Занятие 5. Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж»
Цель. Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи. Ход занятия «Встретились однажды еж и теленок, никогда раньше не видевшие друг друга, – рассказывает воспитатель. – Интересно, что подумал еж. С кем сравнил незнакомого ему огромного зверя? А что подумал теленок, увидев ежика? Как вы думаете, чем закончилась эта встреча?» Педагог выслушивает детей и читает сказку. ... Теленок увидел ежа и говорит: – Я тебя съем! Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул: – Попробуй… Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит; потом растопырил передние ноги и лизнул ежа. – Ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жалуется: – Еж меня за язык укусил. Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать. А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе: – Я огромного зверя победил, должно быть, льва. И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес. – У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери. Воспитатель дает детям возможность поделиться впечатлениями и предлагает вспомнить, как теленок готовился лизнуть ежа. («Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа».) Педагог еще раз читает этот отрывок. Дети помогают ему, договаривая слова. Затем два ребенка изображают встречу теленка и ежа, а остальные сопровождают их действия соответствующими словами из сказки. «Что теленок сообщил корове? – спрашивает педагог. (Хоровой ответ и 1–2 индивидуальных.) – А куда еж-победитель покатился? Что еж сказал ежихе?»
Для того чтобы дети лучше запомнили концовку сказки, педагог дословно цитирует авторский текст, придавая ему оттенок вопроса: «И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес»? С этим вопросом воспитатель сначала обращается ко всем детям, затем только к девочкам, только к мальчикам и т.п. Заключительную фразу «У нас еж-богатырь!» дети произносят шепотом (сначала хором, потом индивидуально). (Фраза звучит отчетливее, если ко рту поднести ладони, сложенные рупором.) Педагог читает сказку еще раз (с установкой на пересказ). Двое детей пересказывают произведение. Затем проводится игра-драматизация. Педагог выбирает ребенка на роль теленка, а тот, в свою очередь, приглашает сверстника на роль ежа. Еж выбирает ежиху, а ежиха – корову. Воспитатель читает слова автора, следит за тем, чтобы исполнители не только проговаривали текст, но и играли свои роли. Концовку сказки произносят хором все присутствующие. Примечание. Следует время от времени напоминать детям концовку сказки. Она лучше всяких нравоучений даст урок бахвалу, драчуну, задире: «И пошла слава про храбрость ежову…» Занятие 6. Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки» Цель. Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям. Предварительная работа. Воспитатель показывает детям три пятирублевые монеты. «Нам для спектакля нужны кушак и колпак, – объясняет педагог. – Колпак стоит пять рублей и кушак тоже стоит пять рублей. Какую монету вы выберите, чтобы купить колпак? Кушак?» В процессе рассматривания монет дети делают вывод: «Любая из монет годится для покупки как колпака, так и кушака». Педагог восхищается сообразительностью детей. «Правда, в процессе обсуждения вы не следили за своей речью, и мне все время приходилось что-то исправлять, – говорит воспитатель. – Но подарок вы заработали».
Воспитатель читает стихотворение Ю. Владимирова «Чудаки». Затем повторяет его, а дети договаривают отдельные слова и фразы. Ход занятия Педагог 1–2 раза читает стихотворение. Выбирает чудака, который, в свою очередь, приглашает в компанию двоих сверстников. Воспитатель.
(Дает чудакам деньги.)
Чудаки (перебирают монеты).
Воспитатель.
Чудаки (читают хором или по одному – так, как считают нужным).
Драматизация повторяется (с другими исполнителями). Дети в корректной форме оценивают обе импровизации («Я думаю, что…», «Мне кажется, что…», «Мне понравился второй спектакль…» и т. д.). Завершая занятие, педагог говорит: «Вы все время хвалитесь, утверждая, что у вас большой словарный запас. Проверим? Монета какая?» Выслушивает ответы и замечает: «У вас кончился запас слов. А я добавлю: „С яркой крупной выпуклой цифрой, изящной веточкой справа, с рифленым ободком (с ободом-насечкой)“». Воспитатель предлагает закончить фразы: «Если бы у меня были деньги… (3–4 ответа.) У нас не было денег, поэтому…» (3–4 ответа.) Занятие 7. Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Цель. Продолжать учить детей рассказывать о картине (картина «Зайцы» из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой (М.: Просвещение))[8], придерживаясь плана. Ход занятия Педагог интересуется у детей, что они знают о зайцах: «Как выглядят зайцы? Где живут? Чем питаются?» Воспитатель выслушивает ответы детей, помогает правильно строить фразы, подсказывает более точные слова. Затем предлагает ребятам рассмотреть картину и дать ей название. Одобряет такие названия, как «Зайцы», «На лесной полянке», «Нежданный гость». Поскольку в этой картине детей очаровывает зимний пейзаж, с него и надо начать рассматривание:«Как выглядят зимний лес и полянка?» (Выпал снег, его много, снег глубокий. День ясный. От деревьев – они стоят, как стража, охраняя полянку, – на снегу четкая тень. Снег кажется голубоватым.)
