Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пожелания следующей смене»




Под красивую музыку зачитывается наказ или включается наказ в записи. Можно сопровождать слайдфильмом об "Орленке" или о смене, если вы снимали своих ребят. Отряд решает, принимается ли наказ в таком виде или его надо переделать, дополнить и исправить.

6) Решение сбора. Пресс-группа читает проект решения сбора.

7) После этого вожатые дарит ребятам какой-то сюрприз ("кораблики" из бумаги с пожеланиями и т.д.). Орлятский круг.

 

Вопрос восемнадцатый: каковы секреты успешной работы ОСУ в отряде?

Работа ОСУ будет успешной:

a если с первых дней в отряде вводится система дежурного командира и проводится качественный анализ выполнения обязанностей;

a если с первых дней у ребенка есть возможность попробовать себя в разной деятельности, в разных микрогруппах и в разных ролях;

a если ежедневно ребята видят конкретные (пусть даже небольшие) результаты своей деятельности;

a если уделяется достаточное внимание обучению ребят «науке управлять», т.е. вожатый ежедневно находит время для разговора с ребенком, который несет ответственность за других;

a если с первых дней в отряде создана атмосфера доверия и совместного решения всех вопросов, а не диктата и решающего голоса вожатых;

a если вожатый не пускает детскую инициативу на самотек, думая, что дети должны делать все самостоятельно, а все время подсказывает и поддерживает (соблюдая при этом некую грань - «степень невмешательства»);

a если с первой минуты, выполняя какую-либо обязанность, ребенок чувствует успех (например, можно попробовать ребенка-лидера в роли ведущего какого-либо дела, программы), особенно это важно для младших подростков;

a если структура отряда соответствует возрасту детей;

a если вовремя замечаются и конструктивно разрешаются все конфликтные ситуации;

a если вожатый по-настоящему доверяет детям и дает ребенку право на ошибку.

К детскому самоуправлению можно относиться как к игре, ведь и вправду - ситуации, которые предоставляются для принятия решения детям, уже заранее предусмотрены педагогом. Но в том-то и значение игры она дает личный опыт проживания ситуации каждому ее участнику, опыт принятия ответственности за свои решения. Поэтому - играйте в эту увлекательную, интересную и многогранную игру - самоуправление, только, как и в любом деле, надо знать чувство меры. Не заигрывайтесь!

Невозможно использовать раз и навсегда найденные способы и структуры самоуправления. Невозможно скопировать самоуправление из опыта другого педагога: что хорошо для одного, часто не всегда может подойти другому.

 

Вопрос девятнадцатый: А можно ли, не играя ни во что, договориться с подростками об ответственности, свободе и самостоятельности? [2]

Важнейшим содержательным компонентом жизнедеятельности детей и взрослых в детском лагере является формирование навыков самоуправления, самодеятельности, основой которой может стать разработка и принятие документа, регулирующего жизнь в отряде - договора.

Договор - это результат совместной деятельности ребенка и взрослого по согласованию интересов, потребностей, притязаний и позиций, характеризующийся определением перспектив взаимодействия, разделением функций и ответственности сторон.

Свободный ребенок подчиняется правилам. Парадокс? Но именно ощущение рамок, которые ты сам для себя установил, и дают это чувство свободы и безопасности. Правила и границы, обеспечивающие свободу - очень важная часть педагогики свободы. Именно они помогают ребенку ощущать ответственность за свою работу, за уровень взаимоотношений. С помощью правил ребенок учится контролировать собственное поведение. Понятно, что для этих целей лучше всего подходят правила, выработанные совместно всеми членами сообщества, потому что ребенок всегда с готовностью выполняет те инструкции, в составлении которых он сам принимал участие, и отвергает похожие установки, если не признает их своими.

Правил не должно быть много, главное условие - их лаконичность, понятность и обязательность для соблюдения и детьми и взрослыми. Тогда ребенок воспримет их не как посягательство на свободу, а как приглашение к освоению нового для него пространства взаимоотношений и взаимодействия.

