Перечень вопросов для проведения промежуточной аттестации.
ПРИ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕЕ ЕВРАЗЭС»
УТВЕРЖДАЮ Ректор
___________Искаков И.Ж. «____» ___________20__ м.п. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Учебная практика Направление подготовки ______54.03.01 Дизайн (уровень бакалавриат)_______________________ Квалификация выпускника __________________Бакалавр___________________________________ Направленность (профиль)____________________ Дизайн _среды, _Графический дизайн,________ ____ Дизайн костюма, коммуникативный дизайн_____ Форма обучения ____________________ очная, очно-заочная_____________________ 1. Введение
Настоящие методические указания разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн (уровень бакалавриата), утвержденным приказом Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 1004 (далее – ФГОС), Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2015 г. № 636, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2013 № 1367. Вид практики: учебная (Пленэр) Тип практики: творческая Способ проведения практики: стационарная, выездная
Способ и форма проведения практики определяются программой (структурой и содержанием) практики и осуществляется непрерывным циклом в определенные рабочим учебным планом сроки с учетом возможностей учебно-производственной базы в учреждениях и организациях в качестве места прохождения данной практики.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Учебная творческая практика (Пленэр) студентов, обучающихся направления подготовки 54.03.01 «Дизайн», квалификация «Бакалавр», представляет собой закрепление теоретического курса знаний и навыков, полученных в процессе изучения таких дисциплин как «Академический рисунок» и «Академическая живопись». Прохождение учебной творческой практики (Пленэр) имеет своей целью:
- закрепление, углубление и расширение знаний, полученных студентами в процессе обучения, формирование у них системы профессиональных умений и навыков в соответствии с направлением подготовки 54.03.01 Дизайн. - формирование интереса к творчеству, способность к самостоятельной творческой работе; формирование осознанного отношения к искусству; приобретение навыков живописи в естественных условиях природы, в натуральной свето-воздушной среде; - совершенствование и закрепление навыков по рисунку, живописи, композиции; - приучить к самостоятельной творческой работе, умению выбрать мотив в окружающем многообразии природы и в традициях реалистической школы живописи передать ее состояние; - научить наблюдательности, внимательному и бережному отношению к окружающему миру; - подготовка в области основ профессиональных знаний, позволяющих студенту успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности.
Задачи практики: - развитие способности воспринимать натуру в крупномасштабном трехмерном пространстве, а ее изображение - в двухмерном пространстве на плоскости; - выполнение живописных этюдов и графических зарисовок ландшафта и растительных форм живой и неживой природы;
- формирование целостного восприятие натуры с учетом общего тонового и цветового состояния освещенности (восприятие теплых и холодных оттенков цвета, зависящих от освещенности, среды, пространственного удаления); - развитие умения применять в этюдах метод работы отношениями; - создание выразительных композиционно-цветовых решений в этюдах с натуры; - выполнение графических зарисовок ландшафта; - выполнение зарисовок растительных форм; - выполнение зарисовок живой и неживой природы; - выполнение зарисовок архитектурного декора; - выполнение зарисовок архитектурных сооружений; - овладение практическими навыками в области графического изображения при работе с натуры и в композиции (по памяти и представлению), как одного из основных средств развития профессионального языка дизайнера; - собирать подготовительный материал к текущим учебным заданиям по композиции, живописи, рисунку. В процессе прохождения практики у обучающихся должны быть сформированы следующие общепрофессиональные и профессиональные компетенции (ОПК, ПК): - ОПК-1 - способностью владеть рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта, иметь навыки линейно-конструктивного построения и понимать принципы выбора техники исполнения конкретного рисунка; - ОПК-2 - владением основами академической живописи, приемами работы с цветом и цветовыми композициями; - ПК-1- способностью владеть рисунком и приемами работы, с обоснованием художественного замысла дизайн-проекта, в макетировании и моделировании, с цветом и цветовыми композициями.
