «Команда XXI века».

· «Стремительный», «Комсомольский», «Олимпийский», «Дозорный», «Солнечный». Ребята, оказавшиеся на этой площадке, узнают историю, традиции, легенды лагеря.

Итак, вожатые с табличками проходят по каре, ваша задача – присоединиться к названию той площадки, которую вы хотели бы посетить.

Через полтора часа вы приходите в свои отряды и обмениваетесь информацией, оформляете стенд, используя тот материал, который вам подарят ведущие площадок. Ваши вожатые будут вас ждать на отрядных местах.

Всего доброго! До встречи!

 

Примерное содержание площадок

Площадки Ведущие Место проведения Содержание площадки Дидактический материал
1. «Горы зовут!» Туризм Инструктора по туризму Звездная роща · Стихи «Лучше гор могут быть…» · Красота природы, Кавказа, романтика. Фильм. · Поход как испытание силы, выносливости, умения взаимодействовать. · Информация о турчасах, туртропе, о походах. · Альпинистский клуб. · Викторина. · Песня.
2. «В здоровом теле…» Здоровье Врач   Общение с детьми в интерактивной форме (игра, викторина, кроссворд) на тему: • Составляющие здоровья человека: питание, воздух, активный образ жизни… • Об особенностях климата Северного Кавказа, его благотворном влиянии на здоровье. Море, солнце и вода…Воздух, богатый парами йода. • В лагере для каждого из вас могут открыться множество возможностей, только необходимо соблюдать правила проживания, стараться использовать все природно-климатические возможности. · Питание. Его особенности. · Санитарные нормы проживания: уборка, поддержание чистоты. · Почему необходима зарядка. · Первая медицинская помощь. · Лекарственные растения. Дидактический материал: первая помощь, о лекарственных растениях.
3. «О, спорт, ты – мир!» Спорт Инструктора по спорту Спортплощадка «Звездного» Факты из истории спорта. Факты из истории спартакиад, олимпиад в «Орленке», достижения. Знаменитые спортсмены в «Орленке». Виды оздоровления: зарядки, спортчасы, тренажерный зал, прогулки, организация товарищеских встреч. Задание: ведущий читает четверостишие, ребята заканчивают: 1. Выбегая побыстрее, Рассчитаясь по порядку, Каждый день под музыку, Начинаем мы зарядку. 2. Кто всех гибче и сильнее, Кто ловче и быстрее, У кого победить есть желание, Приглашаем на спортивные соревнования. · Знакомство с различными видами зарядок. · Игры на воде. Дидактический материал: 10 заповедей Здоровья, игровая зарядка.
4.«Наполним музыкой сердца!» Музыкальная культура Музыкальные руководители Муз. комната · О песенной культуре «Орленка», традиции доброго отношения к песне. · Перепевка орлятских песен: песни знакомства, основного периода, прощальные. Дарим песню о «Звездном». · Возможности для ребенка – участие в гала-концерте (отрывок фильма о смене, из гала-концерта). · Дидактический материал: брошюра «Песенный «Орленок».
