Реабилитация пациентов после инсультов
Стр 1 из 3Следующая ⇒ После тяжелого инсульта у больных с различными патологиями возможно значительное восстановление потерянных способностей. Благодаря общим усилиям самого пациента, его родных, а также медработников многим больным удается вернуться к полноценной жизни. Под термином «реабилитация» (от лат. re- вновь, habilis удобный, приспособленный) понимается комплекс мероприятий (медицинских, психологических, социальных), направленных на восстановление утраченных или ослабленных функций организма инсультных больных, повреждений или функциональных расстройств. Необходимо отметить, что медицинская реабилитация — это не только распознавание и лечение какого-либо заболевания, но и учет проявившегося вследствие повреждения нарушения навыков, а также оценка угрозы ограничения или даже исключения участия человека в профессиональной деятельности и общественной жизни. Понятие «восстановительное лечение» подразумевает предотвращение формирования дефекта и профилактику инвалидизации инсультных больных. Оно включают в себя все известные методы реабилитации и восстановительного лечения. Главной задачей и целью реабилитационного лечения является возвращение инсультных больных к бытовой и трудовой деятельности, создание оптимальных условий для его активного участия в жизни общества. Традиционные методы реабилитации: - ЛФК (кинезотерапия, трудотерапия); - Физиотерапия (массаж, электролечение); -Нейропсихологическая реабилитация для коррекции когнитивных нарушений; -Коррекция речевых расстройств врачом-логопедом; -Повышение эмоционального тонуса (реактивная депрессия). Раннее начало реабилитации и лечение инсульта в специализированном инсультном отделении улучшает его клинический исход. Ядра очага поражения составляют погибшие нервные клетки, а клетки вблизи от него находятся в состоянии пониженной активности или полного торможения. Своевременно принятые лечебные меры могут вернуть им активность. Поэтому, прежде всего надо начать реабилитацию раннего периода.
- растормаживание и стимуляция нейронов в очаге; - профилактика осложнений (пролежни, застойная пневмония, повышенный мышечный тонус, изменения в суставах пораженной конечности) При раннем начале реабилитационной терапии инсультные больные приобретают функциональные навыки, повышающие их способность к самообслуживанию и способствующие активизации пораженных функций. Если раннюю терапию не проводить, больные менее склонны разрабатывать когнитивные и физические дефекты и привыкают находиться в зависимости от окружающих, что может ухудшать восстановление функционального статуса. У больных с последствиями инсульта можно выделить три основных вида нарушений: 1. Повреждение, дефект. Среди повреждений, наступающих после инсульта, можно выделить двигательные (парезы, атаксия), когнитивные, речевые, эмоционально-волевые, зрительные, чувствительные, бульбарные и псевдобульбарные (дисфония, дисфагия, дизартрия), тазовые, сексуальные и иные нарушения, а также осложнения в виде эпиприпадков, падений, таламических болей, инфекций мочевых путей, тромбоэмболических эпизодов, постинсультных артропатий. Цель реабилитации – полное или частичное восстановление нарушенных функций, профилактика, лечение и сведение к минимуму возникших осложнений. 2. Нарушение способности. Нарушение способностей выражается в нарушении ходьбы, самообслуживания, определяемого как активность в повседневной жизни или нарушении более сложных бытовых навыков. Самообслуживание включает способность самостоятельно одеваться, принимать пищу, соблюдать личную гигиену, пользоваться ванной и туалетом, контролировать сфинктеры, осуществлять самостоятельные передвижения (с опорой на палку, без палки, на коляске) в пределах помещения и на улице, самостоятельно садиться и вставать. Возможность выполнять сложные бытовые навыки может заключаться в помощи по приготовлению пищи и уборке помещения, посещении магазинов, работе на дачном участке, вождении автомобиля и т.д. Цель реабилитации – обучение ходьбе, навыкам самообслуживания.
