Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар Семья как малая социальная группа




 

Цель занятия: сформировать представление о семье, ее функциях, структуре, о влиянии стиля воспитания в семье на развитие личности.

 

Дидактические единицы занятия:

1. Определение понятия семьи

2. Функции семьи

3. Структура и динамика семьи

4. Стили воспитания в семье

 

 

Семья – это малая социальная группа, основанная на супружеском союзе и родственных связях (отношениях мужа с женой, родителей и детей, братьев и сестер и др. родственников, живущих вместе и ведущих общее домашнее хозяйство).

 

С биологической точки зрения, семейные узы обусловлены общими для мужчины и женщины потребностями в любви, их стремлением к продолжению рода, а также продолжительным периодом зависимости ребенка от родителей. С психологической и социальной точек зрения, члены семьи объединены взаимозависимостью для удовлетворения своих эмоциональных потребностей. Экономически они связаны зависимостью друг от друга при удовлетворении материальных нужд. Таким образом, единство семьи основано на общих потребностях и совместном их удовлетворении, как в физическом, так и в психологическом их аспектах. С генетической точки зрения, семья представляет собой продукт эволюции.

 

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика.

Функции семьи

 

Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи.

 

Функций семьи столько, сколько видов потребностей она удовлетворяет:

 

§ Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. По отношению к обществу – семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.

 

§ Хозяйственно-бытовая функция заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т.д.), содействует сохранению их здоровья. В ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.

 

§ Эмоциональная функция семьи – удовлетворение потребностей в симпатии, признании, уважении, эмоциональной поддержке и психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабильность членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.

 

§ Функция духовного (культурного) роста – удовлетворение потребности в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении; играет значительную роль в духовном развитии членов общества.

 

§ Функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание) не обладает достаточными способностями самостоятельно строить свое поведение в соответствии с социальными нормами.

 

§ Сексуально-эротическая функция – удовлетворение сексуальных потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья осуществляет регулирование сексуального поведения членов семьи, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.

 

Структура и динамика семьи

 

Структура – число и состав семьи, а также совокупность отношений между ее членами. Анализ структуры семьи дает возможность определить, каким образом реализуется функция семьи: кто осуществляет руководство, и кто – исполнение; как распределены между членами семьи права и обязанности. Выделяют семьи авторитарные и демократические: большинство обязанностей может быть сосредоточено в руках одного члена семьи, или наоборот, обязанности распределены равномерно.

 

 

Динамика семьи

 

Как функции, так и структура значительно изменяются на различных этапах жизнедеятельности семьи. Существуют различные системы выделения основных этапов жизненного цикла семьи.

 

1. Диада. Брак, удовлетворяющий обоих супругов. Урегулирование вопросов, касающихся беременности и желания стать родителями. Вхождение в круг родственников.

 

 

2. Триада. Появление в семье ребенка. Адаптация к ситуации их появления и забота о правильном развитии младенцев. Организация семейной жизни, удовлетворяющая потребности как родителей, так и младенцев.

 

 

3. Семья с детьми дошкольниками. Адаптация к основным потребностям и склонностям детей-дошкольников. С учетом необходимости содействия их развитию. Преодоление трудностей, связанных с усталостью и отсутствием личного пространства. E.Duvall здесь же выделяет стадию – появление второго ребенка. На ней возникают вопросы, связанные с соперничеством и ревностью сиблингов, младших и старших, которые так же должны регулировать родители. Но многие авторы эту стадию отдельно не выделяют.

 

 

4. Ребенок идет в школу (стадия «индивидуализации»). Принятие растущей независимости детей и стимулирование их социализации. Побуждение детей к успехам в школе.

 

5.Семья с детьми-подростками (стадия также называется– «экспериментирование с независимостью»). Означает вступление подростка в «кризис идентичности» подросткового возраста с соответствующими его последствиями для семьи. Установление соответствия между свободой и ответственностью. Создание у родителей круга интересов, не связанных с родительскими обязанностями, и проблемы карьеры.

 

Успеха добиваются родители, поощряющие независимость, но решительно возражающие против необоснованной проверки границ дозволенности.

 

6. Уход молодых людей из семьи («опустевшее гнездо»). Освобождение молодых от родительской опеки. Сохранение духа поддержки, как основы семьи. Совпадает по времени с «кризисом середины жизни» родителей.

 

 

7. Средний возраст родителей (стадия «снова вдвоем») длится до ухода на пенсию. Перестройка супружеских отношений. Сохранение родственных связей со старшими и младшими поколениями.

 

 

8. Старение членов семьи. Длится от выхода на пенсию и до смерти обоих супругов. Решение проблем тяжелой утраты и одинокой жизни. Адаптация к уходу на пенсию. Сохранение семейных связей и адаптация к старости.

 

Стили воспитания детей

 

Стили воспитания бывают разными. Одни родители наказывают детей, другие уговаривают. Некоторые родители кажутся безразличными по отношению к своим детям, другие обнимают и целуют их. Наиболее исследованным аспектом взаимоотношений родителей и детей является проблема методов и границ родительского контроля.

 

Воспитание играет решающую роль при формировании характера ребенка. Зависимость ребенка от семьи очень велика (и в материально-бытовом плане, и формировании социальной адаптации), поэтому семья может как сглаживать неблагоприятные черты характера ребенка, так и усугублять их, обуславливая формирование патологического развития характера.

 

 

Типы неправильного воспитания в семье.

 

 

А.Е. Личко – известный отечественный психиатр, выделил следующие типы неправильного воспитания в семье.