Целью прохождения практики является достижение следующих результатов обучения: знать: - теоретические и методические основы рисунка и способы его использования в проектной деятельности: знает способы линейно-конструктивного построения; знает законы линейной и воздушной перспективы; знает различные графические материалы и техники (ОПК - 1);
- теоретические и методические основы академической живописи,работы сцветом и цветовыми композициями: знает материалы и техники академической живописи; знает закономерности построения композиции живописного произведения; знает закономерности и способы передачи формы предметов, пространства, цветовой и световой среды, воздушной перспективы (ОПК - 2);
- теоретические и методические основы изобразительного искусства: знает теоретические и методические основы рисунка, живописи, композиции; знает законы линейной и воздушной перспективы (ПК - 1);
уметь: - использовать рисунки в практике составления композиции иперерабатывать их в направлении проектирования любого объекта: умеет использовать разнообразные графические средства, применяемые в проектной деятельности; умеет использовать рисунки при составлении композиций и перерабатывать их для решения разнообразных задач, в том числе – задач проектирования (ОПК - 1);
- реализовывать учебные и творческие задачи различной степени сложности вобласти академической живописи; работать с цветом и цветовыми композициями: умеет достоверно отображает окружающую действительность средствами живописи; умеет создавать гармонические цветовые композиции для решения различных художественных задач; применяет широкий спектр изобразительных средств и приемов (ОПК - 2);
- реализовывать учебные и творческие задачи различной степени сложности вобласти проектной деятельности средового дизайна: достоверно отображать окружающую действительность средствами изобразительного искусства; творчески перерабатывать изобразительный материал в зависимости от конкретных задач; уметь выполнить поисковый эскиз; уметь создавать пластические образы; осуществляет сознательный отбор приемов и средств для решения конкретной творческой задачи; применяет широкий спектр изобразительных средств и приемов (ПК - 1);
владеть: - навыками линейно-конструктивного построения;принципами выбора техникиисполнения конкретного рисунка: владеет навыками линейно-конструктивного построения; владеет принципами отбора техники исполнения рисунка для решения различных задач; (ОПК - 1);
- профессиональными навыками в области академической живописи и работы с цветом и цветовыми композициями: свободно владеет приемами работы с различными живописными материалами и техниками; владеет живописными методами отображения окружающей действительности; разрабатывает цветовые композиции, используя различные приемы работы с цветом (ОПК - 2);
- художественными методами декоративно-прикладного искусства инародных промыслов: владеет практическими навыками различных видов изобразительного искусства; владеет навыками построения объема в скульптурной пластике, приемами работы в мягком материале; способен создавать шрифтовые композиции различной степени сложности; использует широкий спектр приемов при создании макетов и моделей; разрабатывает цветовые композиции используя различные приемы работы с цветом (ПК - 1); Учебная практика (творческая) Пленэр является обязательной дисциплиной и относится к вариативной части Б2 ОПОП ВО по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн, имеет код: Б2. У.2. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Учебная практика (творческая) Пленэр представляет собой логическое продолжение теоретического обучения и дидактическое завершение. В связи с этим практика базируется на освоении учебных дисциплин учебного плана и закреплении теоретического курса. Для успешного освоения данной практики требуется наличие следующих «входных» знаний, умений и навыков обучающихся:
знать: - законы линейной и воздушной перспективы; - законы глубинности цвета; - взаимосвязь между линейной и воздушной перспективой при изображении архитектурных объектов средствами рисунка и живописи; - особенности восприятия пространства и цвета в натуре и изображении; - определение цветового строя этюда, пропорционального цветовым отношениям натуры; - особенности восприятия предметной и социальной среды в процессе работы; - тональную связь планов в пленэрной живописи. уметь: - соблюдать в работе основные этапы выполнения этюда в условиях пленэра: композиция этюда, подготовительный рисунок, обобщенное живописно-пластическое изображение (лепка формы цветом), завершение этюда; - выявлять характерные тоновые и цветовые контрасты натуры при изображении архитектурных мотивов в связи с окружающим ландшафтом; - передать соотношения архитектурных объектов, деревьев и большого пространства плоскости земли; - реалистично изображать объекты окружающей действительности; - организовать работу для решения конкретных изобразительных задач;
- выбирать художественный материал и технику исполнения рисунка (этюда); владеть:
- различными материалами и техниками; - методом работы отношениями; - навыками изображения объектов окружающей действительности в условиях пленэра с натуры, по памяти и представлению; - навыками составления композиций на основе собранного материала.
Прохождение учебной практики (Пленэр) осуществляется в конце 2 семестра. Трудоёмкость - 3 зачетных единиц (108 академических часа из расчета 1з.е. — 36 академических часов). Форма контроля – экзамен. Ведущие преподаватели – преподаватели выпускающей Кафедры дизайна и декоративно-прикладного искусства. Для освоения программы учебной практики (Пленэр) от обучающегося требуется иметь знания, умения и навыки, сформулированные в целях и задачах изучения каждой из дисциплин учебного плана, а так же приобретенных компетенциях при их освоении. Освоение учебной практики(пленэр) является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: академический рисунок, академическая живопись.
3. Содержание практики.