Попробуем поставить себя на место ребенка, только что приехавшего в детский лагерь. Его свободу сразу же ограничивают режим дня, регламентация личного времени, масса всевозможных правил. Ребенок недоумевает: как же так? Почему ему практически все запрещено? И где же обещанная свобода? Самое время объяснить ребенку, что все это не случайно, не просто так, что это важно и необходимо и что, в конечном счете, все это сделано в интересах самого ребенка. Лучшего момента для заключения договора и не придумаешь!

Договорные отношения - достаточно перспективная форма работы. Но универсальных методик построения договорных отношений нет и, вероятно, не будет, так как невозможно с одним и тем же методом подходить к разным людям. Если попытаться создать такие методики, то их будет столько же, сколько детей, и все время будут появляться новые. Если же разработать некий универсальный механизм, алгоритм, который будет включать в себя все уже известные особенности, то он получиться настолько громоздким и неуклюжим, что его применение будет просто нецелесообразным. Можно лишь дать рекомендации, а все остальное будет зависеть от педагога, от его профессиональных навыков и умений.

Основной прием, используемый при построении договорных отношений, это индивидуальные и коллективные беседы. Причем коллективные – это не значит весь отряд, это могут быть два, три, четыре человека, малая группа (аутсайдеры, лидеры, друзья, ребята из одной делегации, группы по половым признакам), вариантов множество. Сложнее индивидуальные беседы. Дело в том, что такие беседы могут быть различной продолжительности по времени в зависимости от особенностей группы или конкретного ребенка и педагога. Немаловажную роль играет также психоэмоциональное состояние ребенка и педагога, время, место проведения беседы и т.д. Один педагог реально может провести в день 3-4 беседы, потому что это требует максимум сил, внимания, сосредоточенности, а иначе никакого результата не будет либо он будет несоизмеримо мал по сравнению с затратами.

Рассмотрим построение договорных отношений на примере подписания декларации как наиболее простого, доступного и часто используемого на практике метода. Чаще всего данный метод используется в работе с детьми старшего возраста с высоким уровнем притязаний, когда возникают проблемы неприятия единых педагогических требований, бытовых условий, нежелания участвовать в программе лагеря.

Поэтапная деятельность педагога:

1. Диагностика интересов заехавших детей. Этот этап необходим для сбора первичной информации о детях. Используются известные всем методы сбора информации, такие, как анкетирование, опрос, беседа, наблюдение и т.д. Реакция детей на подобный вид работы вполне адекватна. Не было случая, чтобы ребенок отказался заполнять очень простую анкету. Обычно один из последних вопросов в анкете звучит так: "Чего я жду от этой смены?" Дается несколько вариантов ответа и возможность указать свой вариант. Затем неплохо провести сбор и обсудить все полученные варианты. Результат обработки первичной информации есть выявление потребностей, притязаний и ожиданий детей.

2. Предъявление реально имеющихся возможностей (педагогические требования, законы, традиции, программа смены и пр.) Очень важный этап. Обычно ожидания и запросы детей значительно превышают имеющиеся возможности, и от принятия либо неприятия реальных возможностей зависят все дальнейшие действия педагога. Особое внимание следует обратить на то, чтобы все предъявляемые требования были обоснованы.

3. Корректировка запросов детей, соотнесение желаемого с реальными возможностями лагеря. Здесь возможны 2 варианта: либо корректировка происходит либо нет. С детьми, которые скорректировали свой уровень притязаний, проблем не возникает. Можно смело переходить к заключительному этапу - знакомству с декларацией. А с остальными начинается самая трудная часть – индивидуальные либо коллективные беседы. Дальше все зависит только от мастерства педагога.

4. Оформление декларации. Определение перспектив взаимодействия. Распределение обязанностей и ответственности.

Пример декларации,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...