Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации для составления презентации доклада

Данный доклад должен быть представлен в программе Microsoft Power Point. Он состоит из двух частей: подготовкой презентации (слайдов) и сценария (доклада). В среднем необходимо представить от 20 до 35 слайдов. Каждый слайд это емкая информация, не отягощенная большим текстом, содержит: краткое обоснование сюжета таблицу, схему, карту, галерею портретов, цитаты. Обучающийся также может использовать ролик до 5 минут из научно-популярных фильмов[1], но с условием, что он должен ознакомиться с правилами их использования в соответствии с авторскими правами.

Исходным моментом работы над презентацией является выбор темы и определение задач исследования. Выбор темы зависит от личной заинтересованности обучающегося.

Подготовка к работе начинается с ознакомления с имеющейся литературой и источниками по избранной теме исследования. Большую помощь в определении степени разработки научной проблемы оказывают справочные издания (энциклопедии, словари, справочники, электронные ресурсы, библиографические указатели и др.), с просмотра которых следует начинать работу по составлению списка источников и литературы по теме работы. Затем обучающийся обращается непосредственно к литературе, которая содержит наиболее общий и полный обзор современного состояния данной проблемы в исторической науке, и затем лишь знакомится со всей имеющейся литературой и источниками по теме, отбирая среди них необходимые, по мнению обучающегося, для раскрытия целей и задач семинарского доклада-презентации.

Для подготовки работы обучающийся рекомендуется пользоваться текущейбиблиографией ("Книжная летопись", "Летопись журнальных статей", "Летопись газетных статей", "Летопись рецензий" и др.)[2]. Из ретроспективнойбиблиографии, в первую очередь используются обобщающие труды - "Справочники по истории дореволюционной России"/ Под редакцией П.А. Зайончковского, изд. 2-е, М., 1978; - "История СССР. Указатель книг и статей, вышедших в 1877-1917 гг. Вып.1. -М., 1957; История СССР. Аннотированный указатель / ГПНБ.М, 1983-1988. № 1-3; Библиографические справочники В.И. Межова[3].

Для более углубленного изучения темы существуют тематические указатели литературы.

По истории Киевской Руси можно указать на историографический обзор основных исследований по этнической, социально-экономической и политической истории Древнерусского государства IX - первой половины XIII вв.[4] и историографический обзор основных опубликованных источников и источниковедческого исследования по тем же проблемам.[5] Имеются хронологические аннотированные указатели публикаций летописных текстов с X до первой половины XVIII вв.[6] Связи Киевской Руси со славянскими народами отражены в систематическом указателе Н.М. Пашаевой, где рассмотрена литература, опубликованная с 1824 по 1971 гг.[7] Хронологический обзор литературы по истории становления феодальных отношений в Древнерусском государстве, истории классовой борьбы составлен И.Я. Фрояновым.[8]

Большое значение имеют справочники, посвященные борьбе русского народа с монгольским нашествием, в частности, Куликовской битве.[9]

n Период укрепления и развития Российского централизованного многонационального государства с конца XV до XVII вв. представлен систематическими указателями: по истории народов России[10];

n по истории земских соборов[11];

n по истории русской культуры и общественно-политической мысли XVI-XVII вв.[12];

n о походах Ермака в Сибирь[13];

по вопросам торгово-промышленной деятельности Б.И. Морозова и Строгановых[14];

о борьбе с польско-шведской интервенцией[15];

В отдельную группу могут быть выделены указатели по истории крестьянских войн и народных восстаний XVII-XVIII вв.: московские восстания в конце XVII в.; Булавинское восстание; крестьянская война в России в 1773-1775 гг.[16]

По вопросам внутренней политики XVIII столетия имеется дореволюционный обзор литературы Е.Ф. Шмурло о Петре I[17]; по эпохе "дворцовых переворотов" обзор С.М. Троицкого[18], по истории культуры можно привести обзоры литературы о таких, как И.Т. Посошков, Ф. Прокопович, М.В. Ломоносов и другие.[19]

Не потеряли своего научного значения указатели литературы по изучению развития мануфактурного дела в России в XVII - XVIII вв., опубликованы в 30-е годы в сборнике документов "Крепостная мануфактура в России[20].

