Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Э.Дюркгейм. Объяснение социального порядка




Критерии социальной стратификации.

Социальная стратификация - существующие в обществе структурированное неравенство между различными группами людей, на основании их отношений на материальном, либо символическими благами.

Классы - статусные группы, определяемые по критерию места в системе разделения труда и способа получения дохода:

1. высший слой (политическая элита)

2. капиталисты (собственники предприятий)

3. свободные профессии (люди, не нуждающиеся в работе)

4. верхний средний слой

5. наемные работники (офисные рабочие, заводские рабочие), нижний средний слой, низший слой.

6. маргиналы (обладатели неопределенного статуса).

Типы: 1. Рабовладельческая

2. Классовая система (положение человека в обществе зависит почти от самого человека, в значительной мере обезличена).

3. Сословная система

(1. феодалы, 2. духовенство, 3. купцы).

Критерии Маркса и Вебера:

1. Маркс - по отношению к средствам производства

2. Вебер - доход, благосостояние, положение на рынке труда, престиж, власть.

 

Основные методы социальных исследований

1. Эксперимент: плюсы - возможно контролировать переменные, возможность повторения. Минусы - многие аспекты социальной жизни не поддаются экспериментированию.

2. Обследование (количественный метод): плюсы - большой объем данных о большом числе индивидов, позволяет добиться точных статических значимых результатов. Минусы - риск поверхностности полученных результатов.

3. Наблюдение (качественный метод): плюсы - позволяет собрать богатый материал, недоступный другим методам. Минусы - возможность проведения лишь в относительно малых группах, трудность в генерализации, субъективизм.

4. Исследование документов (вторичные данные): плюсы - незаменим при исследовании исторических явлений. Минусы - трудность в интерпретации

 

Эволюция института семьи

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Семья постоянно развивалась, принимая множество форм и разновидностей:

-полигамная – многоженство;

-моногамия – брак с 1 женщиной;

-сожительство;

-нуклеарная – двое родителей и 1 ребенок;

-расширенная – родители, дети, бабушки, дедушки живут вместе;

-неполная,

-современная.

Возникновение института семьи и брака ученые объясняют необходимостью регулирования отношений между полами. Сторонники другой точки зрения утверждают, что институт семьи возник для регулирования отношений как между супругами, так и между родителями и их детьми.

Хотя существует многочисленное разнообразие взаимоотношений мужчин и женщин, семья является одним из наиболее устойчивых общественных институтов. Меняясь со временем, она приспосабливается у разных народов в разные времена к запросам самой жизни. Исчезни семья, само существование общества оказалось бы под угрозой. Именно поэтому ни в одном обществе семья не была только личным делом.

Функции семьи: Любое общество вправе ожидать от семьи выполнения двух важнейших, тесно взаимосвязанных функций:

а) репродуктивной (воспроизводство населения)

б) воспитательной.

 

Модель социального изменения К.Маркса

К. Маркс определяющим фактором социальных изменений считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечивает и смену общественно-экономической формации. С одной стороны, согласно "материалистическому пониманию истории" у К. Маркса, производительные силы объективно и эволюционно развиваются, увеличивая власть человека над природой. С другой стороны, в ходе их развития формируются новые классы, интересы которых приходят в противоречие с интересами господствующих классов, определяющих характер действующих производственных отношений. Тем самым возникает конфликт внутри способа производства, образуемого единством производительных сил и производственных отношений. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних, господствующих. Поэтому социальные революции, по К. Марксу - это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение развития общества. В подходе Маркса, т.о., представлены как эволюционный, так и революционный подходы к анализу социальных изменений.

 

Э.Дюркгейм. Объяснение социального порядка

Эмиль Дюркгейм (1858–1917) – основатель французской социологической школы, автор классических трудов по социологии: «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство» и др. Особенно большое внимание ученый уделял изучению проблем предмета и метода социологии, структуры общества и функциональной роли ее элементов, вопросов социального порядка

Порядок - это стабильный образец взаимодействия.

Проблема социального порядка и беспорядка, общественной нормы и социальной патологии была одной из основных для многих первых социологов, в том числе и для Дюркгейма

С точки зрения Дюркгейма, социальная солидарность - определенная целостность общественной жизни, коллективность и, одновременно, высший моральный принцип, высшая и универсальная ценность, которая признается всеми членами общества.

Дюркгейм выдвигает свою концепцию общества с механической и органической солидарностью.

Механическая солидарность, по мнению Дюркгейма, характерна для архаических, примитивных и неразвитых обществ. Эти общества характеризуются тем, что составляющие их элементы или компоненты мало зависят друг от друга, существуют почти автономно. Они самодостаточны, ибо выполняют одинаковые, или сходные функции. В качестве их модели можно рассматривать натуральное хозяйство.

Другая отличительная черта таких обществ - слабое развитие индивидуального, личного начала в человеке.

Особенность механической солидарности - растворение индивида в коллективе. Чем меньше развита индивидуальность, чем меньше индивидуальных отклонений, тем более интенсивно и ярко выражено всё заполняющее коллективное сознание и, следовательно, социальная солидарность.

Постепенное развитие общественных связей, увеличение средств и путей сообщения, рост городов и народонаселения, обусловливающий интенсификацию социальной жизни - все это ведет к усилению разделения труда. Последнее, подтачивая целостность коллективного сознания, его всеобъемлющий характер, само становится, в конечном счете, основой новой солидарности - органической.

Сознание этого, понимание того, что все связаны системой отношений, вне которой существовать не могут, вызывает чувство зависимости друг от друга, своей связи с обществом, т.е. солидарность. Не коллективное сознание, которое потеряло целостность, дифференцировалось, сократилось, стало более рациональным и ориентированным на индивида, а именно разделение труда, точнее - осознание его социальных следствий, восстанавливает целостность общества.

Современные типы семьи

а)Магистральные семьи (фамилист Голод):критерия нормативная:патриархальная.

б)альтернативные семьи (боковые):

ü детоцентрисская.

ü неполная семья:из-за мужской смертности,нежелания выходить замуж,развод.

ü бездетная семья

вынужденная добровольная

ü однополые семьи

ü гражданские союзы(консессуальный союз)

ü конкубенат-гражданский брак без обязательного нерасписования

ü свингеры(обмен партнёрами)

ü аммориация(?)(групповые семьи –трое мужчин,трое женщин)

в)супружеская семья: (партнёрская):

· у женщины равные права.

· комплекс отношений:сексуальная гармония,эмоциальная близость,духовная близость.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...