Учебная практика (пленэр) развивает представления будущего Дизайнера о формах природных явлений, воспитывает живой интерес к эстетическому изучению мира природы и архитектуры. Природа является лучшим учителем художника. Специфика живописи н а пленэре диктует применение различных техник и приемов работы, адекватных задачам композиций, значительно повышает творческий опыт художника. Без пленэрной практики невозможно полноценное художественное образование. Пленэрная живопись – это изучение природы, архитектуры, световоздушной среды, поиск материала для будущих итоговых композиций. Увиденный и тронувший душу мотив может в будущем вылиться в большую композицию, серию живописных и графических работ, дипломную работу. Важно использование в последующей работе над этюдом верно взятых неповторимых состояний природы, освещения мотива, деталей пейзажа, композиционных находок и многого другого. Пленэр можно рассматривать и как самостоятельный вид изобразительного искусства. Многие художники предпочитают в своем творчестве пленэрную живопись работе в мастерской. Работа на пленэре сложна и многообразна. Пленэр характеризуется свежестью и быстротой исполнения этюда, передачей живых, быстрых впечатлений от натуры. Образцы лучших произведений пленэрной живописи украшают коллекции изобразительного искусства. Пленэр – часть творчества любого художника, а его значение определяется задачами, которые решает автор. Способы работы на пленэре – рисунок и живопись. Рисунок включает в себя: длительный рисунок, зарисовку и набросок. Живопись: длительный этюд, краткосрочный этюд, живописный набросок. Длительный рисунок имеет целью наиболее полный анализ изображаемого мотива.
Работу над длительным рисунком на пленэре можно осуществлять поэтапно:
1. Композиция изображения, определение основных пропорциональных соотношений.
2. Определение конструктивных особенностей изображаемого, пластики, перспективное построение.
3. Передача основных тональных отношений.
4. Проработка объемной формы с помощью светотени. Работа над деталями изображения.
5. Заключительная часть. Обобщение рисунка.
Длительный рисунок выполняется на пленэре, приблизительно, в течение 2-х и более часов, в зависимости от формата работы и поставленных задач.
Зарисовка представляет собой краткосрочный рисунок с задачами выделить и передать главное и наиболее характерное в мотиве. Приблизительное время выполнения зарисовки от 20 минут до 1 часа.
Длительный живописный этюд, так же, как и длительный рисунок, имеет цель изобразить природный мотив с решением поставленных задач по передаче состояния природы, пространственных построений и форм, необходимой детализации. Работа ведется последовательно: 1. Композиция мотива, определение основных пропорциональных соотношений. Подготовительный рисунок для живописи.
2. Прокладка общих цветовых и тональных отношений. 3. Определение планов, выявление формы и объема изображаемых объектов. 4. Работа над деталями в контексте общих решений. 5. Окончание работы, обобщения.
Время письма этюда от 2-х часов и больше.
Для того чтобы запечатлеть определенное, быстро исчезающее состояние природы, сохранить возникающее от мотива впечатление, пишутся краткосрочные этюды. В краткосрочном живописном этюде решаются задачи основных тональных и цветовых отношений, определения колорита, передачи первого впечатления от состояния природы. Детальная проработка формы не предусматривается. Следует внимательно отнестись к выбору формата для краткосрочного этюда – слишком большой может оказаться неудобным в передаче быстро меняющихся состояний природы. Время исполнения краткосрочного живописного этюда от 15 минут до 1 часа.
Живописные наброски преследуют похожие цели, что и краткосрочные этюды. Разница в скорости письма, степени обобщений и остроте выражения впечатлений.
Приблизительное время выполнения наброска от 5 до 20 минут.
4. Формы отчетности по практике. Формами отчетности по практике являются: 1. дневник прохождения практики; 2. отчет о прохождении практики; 3. отзыв-характеристика руководителя практики от выпускающей кафедры; 4. приложения (работы студента, выполненные в разных техниках с использованием различных графических материалов: карандаш, уголь, перо, тушь, пастель, акварель, темпера, акрил, гуашь. Работы должны быть оформлены в паспарту, подписаны и скреплены в единую папку формата А3).
Перечень заданий
Перечень вопросов для проведения промежуточной аттестации.
1. Расскажите о задачах живописи на пленэре. Охарактеризуйте понятие «Пленэр». 2. Какова роль перспективы в живописи пейзажа? 3. В чем заключается разница понятий «цвет в природе» и «цвет в живописи». Что такое предметный цвет. Что такое цвет обусловленный. Расскажите о факторах, влияющих на восприятие цвета в природе. 4. Расскажите о природе цвета. Что такое спектральный круг и для чего он используется в визуальных искусствах. Назовите основные комбинации цветовых сочетаний, на основе которых строится гармоничный зрительный образ в живописи, архитектуре, дизайне? Назовите основные характеристики цвета. В чем заключается основа цветовой гармонии. 5. Что такое контраст, нюанс, тождество? Назовите основные виды контрастов в живописи. Что такое цветовая и тоновая индукция? 6. Контраст, нюанс, тождество в цветовой композиции – для чего и каким образом применяются в построении изображения? 7. Назовите принципы и особенности построения пространства, освещения и колорита в пейзажной живописи? 8. Колорит – как важнейшее средство образного выражения в живописи. На чем основано построение гармоничного колорита в живописи. 9. Категория художественный образ. Что такое художественный образ в пейзажной живописи? 10. Техника акварельной, темперной и масляной живописи. Особенности работы и возможности работы акварелью, гуашью, темперой, маслом на пленэре.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|