Проблема оптимизации и учение о ноосфере
Одно из направлений современной науки, в рамках которого ученые и специалисты различных областей знания пытаются решить или по крайней мере наметить конкретные пути решения острейших проблем цивилизации, - социальная экология. Это наука о "законах функционирования и развития социоприродных связей, о принципах и методах оптимизации взаимодействия общества с природой" [10]. Однако к самой проблеме оптимизации как таковой может быть несколько подходов. Один из них -совершенствование отдельных технологических циклов или даже целых направлений технико-технологического развития в рамках существующих культурно-ценностных восприятии социума. Именно в рамках данной концепции разрабатываются различные виды безотходных технологий, природосберегающие и природоохранные программы, ужесточается экологическое законодательство в ряде стран. Безусловно, подобная. деятельность имеет большое значение и очень важно, что люди почувствовали ее необходимость. Но эти меры пока носят поверхностный, "косметический" характер. Они могут на некоторое время сгладить, смягчить проявление кризисных тенденций современности, но не разрешить их. Бесперспективность данного пути (если принять его за основу) обусловлена тем, что в последнее время разрушение, которым, согласно закону нарастания энтропии. оплачивается любая конструктивная деятельность, становится неадекватным. Иными словами - мы разрушаем больше, чем создаем. Кроме того, бесперспективна сама культурно-ценностная установка на неограниченную технологическую экспансию, которая доминирует в сознании социума в настоящее время. Таким образом, рассмотренный выше путь оптимизации может быть частным случаем, одним из этапов, но никак не стратегическим направлением.
Что же представляет собой другой путь? Прежде чем непосредственно перейти к его анализу, рассмотрим два момента, казалось бы, не связанных непосредственно с нашей проблематикой. Понятие системы обычно определяют как совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых интегратнвных качеств, не свойственных отдельно образующим систему компонентам. В нашем случае речь идет об открытой неравновесной системе "общество-человек-техника-природная среда". Что же представляет собой то новое интегративное качество, которое возникло (или должно возникнуть) в результате взаимодействия компонентов, образующих данную систему? Облегчает понимание данной проблемы учение В. Вернадского о ноосфере. К настоящему времени оно считается общепризнанным, однако сам термин "ноосфера" неоднозначен. Имело ли место данное явление ранее, скажем, в период промышленной революции, существует ли сейчас или ему только предстоит появиться в будущем - единого мнения на сей счет пока нет. С момента своего возникновения учение заметно расширилось и дополнилось, стало жить как бы собственной жизнью независимо от своего создателя. Очевидно, это судьба всех великих идей. Многие обвиняют учение Вернадского в утопичности [II], и для этого есть определенные основания. Вспомним, что же сам Вернадский считал ноосферой. "Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, его мыслью и трудом, ставится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая того сами, приближаемся, и есть ноосфера" [12]. Таким образом, по мнению Вернадского, процесс становления ноосферы - необратимый. закономерный этап развития биосферы, направляемый усилиями всего человечестве!. По крайней мере это следует из приведенной цитаты.
