Принципы обучения и правила их реализации
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Принцип воспитывающего обучения - создание максимально благоприятных условий для овладения обучающимися социально накопленным опытом, заключенном в содержании обучения, освоения избранной профессии, для всестороннего развития личности и проявления творческой индивидуальности. Правила реализации · уважительно относиться к личности обучаемого и одновременно проявлять разумную требовательность к нему; требовательность, не основанная на уважении, вызывает недовольство и агрессивность; доброжелательность без требовательности приводит к нарушению дисциплины, к неорганизованности, непослушанию обучаемых; · не унижать, а возвышать личность ученика, проявляя чуткость и внимательность к нему, тактично поправлять ошибки, стимулировать на преодоление трудностей.
Принцип личностного подхода требует, чтобы содержание, формы и методы обучения соответствовали возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых. Правила реализации · Важно учитывать особенности мышления, памяти, устойчивость внимания, темперамент, характер, интересы учащегося; · следует проявлять индивидуальный подход: учебная работа должна проводиться по единой программе со всеми при индивидуализации форм и методов работы с каждым; · необходим дифференцированный подход, разделять учащихся на однородные группы по способностям, возможностям, интересам и др. и работать с ними по разным программам. Принцип научности предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией, а также освоение научных методов познания природных и общественных явлений. Важно, чтобы за понятиями, определениями, законами, формулировками, символами обучаемые понимали явления природы и общественного прогресса, реальное существование объективного мира, за формой – содержание, за явлениями – сущность, за внешними признаками– внутреннее состояние материального мира и его закономерности. У обучаемых вырабатывается подлинно научный взгляд на жизненные явления, формируется научное мировоззрение.
Правила реализации · Для усвоения обучаемым следует предлагать подлинные, прочно установленные наукой знания; · необходимо использовать методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки; · способствовать овладению методологией исследовательского поиска и научным языком; · помогать усвоению основных понятий и теорий в максимальном приближении к уровню современного понимания данных вопросов наукой. Принцип наглядности – утверждает зависимость эффективности обучения от степени привлечения к восприятию органов чувств человека; чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем прочнее он усваивается. Правила реализации · Необходимо использовать средства наглядности как отражение сущности изучаемых предметов и явлений, как яркий и образный показ того, что необходимо усвоить; · по мере взросления обучающихся необходимо применять наглядность более в символическом виде, чем в предметном; · различные виды наглядности следует применять в меру, так как чрезмерное их количество рассеивает внимание и мешает восприятию главного; · рекомендуется использовать эстетические характеристики наглядных средств обучения для эстетического воспитания. Принцип доступности направлен на то, чтобы уровень сложности и объем учебного материала, методы его изучения соответствовали возможностям учащихся, уровню их интеллектуального, нравственного и эстетического развития. При слишком усложненном содержании изучаемого материала у учащихся понижается мотивационный настрой на учение, быстро ослабевают волевые усилия, резко падает работоспособность, появляется чрезмерное утомление. При упрощенном содержании снижается интерес к учению, не формируются необходимые волевые усилия, не происходит желаемого развития работоспособности
Правила реализации · В обучении следует идти от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому; · необходимо объяснять учебный материал языком, понятным и доступным обучающимся; · важно применять индивидуальный и дифференцированный подходы к обучающимся, учитывать их возможности, способности и т.д. · следует осуществлять обратную связь, систематический контроль усвоения обучающимися содержания обучения и своевременно корректировать уровень его доступности. Принцип сознательности и активности означает необходимость осознанного усвоения знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности. Сознательность в обучении предполагает позитивное отношение обучаемых к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденность в значимости получаемых знаний. Активность в обучении – это интенсивная умственная и практическая деятельность обучаемых, выступающая как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков. Правила реализации: · добиваться четкого понимания обучаемыми целей и задач предстоящей работы; · логически увязывать неизвестное с известным; · учить обучающихся находить причинно-следственные связи; · использовать активные методы обучения; · стимулировать рефлексию и самоконтроль в обучении. Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения, поскольку только определенным образом организованное обучение является универсальным средством формирования системы научных знаний. Правила реализации · Формировать систему знаний на основе понимания их взаимосвязи;
· использовать схемы, планы, таблицы, опорные конспекты, модули и иные формы логического представления учебного материала; · осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи; · важна координация деятельности всех субъектов педагогического процесса на основе единства требований и обеспечения преемственности в их деятельности.
Принцип прочности усвоения предполагает стойкое закрепление знаний в памяти учащихся. Правила реализации · Стимулировать положительное отношение обучаемых к конкретным знаниям и к обучению в целом; · активизировать мысль обучающихся, ставить вопросы на сравнение, сопоставление, обобщение, установление причинно-следственных и ассоциативных связей; · структурировать содержание учебного материала, излагать его логично, последовательно и доступно; · систематически применять разные виды и формы контроля, побуждать к самоконтролю; · при повторении изученного материала использовать разнообразные технологии, формы, методы, средства обучения, поскольку однообразие гасит интерес к учению. Принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни. Практика – критерий истины, источник познания и область приложения теоретических результатов; практикой проверяется, подтверждается и направляется качество обучения; чем больше приобретаемые учащимися знания связаны с жизнью, применяются на практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему. Правила реализации · Опора в обучении на имеющийся практический опыт учащихся; · показ области применения теоретических знаний; · изучение современных технологий, прогрессивных методов труда, новых производственных отношений; · решение задач и упражнений на основе производственных достижений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|