Э.Дюркгейм. Объяснение социального порядка
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Критерии социальной стратификации. Социальная стратификация - существующие в обществе структурированное неравенство между различными группами людей, на основании их отношений на материальном, либо символическими благами. Классы - статусные группы, определяемые по критерию места в системе разделения труда и способа получения дохода: 1. высший слой (политическая элита) 2. капиталисты (собственники предприятий) 3. свободные профессии (люди, не нуждающиеся в работе) 4. верхний средний слой 5. наемные работники (офисные рабочие, заводские рабочие), нижний средний слой, низший слой. 6. маргиналы (обладатели неопределенного статуса). Типы: 1. Рабовладельческая 2. Классовая система (положение человека в обществе зависит почти от самого человека, в значительной мере обезличена). 3. Сословная система (1. феодалы, 2. духовенство, 3. купцы). Критерии Маркса и Вебера: 1. Маркс - по отношению к средствам производства 2. Вебер - доход, благосостояние, положение на рынке труда, престиж, власть.
Основные методы социальных исследований 1. Эксперимент: плюсы - возможно контролировать переменные, возможность повторения. Минусы - многие аспекты социальной жизни не поддаются экспериментированию. 2. Обследование (количественный метод): плюсы - большой объем данных о большом числе индивидов, позволяет добиться точных статических значимых результатов. Минусы - риск поверхностности полученных результатов. 3. Наблюдение (качественный метод): плюсы - позволяет собрать богатый материал, недоступный другим методам. Минусы - возможность проведения лишь в относительно малых группах, трудность в генерализации, субъективизм. 4. Исследование документов (вторичные данные): плюсы - незаменим при исследовании исторических явлений. Минусы - трудность в интерпретации
Эволюция института семьи Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семья постоянно развивалась, принимая множество форм и разновидностей: -полигамная – многоженство; -моногамия – брак с 1 женщиной; -сожительство; -нуклеарная – двое родителей и 1 ребенок; -расширенная – родители, дети, бабушки, дедушки живут вместе; -неполная, -современная. Возникновение института семьи и брака ученые объясняют необходимостью регулирования отношений между полами. Сторонники другой точки зрения утверждают, что институт семьи возник для регулирования отношений как между супругами, так и между родителями и их детьми. Хотя существует многочисленное разнообразие взаимоотношений мужчин и женщин, семья является одним из наиболее устойчивых общественных институтов. Меняясь со временем, она приспосабливается у разных народов в разные времена к запросам самой жизни. Исчезни семья, само существование общества оказалось бы под угрозой. Именно поэтому ни в одном обществе семья не была только личным делом. Функции семьи: Любое общество вправе ожидать от семьи выполнения двух важнейших, тесно взаимосвязанных функций: а) репродуктивной (воспроизводство населения) б) воспитательной.
Модель социального изменения К.Маркса К. Маркс определяющим фактором социальных изменений считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечивает и смену общественно-экономической формации. С одной стороны, согласно "материалистическому пониманию истории" у К. Маркса, производительные силы объективно и эволюционно развиваются, увеличивая власть человека над природой. С другой стороны, в ходе их развития формируются новые классы, интересы которых приходят в противоречие с интересами господствующих классов, определяющих характер действующих производственных отношений. Тем самым возникает конфликт внутри способа производства, образуемого единством производительных сил и производственных отношений. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних, господствующих. Поэтому социальные революции, по К. Марксу - это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение развития общества. В подходе Маркса, т.о., представлены как эволюционный, так и революционный подходы к анализу социальных изменений.
Э.Дюркгейм. Объяснение социального порядка Эмиль Дюркгейм (1858–1917) – основатель французской социологической школы, автор классических трудов по социологии: «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство» и др. Особенно большое внимание ученый уделял изучению проблем предмета и метода социологии, структуры общества и функциональной роли ее элементов, вопросов социального порядка Порядок - это стабильный образец взаимодействия. Проблема социального порядка и беспорядка, общественной нормы и социальной патологии была одной из основных для многих первых социологов, в том числе и для Дюркгейма С точки зрения Дюркгейма, социальная солидарность - определенная целостность общественной жизни, коллективность и, одновременно, высший моральный принцип, высшая и универсальная ценность, которая признается всеми членами общества. Дюркгейм выдвигает свою концепцию общества с механической и органической солидарностью. Механическая солидарность, по мнению Дюркгейма, характерна для архаических, примитивных и неразвитых обществ. Эти общества характеризуются тем, что составляющие их элементы или компоненты мало зависят друг от друга, существуют почти автономно. Они самодостаточны, ибо выполняют одинаковые, или сходные функции. В качестве их модели можно рассматривать натуральное хозяйство.
Другая отличительная черта таких обществ - слабое развитие индивидуального, личного начала в человеке. Особенность механической солидарности - растворение индивида в коллективе. Чем меньше развита индивидуальность, чем меньше индивидуальных отклонений, тем более интенсивно и ярко выражено всё заполняющее коллективное сознание и, следовательно, социальная солидарность. Постепенное развитие общественных связей, увеличение средств и путей сообщения, рост городов и народонаселения, обусловливающий интенсификацию социальной жизни - все это ведет к усилению разделения труда. Последнее, подтачивая целостность коллективного сознания, его всеобъемлющий характер, само становится, в конечном счете, основой новой солидарности - органической. Сознание этого, понимание того, что все связаны системой отношений, вне которой существовать не могут, вызывает чувство зависимости друг от друга, своей связи с обществом, т.е. солидарность. Не коллективное сознание, которое потеряло целостность, дифференцировалось, сократилось, стало более рациональным и ориентированным на индивида, а именно разделение труда, точнее - осознание его социальных следствий, восстанавливает целостность общества. Современные типы семьи а)Магистральные семьи (фамилист Голод):критерия нормативная:патриархальная. б)альтернативные семьи (боковые): ü детоцентрисская. ü неполная семья:из-за мужской смертности,нежелания выходить замуж,развод. ü бездетная семья вынужденная добровольная ü однополые семьи ü гражданские союзы(консессуальный союз) ü конкубенат-гражданский брак без обязательного нерасписования ü свингеры(обмен партнёрами) ü аммориация(?)(групповые семьи –трое мужчин,трое женщин) в)супружеская семья: (партнёрская): · у женщины равные права. · комплекс отношений:сексуальная гармония,эмоциальная близость,духовная близость.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|