Для уточнения библиографий исторических деятелей следует использовать библиографические словари. Из дореволюционных изданий наиболее полный русский библиографический справочник по дореволюционной России - "Русский библиографический словарь" Т. 1-25. М., СПб -Пг., 1896-1918 /издание не завершено/. Хорошо известен "Критико-библиографический словарь русских писателей и ученых" С.А. Венгерова 2-е изд. Пг., 1915-1918 т.1-2. Издание также не было завершено. Для атрибуции имен следует воспользоваться "Словарем псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей" И.Ф. Масанова /Т. 1-4. М., 1956-1960/. Особо стоит отметить биоблиографические указатели известных историков, где представлены описания их работ, а также литературу о них самих.[21]

В остальных случаях для наведения библиографических справок рекомендуется просмотреть статьи "Советской исторической энциклопедии" /т. 1-16. М., 1961-1976/[22], Энциклопедия "Отечественной истории" / т. 1,2,3. М., 1993-2000/.

 

Техника подготовительной работы над текстом.

В основе текста каждой научной работы, в том числе семинарской работы презентации лежит фактический материал, извлеченный исследователем из источников и литературы.

Приступая к изучению литературы прежде всего необходимо ознакомится с некоторыми биографическими сведениями об авторе монографии, его общественно - политической позиции (для дореволюционных историков), основными направлениями творческой деятельности. Этот материал, как правило, можно найти в учебной и справочной литературе /см. Например: Советская историческая энциклопедия. М., 1961-1976. Т.1-16/. Далее необходимо в целом ознакомится с монографией, с ее оглавлением, структурой, введением и заключением, обратив особое внимание на разделы, связанные с темой доклада.

Затем следует проанализировать текст. Работа с научной литературой заключается не в простом ознакомлении с ней, а в отборе прочитанного фактического материала и использовании его в своей работе. Студент должен уяснить какие цели и задачи ставятся в монографии, на основе каких источников она написана, к каким выводам приходит автор. В результате своей работы над книгой, статьей студент должен иметь свое представление об этих исследованиях, их достоинствах и недостатках, определить вклад автора в изучение выбранной докладчиком темы.

При изучении источников студенту следует обратить внимание на такие вопросы, как вид документа (законодательный акт, переписка, мемуары и т.п.), история его происхождения, социальная принадлежность (т.е. из какой среды вышел документ), достоверность, полнота сообщаемых сведений и их освещение, значение для изучаемой темы. Большую помощь в работе над изучаемыми источниками может оказать предисловие составителей к сборнику документов, в котором, как правило, содержится источниковедческая характеристика публикуемых материалов. В ходе изучения документов могут встретиться непонятные слова и термины, разъяснение которых студент может получить, обратившись к научно-справочному аппарату изучаемого издания или к справочной литературе (например, к Большой советской энциклопедии, Советской исторической энциклопедии, энциклопедии "Отечественная история").

Использование документов в тексте доклада может быть самым разнообразным. Наиболее простая форма - цитирование источника. Этой формой работы нельзя злоупотреблять и не эта форма должна являться главной в докладе - презентации. Самым ценным является тот прием, когда студент на основании ряда фактических данных, сообщений и пр., которые имеются в источнике, сравнивая их между собой, анализируя содержание этих документов, делает свои выводы.

 

Оформление работы.

 

Презентация (слайды) должна быть написана грамотным, литературным языком, четко и чисто, без сокращенных слов.

Работа имеет определенную структуру, обязательными частями которой является: 1) титульный лист, 2) оглавление, 3) цели задачи, 4) главы и параграфы, 5) заключение, 6) список используемых источников и литературы, 7) приложения.

Титульный лист является первым листом слайда, в нем последовательно указывается название ведомства (министерства) и института, факультет, курс, фамилия студента, тема доклада, фамилия научного руководителя (преподавателя), место и год написания[23].

Оглавление (содержание) помещается за титульным листом, в нем должны быть указаны названия всех глав и параграфов. Далее обязательно указать цель и задачи работы. Затем основная часть работы. Следующим пунктом необходимо представить заключение. Последний слайдом является список использованных источников и литературы. Правила оформления научно-справочного аппарата изучаются студентами в курсе "Информационной эвристики"и представлен на сайте РГГУ в разделе «Научная библиотека»[24]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...