Занятие 4. Звуковая культура речи: звук ц
Цель. Отрабатывать четкое произношение звука ц, параллельно упражняя детей в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний; учить изменять темп речи. Ход занятия Воспитатель рассказывает: «Язычок распевал свои песни. Сначала он вспомнил песню воды… Затем запел по-комариному. Как он запел? Пел Язычок и не заметил, как внимательно слушает его пушистый рыженький зверек. Вот он (показывает картинку или игрушку; „Белочка“, – радуются малыши.) Ты кто? – заметив зверька, спросил Язычок. Ц-ц-ц-ц! – ответил Рыжик и спрятался. Как интересно он говорит! – удивился Язычок. – Сейчас и я попробую: „Ц-ц-ц“. Дети! Попробуйте спеть песню белочки». (Хоровое и 4–5 индивидуальных повторений.) Затем педагог предлагает спеть песню белочки медленно, быстрее, тихо (беличья колыбельная), чуть громче… Белочка говорит: «Я научу вас другой песенке. Приглашаю в круг и девочек, и мальчиков». «Мы с белочкой, – объясняет воспитатель, – встанем в центре круга и начнем петь, а припев „цок-цок-цок, цок-цок-цок!“ будете исполнять вы. Слова припева можно сопровождать хлопками в ладоши. Но хлопать нужно тихо, чтобы было отчетливо слышно припев».
Далее воспитатель приглашает в круг кого-нибудь из детей. Ребенок изображает белочку, а остальные малыши и педагог хором спрашивают: – Хочешь, белочка, орешков? – Цок-цок-цок, – утвердительно отвечает «белочка». – Хочешь беленький грибок? – Цок-цок-цок. Затем на роль белочки приглашают другого ребенка. Можно повторить с ним тот же диалог, а можно разыграть новый:
– По деревьям любишь прыгать? – Цок-цок-цок. – А охотников боишься? – Цок-цок-цок. Роль белочки целесообразно поручать тем малышам, которые нечетко произносят звук ц. Во время игры педагог обращает внимание на интонационную выразительность речи детей (задающих вопросы и отвечающих на них). Следует обращать внимание на тех малышей, которые не полностью проговаривают звукоподражательные слова («цок-цок» вместо «цок-цок-цок»). Для них надо планировать индивидуальные задания на различение и правильное воспроизведение звукоподражаний. Примечание. Для закрепления звука ц можно напомнить детям стихотворение В. Берестова «Котенок», предложить им запомнить загадки:
(Бабочка)
(Очки) Можно показать детям кольцо и предложить ответить на вопрос в утвердительной форме: «Нет конца у моего кольца? Нет конца у твоего (вашего) кольца?» (4–5 ответов) Работа с детьми в летнее время В летние месяцы нужно продолжать ежедневно читать детям рассказы, сказки как новые, так и уже известные; вспоминать с малышами знакомые стихи и заучивать понравившиеся (например, можно предложить стихи Е. Серовой из цикла «Наши цветы» (см. приложение)). С подгруппами детей можно готовить драматизации отрывков из сказок, чтение в лицах народных песен и стихотворений, построенных на вопросах и ответах («Кисонька-мурысенька…», «Курочка-рябушечка…», «Пальчик-мальчик…», «Купите лук…» (шотл. песенка в пер. И. Томаковой)), чтобы позже продемонстрировать свою работу сверстникам. С детьми нужно много играть, используя для этого литературный материал и игры с поиском «клада». В качестве игрового материала целесообразно обратиться к произведениям И. Токмаковой «Поиграем», Л. Пантелеева «Карусели», Е. Благининой «И вот этак, и вот так» (см. приложение).
