Занятие 3. Обучение рассказыванию: описание кукол
Цель. Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом. Ход занятия Воспитатель усаживает детей по возможности как можно ближе к своему столу. Предлагает их вниманию двух разных кукол и сообщает: «Сегодня мы будем учиться рассказывать. Видите кукол?[5] Сколько их? Значит, вы видите перед собой двух кукол. Сейчас мы составим про них рассказ. Я буду описывать одну куклу, а вы другую. Будьте внимательны. Я начну, а тот, на кого я укажу, будет рассказывать о второй кукле, подражая мне». (Дети отвечают с мест.) Воспитатель. Моя кукла – девочка-дошкольница. Скорее всего, она ваша ровесница. Ребенок. Наша кукла – малыш в ползунках. Ему, должно быть, нет и годика. Воспитатель. Моя кукла темноглазая, с черными пушистыми ресницами. У нее светлые волосы, заплетенные в косички. Ребенок. Наш малыш краснощекий, с большущими синими глазами. У него рыжие волосы, на лбу челочка. Дети, если необходимо, дополняют ответ товарища. Воспитатель. Моя кукла в красивом вязаном платье с длинными рукавами. Платье с яркой розовой вышивкой и поясом, застегивающимся на пряжку. С платьем удачно сочетаются розовые туфельки. Ребенок. Наш малыш в голубых теплых ползунках и распашонке. На ползунках – аппликация «Котенок». Воспитатель. Моя кукла умеет говорить. Послушайте: «Мама». Ребенок. Наш малыш разговаривать не умеет. Он умеет громко плакать: «Уа-уа-уа». «Вам понравилось рассказывать вместе со мной? – интересуется педагог. – Запомнили, с чего мы начали рассказ, о чем говорили потом и чем закончили? Кто из вас попытается рассказать о малыше?» Воспитатель оценивает ответ. Если необходимо, просит еще одного ребенка описать куклу.
Педагог формулирует следующее задание: «А сейчас вы будете рассказывать о кукле – вашей ровеснице, а я – о малыше». В заключение педагог передает кукол детям и советует уложить малыша спать, а кукле постарше показать имеющиеся в книжном уголке издания русских народных сказок. Занятие 4. Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц Цель. Закрепить правильное произношение звуков с – ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой. Ход занятия Воспитатель произносит звуки с и ц. Спрашивает, чья песенка из звуков с (воды) и чья песенка из звуков ц (белочки). «Давайте договоримся, – предлагает педагог, – если вы услышите звук с, изобразите умывание. А если услышите звук ц, махните рукой, будто белочка машет своим пушистым хвостом» (движение кистью правой руки вправо). Воспитатель произносит то звук с, то звук ц, проверяя, как дети поняли задание. Далее дети выполняют задание сначала все вместе, потом по группам: только девочки (мальчики контролируют), только мальчики; только дети, сидящие за первыми столами, только дети, сидящие за последними столами, и т.д. Воспитатель продолжает занятие: «Эти звуки встречаются во многих словах. Покажите, какие звуки вы слышите в словах: солнышко, цыпленок, сом, оконце, цапля, ослик, целебная, осенний, огурец». Затем дети пробуют вспомнить слова со звуком с (за правильный ответ дается фишка). Далее педагог предлагает детям послушать стихотворение Я. Щеголева «Ранним утром»:
Воспитатель выясняет у детей, понравилось ли им это стихотворение, и читает его еще раз. Педагог предлагает ребятам помочь ему прочитать две первые строчки. Затем педагог ставит на свой стол три одноцветные пирамидки и одну двухцветную. Педагог говорит, что в прочитанном отрывке есть три слова со звуком с и читает начало стихотворения еще раз. Дети называют слова солнце, встало, поднялось. Воспитатель вручает им пирамидки. Далее дети определяют, в каком слове есть оба звука – с и ц. (Солнце.) За правильный ответ педагог дает двухцветную пирамидку. Воспитатель читает последние строчки стихотворения. Дети называют слова со звуком ц. (Птица, цветком.) За правильный ответ дети получают фишки. Затем педагог трижды произносит одну из строк стихотворения, всякий раз меняя логическое ударение: «Все уснувшее проснулось. Все уснувшее проснулось. Все уснувшее проснулось». Дети называют выделяемые слова. «Жили-были три цыпленка: Цып, Цып-цып и Цып-цып-цып, – рассказывает воспитатель и просит повторить клички цыплят. – Давайте поиграем. Я буду медленно произносить: „Жили-были три цыпленка“. А вы продолжайте: „Цып, Цып-цып, Цып-цып-цып“. Затем я проговорю свои слова в более быстром темпе, а вы в таком же темпе произнесете имена цыплят». В заключение педагог просит детей отгадать загадку, в которой тоже есть слова со звуком с.
Воспитатель предлагает детям запомнить загадку, чтобы загадать ее родителям и друзьям. Занятие 5. Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней Цель. Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана. Ход занятия Воспитатель предлагает вниманию детей картину «Ежи» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой (М.: Просвещение)). Просит их подумать, как можно назвать картину. Оценивает ответы детей. Напоминает, что правильнее и результативнее рассматривать картину в определенной последовательности, то есть по плану. «Но сначала нужно подумать, как начать рассказ по картине», – говорит педагог и выслушивает ответы детей.
Воспитатель предлагает свое начало рассказа: «В теплый летний вечер ежиха вывела ежат на лесную полянку. Это вечер? Не ошиблась ли я? А вдруг это день?» Педагог повторяет первую фразу рассказа и добавляет фразу-связку, дающую детям ориентир, что рассматривать и о чем рассказывать: «Ежата разбежались по полянке и каждый нашел себе занятие, не так ли? Вот и расскажите об этом». После того как воспитатель выслушает всех желающих, он предлагает кому-нибудь из детей составить рассказ о ежатах (1–2 ответа). Педагог обращает внимание детей на ежиху и просит рассказать о ней. Воспитатель обобщает сказанное и дополняет ответы детей. «Теперь нам осталось описать полянку, – говорит воспитатель, – и закончить наш рассказ, выразив свое отношение к увиденному, например: „Хорошо ежам в теплый летний вечер на лесной полянке“». В заключение педагог напоминает детям содержание «Тихой сказки» С. Маршака, в частности, момент, когда волчица хотела съесть ежонка:
«Не хотите подойти к картине поближе и поискать у ежат нос и уши», – смеется педагог.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|