Принципы обучения в истории дидактики
Вопросы к семинарским занятиям
По модулю «Теория обучения»
Тема 1. Закономерности и принципы обучения
План
1. Характеристика закономерностей целостного педагогического процесса, их психолого-педагогические основы.
2. Закономерности обучения.
3. Принципы обучения.
Тема: Закономерности и принципы обучения
Характеристика закономерностей целостного педагогического процесса,
Их психолого-педагогические основы
Законы обучения
Педагогический закон - категория, обозначающая объективные, существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования.
Закон обучения
| Характеристика закона обучения
|
Закон единства
и борьбы противоположностей
| Противоречия в обучении проявляются, если есть несоответствие традиционных представлений на процесс обучения современным требованиям, отражающим новые социальные условия, сложившуюся образовательную ситуацию, изменившиеся возможности развития личности.
Изменения в экономической, политической и культурной жизни России востребовали такие качества личности как предприимчивость, деловитость, социальная смелость и др. Это потребовало изменения содержания и технологий образования.
|
Закон перехода количественных накоплений
в качественные изменения.
| Целенаправленное и планомерное решение учебных задач не сразу обнаруживает свою результативность, а лишь по прошествии определенного времени. В результате многократно повторенных действий формируемое качество проявляется как устойчивое личностное образование.
|
Закон отрицания отрицания
| Диалектическое "снятие", сохранение существенных свойств и признаков на последующих этапах развития происходит, например, в процессе формирования учебных навыков, когда на основе упражнений отдельные действия складываются в систему, выражая сложный навык устного счета, грамотного письма, выразительного чтения и т.п
|
Закономерности обучения
Закономерность - результат совокупного действия множества законов, она выражает многие связи и отношения, тогда как закон однозначно отражает определенную связь, отношение.
Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения. Их изучение - поиск общих тенденций развития и функционирования дидактических систем.
Закономерности обучения и их характеристика
Закономерность обучения
| Характеристика закономерности
|
Основная закономерность процесса обучения
|
Развитие личности путем присвоения ею социального опыта, общечеловеческой культуры и духовных ценностей.
| Необходимое условие социализации, преемственности между поколениями, жизнеобеспечения общества, отдельного индивида и воспроизводства новых поколений.
|
Частные или специфические закономерности обучения
|
Зависимость содержания, форм и методов обучения от уровня социально-экономического развития общества
| Характер обучения зависит не только от требований экономики и производства, но и от социокультурной ситуации. Данные факторы в совокупности определяют образовательную политику.
|
Эффективность процесса обучения закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает.
| · К значимым условиям обучения относятся материально-технические, гигиенические, социально-психологических, кадровые, финансовые и т.п.;
· необходимым условием является профессионализм учителя, его творческий потенциал, способность к рефлексии, стремление к пополнению знаний и коррекции личностных качеств.
|
Зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия развивающейся личности с миром
| Результаты обучения зависят от характера деятельности, в которую на том или ином этапе своего развития включается обучаемый.
|
Внутренние закономерные связи между функциональными компонентами процесса обучения.
| Содержание конкретного учебного процесса обусловлено поставленными задачами; методы и средства обучения обусловлены задачами и содержанием конкретной учебной ситуации; формы организации процесса обучения определяются предметным содержанием.
|
Принципы обучения
Принципы обучения - исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и установки, с которыми учителя и преподаватели подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации.
Знание принципов обучения дает возможность: организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями; обоснованно определить цели и отобрать содержание учебного материала; выбрать адекватные целям формы и методы обучения; соблюдать этапность процесса обучения; осуществлять взаимодействие и сотрудничество обучающих и обучаемых.
Принципы обучения в истории дидактики
Ученый-дидакт
| Открытые ученым принципы обучения
|
Я. А. Коменский
(1592-1670)
| Идея природосообразности обучения:
· как в природе вся жизнь начинается с весны, так и обучение человека должно начинаться в весне жизни (детстве);
· утренние часы наиболее удачны для занятий, так как утро соответствует весне;
· все подлежащее изучению должно быть расположено так по ступеням возраста, чтобы учащимся предлагалось для изучения то, что доступно способностям восприятия;
· идея природосообразности является основой таких принципов обучения, как постепенность, последовательность и самодеятельность.
|
Ф.В.А. Дистервег
(1790-1866)
| · Принцип природосообразности, суть которого состоит в соответствии процесса обучения естественному ходу развития ребенка;
· принцип культуросообразности, заключающийся в том, что при обучении должна приниматься во внимание вся современная культура.
|
К. Д. Ушинский
(1824-1870)
| · Обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным, пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового;
· обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся;
· порядок и систематичность - одно из главных условий успеха в обучении; школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания;
· обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность, инициативу;
· обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким;
· преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы.
|
Правила обучения - вытекают из принципов, подчиняются им, конкретизируют их, определяют характер отдельных методических приемов, используемых обучающим и ведут к реализации данного принципа. Принципы отражают сущность процесса обучения, а правила - его отдельные стороны.
Наиболее общепризнанные в классической теории обучения дидактические принципы: научности, наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности усвоения, воспитывающего обучения, личностного подхода, связи теории с практикой. Каждый из этих принципов предполагает свои правила реализации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: