Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

8. Государственное устройство Киевской Руси.




8. Государственное устройство Киевской Руси.

Первые века истории Киевской Руси покрыты туманом неизвестности. Подобную фразу можно прочитать во многих монографиях ученых, посвященных истокам и начальному периоду бытия Древнерусского государства. И это, на первый взгляд, банальное выражение в общем, соответствует научной истине. Государство Киевская Русь просуществовало около 300 лет (60-е годы IX века – 60-е годы XII века).

Призвание новгородцами в 862 г. князя Рюрика принято считать началом древнерусской государственности. С приходом в Новгород Рюрика княжеская власть в городе укрепилась. в IХ-Х веках Киевская Русь представляла собой пестрый комплекс территорий с относительной централизацией. К концу X в. ранне-феодальное государство Киевская Русь завершило свое территориальное и структурное оформление. Центральная власть была представлена князем, сначала носившим восточный титул «каган», а с XI в. – титул «великий князь». Дружинная корпорация выступала как главная военная (зашита территории и захватнические войны) и фискальная (сбор дани) сила государства. Она имела признаки внутрисословной демократии. Князь в этой структуре выступал первым среди равных и обладал верховным правом распоряжения данью.

Структура Киевской Руси была типичной для раннефеодальной монархии, земли делились на части, уделы. Окончательно установился сюзеренитет великого князя.

Сюзеренитет в Киевской Руси обозначался словом старейшинство и имел свою специфику – великий князь был первым среди ровных.

Великий князь имел права, которые отличали его от «светлых князей».

Развивался типичный феодальный договор, который определял права и обязанности в отношениях сюзерена (великого князя) и вассалов («светлых князей»). Договоры между князьями назывались крестными грамотами (так как князья при заключении договора целовали крест, присягали). Содержание этих договоров было различным, но степень зависимости соизмеримой. Формировалась иерархия феодальных отношений. Со временем возникли и оформились нормы, содержащие санкции против нарушителей феодального договора. Вассал, не выполнивший своего договора, не оказавший военной помощи и нарушивший верность, лишался владений. Таким образом, Киевская Русь – типичная раннефеодальная монархия сродни варварским королевствам Запада, но с большим удельным весом пережиточных родовых отношений в правящей элите, большей ролью общинной организации и ярко выраженными территориально-племенными особенностями организации публичной власти и земельного управления.

Основными социальными группами были: рабы, свободные, знать (предполагались разные размеры штрафов за убийство), полусвободные, зависимые (закупы, рядовичи).

           Кроме того, отразились элементы структуры управления, например, управляющие княжеским хозяйством (тиуны, огнищане, дворские).

           Политическая структура: князь, знать (бояре) и дружинники управляют отдельными территориями, собирают штрафы. В системе управления важнейшей процедурой был сбор дани – полюдье. Сохраняется и определенная роль вече.

 

9. Крещение Руси.

В 988 г. великий князь киевский Владимир Красное Солнышко, его дети, дружина, тысячи жителей столицы Древнерусского государства — города Киева были крещены в водах Днепра византийскими митрополитом и священниками. Эта дата, отмеченная в древнейшей русской летописи «Повести временных лет» (историкам известна и другая дата — 989 г. ), считается годом принятия Русью христианства. С 988 г. христианство стало государственной религией Киевской Руси. Принятие новой религии имело свои предпосылки. К концу X в. в жизни древнерусского общества произошли серьезные изменения: возвысилась великокняжеская власть, усилилось имущественное и социальное расслоение, киевские князья наладили интенсивные контакты (военные, торговые, дипломатические) с соседними государствами. Сохранение язычества мешало успешному развитию всех этих процессов. Многобожие противоречило стремлению киевских князей к укреплению их власти и авторитета. Новые отношения, складывающиеся в обществе, не получали в язычестве необходимого идейного осмысления. Внешнеполитические интересы Киевской Руси требовали отказа от старинной веры и принятия одной из религий, утвердившихся у ее западных, северных или восточных соседей. Сначала была предпринята попытка реформировать язычество. Первая религиозная реформа (980), проведенная великим киевским князем Владимиром, успеха не имела. Покровитель великокняжеской дружины бог Перун был провозглашен верховным богом Руси. Князь учредил пантеон из шести главных богов, их идолов воздвигли в Киеве близ княжеского терема. Реформа была половинчатой по характеру и серьезных положительных последствий не имела. В «Повести временных лет» содержится легендарный рассказ о выборе князем Владимиром новой веры. Отвергнув западное христианство, ислам, иудаизм, князь отдал предпочтение византийскому (восточному) варианту христианства — православию. За этим решением стояли давние торговые, культурные и династические связи Руси с Византией. Первой христианкой на Руси считается княгиня Ольга, бабка князя Владимира. Летопись свидетельствует о возведении в еще языческом Киеве христианского храма Ильи Пророка. Крещению Руси предшествовало заключе- ние брака князя Владимира и византийской принцессы Анны в городе Корсуни. Свергнув идолов Перуна и других языческих богов, крестившись сам и крестив дружину, детей, киевлян, князь Владимир осуществил важнейшую по значению и последствиям реформу. Из Киева новая религия — мирно или насильственно — в течение многих десятилетий и даже столетий распространялась по всей территории Древнерусского государства. Киев стал центром русской митрополии, которая подчинялась константинопольскому патриарху, учреждались церковные округа — епископства, строились церкви, создавались монастыри. Принятие христианства в качестве государственной религии является одним из наиболее важных событий в истории Руси—России. Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору — духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущение единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание — важный элемент единства древнерусской народности. Христианство с его единобожием, признанием Бога источником власти и порядка в обществе внесло серьезный вклад в закрепление складывавшихся в Киевской Руси феодальных отношений. Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христ. С принятием христианства в Древней Руси начинается новый этап общественного попечения. Помощь имеет различные стратегии поддержки: от материальных до изменения сценариев жизни нуждающегося. Христианские каноны милосердия расширяют парадигму помощи и поддержки, выстраивают ориентиры защиты, исходя не только из витальных, но и духовных потребностей человека. Что же касается того, как христианство повлияло на внешние формы народной жизни, то семена христианства, брошенные князем Владимиром, быстро победили те институты, которые с христианством были совершенно несовместимы. Прежде всего, это многоженство. Христианская церковь проповедовала, что прелюбодеяние является грехом. Ограничив прелюбодеяние и добровольный развод (которые в языческие времена были традиционными), церковь ввела новую модель брачного поведения, основанную на христианской любви. Эта модель предполагала духовное, а не плотское начало в браке. Исходя из идеи о том, что семья — плод христианской любви одного человека к другому (единственному), церковь запретила полигамный брак. Основной нормой нового типа семейно-брачного поведения стала моногамная семья. Фундаментом такой семьи был христианский брак, который в православной церкви является одним из семи таинств. В сознание человека постепенно формировалось понимание того, что семейный союз должен быть освящен церковью в таинстве венчания. Так как вступают в брак по истинной любви друг к другу, то он соединяет мужчину и женщину на всю жизнь, а потому христианский брак не может быть расторгнут.

Таким образом, Христианство изменило саму сущность семейно-брачных отношений, утверждая, что цель брака в том, чтобы супруги помогали друг другу и дополняли друг друга. А так как главная цель человеческой жизни это спасение души, то супруги должны поощрять друг друга к христианскому образу жизни.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...