Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекционные занятия (теоретический курс)




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

«Конституционное правосудие»

 

Направление подготовки (специальность) 40.03.01 – «Юриспруденция», квалификация (степень) «бакалавр»

 

Курс – четвертый

Семестры – седьмой

Форма обучения - очная

Срок освоения ООП по форме обучения – четыре года

Квалификация выпускника - бакалавр

 

Ростов-на-Дону, 2014


Составитель: Лусегенова Зинаида Сергеевна, кандидат юридических наук, профессор кафедры _______________ «24» октября 2014 г.

 

 

Рецензент: Немыкина Олеся Евгеньевна, кандидат юридических наук

________________ «25» октября 2014 г.

 

УММ разработаны в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» - квалификация (степень) «бакалавр».

УММ обсуждены на заседании кафедры протокол № 3 от «31» октября 2014 г.

 

 

Зав. кафедрой: Мирошник Светлана Валентиновна, доктор юридических наук, доцент

_______________ «31» октября 2014 г.

 

 

УММ одобрены учебно-методическим Советом ___________ протокол № ______ «__» ________ 2014 г.

 

Учебно-методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины «Конституционное правосудие»

 

Общие положения

При изучении дисциплины «Конституционное правосудие» определяющим в усвоении знаний является определение предмета конституционных процессуальных правоотношений, не только как результата процессуальной деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, но и деятельности по осуществлению конституционного правосудия. Своеобразие конституционных процессуальных правоотношений в сравнении с гражданско-правовыми и уголовно-процессуальными предопределено структурой правоотношений. Субъектами конституционных процессуальных правоотношений выступают Конституционный Суд Российской Федерации и участники процесса в Конституционном Суде, к которым относятся исключительно конституционно учреждаемые органы государства и должностные лица: Президент Российской Федерации, палаты Парламента (Совет Федерации, Государственная Дума), группы депутатов (1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы), Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, субъектами конституционных процессуальных правоотношений могут выступать граждане и суды общей и специальной юрисдикции в любой инстанции. В процессе обучения необходимо уяснить, что критерием определения специфики предмета конституционного судебного процесса как отрасли права является не только круг возможных участников конституционных процессуальных отношений, но и особенности материально-правовых оснований, послуживших возбуждению конституционного судопроизводства.