5. «Золотые руки» - прикладное творчество Педагог дополнительного образования Каб. №8 · Беседа – игра на тему: что есть творчество (создание нового «продукта»). В каких областях: интеллектуальном, экологическом, оздоровительном и т. д. Можно проявить себя. Примеры. · Что есть прикладное творчество? «Прилагаем руки». Что развивает: моторику рук, воображение, речь. · В «Орленке» мы творим, создаем на радость другим. Традиция сюрприза. · Основа оформления: фоновки. Образцы. · Практическая часть. Создание сюрпризов, Дарим по кругу, говорим, за что дарим этому человеку – учимся говорить комплименты, быть внимательным. · Знакомство с бумагопластикой, оригами. Примеры. · Возможности для развития прикладных навыков: занятия для отрядов, желающих ребят, кружки, клубы, которые проводят сами дети – обучают других тому, что сами умеют. · Делаем оригами.
6. «Перекресток» СПС Сотрудники СПС СПС · Возможности СПС, детской службы помощи. · Игры – тренинги на взаимодействие, игры – шутки. Дидактический материал: буклеты-приглашения, метод. странички «Секреты общения»
7. «Аптека для души». Библиотека Сотрудники Библиотека · Общие сведения о книге как о средстве развития человека. Цитаты о книге. · Выявление любимых книг детей. · Особенности библиотеки «Орленка». Информация о книжном фонде, возможностях. Выставки (прошлые, настоящие, какие планируются) · Видео «Третьяковская галерея» или другое. · Гости библиотеки. Дидактический материал: путеводитель по библиотеке.
8. «Ученье с увлеченьем» школа Учителя школа · Урок истории. Немного из истории школы. Особенности орлятской школы. · Мини-экскурсия по школе. · Известные люди, которые учились. · Возможности для развития в этой смене. · Игровые методики, связанные с профориентацией. Тест. Дидактический материал: журналы об «Орленке» «Собеседник».
9. «Сам себе создатель»Метод. отдел. Методист Метод. кабинет · Возможности метод. службы «Орленка» для ребенка. · Знакомство с библиотекой, краткий обзор. · Методическое занятие «Конструирование интеллектуальных игр». Дидактический материал: распечатка занятия.
10. «Войди в природу другом» Экскурсия по морю. Специалист-эколог Сбор у «Звездного» · Природно - климатические особенности «Орленка», их возможности для ребенка. · Какие темы можно изучать в «Орленке». · Экскурсия по морю. · Несколько экологических игр. Дидактический материал: брошюры «Живая палитра», карта растений.
11. «Удивительное - рядом»   Биолог У камня · Экскурсия в природу. · Обучение навыкам ведения экскурсии
12. «Владеющий информацией…» Пресс-центр «Орленка» Сотрудники пресс-центра Редакция · Функции пресс центра. Результат работы: показать газеты. · Формы взаимодействия с детьми – газеты «Салют, «Орленок»! Анализ. · Обучающее занятие либо игры на тему «Работа с информацией». · Приглашение к сотрудничеству.
13. «Стремительный» сотрудники лагеря   · Знакомство с особенностями лагеря: историей, легендами, людьми.
14. «Солнечный»
15. «Дозорный»
16. «Олимпийский»
17. «Комсомольский»
18. Программы лагерей Звездная роща  