Педагог просит ребенка рассказать о лесной поляне. «Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк, – продолжает разговор воспитатель и спрашивает: – Как заяц выглядел? Опишите его. А что увидел беляк? Обрадовался ли? Только собрался заяц поесть, а тут… (Дети рассказывают о появлении второго зверька.) Опишите зайцев в момент встречи (2–3 описания). Интересно, чем эта встреча закончится?» В заключение воспитатель предлагает детям составить интересные и подробные рассказы по картине. (Можно предложить девочкам и мальчикам посоревноваться в рассказывании.) Затем педагог дает образец рассказа: «Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк. Сам большой, пушистый, а носишко небольшой и нежно-розовый, как конфетка. Кончики ушей у зайца черненькие. Огляделся. Кругом снег. Маленькую елочку почти не видно – утонула в снегу. Увидел заяц сломанное дерево. Обрадовался: „Хорошо-то как!“ Встал столбиком и принялся обгрызать кору. Глядь, а к нему гость! Насторожились зайцы, смотрят друг на друга. И неизвестно, чем эта встреча закончится». В конце занятия воспитатель проводит игру «Волк и зайцы». Дети (5–7 человек) стоят, образовав круг, а педагог-«волк» ходит внутри круга. Внезапно он останавливается перед ребенком со словами: «Съем или пощажу». Ребенок может откупиться, назвав однокоренное слово, образованное или от слова волк (волчица, волчонок, волченочек, волчья (волчий) и т.п.), или от слова заяц (заинька, зайчишка, заячье (заячья), зайчишечка и т. д.). Если ребенок долго ищет ответ, волк «съедает» его. Ребенок выбывает из круга. Занятие 8. Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки…» Цель. Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи. Ход занятия Воспитатель в преддверии Международного женского дня предлагает вниманию детей серию демонстрационных картинок под условным названием «Мы для милой мамочки…»[9]. Педагог в произвольном порядке кладет три картинки и сообщает детям, что сегодня им предстоит придумывать рассказы не по одной картине, а по трем, составлять «рассказы в картинках».
«Это трудное задание, – предупреждает педагог, – так как интересный и подробный рассказ нужно сначала составить по каждой картинке в отдельности, а потом по теме в целом. А ещеэти картинки хитрые. Возьмут и перепутаются, как, например, сейчас. Их еще надо правильно выстроить. Готовы работать? Но сначала придумайте одно название ко всем трем картинкам. (Ответы детей.) Итак, уважаемые сыщики, ищем картинку номер один. Объясните свой выбор. Вы настаиваете, что дети не просто заняты своими делами, а готовят подарки маме. В связи с чем? С днем рождения? С праздником Восьмого марта? Или просто так, чтобы порадовать родного любимого человека? Подарки, сделанные своими руками, – самые дорогие! Вы все заметили? Обо всем рассказали? А я хочу уточнить, кто старше:брат или сестра? И зачем детям радиоприемник?» Педагог предлагает детям придумать название к рассмотренной картинке. Далее ребята, дополняя ответ сверстника, который составляет рассказ по второй картинке, предлагают варианты названия к ней. Третью картинку педагог придвигает ко второй, и дети рассказывают о том, что мама уже надела шарф, подаренный дочкой, повесила рисунок, выполненный сынишкой. Дошкольники замечают, что рисунком любуется не только мама, но и смешной лохматый песик. Теперь попытаемся составить рассказ по трем картинкам сразу, не пропустив ни одну из них. Выслушивает рассказы 1–2 детей. Если рассказ излишне краток, можно попросить детей оценить его, но так, чтобы не обидеть товарища. («Я думаю, что нужно было бы еще сказать о том…»)Педагог помогает сформулировать оценку, переведя ее в мягкую (корректную) форму. В оставшееся время следует показать детям картинки «Магазин подарков», «Сумки»[10] и поинтересоваться, кто что выбрал бы в подарок маме, бабушке, подруге (другу) и почему. Март – апрель – май В весенние дни во время утренних и вечерних прогулок педагог читает детям о набирающей силу весне (Ф. Тютчев «Зима недаром злится…», И. Белоусов «Весенняя гостья», А. Плещеев «Весна», А. Фет «Уж верба вся пушистая…» и др.). Многократно читает заклички, призывая детей с их помощью ускорить наступление теплых дней («Уж ты, пташечка, ты, залетная…», «Ласточка, ласточка…», «Грачи-киричи» и т. п.).
Перед дневным сном, если необходимо, можно читать детям знакомые народные и авторские сказки (в том числе по выбору детей). В процессе спокойных игр на прогулке следует активизировать мыслительные процессы и словарь дошкольников. Приведем пример. ... «Апрель!» – говорит педагог и бросает ребенку мяч. «Май!» – отвечает тот и возвращает мяч. Или: «Май!» – говорит воспитатель, бросая мяч. «Весна!» – отвечает ребенок. Можно предложить детям подобрать подходящие по смыслу слова, например: «Весна… (распустилась верба, появилась травка, проклюнулись подснежники, день стал заметно длиннее…)». В эти месяцы предстоит много заниматься с детьми индивидуально, используя дидактические игры и упражнения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|