Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

12. Возникновение Российского государства (конец XIV – начало XVI вв.). Иван III.




12. Возникновение Российского государства (конец XIV – начало XVI вв. ). Иван III.

В истории образования Российского государства выделяется три этапа.

На первом этапе (1301-1389) происходит возвышение Москвы, борьба между княжествами (Московским, Тверским, Рязанским, Суздальско-Нижегородским) за владимирский великокняжеский престол. В этой борьбе победило Московское княжество. Под знаменами московского князя Русь победила татаро-монголов на Куликовом поле.

На втором этапе (1389-1462) идут внутренние распри между потомками московского князя Дмитрия Донского (война второй четверти XV века). Происходит усиление власти Великого князя.

На третьем этапе (1462-1533) завершилось политико-территориальное формирование Российского государства при московских князьях Иване III и его сыне Василии III.

Победив в борьбе за великое княжение на Руси, Московские князья продолжали усилия по объединению земель вокруг Москвы. Правление Ивана III (1462-1505) ускорило этот процесс. В 1463 г., проводя объединительную политику, он присоединяет Ярославское княжество.

Активное сопротивление объединению оказало Тверское княжество и Новгородская республика. Для сохранения независимости новгородские бояре заключили союз с Литвой и оказались под частичной властью литовского князя Казимира 4.

В 1471 г. Иван 3 повел войско на Новгород и в битве на реке Шелони добился победы. Для полного покорения Новгорода понадобился и второй поход. В 1478 г. Иван 3 окончательно покоряет город (выстояв осадой) и лишает его самостоятельности путем упразднения органов местного самоуправления и ликвидации символов независимости (в Москву был увезен вечевой новгородский колокол). С падением Новгорода во владение Москвы попали все его обширные территории.

В 1472 г. был покорен Пермский край. В 1474 г. выкуплено Ростовское княжество. В 1485 г. Иван 3 во главе многочисленного войска подступил к Твери и за два дня без потерь взял город, воспользовавшись изменой тверских бояр. Великий князь Михайло Борисович бежал в Литву.

Присоединив Тверь, Иван 3 создал единое государство и стал титуловать себя государем всея Руси.

В середине 15 в. Золотая Орда распалась на несколько независимых ханств. Иван 3 стал держаться по отношению к ним как независимый государь. Он прекратил платить выкуп и создал союз с противником Золотой Орды - крымским ханом.

Восстановить свою власть над Русью пытался золото-ордынский хан Ахмат. В 1480 г., заключив союз с Литовским великим князем и польским королем Казимиром 4, он повел свои войска на Москву.

Все закончилось противостоянием русских и татарских войск на реке Угре.

Не дождавшись союзников, Ахмат не решился начать сражение и в ноябре 1480 г. вынужден был отступить. Это означало окончательное падение монголо-татарского ига, тяготевшего над Русью более двух веков.

Иван 3 стремился к дальнейшему расширению государства. В 1487 г. Казань признает свою зависимость от Москвы. К концу 15 в. в состав государства входят территории на северо-востоке. Иван 3 отвоевывает у Литвы и Польши ряд белорусских и украинских земель.

Объединительную политику продолжил сын Ивана 3 - Василий 3. В 1503 г., уничтожив псковскую феодальную республику, он присоединил Псков. В 1514 г. отбил у Литвы Смоленск. В 1517-1523 гг. Василий 3 взял Чернигов и княжество Рязанское.

Процесс образования единого государства заключался в значительных внутренних социально-экономических и политических изменениях. Это выразилось в образовании режима сословно-представительной монархии, при котором самодержавие поддерживают различные сословия, прежде всего дворянство, горожане и верхушка столичного боярства, заинтересованные в создании государства и наличии в нем сильной центральной власти.

Годы правления Ивана 3 характеризуются изменениями органов власти. Боярская дума становится верховным совещательным органом, создаются учреждения, ведающие различными сферами государственной жизни, издаются первые приказы, наместники занимаются управлением на местах и содержатся за счет управляемой ими территорий.

