Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная политика и ее последствия. Отечественная культура в годы «застоя».




1. Жилищная проблема. Массовое строительство жилья. К началу 80-х годов почти 80% семей имели отдельные квартиры. в середине 1980-х гг. примерно в 90% квартир имелись канализация и центральное отопление, в 70—80 % горячая вода, ванны, газ.

2. Росли доходны населения. В основу проводимого в социальной сфере курса в конце 1960-х гг. — начале 1980-х была положена задача максимального повышения материального уровня советских граждан. Были увеличены размеры ежемесячной зарплаты низкооплачиваемым категориям работников. Средняя зарплата выросла до 190 р. Одновременно велось неоправданное сближение оплаты труда инженерно-технического персонала и рабочих. Рост зарплаты велся без учета реальных результатов труда работающих.

3. Рост спроса. Холодильники, автомобили, радио, телевизоры. К этому экономика адаптирована не была. Чёрный рынок.

4. Урбанизация. За период между Всесоюзными переписями населения 1959 и 1979 гг. численность горожан увеличилась со 100 млн. до 163,3 млн. Их доля в общем составе населения страны превысила 62%. Следствие перехода к индустриальному развитию. С 3 до 23 увеличилось число городов-миллиоников.

5. Падал авторитет Коммунистической партии. В значительной мере это было связано с появлением нового социального слоя в обществе — так называемой номенклатуры. Руководители высшего и среднего уровня занимали особое, привилегированное положение в системе распределения материальных благ. Для них существовало специальное снабжение продовольственными и промышленными товарами, действовали специальные поликлиники, больницы, санатории. Номенклатура была надежной опорой проводимого политического курса. Усиление социального неравенства, нарушения законности со стороны некоторых руководящих работников, славословия в адрес Брежнева на партийных съездах и в печати вызывали растущее недовольство в стране.

6. С начала 1970-х годов из СССР идёт еврейская эмиграция. Эмигрировали многие известные писатели, актёры, музыканты, спортсмены, учёные.

7. Возрастают объёмы и качество медицинского и санаторного обслуживания. В 1985 г. по сравнению с 1970 г. на 10 тыс. человек городского населения число врачей увеличилось на 37%, для сельчан этот показатель оказался ещё внушительней — 76%. Улучшалось оснащённость лечебно-профилактических учреждений новейшим медицинским оборудованием, лечебной и диагностической аппаратурой, инструментами.

Официально в советском обществе 1970-х гг. признавалось существование только «двух дружественных классов» — рабочего класса и крестьянства.

В период застоя происходил неуклонный рост потребления спиртных напитков (с 1,9 л чистого алкоголя на душу населения в 1952 г. до 14,2 л в 1984 г.).

Происходил и непрерывный рост числа самоубийств — с 17,1 на 100 000 населения в 1965 до 29,7 в 1984 году

В 70-х — начале 80-х годов резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Ее

финансирование по «остаточному» принципу особенно тяжело отразилось на условиях жизни сельского населения. Значительно отставала от города обеспеченность селян медицинскими и детскими дошкольными учреждениями, предприятиями бытового обслуживания и общественного питания. Это являлось одной из причин оттока сельских тружеников в города.

Усилилось административное воздействие на культуру, прежде всего Министерства культуры. В постановлениях ЦК КПСС («О литературно-художественной критике», «О работе с творческой молодежью» и др.) определялись задачи литературы, искусства и науки, оценивались успехи и просчеты в их развитии. Опека со стороны партийно-государственных органов вызывала протесты многих деятелей культуры.

Усиление идеологического нажима, ужесточение цензуры приводили к появлению двух

видов художественного творчества. Печатались и становились известными широкому кругу читателей лишь литературные работы, не отступающие от принципов социалистического реализма. Произведения, противоречившие этим принципам, не получали официального разрешения на публикацию. Некоторые писатели публиковали свои книги за рубежом. Все подобные публикации рассматривались официальными властями как «предательство». Синявского и Даниэля за это арестовали.

О завершении «оттепели» в духовной жизни общества свидетельствовало организованное

властями осуждение книги историка А. М. Некрича «22 июня 1941 г.». В ней автор попытался показать причины тяжелых поражений Советского Союза в первые месяцы Отечественной войны.

