Глава 9. Небольшое предупреждение. Идеал и реальность
Глава 9. Небольшое предупреждение
В замечательный звездный вечер Хануки я стояла на лужайке прекрасного поселения рядом с Иерусалимом под хупой с моим будущим мужем Авраамом. Он прочел на иврите: «Отныне ты посвящена мне этим кольцом по закону Моше и Израиля», – и одел мне на палец кольцо. Мы по закону стали обручены. А затем пришло время прочесть ктубу, галахическое соглашение, сопровождающее брак. – Мне не важно, чтобы ктуба была очень красивая, – сказала я за месяц до нашей свадьбы. – Какой смысл разрисовывать и делать произведением искусства юридический документ, такой неромантичный кусок бумаги? Авраам пожал плечами и невнятно ответил, и я решила, что он собирается использовать для церемонии официальный бланк израильского раввината. Теперь Авраам взял ктубу. Но это было не то, что я ожидала. На прекрасной бумаге был нежный акварельный рисунок, а сверху еврейская каллиграфия. И все это сделал сам Авраам. Я была поражена и глубоко тронута. Вдруг я поняла, как много для меня значит этот «неромантичный» кусок бумаги. Ктуба – главное выражение брачной связи, не только галахически, но и для большинства женщин эмоционально. Установленный раввинами где-то 2000 лет назад, этот документ обязывает мужа почитать свою жену и обеспечивать ее нужды, включая еду, одежду и супружескую близость. Но, прежде всего, он определяет сумму, которая ей полагается, если муж умрет раньше ее или разведется с ней. Это обязательство дается, чтобы обеспечить ей некую финансовую уверенность в обоих случаях и предостеречь его от инициации развода. В древние времена этой суммы могло хватить ей, чтобы прожить достаточно долгое время. Сегодня это несколько тысяч долларов, если только муж не пожелает увеличить ее. (А поддержка детей остается на ответственности мужа. ) Ктуба считается такой важной, что без нее паре не разрешается жить вместе как мужу с женой.
К сожалению, хотя ктуба сохраняет свое эмоциональное значение и занимает во многих семьях почетное место на стене одной из комнат, полагаться на нее, чтобы защитить женщин во время развода, оказывается большой проблемой.
Идеал и реальность Сара и Михаэль, которые обручились в возрасте около 25 лет, сели планировать свою свадьбу. Музыканты, зал, меню и список приглашенных, об этом они скоро достигли соглашения. Следующий вопрос был ктуба – кто ее будет украшать, и какую сумму в ней написать. Михаэль был из богатой семьи, поэтому Сара ожидала, что он значительно увеличит минимальную сумму. – Давай, используем число 18, – романтически предложил Михаэль, имея в виду, что это числовое значение слова хай (жизнь). – В ктубе будет написано 18, 000 долларов. Сара опешила. Что случилось, спросил он: – Ты не любишь число 18? – Я да… но… – Так что? С кислой улыбкой Сара сказала: – А что если добавить ноль? Михаэль не знал, что ответить. Чувствуя, что нуждаются в руководстве, они пошли к раву Фридману, уважаемому лидеру общины и галахическому авторитету, известному своей прямотой. – Ну, есть хорошие новости и плохие новости, – сказал он. – Хорошие новости в том, что вы не должны беспокоиться, писать в ктубе 18, 000 или 180, 000 долларов, потому что реально это не имеет значения. У большинства мужчин есть страхование жизни, которое намного превышает сумму ктубы. И когда пара разводится, они почти всегда делят свое имущество, исходя из того, кто заботится о детях и у кого какие финансовые нужды. Так что можете переходить к приятной части, решая, кто будет разрисовывать ктубу и кто делать каллиграфию.
– Хорошо, – сказала Сара, вздохнув. – А что насчет плохих новостей? – Плохие новости, – продолжил рав Фридман печально, – в том, что евреи сегодня живут под юрисдикцией светских властей, так что неважно, сколько денег в ктубе установлено для жены, бейт дин (раввинский суд) не может гарантировать, что она их получит. Пара была шокирована, особенно Сара. Как же она об этом ничего не знала? – Если происходит развод, – продолжал рав, – порядочный человек обеспечит своей жене приличный доход, особенно если он хочет расторжение брака. Но, если его жена думает о боле высоком уровне жизни, тогда возникают проблемы. Еврейский развод требует взаимного согласия. Поэтому муж может уйти, не оставив ничего, в обмен на свое согласие дать жене развод. – Но почему муж станет себя так вести? – громко выразил удивление Михаэль. – Михаэль, – объяснил рав Фридман, – развод – время, когда в человеке разыгрываются дурные страсти, и гнев может преодолеть достоинство. Обе стороны обвиняют друг друга, и тот, кто выходит с большей частью имущества и попечения о детях, может провозглашать: «Если мне это причитается, значит, развод – не моя вина. » Молодой человек покачал головой: – Не представляю, чтобы я так поступил. – Я рад, но, к несчастью, это случается, и хотя женщина может вести себя точно так же, это происходит намного реже. Более того, если женщина отказывается принять решение бейт дина, ее муж может получить то, что называется гетер меа рабаним – «разрешение ста раввинов». Хотя его дают только в определенных случаях, это позволяет ему преодолеть запрет тысячелетней давности иметь не больше одной жены, что разрешает Тора, и жениться на другой женщине. У женщины, муж которой отказал ей в разводе, такой возможности нет. – И что раввины ей ничем не могут помочь? – спросила Сара. – Они могут пытаться, – ответил рав Фридман. – Могут издать призыв к людям отлучить ее мужа от всех синагог, бойкотировать его бизнес, и подвергать его другим видам остракизма – иными словами, могут так затруднить его жизнь, что он согласится дать развод. В Израиле правительство может лишить его многих прав и привилегий и даже посадить в тюрьму. В хасидских общинах ребе может послать группу своих последователей «убедить его несловесным способом», чтобы он согласился дать жене разводное письмо. Иные общины используют другие творческие решения. Но, если ничего не действует, у женщины нет выхода. И кроме ее страданий, это ужасный хилуль Ашем (нарушение святости Имени Творца): демонстрация того, что иудаизм якобы не заботится о женщине.
Наступило долгое молчание. Сара смотрела на Михаэля, ожидая его ответа. – Рав Фридман, – наконец сказал Михаэль, – ни Сара, ни я не сомневаемся, что наш брак навсегда. А если, не дай Б-г, мы не правы, я не могу себе представить, чтобы я вел себя по отношению к жене несправедливо. Но если ктуба больше не защищает женщин, я не считаю, что нам нужно зарывать голову в песок. С внутренним облегчением, Сара добавила: – Я не думаю, что это захотят сделать и мои родители. Хотя они хорошо относятся к Михаэлю и думают о нем и наших отношениях так же, как я, они очень расстроятся, если узнают, что их дочь выходит замуж без всякой защиты. – Вы подняли важные вопросы, – подтвердил рав Фридман, – и я с вами согласен. Но это темы, которые касаются не только вас и ваших родителей, но всего клаль Исраэль (еврейского народа). Большинство религиозных евреек никогда не разведутся. Но ради меньшинства важно, чтобы брачная церемония включала и галахическое соглашение, которое бы их защищало.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|