В 1497 г. был издан «Судебник» Ивана III - свод законов, первый кодекс Российского государства, который закрепил единую систему государственного управления и регламентировал деятельность государственных органов. Судебник устанавливал срок для крестьянских переходов (один раз в году, в Юрьев день) и уплату за пользование двором. Закон ограничил свободу крестьян и прикрепил их к земле.

В годы правления Ивана 3 и Василия 3 (1505-1533) завершился процесс объединения русских земель, и продолжилось укрепление российской государственности.

 

13. Формирование общерусского самосознания и объединительной идеологии. Концепция «Москва – третий Рим».

Ордынское иго хотя и сдерживало развитие Руси, но не смогло его остановить. Центром ее возрождения и объединения была Северо-Восточная Русь. Этот район был окружен лесами и реками, меньше всего подвергался набегам монголо-татар, сюда увеличился приток населения.

В XIII–XV вв. в этом регионе развитие получили города – Москва, Тверь, Нижний Новгород, Кострома и др. Все они становились центрами ремесла и торговли.

В ходе этого процесса возникал вопрос, вокруг какого из этих центров будут объединяться русские земли.

На роль лидера претендовали прежде всего Москва и Тверь.

Хитрая дипломатическая политика Ивана Калиты (1325–1340), водившего дружбу с Ордой, выдвигала Москву в лидеры.

В 1327 г. в Твери погиб ханский сборщик дани Чол-хан, что обострило отношения Орды и Твери. Данной ситуацией воспользовался Иван Калита. Он отправляет против Твери карательную экспедицию и получает за это в 1328 г. ярлык на великое княжение Владимирское. Затем Иван Калита присоединил к Москве Ростов, Углич, Галич и Белоозеро.

Политику Ивана Калиты продолжали его сыновья, Симеон Гордый (1340–1353) и Иван Красный (1353–1359). В 1362 г. Дмитрий Иванович, князь московский, получает ярлык на княжение. Ему удается одержать важную для русских победу над монголо-татарами в Куликовской битве (8 сентября 1380 г. ).

Стремление к ликвидации монголо-татарского ига и усиление феодальной эксплуатации делали необходимым укрепление великокняжеской власти.

Процесс объединения Северо-Восточной и Северо-Западной Руси завершился к концу XV в. Образованное централизованное государство стало называться Россией.

Окончательное складывание единого Российского государства относят ко времени правления Ивана III (1462–1505):

Уже при сыне Ивана III Василии III (1505–1533) в 1510 г. в состав России вошел Псков и последней в 1521 г. – Рязань. В 1480 г. было снято монголо-татарское иго – Россия стала независимой.

Единое Российское государство:

1)центральную власть встранепроводили великий князь и вместе с ним Боярская дума (совещательный орган при правителе). В начале XVI в. были образованы приказы – учреждения, выполнявшие функции управления военными, судебными и финансовыми делами. Возглавлял приказ боярин или дьяк – крупный государственный чиновник. Со временем задачи государственного управления усложнялись, число приказов выросло. Оформление приказной системы позволяло усилить централизованное управление страной.

Москва - третий Рим - политическая теория 16 в. в России, обосновывавшая всемирно-историческое значение столицы Русского государства Москвы как политического и церковного центра. Теория, изложенная в характерной для средневекового мышления религиозной форме, утверждала, что исторической преемницей Римской и Византийской империй, павших, по мнению создателей этой теории, из-за уклонения от «истинной веры», является Московская Русь — «третий Рим». Начав складываться в середине 15 в. , теория «М. — т. Р. » была сформулирована в начале 16 в. в посланиях псковского монаха Филофея к московскому великому князю Василию III Ивановичу.
Теория была подготовлена предшествующим развитием политической мысли на Руси, ростом национального самосознания в годы воссоединения русских земель, окончательного освобождения от татаро-монгольского ига и утверждения независимости Русского государства. Она сыграла значительную роль в оформлении официальной идеологии Русского централизованного государства и в борьбе против попыток Ватикана распространить своё влияние на русские земли; в 16—17 вв. в славянских странах Балканского полуострова теория «М. — т. Р. » служила обоснованием идеи славянского единства и имела большое значение в борьбе южного славянства с турецким гнётом. Вместе с тем теория «М. — т. Р. » содержала и реакционные черты — «богоизбранности» и национальной исключительности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...