Изменение
Мы обратили внимание на традиционные женские ценности. Но хранить их нашим прабабушкам было намного легче, чем многим женщинам сегодня. Наш мир все еще потрясен величайшей социальной революцией в истории: женским движением, которое поставило под вопрос роль полов в семье и обществе. Реакции мира Торы на феминизм часто были «за» или «против». Многие с левого крыла смотрели на это как на благословение свыше, а с правого края – как на угрозу. Но ясно, что феминизм принес как положительные, так и отрицательные изменения, пройдя через период путаницы и смятения, когда возникло это движение. Понимание пола было основной темой нескольких предыдущих поколений. Женский ум веками воспринимался как конкретный – от этого мира, сосредоточенный главным образом на доме и здоровье. А мужской ум, наоборот, как далеко идущий и абстрактный, ставящий такие цели как изучение Торы. Женщины поэтому получали свои знания об абстрактных вещах от мужчин, которые соответственно имели больший социальный статус. Я говорю социальный статус, потому что Творец смотрит на вещи иначе. Согласно Сефер адорот, раби Йеошуа, выдающемуся мудрецу Торы, было сказано во сне, что его место в будущем мире будет рядом с мясником Нанасом. Пораженный такой несправедливостью, он решил найти этого Нанаса и посмотреть в чем дело. И увидел, что это был простой, малообразованный еврей, который преданно ухаживал за престарелыми родителями. Увидев это, раби Йеошуа воскликнул: Счастлив мой удел: я буду рядом с раби Нанасом, мясником»! Как великий ученый Торы, раби Йеошуа занимал несравненно более почетное место в этом мире. Все сознавали его уникальность, данный ему Творцом потенциал, но в Его глазах они были одинаковыми. И, несмотря на свои различия, мужчины и женщины в равной мере способны достичь духовного величия своими путями.
Но «собственный путь» женщины не обязательно должен соответствовать былым временам. Все большее количество женщин осваивают весьма абстрактное мышление, получая докторские в точных науках, психологии и философии. Они достигают и новых уровней в Торе. В иудаизме все не случайно. В каждом поколении определенные энергии, исходящие от Творца, формируют нашу жизнь (Гаон из Вильно, Эвен шлема 11: 9). Поэтому, если женщины меняются, вместе с тем меняются и духовные влияния на наш мир. Фактически, изменения, которые мы видим, были предсказаны во многих источниках Торы.
В Торе написано: «И Б-г сделал два великих светила» (Берешит 1: 16), что предполагает их изначальное равенство. Но фраза продолжает «большее светило, чтобы править днем, и меньшее светило, чтобы править ночью». В Талмуде (Хулин 60б) рассказывается, что луна спросила Творца: «Властелин мира, разве могут два царя делить одну корону? – Иными словами: разве могут сосуществовать два равновеликих светила»? Творец ответил: «Иди тогда и уменьши себя». Пытаясь потом безуспешно утешить луну, Он сказал ей: «Принесите Мне утешение за то, что я сделал луну меньше». По традиции женщину символизирует луна, а мужчину – солнце. Мидраш рассказывает, что вначале оба были окутаны светом (а свет обычно символизирует Тору, см. Мишлей 6: 23). И женщина была способна проникать тогда в глубины Торы как мужчина. А затем потеряла что-то от своего абстрактного мышления, и ее путь к духовному совершенству стал в большей мере земным. Но в будущем женщина восстановит свой свет, как пророчествует Исайя (30: 26): «Свет луны будет как свет солнца». В благословении новолуния мы молим: «Да будет Твоя воля… исправить унижение луны, чтобы не была умалена. Пусть свет луны будет как свет солнца и свет семи дней Творения таким, как прежде, пока она не была уменьшена».