 

Вопрос седьмой: Как провести отрядный сбор-планирование?

Планирование – один из самых важных этапов жизнедеятельности коллектива. От его успешности зависит эффективность реализации программы. Средства, методы, содержание планирования зависят от направленности программы лагеря, отряда, от особенностей заехавших детей. На примере планирования в 11 смене 2001 года «Россия – Родина моя» покажем алгоритм его проведения (разработчик Медведева Лариса, «Звездный»).

11 смена 2001 года - смена краеведческой направленности.

Задачи смены:

§ Привлечь внимание подростков к изучению своей малой родины, осознанию себя как носителя культуры своего народа, нации, региона.

§ Показать алгоритм изучения своего края, ценность познания.

§ Показать многообразие культуры России.

Начинается планирование с обсуждения одного из основных смыслов смены - слова «гражданин». В результате отряд приходит к следующему мнению:

Гражданин – это человек, занимающий активную позицию, способный решить проблемы на разных уровнях: личном, коллективном (отряд), региональном; человек, ищущий способы их решения. Этот тезис стал основой отрядного планирования.

 

 

Алгоритм планирования.

Содержание деятельности Педагогические задачи и возможности
1. Работа по группам. Обсуждение проблем регионов. Ответ на вопрос: «Что меня как гражданина волнует сегодня? В чем я вижу причины проблем моего региона? Как я могу помочь решить эти проблемы?» Отработка навыков групповой деятельности, знакомство со сверстником - представителем другого региона, обмен информацией, выявление уровня познавательных способностей.
2. Озвучивание проблем, обсуждение, совместный поиск решения. Диагностика способностей ребят - склонности к рационализму, неординарному мышлению. Осознание уникальности, непохожести и в то же время общности регионов.
3. Объединение проблем по темам (экология, отношения и т. д.). Получение полезной информации о способах решения подобных проблем в других регионах.
4. Использование примеров решения проблем средствами «Орленка». Апробирование метода проектной деятельности.
5. Определение состава групп, желающих углубиться в изучение того или иного блока проблем. Обсуждение известных форм дел (игра по станциям, огонек, полигонная игра и т. д.). При выборе характера деятельности, направленной на решение обозначенных проблем, возможно диагностировать интересы и наклонности подростков.
6. Метод ППР – поиск путей решения. Ребята, общаясь с сотрудниками «Орленка», знакомятся с возможностями лагеря в направлении, выбранном их группой. Расширение информационного поля. Знакомство с возможностями «Орленка», соотнесение с собственным опытом, рождение на стыке этого новых идей, новых форм дел.
7. Озвучивание, обсуждение подготовленных проектов решения. Дополнения других групп. Определение из всего перечня дел наиболее интересных, новых для проведения их в отряде. Овладение приемами коллективного принятия решения, комбинирования.
8. Формирование групп для реализации дел, выбранных в каждом направлении. Варианты формирования групп: • по желанию реализовать дело; • «под лидера» (инициатор идей набирает себе команду). Умение совершать выбор деятельности, группы.
9. Утверждение механизма работы групп. Определение функций Совета отряда (это сборная группа детей - лидеров микрогрупп). Умение планировать совместную деятельность отряда.
10. Каждая группа разрабатывает план работы по подготовке и реализации запланированного дела. Формулирует заявку на обучающие занятия для группы (если это необходимо). Умение планировать деятельность, распределять обязанности в группе.

 

В качестве иллюстрации 6 пункта – результаты «поиска путей решения» (ППР) ребят 13 отряда.

 