3. Нарушение социального функционирования. Нарушение социального функционирования выражается в ограничении осуществления той социальной роли, которая до болезни была нормой для больного (в соответствии с его возрастом, полом, образованием, социальным положением, профессией, культурным уровнем) и включает ограничение социальной роли в семье и обществе, ограничение социальных контактов, ограничение или невозможность трудиться. Цель реабилитации – восстановление (полное или частичное) социальной роли (что выходит за рамки непосредственно медицинской реабилитации) в семье и обществе, социальных контактов, возможности посещать концерты, театры, выставки, различные общественные и религиозные мероприятия, восстановление старых и освоение новых увлечений (хобби), восстановление трудоспособности. Таким образом, лечение и реабилитация и должны быть комплексным и направленным на решение всех перечисленных проблем. Если же ранняя возможность реабилитационных мероприятий невозможна (при нарушенном сознании и т.ли.), на ранних сроках заболевания проводятся мероприятия, направленные в первую очередь на предупреждение развития таких осложнений, как пневмонии, пролежни, тромбоз глубоких вен нижних конечностей, боли.
К ним относятся: 1. обеспечение проходимости верхних дыхательных путей с помощью воздуховода, интубационной трубки или трахеостомы; 2. санация ротовой полости и верхних дыхательных путей; 3. частая смена положения пациента и его правильное позиционирование; 4. ежедневные гигиенические мероприятия всей поверхности тела; 5. применение противопролежневых матрасов; 6. использование компрессионного трикотажа. В связи с этим большое значение имеет психологическая помощь в реабилитации больных с последствиями инсульта, способствующая созданию активной направленности личности на преодоление дефекта, созданию оптимистической лечебной и жизненной перспективы, формированию позитивного отношения к лечению и к болезни. То есть, помимо медикаментозной коррекции должно производиться и функционально-восстановительное лечение, необходимой частью которого является коррекция интеллектуальных способностей. Таким образом, разработка и практическое применение психокоррекционных мероприятий в ранний восстановительный период является необходимой. Важным в профилактике возникновения когнитивного дефекта является наиболее раннее лечение последствий перенесенного инсульта. Наряду с лекарственной терапией и физическими методами реабилитации в раннем восстановительном реабилитационном периоде необходим также широкий спектр психосоциальных методов реабилитации: участие логопеда, психолога, психотерапевта в процессе реабилитации и т.ли. Эти мероприятия направлены на коррекцию астено-депрессивных, астено-ипохондрических реакций на болезнь, формирование позитивного видения пацинта, а также на коррекцию когнитивных нарушений. Особое важное значение имеет коррекция нарушенных когнитивных функций больных, способствующая повышению социальной адаптации.
Этапы реабилитации условно делятся на 4 периода: 1. Реабилитационные мероприятия в острый период (первый месяц после перенесенного ишемического приступа); 2. Восстановление на раннем этапе (до 6 месяца после инсульта); 3. Позднее восстановление (6–12 месяцев); 4. Реабилитация в период больше 12 месяцев после инсульта. 1. Истинное восстановление – это когда нарушенные функции возвращаются к исходному состоянию. Это возможно лишь тогда, когда нет полной гибели нервных клеток, а патологический очаг состоит из инактивированных элементов (вследствие отека, гипоксии, изменения проводимости нервных импульсов); 2. Компенсация – это функциональная перестройка организма в целом, вовлечение в функциональную систему новых структур; 3. Реадаптация – использование различных приспособлений в виде тростей, протезов и т.д. В основе реабилитации лежит нейропластичность – это свойство мозга изменять свою функциональную и структурную реорганизацию, способность различных его структур вовлекаться в разные формы деятельности. Основными принципами реабилитации являются:
3. Комплексность и мультидисциплинарность. Это включение в реабилитационный процесс специалистов различных специальностей (мультидисциплинарная бригада): неврологов, терапевтов (кардиологов), при необходимости урологов, специалистов по кинезотерапии (ЛФК), афазиологов (логопедов-афазиологов или нейропсихологов), массажистов, физиотерапевтов, иглотерапевтов, трудотерапевтов, психологов, социальных работников, специалистов по биологической обратной связи и др. 4. Адекватность реабилитационных мероприятий – предполагает составление индивидуальных реабилитационных программ с учетом степени выраженности неврологического дефицита, этапа реабилитации, состояния соматической сферы, состояния эмоционально-волевой сферы и когнитивных функций, возраста больного. 5. Активное участие в реабилитации самого больного, его близких и родных. Необходимо, чтобы пециалисты объясняли ухаживающим за больным родственникам или сиделкам цели и методики занятия, разъясняли необходимость дополнительных занятий во второй половине дня. Также велика роль семьи в обучении навыкам самообслуживания, создании условий для различных занятий. По окончании острого периода инсульта (через Основным методом коррекции речевых нарушений являются занятия по восстановлению речи, чтения и письма, которые проводят логопеды-афазиологи или нейропсихологи. Речевая реабилитация более длительна и продолжается до 2–3 лет. Методы восстановительного обучения зависят от этапа реабилитации. На раннем этапе применяют специальные «растормаживающие» и стимуляционные методики восстановительного обучения. Восстановление понимания речи – понимание отдельных слов и восстановление способности понимать ситуативную речь, на следующем этапе – понимание внеситуационных фраз. Параллельно больной учится понимать письменную речь. Стимулирование понимания речи происходит не только на занятиях, но и при обычном бытовом контакте. Когнитивные нарушения, выявляющиеся в связи с перенесенным инсультом, могут возникать в разные периоды времени: сразу после инсульта (острые когнитивные нарушения) и в более отставленном периоде (отставленные постинсультные КН), обусловленные, как правило, параллельно протекающим нейродегенеративным процессом, активирующимся в связи с нарастающей ишемией и гипоксией. Таким образом, из выше сказанного, можно сделать следующие выводы: 1. Под термином «реабилитация» понимается комплекс мероприятий, направленных на восстановление утраченных или ослабленных функций организма инсультных больных, повреждений или функциональных расстройств. Таким образом, восстановительное лечение подразумевает собой предотвращение формирования дефекта и профилактику инвалидизации инсультных больных. 2. У больных с последствиями инсульта выделитяют три основных вида нарушений: повреждение, дефект; yарушение способности и нарушение социального функционирования. Таким образом, лечение и реабилитация и должны быть комплексным и направленным на решение всех перечисленных проблем. 3. Этапы реабилитации условно делятся на 4 периода: реабилитационные мероприятия в острый период (первый месяц после перенесенного ишемического приступа); восстановление на раннем этапе (до 6 месяца после инсульта); позднее восстановление (6–12 месяцев); реабилитация в период больше 12 месяцев после инсульта. 4. Различают три уровня восстановления: истинное восстановление (когда нарушенные функции возвращаются к исходному состоянию, когда нет полной гибели нервных клеток); компенсация (перестройка организма в целом, вовлечение в функциональную систему новых структур); реадаптация (использование различных приспособлений для реабелитации в виде тростей, протезов и т.ли.). 5. Ранняя реабилитация препятствует развитию осложнений острого периода инсульта, развитию и прогрессированию вторичных патологических состояний (спастические контрактуры, патологические двигательные стереотипы), развитию социальной и психической дезадаптации, астено-депрессивных состояний. 6. Основным методом коррекции речевых нарушений являются занятия по восстановлению речи, чтения и письма, которые проводят логопеды-афазиологи или нейропсихологи. Речевая реабилитация более длительна и продолжается до 2–3 лет. 7. Процесс реабилитации должен быть направлен на восстановление когнитивные нарушений: нарушением памяти, внимания, гнозиса, праксиса, снижением интеллекта, т.к. они чаще всего развиваются после острых нарушений мозгового кровообращения(у 25–65% больных в первые 3 месяца после инсульта). Выводы по Главе 1: 1. 2. 3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|