Специфическими материально-правовыми основаниями к рассмотрению дела в Конституционном Суде являются: обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые в КС РФ нормативные акты Конституции РФ: по содержанию норм, по форме нормативного акта или договора, по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие; с точки зрения закрепленного Конституцией РФ разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; с точки зрения разграничения предметов ведения между РФ и ее субъектами; обнаружившаяся неопределенность в понимании положений статей Конституции РФ (требующая их толкования). Важный аспект в характеристике любого правоотношения – вопрос о его объекте. При определении объекта конституционных процессуальных отношений следует учитывать разницу понятий: объект и предмет отношений. Соотношение между ними может быть проведено по формуле: объект конституционно-процессуальных отношений лежит в сфере правотворческой деятельности государственных органов (должностных лиц) законодательной и исполнительной власти; а предмет — это нормативные акты как итог, продукт правотворчества указанных субъектов. Объектом конституционных процессуальных отношений (складывающихся в связи с возбуждением и рассмотрением дел в порядке конституционного судопроизводства) являются конституционные материально-правовые отношения, которые возникают по поводу охраны (защиты) Конституции РФ в связи с ее нарушением в законодательной (правотворческой) деятельности органов законодательной и исполнительной ветвей власти либо в связи с неопределенностью в вопросе о том, как понимать и применять Конституцию РФ. Особое внимание следует уделить содержанию предмета конституционной юстиции как отношениям по поводу непосредственного применения решений (правовых позиций) Конституционного Суда Российской Федерации в нормотворческой деятельности и судебной практике. Предмет конституционных процессуальных отношений составляют: законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституции, уставы, законы и иные нормативные акты субъектов РФ, изданные по вопросам, относящимся к ведению РФ и совместному ведению РФ и ее субъектов; внутригосударственные договоры, международные договоры, не вступившие в юридическую силу; акты высших органов РФ и субъектов РФ, вызвавшие споры о компетенции, которые проверяются в КС РФ на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации. Кроме того, предметом конституционных процессуальных отношений являются нормы Конституции Российской Федерации, которые исследуются Конституционным Судом на предмет их интерпретации и толкования при осуществлении проверок конституционности иных нормативных актов и при реализации специальной (самостоятельной) процедуры конституционного судопроизводства по вопросам толкования Конституции Российской Федерации. Возникновение, изменение либо прекращение конституционных процессуальных отношений связано с двумя видами юридических фактов. Конституционный процесс как общее правоотношение возникает на основе таких юридических фактов, как обращение с запросом, жалобой в Конституционный Суд, вынесение итогового решения Конституционного Суда. Виды конституционного судопроизводства выделяются в зависимости от категорий дел, рассматриваемых Конституционным Судом. При изучении особенностей производства по отдельным категориям дел, входящим в компетенцию Конституционного суда, следует выделить различия процесса по таким основаниям как право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации (субъекты такого права), допустимость запроса, пределы проверки и итоговое решение по делу. Изучение вопроса о юридической силе решений Конституционного Суда позволяет четко разграничить понятия судебный и конституционный контроль. Особое значение для правоприменения имеет вопрос об исполнении решений Конституционного Суда. Выбор Конституционным Судом формы обращения к законодателю определяется конкретной конституционно-правовой ситуацией, в связи с чем, в ряде случаев указания на необходимость осуществления нормативного регулирования носят не императивный, а рекомендательный характер. Исполнение решений Конституционного Суда представляет собой последовательность тесно взаимосвязанных мероприятий, ответственность за осуществление которых лежит на различных публично-властных субъектах. Судебная практика Конституционного Суда российской Федерации, его правовые позиции не только обеспечивают защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, но и в значительной мере предопределяют вектор развития российской правовой системы, ее модернизацию. В силу особой правовой природы решений Конституционного Суда надлежащая их реализация является необходимым условием эффективного функционирования и развития всей системы публичной власти. В значительной степени добиться упорядочения знаний по дисциплине «Конституционное правосудие» позволит последовательное изучение вопросов, представленных в планах семинарских занятий. В процессе самостоятельной работы, при подготовке к семинарским занятиям, к зачету и экзамену, а также при написании рефератов, подготовке научных докладов, при работе над курсовыми и дипломными работами необходимо изучать не только судебную практику Конституционного суда, но и информационно- аналитические отчеты об исполнении решений Конституционного Суда, подготавливаемые Секретариатом, информационно-аналитические материалы по вопросам международных связей Конституционного Суда Российской Федерации, материалы дискуссий, проводимых конституционным Судом в рамках Сенатских чтений, в которых принимают участие ведущие представители научной общественности, зарубежные правоведы, руководители судов и органов государственной власти, независимые эксперты в области права и экономики. С указанными материалами можно ознакомиться на официальном сайте Конституционного Суда российской Федерации - www.ksrf.ru.    
 

Лекционные занятия (теоретический курс)

Лекция – это ведущая форма организации процесса обучения, представляет собой логически последовательное изложение определенных научно-правовых знаний, построена на непосредственном контакте преподавателя с аудиторией, что позволяет привлечь внимание слушателей к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей обучаемых.

При преподавании дисциплины используются преимущественно следующие типы лекционных занятий:

· традиционные лекции, ориентированные на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию;

· лекции – визуализации, представляющие собой визуальную форму подачи лекционного материала техническими средствами обучения;

· лекции-конференции, дающие возможность студентам самостоятельно изучить материал, изложить его, обсудить и сделать четкие выводы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...