Проблемы Причины Способы решения в «Орленке»
Проблемы, объединенные темой «ШКОЛА»:
Непонимание между учителями и учениками. Нежелание понять друг друга, неумение встать на его место. Встречи с учителями, дискуссии. Вечер, на котором дети меняются местами и решают общие проблемы.
Экология души, бескультурье человека. Влияние социума, неумение преподносить себя, незнание информации о способах культурного образа жизни. Дела, раскрывающие способности каждого. Выпуск плакатов о культуре. Встречи с интересными людьми «Орленка». Проблемные столы. Работа в библиотеке.
Сохранение преемственности поколений, исторической памяти. Непонимание важности преемственности поколений, потеря информации о традициях, обычаях своего народа. Представление в творческой форме информации о своем регионе. Создание музея (!) Выпуск творческого сборника ребят.
Проблемы, объединенные темой «ОТНОШЕНИЯ»
Конфликты отцов и детей. Нежелание понять и принять ответственность другой стороны, встать на место другого человека. Неумение выражать себя, свое мнение, чувство Поиск компромисса в решении конфликтов в отряде. Акция –вечер «Кто что хочет»: поиск общих целей, ценностей. Общение с целью познания друг друга, выстраивание конструктивного общения, полезного для детей и взрослых. Поиск способов выражения своих чувств.
Отношения наций, межнациональные конфликты, расизм. Предрассудки, незнание особенностей других национальностей, нетерпимость. Приобретение положительных качеств: терпимости, взаимоуважения. Вечер национальностей.
Антигуманные секты. Переизбыток энергии, отсутствие информации об особенностях сект, группировок. Беседы с приглашением эксперта.
Выбор друзей, столкновение различных мировоззрений. Сложно найти близкого человека. Неумение преподнести себя, неумение общаться. Поиск общих интересов в отряде. Огоньки о дружбе, качествах настоящего друга.
Проблемы, объединенные темой «ЗДОРОВЬЕ»
Алкоголизм, курение, распространение асоциальных форм досуга, в том числе детская проституция. Как следствие, венерические заболевания, СПИД. Отсутствие у молодежи потребности вести здоровый образ жизни. Влияние среды, социума. Социально-экономические причины. Самоутверждение, желаний новых ощущений. Незнание информации о последствиях.   Воспитание осознанного отношения к здоровью. Получение навыков организации интересного, полезного досуга. Поиск творческих, созидательных способов самоутверждения и самореализации. Пропаганда здорового образа жизни (работа группы здоровья, организация различных видов зарядок). Новые знакомства, поиск единомышленников. Выпуск листовок на разные темы. Дискуссии о СПИДе, о сексе. Спортивные дела, подвижные игры, спортчасы, интересные для всех.
Проблемы психологического плана, нарушения духовного здоровья. Неумение, незнание способов решения, отсутствие помощи. Огоньки на темы: «Я и общество», духовное здоровье, внутренняя гармония. Беседы с психологами, врачами.
Проблемы, объединенные темой «ЭКОЛОГИЯ»
§ Нерациональное использование природных ресурсов, как следствие, нехватка воды и т. д. § Небережное, негуманное отношение к природе (браконьерство). Непонимание важности этих проблем. Мы живем одним днем, не думая о потомках. Обращение к каждому, к его сознанию, совести. Налаживание связей одного с другим на примере «Орленка» Организация реальных акций, типа «Долой плющ» и т. д. Экологическая организация в «Орленке». Проблемные столы. Выпуск печатной продукции. Связь с экологическим центром. День Чистоты в лагере.
Проблемы, объединенные темой «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ»
Детская беспризорность. Решить мы не можем, но можем помочь. Демонстрация возможностей для развития: кружки, клубы. Отношение ко всем людям как к личностям, независимо от их материального положения. Дети все равны. Взаимопомощь, создание, каждому сферы успеха. День Добра. Вечер «Что может улыбка».
Безработица, отсутствие цели в жизни. Неумение планировать, ставить цели, презентовать себя, незнание себя, своих скрытых возможностей. Овладение умением ставить цели. Работа над имиджем, повышением уверенности в себе. Нужно дать возможность каждому попробовать себя в разных видах деятельности, социальных ролях. Познание себя и других на играх, тренингах. Деловая игра «Моя будущая профессия».
Нет государственной помощи молодым семьям. Социально-экономические причины. Получение знаний о способах выживания в настоящее время (беседы, дискуссии практические занятия о том, как зарабатывать, как вести хозяйство, как создавать уют). Встреча с молодой семьей. Игра творчески-познавательного характера «Семья и Я».
Терроризм, войны, детская жестокость. Невладение способами направить энергию в нужное русло. Овладение способами направлять энергию в созидательное русло. Акции, дела «Мы -против…».  

 

Предлагаем еще одну разработку планирования отрядной деятельности «Пять - на пять!», в основу которого взяты направления деятельности Программы детского лагеря.

Задачи: знакомство с программой смены, основными направлениями работы отряда, выбор дел по каждому направлению.

Схема дела:

1. Вожатый рассказывает ребятам, что лагерь «Звездный», в котором живет и действует отряд, работает по пяти направлениям. Ребята формируют свое понимание о назначении и содержании данных направлений:

- спортивно-оздоровительное,

- социально-психологическое направление,

- программа «Орленок в лицах»,

- ассоциация орлят,

- информационная культура.

2. Отряд делится на пять групп, которые придумывают конкретные дела для отряда по каждому направлению (группы работают по принципу «вертушки»).

3. Представители групп выступают и представляют результаты своей работы. Общим голосованием определяют пять дел, которые заинтересовали и получили одобрение большинства ребят в отряде.