Партийное руководство страны расценило как «провокационный акт» присуждение

В списках и машинописных копиях расходились по стране произведения Солженицына В 70-е из под его пера выходит «Матренин двор», романы «В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ». После памятной публикации в «Новом мире», дозволенной личным распоряжением Н. С. Хрущева, в застойные годы советская печать больше не издавала Солженицына. Его произведения выходят за границей. Это чрезвычайно раздражает советское руководство. В 1969 г. его исключают из Союза писателей. Присуждение ему в 1970 г. Нобелевской премии по литературе и публикация за рубежом романа «Архипелаг ГУЛАГ» приводят к тому, что писателя насильно выдворяют из страны. В 64 Бродский осуждён за тунеядство. В 72 эмигрировал в США. Пришлось уехать писателям В. Аксенову («Остров Крым» 1981 г.), В. Войновичу («Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»)

«Идейными перерожденцами» назывались в официальной прессе виолончелист М. Л.

Ростропович и певица Г. П. Вишневская, лишенные в 1978 г. советского гражданства.

Кино:

Бурно развивается кино. Экранизируется литературная классика. Эпохальным явлением в развитии отечественного кинематографа явилась монументальная картина Сергея Бондарчука «Война и мир» (1965–1967 гг.). Снимаются комедии. В 1965 г. на экраны страны вышла ставшая сверхпопулярной картина Гайдая «Операция Ы», («Кавказская пленница» 1967 г., «Бриллиантовая рука» 1969 г., «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 г.). Комедии Рязанова, («Ирония судьбы или С легким паром» 1976 г.) Не меньшей популярностью пользовались фильмы мелодраматического содержания («Осенний марафон» Данелии, «Вокзал для двоих» Рязанова, «Москва слезам не верит» Меньшова – удостоена «Оскара»). Создаются остросюжетные картины «Семнадцать мгновений весны» (реж. Лиознова), «Место встречи изменить нельзя» (реж. Говорухин), «Белое солнце пустыни» (реж. Мотыль), «Приключения Шерлока Холмса» (реж. Масленников). Однако не все фильмы доходили до массового проката. Долгое время оставались неизвестными широкому зрителю многие работы Тарковского, например его знаменитый «Сталкер».

Музыка:

Огромную роль в культурной жизни советского человека играла эстрадная музыка. Западная рок-культура исподволь просачивалась из-под «железного занавеса», оказывая воздействие на советскую популярную музыку. Знамением времени стало появления «виа» – вокально-инструментальных ансамблей («Самоцветы», «Песняры», «Машина времени» и др.). Всей стране были известны имена популярных исполнителей Софии Ротару, Валерия Леонтьева и др. Семидесятые годы – время восхождения на небосводе отечественной эстрады новой яркой звезды Аллы Пугачевой. Своеобразным музыкальным и поэтическим «самиздатом» стали магнитофонные записи. Широкое распространение магнитофонов предопределило повсеместное распространение бардовской песни (В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора), в которой видели альтернативу официальной культуре. Особенно большой популярностью пользовались песни актера Театра на Таганке В. С. Высоцкого.

В 1970-х, с развитием связей с Западом, появилась мода на джинсы, индийские сари и пр. В кругах интеллигенции стали популярны, в подражание «старине Хэму», джемперы-«водолазки». Стали появляться хиппи (которые, правда, сильно отличались от западных из-за недостатка информации и давления господствующей идеологии). Также, в страну проникает поп-культура. Именно в этот период происходит смешение женской и мужской моды: женщины начинают носить брючные костюмы. Одежда становилась пестрей. Новинкой для советского человека стала обувь на платформе. В 1970-х власть практически не держит моду под контролем, стало возможным носить юбки любой длины, брюки-клёш и использовать максимум макияжа.

В конце 1970-х и начале 1980-х джинсовую и трикотажную одежду стали сменять атласные и блестящие ткани в стиле Диско. Стал популярен мех. Однако после недолгого «триумфа» Диско, в моду вновь вернулись джинсы и трикотаж. Стало популярно использовать различные аксессуары.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...