Однако здесь возникает закономерный вопрос. Вправе ли мы полагать, что целенаправленное воздействие человека на биосферу обязательно будет конструктивным? Исходя из имеющегося на сегодняшний день опыта взаимоотношений человека с окружающей средой, такой вывод вряд ли можно считать оптимистичным. Кроме того, человечество сегодня, несмотря на то что его совокупная деятельность сопоставима по масштабам с геологообразующими процессами, отнюдь не представляет собой монолитного образования и вряд ли станет таковым в обозримом будущем Воздействие на биосферу в настоящее время никак нельзя назвать конструктивным. Вместе с тем учение Вернадского интересно в первую очередь тем, что на eri основе проблематика оптимизации технико-технологического прогресса приобретаетi вполне конкретные очертания и может быть сформулирована рядом положении определяющих стратегию и тактику дальнейшей работы в данном направлении. Если учение о ноосфере принять за отправную точку в проблеме оптимизации технико технологического прогресса, то более очевидными становятся и пути ее реализации. Итак, ноосферу как "новое состояние, геологически переживаемое биосферой", MI> вполне можем считать одним из основных, новых интегративных качеств, возникших в результате взаимодействия компонентов исследуемой нами системы. В настоящеь время более правомерно вести речь не столько о ноосфере, сколько об эпохе ноосферы. По мнению Н. Моисеева, это "эпоха истории человечества, когда развитие производительных сил и цивилизации в целом должно быть согласовано с развитие самой планеты, и в первую очередь биосферы" [13]. В какой мере это будет практически достигнуто - зависит только от нас. Следоиатсльно, новое интегративнос качество системы может быть реализовано лишь в результате целенаправленных усилий всего человечества. Более того, именно появление таких интсгративных качеств и характеризует нормальное развитие сложных систем. Существует вполне авторитетное мнение, что нелинейные процессы, протекающие в диссипатипных системах, практически невозможно надежно прогнозировать, ибч развитие совершается через случайность выбора пути в момент бифуркации, а сама случайность нс повторяется [14]. Однако это вовсе не означает, что прогноз невозможен вообще. Согласно принципу доминантности [15], определенные факторы развития доминируют в системе в определенных пространственно-временных интервалах. Изменив своим воздействием условия внутри системы, они утрачивают доминирующие свойства, точка доминантной нагрузки смещается в сторону других факторов. На этой основе может строиться довольно приемлемая система прогнозирования.
Если вернуться к несколько устаревшей сегодня концепции форм движения материи, то мы заметим, что ч настоящее время доминирующей является социотехнологическая форма 1 . Но воздействие данного фактора начинает отрицательно сказываться на системе в целом. Назрела насущная необходимость внести существенные коррективы. Однако с чего начинать? Технологические потоки, хотя и обладают собственной внутренней логикой развития и имеют, таким образом, некоторую степень свободы, без постоянного и целенаправленного воздействия со стороны социума самостоятельно развиваться не могут (по крайней мере пока). Данное воздействие осуществляется в виде оптимизации технологического развития, к которому можно подходить с различных точек зрения, о чем говорилось ранее. Подход к данной проблеме с точки зрения внутренней логики развития техносферы предполагает вполне традиционные рецепты, о чем также упоминалось. Этот путь, безусловно, способствует развитию технологий и техники, однако мало что дает системе в целом, так как гипертрофированное развитие одного ее компонента неизбежно предполагает деградацию остальных. К чему приводят попытки оптимизации социальной сферы без адекватного технологического сопровождения, мы также хорошо знаем. Где же выход? Оптимизация технологического прогресса с точки зрения целостного развития системы "общество-человек-техника-природная среда" выводит на первое место проблемы контроля и управления процессами нарастания энтропии, грозящими полностью ее дестабилизировать. Решение проблемы предполагает глобальное оптимизирующее воздействие на всю технологическую составляющую системы со стороны общества. Это означает проведение комплекса согласованных и целенаправленных мероприятий в масштабе планеты, причем i» максимально сжатые сроки. Возможно ли такое воздействие на современном этане развития системы?"Безусловно, нет. Для успешного решения задачи такого масштаба человечеству необходимо в первую очередь единство, которого сегодня нет и в помине. На какой почве это единство может быть достигнуто в обозримом будущем?
История цивилизации знает немало попыток решить эту задачу силовыми методами. Результат всегда был плачевный. Культурных или политических предпосылок сегодня также не наблюдается. В экономической сфере идет жесточайшая конкурентная борьба, иногда принимающая самые уродливые формы, вплоть до прямых военных столкновений. Мировые религии, послужившие фундаментом современной культуры, также остаются факторами, разделяющими человечество. Остается единственная сфера приложения сил, охватывающая практически все человечество. Это сфера технологического развития. Причем не следует забывать, что технологии -это не только производство. Существуют социальные технологии, политические и т.д. Реализация тех или иных социальных и политических технологий в различных регионах также может быть одним из параметров консолидации. Именно это наблюдается сегодня в исламском мире. В данном случае технологии играют роль не столько некоего инструмента "целенаправленного повышения эффективности техники" [16). сколько определенной суперпозиции, базы, на которой возникает специфическое культурное пространство, объединяющее различные социальные системы. Однако прогресс в области технологий не является залогом прогресса как такопого "по умолчанию". Более того, неконтролируемое развитие технологий, в том числе социальных и политических, может уничтожить уже достигнутые плоды прогресса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|