Иеремия (31: 21) говорит об изменении женщин еще выразительнее: «Творец создал на земле новую вещь, женщина станет мужчиной». Раши, выдающийся комментатор Торы XXI-го века, понимает это так, что женщина будет искать расположения мужчины (интересный переворот ролей). Далее он предлагает еще более интригующее объяснение: женщина перевернется, чтобы быть мужчиной. Если еврейская традиция хочет, чтобы мужчины были мужчинами, а женщины женщинами, что же это значит? Таргум Онкелоса дает ответ. Этот комментирующий перевод на арамейский язык (выполненный римлянином, племянником императора Тита, принявшим еврейство) переводит фразу «женщина обратится в мужчину» как «Дом народа Израиля будет учить Тору». В отличие от термина бней Исраэль, что буквально значит «сыны Израиля», бейт Исраэль, «дом Израиля» относится к обоим полам (как Раши разъясняет фразу в Дварим 34: 8). В будущем, женщины будут изучать Тору как мужчины. Более широко это объясняет известный хасидский комментарий 19 века Маор вашемеш (к Шмот 15: 20). Наш мир, как он объясняет, подобен линии. У линии есть начало и конец, каждой точке предшествует другая, и за ней следует другая. Линия символизирует иерархию. И так же Тора в нашем мире иерархична: каждый знает больше кого-то и меньше другого человека, то есть каждый обращается к кому-то «впереди нас» по мудрости. А в будущем мир будет подобным кругу без начала и конца, не будет ни впереди, ни позади, только точки равноудаленные от центра. Согласно Маор вашемеш, «женщина будет окружать мужчину», то есть «женщина» символизирует человечество, а «мужчина» – Творца. (Хотя Он выше разделения по полам, но по традиции дающий воспринимается как «мужчина», а принимающий как «женщина». ) Потом все души будут как точки на круге, с Творцом в центре. Вместо получения знания от других, мы будем учиться прямо у Него, мужчины и женщины в равной мере. Так говорит пророк Иеремия (31: 33): «И больше не будет учить человек соседа… ибо все будут знать Меня, от самого малого до самого великого…». Эти пророки и комментаторы говорят об искуплении, мессианской эпохе. Но когда искупление (освобождение) приблизится, изменения уже начнут проникать в мир, чтобы подготовить нас (Кузари 4: 23). Это время уже близко, и эти изменения стали происходить. Женщины сознают, что могут развивать себя, что редко делали раньше. Рав Арье Каплан пишет: «Новое сознание у женщин – просто предвестие, искра света в будущей мессианской эпохе.
С этой точки зрения в феминизме можно узреть осуществление воли Творца. Поэтому рав Каплан описывает положительное явление, которому мы являемся свидетелями, как «новое сознание среди женщин», а не как «феминизм» или «женское движение». Каждую энергию, которая приходит в мир, можно использовать для святости или неправильно употребить на ее противоположность. Например, мессианская эпоха, как предсказано и исполняется, принесет экономическое равенство, научные открытия и возвращение еврейского народа на свою землю. Но идея экономического равенства была извращена в неправильных руках и стала коммунизмом. Наука, которая должна раскрывать величие Творца и нести благо человечеству, тоже стала оружием атеизма и массового разрушения. А сопровождаемое многочисленными чудесами возвращение на Землю Израиля должно еще перерасти в основанное на Торе общество, служащее «светом для народов». И так же с изменениями в женщинах. Принеся много хорошего, они вызвали много нездоровых идеологий. Хотя у женщин теперь много новых возможностей в плане карьеры и личной свободы, они стали жертвами овеществления, мужских ожиданий и девальвации внутренней жизни. В результате, одни женщины чувствуют, что реализовали себя, свой потенциал, а множество других ощущают себя несчастными и изуродованными. Это часть той картины, которая была предсказана и о которой пишет р. Каплан: «Потрясающие изменения в конце приведут также к огромной путанице, которую часто называют хевлей Машиах – родовыми муками при рождении Машиаха». Мир Торы также что-то приобрел, и что-то потерял от женского движения. В более либеральных кругах, которые приветствовали феминизм, женщины теперь получают благословение углубленного и расширенного изучения Торы и большего участия в еврейской жизни. Но и негативная сторона феминизма не прошла даром. Поэтому консервативные круги приняли серьезные меры, чтобы защитить и усилить традиционную женскую роль. Но при этом некоторые чувствуют, что отвергается все позитивное, что внес феминизм. Поэтому еврейское общество разделилось в вопросе о роли женщин.
Кроме всего, феминизм разрушил у некоторых евреев образ иудаизма и, что еще важнее, представление о себе. Раньше для посторонних иудаизм был чемпионом в сфере женского равноправия и они обвиняли «раввинский истеблишмент» в сопротивлении. Но эта атака вызвала путаницу, сомнение в себе и легкую эрозию еврейской гордости внутри определенных слоев соблюдающей общины. Тем не менее, я верю, что можно усвоить эти изменения в аутентичном еврейском пути, оставаясь верными букве и духу Торы (как это понимают ведущие раввины поколения) и ценностям женского равноправия, важным для нашего духовного развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|