Основные формы деятельности
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Деятельность. Понятие деятельности Деятельность – это внутренне психическая и внешне физическая активность человека, регулируемая осознаваемой целью
Поведение животных регулируется биологическими потребностями. Принцип психологии, единства сознания и деятельности применим только к человеческой деятельности. Сознание формируется и проявляется в деятельности. Когда говорят о деятельности, то имеется в виду деятельность человека. О животных и их действиях говорят как о жизнедеятельности. Термин деятельность к животным не применим, так как у них отсутствует сознание. Физически, каждая деятельность включает в себя внутренние и внешние компоненты действий. В различных видах деятельности меняется их количественное соотношение, но всегда умению действовать в уме (во внутреннем плане), отводится решающее значение. По происхождению, внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней предметной. Ребенок первоначально совершает предметные действия, и лишь потом, по мере накопления опыта, приобретает способность совершать те же действия в уме. Этот процесс преобразования внешних предметных действий, в действия внутренние – в уме, называется интериоризацией. Действия в уме, направленные, в конечном счете, во вне, на преобразование предметной действительности, называется экстериоризацией (по латыни – внешние). Процесс интериоризации не только освобождает действия от физической предметности (не надо хвататься за предмет), но и обеспечивает их свертывание. Резко повышает меру обобщения и переноса в другие виды деятельности (мальчик с палочками – счет).
Структура деятельности
При всем многообразии видов деятельности, в каждой из них можно выделить: цель, мотив, действие. Цель – это то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата деятельности (окончить ЧГУ, где цель – окончить может быть разной: для одного – получить знания; другого – диплом; третьего – статусный престиж). Цели бывают: близкие - далекие; личные - общественные. Мотив – это то, что побуждает человека к деятельности и придает деятельности ее специфические черты в отношении выбора средств и способов достижения цели. Мотивы бывают: близкие - далекие; личные - общественные. Действия – это относительно-законченный элемент деятельности, направленный на достижение определенной, промежуточной цели, и подчиненной общему мотиву деятельности. (Н-р: в учебной деятельности можно выделить такие действия: слушание лекций; конспектирование; выполнение лабораторных и контрольных работ; сдача зачетов). Каждое действие состоит из системы движений или операций. Анализ многообразных предметных действий показывает, что все они в большинстве случаев складываются из трех относительно простых: взять – переместить – отпустить. Среди умственных действий следует выделять: 1. Перцептивные действия – восприятие предметов 2. Сенсорные действия – действия, связанные с чувствами 3. Мнемические – действия связанные с памятью 4. Мыслительные – речевые, предметные, связанные с мышлением 5. Иможетивные – действия, связанные с воображением
Структура действия Структура действия состоит из различных компонентов действия, включая: 1. Моторные – двигательные. Все, что связано с действиями руками. Моторные компоненты действия отвечают за исполнение. 2. Центральные – мыслительные компоненты действия. Их функция сводится к регулированию. 3. Сенсорные – чувственные. Их функция сводится к контролю.
Механизм планирования контроля и регулирования действий, исследовали ряд русских и зарубежных физиологов и психологов: Анохин П.Н., Бернштейн Н.А., Уильям Эжби и др. Их исследования показали, что цель всякого действия, представленного в сознании, в виде психического образа, является своеобразной нейро-психической моделью. Обратная связь – информация о результатах совершаемого действия и сличение их с заданной моделью, обеспечивает корректировку действия по ходу его выполнения, называется механизмом обратной ориентации: Нейро-психическая модель, образ психического действия – регулировка, контроль, сличение с результатом действия – действия. Этот механизм сличения и корректировки действия, Анохин назвал акцептором действия. Принцип его был положен в основу конструкции автопилота и других приборов автоматического регулирования работы сложных механизмов (ЧПУ – станки с программным управлением, автоматические поточные линии).
Основные формы деятельности
Знания, умения, навыки – являются основными формами деятельности.
1. Навык – автоматизированный способ выполнения действия, сформированный в процессе упражнений (навык письма, езды на велосипеде, навыки плавания). Отличие навыка от условного рефлекса заключается в том, что при навыке в коре больших полушарий, образуются устойчивые динамические стереотипы – ( некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным сокращением при взаимодействии с этим явлением), с помощью которых может осуществляться и более сложная, аналитико-синтетическая деятельность. Условный рефлекс – это и есть кратковременная ответная реакция организма на определенный раздражитель (условный рефлекс у собаки – на звонок, или свет; у медведя – навык катания на велосипеде), формируется путем упражнений. 2. Умения – это способы успешного выполнения действий, соответствующие целям и условиям этих действий, также возникают в результате упражнений. Однако, умение требует сознательной целенаправленности и преднамеренности психических процессов (ученик приобрел навыки письма, но нельзя сказать, что он приобрел навыки решения арифметических задач; или хирург приобрел навыки делать операции – это не навыки, а умения).
Отличие навыка от умения: навык автоматизированный способ выполнения, а умение сознательные, преднамеренные и умственные напряжения. Умение всегда опирается на знания, так как без знаний не может быть практически ценных умений. 3. Знания – это совокупность определенных сведений о выполнении данного действия. Между умениями и навыками нет жестких границ - несложные умения могут переходить в навыки (н-р: ученик 2 класса, умеющий медленно читать и писать, в результате упражнений, в последствии приобретает соответствующие навыки беглого чтения и скорописи). Вместе с тем, умение может включать в себя несколько навыков (н-р: умение читать научную литературу, включает в себя не только навыки быстрого чтения и быстрой конспектации, но и навыки анализировать текст, обобщать и делать выводы по прочитанному). Навыки различаются по видам: двигательные, сенсорные, умственные. К двигательным – относится, например, письмо, беглое чтение, спортивные навыки. К сенсорным – определять на глаз, с помощью инструментов. К умственным – быстро производить письменные и умственные вычисления, собирать архивные данные 4. Привычки – это такие действия и поступки, которые совершаются как бы сами по себе, автоматически (каждый человек умывается, чистит зубы). Физиологической основой привычки, как и навыков, являются динамические стереотипы – системы твердо закрепившихся временных нервных связей. В отличии от навыков, в которых фиксирован способ действии, привычки фиксируют склонность, потребность делать что-то, или определенный образ действия. Особенно велика роль привычек в культурном и нравственном поведении учащихся Привычки могут формироваться разными путями: А) Путем подражания другим людям, взрослым, воспитателю, учителю (подростки пробуют курить, чаще всего, подражая взрослым мужчинам. Позже курение может перейти во вредную привычку) Б) Привычки формируются в результате простого, порой случайного, многократного повторения действия или поступка в силу сложившихся обстоятельств. В) Привычки могут формироваться путем сознательных, целенаправленных усилий. Особенно трудно преодолевать вредные привычки, так как ломка динамических стереотипов, то есть устойчивых временных нервных связей, происходит довольно болезненно и долго у человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|