 

ГИПОПРОТЕКЦИЯ. Этот вид неправильного воспитания в крайней форме проявляется полной безнадзорностью, но чаще недостатком опеки и контроля за поведением ребенка, недостатком внимания, заботы и руководства, отсутствием интереса родителей к его делам, увлечениям. Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением и всей жизнью подростка как будто осуществляется, но на деле отличается крайним формализмом.

 

ДОМИНИРУЮЩАЯ ГИПЕРПРОТЕКЦИЯ. Чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом вырастает в целую систему постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за подростком, достигающего иногда постыдной для него слежки.

 

ПОТВОРСТВУЮЩАЯ ГИПЕРПРОТЕКЦИЯ. В крайнем проявлении потворствующая гиперпротекция получила наименование воспитания по типу «кумира семьи». Это - стремление освободить «любимое чадо» от малейших трудностей, от скучных и неприятных обязанностей. С детства ребенок растет в атмосфере восторгов, похвал и безудержного обожания, что культивирует эгоцентрическое желание всегда быть в центре внимания окружающих.

 

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТВЕРЖЕНИЕ. При этом виде воспитания ребенок или подросток постоянно ощущает, что им тяготятся, что он — обуза в жизни родителей. Еще более ситуация усугубляется, когда есть рядом кто-то другой — брат или сестра, особенно сводные, отчим или мачеха, кто гораздо дороже и любимее (воспитание по типу «Золушки»). Скрытое эмоциональное отвержение имеет место тогда, когда мать или отец сами себе не признаются в том, что тяготятся сыном или дочерью.

 

УСЛОВИЯ ЖЕСТОКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. Эти условия нередко сочетаются с крайней степенью эмоционального отвержения. Жестокое отношение может проявляться открыто — суровыми расправами за мелкие проступки. Или проявляется, когда в семье превалируют душевное безразличие друг к другу, забота только о самом себе, полное пренебрежение к интересам и тревогам других членов семьи.

 

Система жестоких взаимоотношений может культивироваться также между воспитанниками в некоторых закрытых учреждениях для подростков, особенно трудных и делинквентных.

 

ПОВЫШЕННАЯ МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. В таких случаях родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его успехов, его способностей и талантов. Они часто лелеют мысль о том, что их потомок воплотит в жизнь собственные несбывшиеся мечты. Подросток чувствует, что от него ждут очень-очень многого. В другом случае условия повышенной моральной ответственности создаются, когда на малолетнего ребенка возлагаются недетские заботы об уходе за младшими или больными и беспомощными членами семьи.

 

 

Потворствующая гипопротекция. Здесь бесконтрольность и вседозволенность в отношении родителей к подростку сочетается с некритическим отношением их к его поведению. Родители стараются всегда оправдать подростка, при всех его проступках переложить вину на других, оградить его от общественного порицания и тем более от вполне заслуженного наказания.

 

Воспитание в атмосфере культа болезни. Преувеличенные заботы о здоровье, возведение в культ режима и лечения имеющихся заболеваний по сути дела являются одной из форм доми­нирующей гиперпротекции.

 

Противоречивое воспитание. Члены семьи в таких случаях (отец и мать, родители и дед или бабка и т. п.) применяют несовместимые воспитательные подходы и предъявляют к подростку порою противоречивые требования. При этом члены семьи конкурируют, а то и открыто конфликтуют друг с другом.

 

Воспитание вне семьи.

 

Само по себе воспитание вне семьи, в условиях интерната в подростковом возрасте не является отрицательным психогенным фактором. Наоборот, для подростка даже полезно на некоторые периоды времени расставаться с семьей и жить среди сверстников — это способствует развитию самостоятельности. Временная изоляция от семьи бывает полезной в случаях тяжелых конфликтов.

 

Отрицательным психогенным фактором являются встречающиеся еще недостатки в работе интернатов и других воспитательных учреждений. Особенно неблагоприятно сказывается сочетание чрезмерно строгого режима, граничащего с гиперпротекцией, с формализмом в его соблюдении, открывающим отдушину для скрытой безнадзорности, тайного распространения дурных влияний, жестоких взаимоотношений между воспитанниками, а также недостаток эмоционального тепла со стороны воспитателей.

 

 

Перечисленные типы неправильного воспитания оказываются особенно пагубными для ребенка, создавая больший риск для удара по слабым сторонам его характера. Ребенок оказывается наиболее чувствительным к тому из видов неправильного воспитания, которое адресуется к «ахиллесовой пяте» его типа акцентуации характера.

 

Именно поэтому воспитание в гармоничной семье, дополненное, расширенное и корригируемое общественным воспитанием, было и остается лучшим для становления личности, особенно в младшем и среднем подростковом возрасте.

 

Гармоничная семья способствует выработке при большинстве типов акцентуаций характера у подростка своего рода «психологического иммунитета» к влиянию неблагоприятных средовых воздействий

 

Вопросы к семинарскому занятию.

Обсудите на занятии следующие вопросы:

 

1. Каково значение различных типов воспитания в семье?

2. Какой стиль взаимоотношений с детьми был принят в вашей семье?

3. Побеседуйте с вашими родителями и на основании их воспоминаний восстановите вашу семейную историю (свое генеалогическое дерево).

4. Какие семейные сценарии и сюжеты в ней просматриваются?

 

Контрольные вопросы:

 

1. При каком типе воспитания проявляется недостаточный контроль за поведением ребенка?

2. Назовите 2 варианта проявления воспитания по типу повышенной моральной ответственности.

3. Как называется стиль воспитания, при котором родители предъявляют различные и противоположно направленные требования к ребенку?

4. Как может проявляться скрытое эмоциональное отвержение ребенка? Приведите пример.

5. В чем отличие доминирующей и потворствующей гиперпротекции? Есть ли у этих стилей общая черта?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...