4. Новое разделение на группы, выбор руководителей в каждой. Каждая группа представляет одно из пяти направлений и дорабатывает идею дела, предложенную на первом этапе игры.

5. Презентация проектов дел от каждой группы.

6. Формирование пяти «деятельностных» микрогрупп в отряде – объединяются желающие реализовать в смене тот или иной проект.

Таким образом, одновременно может произойти и планирование работы, и формирование структуры отряда.

 

Вопрос восьмой: Какие существуют способы, чтобы интересно сформировать микрогруппы в отряде?

Если вы решите использовать предложенные способы формирования групп, то важно обратить внимание на следующие моменты:

• группы должны формироваться после совместного планирования и тогда распределение дел между группами не будет принципиальным;

• если группы формируются до отрядного планирования, то целесообразнее в ходе планирования группе сразу определиться в выборе направления деятельности;

• важно, чтобы игровая ситуация, используемая при формировании микрогрупп, не запутала детей.

Вариант 1. Набор команды корабля.

Предполагаемый командир микрогруппы – «капитан корабля».

1. Ребята определяют кандидатов в капитаны – 5-6 человек по симпатиям, по результатам первых совместных дел, или лидеров называют вожатые по итогам социометрии, анкет и т.п.

2. Каждый капитан поэтапно набирает себе экипаж:

- Старпома (верный помощник, способный в сложной ситуации, взять на себя обязанности капитана, человек, которому капитан доверяет полностью).

- Боцмана (очень пунктуальный человек, умеющий организовать команду, любящий порядок и правила).

- Матроса (1-2 человека, умеющие работать в команде, обладающие особыми качествами и умениями, необходимыми в долгом походе).

- Юнгу (веселый человек, душа компании, желающий всему всегда учиться).

Набор экипажа может происходить по-разному:

а) к выбранным капитанам члены экипажа подходят сами. Например, вожатый говорит: «Сейчас к каждому капитану подойдет по одному старшему помощнику и т.д. (боцман, матрос, юнга)». В этом случае дети выбирают лидера и группу сами.

б) капитаны выбирают членов своего экипажа, т.е. право выбор есть только у лидеров.

После набора «команд кораблей» (формирования микрогрупп) можно провести игру (по морской тематике) на сплочение новых объединений, например, «Два корабля», или предложить новым командам поприветствовать друг друга, придумать себе название и т.п.

Вариант 2. Набор сотрудников киностудии.

Этот вариант отличается от первого по одному принципиальному моменту: когда набирается экипаж, больше внимания уделяется личностным, человеческим качествам, а во втором варианте на первое место выступают умения и навыки ребят.

5-6 директоров киностудий для съемок новых фильмов (можно указать названия и жанры) приглашают в съемочную группу режиссера, помощника режиссера, оператора, монтажера, художника, звукорежиссера и т.д.

Если в ходе игры остаются невыбранные ребята, то предложите им самим выбрать себе «корабль» или «киностудию» (у них уже могут быть названия).

 

Вопрос девятый: Один из способов работы микрогрупп в отряде - ЧТП. Что это такое?

ЧТП, или чередование традиционных поручений, удобно в работе с ребятами младшего и среднего школьного возраста. В отряде есть дела, которые необходимо делать каждый день для организации жизни в лагере. Их можно распределить между микрогруппами, но выполнять одно и то же поручение ребятам скоро надоест. Лучше поручения чередовать, сохраняя состав групп постоянным.

Для наглядности и четкости при смене поручений между микрогруппами в отрядный уголок можно поместить специальную рубрику или крутящуюся стрелку, указывающую очередное поручение микрогруппы.

Группы меняются поручениями через 4-5 дней. Почему именно через 4-5 дней? Рассмотрим смену в 30 дней, из которых 4 дня – организационный период (знакомства, выявление лидеров, оформление микрогрупп) и 4 дня - итоговый период (итоговые дела, подготовка к отъезду домой). На работу малых

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...