Игра с поиском «клада» может быть проведена следующим образом. Спасибо, лето Цель. Доставить малышам радость от игры; воспитывать умение дослушивать задание до конца и осмысливать его. Ход игры Выйдя на улицу, дети замечают сундучок (красиво запечатанную коробку). Он может стоять на веранде (в беседке и т. п.). Малыши зовут воспитателя, рассматривают находку, удивляются ее появлению. Дети замечают, что от сундучка тянется цветной шнурок. Выясняется, что к шнурку прикреплен конверт, который помещен так, чтобы дети не могли его достать. Воспитатель достает конверт, вскрывает его и читает письмо. Оно начинается так: «Я, Лето Красное, пишу вам, детям младшей группы…» Дальше в письме говорится, что ключ от сундучка спрятан, но его можно найти, выполнив ряд заданий. Первое задание такое: малыши должны найти золотой орех, спрятанный на самой большой березе, растущей на участке детского сада. Дети находят березу, осматривают ее и достают орех. Воспитатель читает записку со следующим заданием: надо найти растение, о котором говорится так (А. Пчельникова. «Репей»; текст стихотворения слегка изменен):
Выполнив указания, содержащиеся в записке, которую хранил репей, дети отправляются на веранду, обнаружив ключ от сундучка (ножницы для вскрытия коробки). Открыв сундучок, они находят в нем подарок от Лета Красного: орехи, формочки для песка и т. п. Воспитатель угощает детей и гостей (кого-либо из взрослых и детей старшей группы). Малыши рассказывают, как они разгадали загадки Лета Красного. Летом вниманию детей можно предложить картины[20] «Одуванчики» (во время цветения одуванчиков) и «Привет, белочка!» (в любой из летних месяцев). Одуванчики «Весной на лугу, как маленькие желтые солнышки, нежатся одуванчики. Расцветают, а потом отцветают. На длинных стебельках вместо желтых появляются белые пушистые шапочки, – рассказывает воспитатель. – Из желтых одуванчиков можно плести венки. А на пушистые шапочки можно… (подуть), и пушники разлетятся во все стороны.
На нашей новой картине нарисован луг с одуванчиками». Дети рассматривают картину, обмениваются впечатлениями. «На пеньке в синем спортивном костюме сидит воспитатель. Да не просто сидит и на детей глядит, а в руке пушистый одуванчик держит, – продолжает разговор педагог. Зачем воспитателю одуванчик? (Воспитатель вместе с мальчиком в оранжевом комбинезончике собираются одновременно подуть на одуванчики. Это очень интересно и весело.) За спиной воспитателя – девочка в красном платье. У нее на голове… (венок из одуванчиков). Она смотрит, сумеет ли мальчик сдуть… (пушинки). Это не так уж и просто». Педагог предлагает детям сорвать по одуванчику с белыми головками и легонько подуть на них (воображаемая ситуация). «Мальчик в кепочке, – воспитатель привлекает внимание детей к очередному персонажу, – сидит среди одуванчиков. Он хотел сорвать желтый одуванчик, но засмотрелся на мяч, который лежит возле ноги воспитателя. А кругом красиво, светло, празднично. Не так ли? Всюду разные оттенки зелени: темно-зеленые елки и кусты около нарядного дома с верандой, светло-зеленые листья на деревьях. Кому из вас хочется оказаться на этом участке? Тогда тихонечко идите сюда и поиграйте с детьми». Привет, белочка! Воспитатель интересуется, нравится ли детям эта новая яркая картинка. «А о чем она?» – спрашивает педагог. Выслушивает и корректирует ответы детей. «Белки боятся людей и редко берут еду из их рук. Почему этот рыжик не боится мальчика в полосатой маечке? – спрашивает педагог. – Вы правы. Малыши часто оставляют на этом пне орехи, и белочка прибегает сюда за вкусной едой. Как вы думаете, мальчику хочется погладить зверька. А почему он не гладит белочку? Нельзя! Она не позволит: или убежит, или укусит. А зубы у белок острые. Видите, как внимательно зверек следит за рукой мальчика. Вам не кажется, что малыш что-то говорит белочке. Интересно, что он говорит. (Я не буду тебя трогать. Ешь орешки. Они вкусные. Ты мне очень нравишься…) Кто еще сидит около пня? А землянику видите? Ее не только люди, но и птицы, лягушки, мыши любят. Похоже, что этот добрый мальчуган оставил вкусные, спелые ягоды лесным жителям.
На этом занятие можно закончить и пригласить детей рассмотреть картину получше. Но можно завершить занятие таким рассказом: «Рыжеволосый мальчик (цвет его волос такой же, как шерстка белочки) знает, что если оставлять орешки в одном и том же месте, белочки не будут голодать. И однажды белочка прибежала за орехами, как только мальчик положил их на пень. Малышу очень хотелось погладить зверька, но белка, схватив орех, внимательно следила за его рукой. „Ешь, не бойся. Я только посмотрю на тебя, – тихонько сказал мальчик. – И прибегай еще“». Приложение I
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|